NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок I спряжение


УРОК I

Спряжение. Предварительное замечание. Санскритские глаголы имеют десять времен и наклонений, а каждое из последних три числа (единственное, двойственное и множественное) для трех лиц. Все времена и наклонения имеют и активную (parasmaipada), и медиальную (ātmanepada) форму с характерными для каждой из них личными окончаниями. Времена и наклонения следующие:


1. Indicativus (настоящее время);

6. Описательное будущее;

2. Imperfectum;

7. Простое будущее;

3. Imperativus;

8. Conditionalis;

4. Optativus (potentialis);

9. Precativus (benedictivus);

5. Perfectum;

10. Аорист.


Первые четыре производятся от особой основы настоящего времени, образуемой от корней десятью различными способами. Корни по этому делятся на десять классов.
1. Indicativus parasmaipada. К глагольным корням I кл. при образовании основы наст. времени перед личными окончаниями присоединяется A, который в первом лице ед., дв. и мн. ч. ind. заменяется Aa. Напр. vd! – говорить: vd и vda.





Ед. ч.

Дв. ч.

Мн. ч.

1

vdaim vad-ā-mi

vdav> vad-ā-vaḥ (s)

vdam> vad-ā-maḥ (s)

2

vdis vad-a-si

vdw> vad-a-thaḥ (s)

vdw vad-a-tha

3

vdit vad-a-ti

vdt> vad-a-taḥ (s)

vdiNt vad-a-nti


2. Правило Sadhi. Конечные s! и r! слов, стоящих в конце предложений превращаются в висаргу, > = ḥ, обыкновенно также и перед k!, o!, p!, )! и перед шипящими (z!, ;!, s!).
3. Indicativus præsentis обозначает:
a) настоящее время;

b) непосредственное будущее;

c) произошедшее при живом изложении (præs. historicum).
Глаголы I кл.:


pt! – падать, лететь;

cr! – ходить, совершать, пастись;

dh! – гореть, жечь;

nm! – кланяться (+D.), почитать;

yj! – приносить жертву

(кому - Acc., что - I., для кого - D.);

pc! – варить, готовить;

z

xav! – бежать;

vs! – жить, обитать;

Tyj! – покидать;

r]! – защищать;

vh! – нести, течь, дуть, веять.

jIv! – жить;






Другие части речи (наречия, предлоги, союзы, частицы):


At> (s) – отсюда, поэтому;

c – и;

AÇ – здесь, сюда;

tt> (s) – оттуда, потому, потом;

Axuna – теперь, сейчас;

twa – так;

A* – сегодня;

tÇ – там, туда;

#t> (s) – отсюда, поэтому;

tda – тогда;

#it – так - конец прям. речи;

tu, ik

#Twm – так;

pun> (r) – снова, опять;

#h – здесь;

yt> (s) – откуда, почему;

@v – именно, только;

ywa – как;

@vm! – так;

yÇ – где, куда;

kwm! – как?

yda – когда, если;

kda – когда?

sda – всегда;

kut> (s) – откуда? почему?

svRÇ – повсюду, везде;

kuÇ – где? куда?

he – о!

Kv – где? куда?





УРОК II

Таблица подъёма гласных


Низшая ступень

-

#

%

\

¤

1aя степень подъёма – guṇa

A

@

Aae

Ar!

Al!

2aя степень подъёма – vṛddhi

Aa

@e

AaE

Aar!

Aal!


Допускают 1-ю степень повышения все гласные, стоящие на конце корня, а также краткие гласные, после которых стоит лишь один согласный.
1. a) Корни I класса, оканчивающиеся на #, $, %, ^, \, § заменяют их соответствующими guṇa: @, Aaˆ и Ar!, напр. ij и nI образуют je и ne , Ôu и -U – Ôae и -ae, Sm& и t¨ - Smr! и tr!.

b) @ перед следующим за ним признаком основы настоящего времени, A, превращается в Ay, Aaˆ в Av, Ar! в Ar, напр. 3-е л., ед. ч. Ôvit, -vit, jyit, nyit, Smrit, trit.
2. Корни, оканчивающиеся на один только согласный, перед которым стоят краткие гласные #, %, \ или ¤, также заменяют их соответствующими guṇa, напр. ict! изменяется в cet!, bux! в baex!, v&;! в v;R!, „p! в kLp!, 3-е л., ед. ч. cetit, baexit, v;Rit, kLpte.
3. Корни, оканчивающиеся на @ и @e, перед признаком основы настоящего времени, A, изменяют эти звуки на Ay и Aay, напр. þe, 3-е л., ед. ч. þyit, g‰, 3-е л., ед. ч. gayit.
4. Мужской и средний род на A.
a) М. р.





Ед. ч.

Дв. ч.

Мн. ч.

Nom.

dev> devaḥ (s)

devaE dev-au

deva> devāḥ (s)

Voc.

dev deva

Acc.

devm! devam

devan! devā-n


b) Ср. р.






Ед. ч.

Дв. ч.

Мн. ч.

Nom.

)lm! phala-m

)le phale (a + i)

)lain phalā-ni

Acc.

Voc.

)l phala


5. Главные значения падежей: 1) Nominativus - падеж подлежащего; 2) Accusativus - падеж дополнения и обозначает большею частью прямое дополнение, иногда и косвенное, кроме того, направление и протяжение (время и пространство).
6. Соединение конечных и начальных гласных:


A или Aa

+

A или Aa

=

Aa

A или Aa

+

# или $

=

@

A или Aa

+

% или ^

=

Aae

A или Aa

+

\

=

Ar!

A или Aa

+

Aae или Aa‰

=

Aa‰

A или Aa

+

@ или @ˆ

=




7. Суффиксальный s!, за которым следует гласный n!, m!, y! или v!, превращается в ;!, если предшествует ему какой-нибудь иной гласный, чем A или Aa либо непосредственно, либо, будучи отделён висаргой или анусварой, напр. Ai¶ + su > Ai¶;u, deve + su > deve;u; xnus! + Aa > xnu;a.

Точно также начальный корневой s! часто изменяется в ;!, St! в ò! , Sw! в ó! и Sn! в :[!, если ему при удвоении корня предшествует иной гласный чем A или Aa, напр. it + Sw > itó.
Глаголы I кл.:


ij – побеждать, завоёвывать;

pa (ipb) – пить;

nI – вести, направлять;

Swa (itó) – стоять, находиться;

-U – быть, становиться, происходить;

dzR! (pZy) – смотреть, видеть;

Sm& – вспоминать;

gm! (gCD) – идти, ходить;

t¨ – переправлять, спасать;

ym! (yCD) – давать.

v;!R – идти (о дожде), осыпать дарами;





Существительные:


M

N

dev – бог;

)l – плод, награда;

nr – мужчина, человек;

g&h; – дом;

puÇ – сын;

ngr – город;

gj – слон;

jl – вода;

¢am – деревня;

]Ir – молоко;

n&p; – царь;

dan – подарок, подаяние.


УРОК III

1.a) Корни VI класса подобно корням I класса в основе настоящего времени перед личными окончаниями вставляют A, но их гласные не заменяются соответственным guṇa, напр. i]p!, i]p, tud! в tud, k«;! в k«;; Ind. pr. prar. i]paim, i]pis, i]pit и т.д.

b) Конечный § корней переходит в #r!, напр. k© – сыпать, ikr, ikrit; конечное % и ^ переходит в %v!, напр. xU, xuv, xuvit; конечное # в #y!, напр. i], i]y, i]yit.
2. Склонение основ м. и ср. р. на A; dev, m. – бог.





Ед. ч.

Дв. ч.

Мн. ч.

I.

deven dev-ena

deva_yam! devā-bhyām

devE> dev-aiḥ

D.

devay devā-ya

deve_y> dev-e-bhyaḥ (s)

Abl.

devat! devā-t

G.

dvSy deva-sya

devyae> deva-y-oḥ (s)

devanm! devā-n-ām

L.

deve deve (a + i)

deve;u dev-e-ṣu (su)


3. Главные значения падежей:
a) Instrumentalis (Творительный) отвечает на вопросы “с кем?”, “посредством чего?”, выражает сопровождение, действующее лицо или орудие;

b) Dativus (Дательный) обозначает направление или то, в пользу чего совершается действие;

c) Ablativus (Отложительный) отвечает на вопрос “откуда?” и обозначает причину;

d) Genitivus (Родительный) обозначает всякого рода принадлежность (Genitivus subjectivus, objectivus и partitivus);

e) Locativus (Местный) обозначает место и время совершения действия, а также направление.


Глаголы VI кл.:

Глаголы I кл.:

i]p! – бросать;

þa (þy) – звать;

ivz! – входить;

sd! (sId) – сидеть;

àCD! (p&CD;) – спрашивать;

guh! (gUh) – прятать.

k;R! (k«;) – пахать;




SpzR (Sp&z;) – прикасаться;




#;! (#CD) – искать, желать;




idz! – показывать;




isc! (isÂ) – капать, поливать;




sjR! (s&j;) – творить, выпускать.





Существительные:


M

N

me" – облако;

xn – деньги, богатство;

hSt – рука;

suo – счастье, благо;

magR – дорога;

la¼l – плуг;

kuNt – копьё;

]eÇ – поле;

kq – циновка;

iv; – яд.

bal – мальчик;




zr – стрела.





УРОК IV

1. Сущ. м. р. на #; AiGn, m. – огонь.





Ед. ч.

Дв. ч.

Мн. ч.

N.

Ai¶> agni-ḥ (s)

A¶I agnī

A¶y> agnay-aḥ (s)

V.

A¶e agne

Acc.

Ai¶m! agnim

A¶In! agnī-n

I.

Ai¶na agni-n-ā

Ai¶_yam! agnibhyām

Ai¶i-> agni-bhiḥ (s)

D.

A¶ye agnay-e

Ai¶_y> agni-bhyaḥ (s)

Abl.

A¶e> agneḥ (s)

G.

A¶yae> agny-oḥ (s)

A¶Inam! agnī-n-ām

L.

A¶aE agn-au

Ai¶;u agni-ṣu (su)


2. Сущ. ср. р. на #; vair, n. – вода.





Ед. ч.

Дв. ч.

Мн. ч.

N.

vair vāri

vair[I vāri-ṇ-ī


V.

vair, vare vāri, -re

Acc.

vair vāri

I.

vair[a vāri-ṇ-ā

vair_yam! vāri-bhyām

vairi-> vāri-bhiḥ (s)

D.

vair[e vāri-ṇ-e

vair-y> vāri-bhyaḥ (s)

Abl.

vair[> vāri-ṇ-as

G.

vair[ae> vāri-ṇ-oḥ (s)

varI[am! vārī-ṇ-ām

L.

vairi[ vāri-ṇ-i

vair;u vāri-ṣu (su)

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:

Урок I спряжение

Урок: 3 стр.

Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.