Урок химии и биологии «Химическая связь» Место проведения: моу «Лицей №2»
Интегрированный урок химии и биологии
«Химическая связь»
Место проведения: МОУ «Лицей №2» г.Чебоксары.
Классы: 9-й и 11-й.
Учителя: учитель химии МОУ «Лицей №2» Михайлова Тамара Васильевна, учитель биологии МОУ «Лицей №2» Фролова Светлана Борисовна.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить с методами изучения процессов образования химических связей.
Задачи урока:
Изучить природу химической связи. Цель урока:
познакомить учащихся с методами изучения процессов образования химических связей
Вопросы урока:
Изучить строение и основные характеристики ковалентной связи.
Рассмотреть свойства воды и ее роль в биосфере
Рассматриваемые вопросы:
Природа химической связи
Ковалентная связь
Основные характеристики ковалентной связи.
Валентные возможности атомов.
Химия воды.
Вода в живом веществе.
«Экология – основа политики и ориентир для экономики» (Н.В.Фёдоров).
Оборудование: компьютер учителя, интерактивная доска, проектор, компьютеры учащихся.
Раздаточный материал: таблицы Менделеева.
Ресурсы урока: электронные презентации, Интернет, электронные тесты.
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Изучение природы химической связи – 20 мин.
3. Рассмотрение аномалий физических свойств воды – 5 мин.
4. В.И.Вернадский о значении воды в биосфере – 5 мин.
5. Проект «Чистая вода» в рамках реализации послания Президента Чувашской Республики Н.В.Фёдорова «Чувашия из будущего и для будущего» - 5 мин.
6. Закрепление материала: выполнение тестовой работы в электронном виде – 6 мин.
7. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока.
I. Учитель химии.
Вступительное слово.
Химика всегда интересовала природа химической связи. И в настоящее время этот вопрос является центральным вопросом в химии (Слайд).
Вопрос классу: Так что же такое химическая связь? (на вопрос отвечают сначала учащиеся 9-го, а затем 11-го класса).
Таким образом: процесс взаимодействия электронов и ядер исходных атомов, приводящий к образованию новых молекул, сопровождается уменьшением энергии системы.
В основе образования любой химической связи лежит стремление атома приобрести устойчивость (Слайд).
Рассмотрим это на примере образования молекулы HJ:
H2 + J2 = 2HJ
Энергетическая схема образования HJ ↑Е
Химическая связь образуется за счет валентных электронов, но осуществляться она может по-разному (Слайд).
Различают связи: 1) ковалентная;
2) ионная;
3) металлическая;
4) водородная.
Остановимся более подробно на ковалентной связи (Слайд).
Вопрос аудитории: Что такое ковалентная связь?
Вывод: Ковалентная связь осуществляется за счет общих ковалентных пар.
Механизм образования ковалентной связи (Слайд).
Энергетическая схема образования молекулы водорода (Слайд).
Виды химической связи (Слайд).
В зависимости от электроотрицательности атомов различают ковалентные связи:
1) неполярные;
2) полярные
Мерой полярности ковалентной связи является дипольный момент: µ=ē*l (Слайд)
Параметры ковалентной связи (Слайд).
Валентные возможности атомов (Слайд):
1) за счет неспаренных электронов;
2) за счет распаривания электронов;
3) по донорно-акцепторному механизму.
(Первые две возможности рассматриваются на примере атома серы, третья – на примере атомов азота и кислорода).
На основании вышесказанного можно сделать выводы:
Химическая связь возникает между двумя атомами за счет обобществления электронов с антипараллельными спинами.
При образовании молекулы электронная структура взаимодействующих атомов в основном сохраняется.
Химическая связь располагается в направлении обеспечивающем максимальное перекрывание электронных орбиталей.
Прочность химической связи зависит от степени перекрывания взаимодействующих орбиталей.
Остановимся более подробно на образовании химических связей в молекуле воды (Слайд).
Физический свойства воды и некоторые аномалии (Слайд).
Образование водородных связей (Слайд).
Ассоциаты (Слайд).
Кристаллическая решетка воды (Слайд).
Свойства водородной связи (Слайд).
1. Живая вода.
Учитель биологии:
- Ребята, вы наверняка слышали или читали сказки про «живую» воду.
Информация о лечебных свойствах легкой воды.
Демонстрация слайда.
Выводы: 1. «Вода не содержит никаких вредных для человека веществ».
2. Приоритетный проект «Чистая вода».
Н. В. Федоров: «Для физиологической компенсации суточной потери жидкости людям нужны не чай или кофе, тем более кола, фанта или лимонад, а именно чистая вода».
2. Вода и живое вещество.
Учитель:
-Как молекула воды хранит и передает информацию?
Доказательства информационных свойств воды.
Демонстрация слайдов различных образцов воды при замерзании.
Вывод: «Вода и живое вещество – генетически связанные части организованности земной коры».
3. Водные ресурсы России и Чувашской Республики.
Учитель:
- Наша страна одна из самых богатых водными ресурсами.
- В Чувашии общая протяженность рек и ручьев составляет 8650 км.
- Основная проблема – загрязнение водоемов сточными водами, попадание в водоемы бытового и промышленного мусора.
Демонстрация слайдов.
4. Чувашия из будущего и для будущего.
Выдержки из послания президента Чувашской Республики Н. В. Федорова государственному совету:
«Современный мир пришел – к такому состоянию, когда стало понятно, что дальнейшее развитие цивилизации может быть только в гармонии с природой, а не за счет нее».
«Необходимо добиться, чтобы все жители республики научились думать «по зеленому», то есть повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит. Это должно стать стилем, нормой жизни, отличительной чертой мировоззрения и поведения живущих в Чувашии».
«Экология – основа политики и ориентир для экономики»
III. Тестирование (компьютерное).
IV. Домашнее задание (на сайте лицея).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: