NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок химии и биологии «Химическая связь» Место проведения: моу «Лицей №2»


Интегрированный урок химии и биологии

«Химическая связь»
Место проведения: МОУ «Лицей №2» г.Чебоксары.

Классы: 9-й и 11-й.

Учителя: учитель химии МОУ «Лицей №2» Михайлова Тамара Васильевна, учитель биологии МОУ «Лицей №2» Фролова Светлана Борисовна.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить с методами изучения процессов образования химических связей.

Задачи урока:

  • Изучить природу химической связи. Цель урока:
    познакомить учащихся с методами изучения процессов образования химических связей

  • Вопросы урока:



  • Изучить строение и основные характеристики ковалентной связи.

  • Рассмотреть свойства воды и ее роль в биосфере

Рассматриваемые вопросы:

  • Природа химической связи

  • Ковалентная связь

  • Основные характеристики ковалентной связи.

  • Валентные возможности атомов.

  • Химия воды.

  • Вода в живом веществе.

  • «Экология – основа политики и ориентир для экономики» (Н.В.Фёдоров).

Оборудование: компьютер учителя, интерактивная доска, проектор, компьютеры учащихся.

Раздаточный материал: таблицы Менделеева.

Ресурсы урока: электронные презентации, Интернет, электронные тесты.

План урока:

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Изучение природы химической связи – 20 мин.

3. Рассмотрение аномалий физических свойств воды – 5 мин.

4. В.И.Вернадский о значении воды в биосфере – 5 мин.

5. Проект «Чистая вода» в рамках реализации послания Президента Чувашской Республики Н.В.Фёдорова «Чувашия из будущего и для будущего» - 5 мин.

6. Закрепление материала: выполнение тестовой работы в электронном виде – 6 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока.

I. Учитель химии.

Вступительное слово.

Химика всегда интересовала природа химической связи. И в настоящее время этот вопрос является центральным вопросом в химии (Слайд).

Вопрос классу: Так что же такое химическая связь? (на вопрос отвечают сначала учащиеся 9-го, а затем 11-го класса).

Таким образом: процесс взаимодействия электронов и ядер исходных атомов, приводящий к образованию новых молекул, сопровождается уменьшением энергии системы.

В основе образования любой химической связи лежит стремление атома приобрести устойчивость (Слайд).

Рассмотрим это на примере образования молекулы HJ:

H2 + J2 = 2HJ
Энергетическая схема образования HJ ↑Е
Химическая связь образуется за счет валентных электронов, но осуществляться она может по-разному (Слайд).
Различают связи: 1) ковалентная;

2) ионная;

3) металлическая;

4) водородная.

Остановимся более подробно на ковалентной связи (Слайд).

Вопрос аудитории: Что такое ковалентная связь?

Вывод: Ковалентная связь осуществляется за счет общих ковалентных пар.
Механизм образования ковалентной связи (Слайд).
Энергетическая схема образования молекулы водорода (Слайд).
Виды химической связи (Слайд).

В зависимости от электроотрицательности атомов различают ковалентные связи:

1) неполярные;

2) полярные
Мерой полярности ковалентной связи является дипольный момент: µ=ē*l (Слайд)
Параметры ковалентной связи (Слайд).
Валентные возможности атомов (Слайд):

1) за счет неспаренных электронов;

2) за счет распаривания электронов;

3) по донорно-акцепторному механизму.

(Первые две возможности рассматриваются на примере атома серы, третья – на примере атомов азота и кислорода).
На основании вышесказанного можно сделать выводы:

  • Химическая связь возникает между двумя атомами за счет обобществления электронов с антипараллельными спинами.




  • При образовании молекулы электронная структура взаимодействующих атомов в основном сохраняется.




  • Химическая связь располагается в направлении обеспечивающем максимальное перекрывание электронных орбиталей.




  • Прочность химической связи зависит от степени перекрывания взаимодействующих орбиталей.



Остановимся более подробно на образовании химических связей в молекуле воды (Слайд).
Физический свойства воды и некоторые аномалии (Слайд).
Образование водородных связей (Слайд).
Ассоциаты (Слайд).
Кристаллическая решетка воды (Слайд).
Свойства водородной связи (Слайд).
1. Живая вода.

Учитель биологии:

- Ребята, вы наверняка слышали или читали сказки про «живую» воду.

  • Информация о лечебных свойствах легкой воды.

  • Демонстрация слайда.

  • Выводы: 1. «Вода не содержит никаких вредных для человека веществ».

2. Приоритетный проект «Чистая вода».

Н. В. Федоров: «Для физиологической компенсации суточной потери жидкости людям нужны не чай или кофе, тем более кола, фанта или лимонад, а именно чистая вода».
2. Вода и живое вещество.

Учитель:

-Как молекула воды хранит и передает информацию?

  • Доказательства информационных свойств воды.

  • Демонстрация слайдов различных образцов воды при замерзании.

  • Вывод: «Вода и живое вещество – генетически связанные части организованности земной коры».


3. Водные ресурсы России и Чувашской Республики.

Учитель:

- Наша страна одна из самых богатых водными ресурсами.

- В Чувашии общая протяженность рек и ручьев составляет 8650 км.

- Основная проблема – загрязнение водоемов сточными водами, попадание в водоемы бытового и промышленного мусора.

  • Демонстрация слайдов.


4. Чувашия из будущего и для будущего.

Выдержки из послания президента Чувашской Республики Н. В. Федорова государственному совету:

  • «Современный мир пришел – к такому состоянию, когда стало понятно, что дальнейшее развитие цивилизации может быть только в гармонии с природой, а не за счет нее».

  • «Необходимо добиться, чтобы все жители республики научились думать «по зеленому», то есть повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит. Это должно стать стилем, нормой жизни, отличительной чертой мировоззрения и поведения живущих в Чувашии».

«Экология – основа политики и ориентир для экономики»

III. Тестирование (компьютерное).
IV. Домашнее задание (на сайте лицея).

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.