NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок: «Избирательное право в демократическом государстве»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4




10-А класс

Учитель истории и обществознания

Фоменко О.Н.

Урок: «Избирательное право в демократическом государстве».
Урок проведен в 10-А классе.
Цели урока:

  1. Раскрыть основные принципы демократических выборов.

  2. Развивать умения учащихся анализировать документы, высказывать свою точку зрения по предложенным вопросам.

  3. Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания.



Оборудование урока:

На доске написаны высказывания известных людей:
«Свобода возможна только при демократии, т.е. при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К. Ясперс, немецкий философ).
«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р. Арон, французский политолог).
План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Сообщение ученика: «История выборов».

  3. Работа с высказываниями.

  4. Работа с различными заданиями в парах, группах, индивидуально.

5. Работа с таблицей.

6. Заключительная часть урока.

  1. В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т. д. Сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства. Актуальность темы выборов доказывает сама жизнь: в различных регионах России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать.




  1. Система выборов сформировалась давно. У древних индийцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени и его советчиком. Если он терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.

В Древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнять волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.

Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначать ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»

Основные вопросы народное собрание решало путем голосования. Белый камень означал положительное решение, черный – отрицательное. Судьба чиновников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса на 5-7 лет. Это – так называемый остракизм, который ввел Клисфен.

В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жажду, но и получить хороший подарок.

В России проект создания Государственной думы был предложен Сперанским

В 1808 году. 17 октября 1905 года Николай 2 подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не всеобщими. 1 Государственная дума начала работать в 1906 году.


  1. Внимание школьников обращается на высказывания К. Ясперса и Р. Арона, записанные на доске. Затем ставятся вопросы:

    1. Какова основная мысль каждого высказывания?

    2. Что объединяет высказывания двух известных людей?

    3. Какова основная цель выборов?



  1. Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – « выборы».

Задания:

    1. Напишите рядом с понятием 2-3 понятия по ассоциации.

    2. Попробуйте изобразить графически смысл данного понятия.

Возможные ответы: власть, государство, народ, избиратель, кандидат, полити-

ческая партия, избирательная комиссия, агитация, избирательный участок,…

Учитель. Итак, выборы – это один из способов формирования парламента. В хо-

них граждане избирают и главу государства. Во всех демократических го-

сударствах выборы проводятся по определенным правилам, или принци-

пам , которые нельзя менять ни при каких обстоятельствах.

Учащимся предлагается назвать принципы, которые они знают. Ответы:

  1. Всеобщность, по Конституции РФ в выборах могут участвовать все

граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся

в местах лишения свободы.

2. Равенство, каждый избиратель имеет один голос.

3. Прямое, каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого

кадидата.

4. Тайное, исключает оказание давления на избирателя в момент голосо-

вания.

5. Альтернативность, возможность сделать выбор из нескольких кандида-

тов.

6. Должностные лица избираются лишь на определенный срок.

Учитель предлагает школьникам убедиться в необходимости указанных принципов.

Для этого моделируются ситуации, в которых какой-либо из принципов нарушается. Учащиеся строят цепочку следствий, вытекающих из такой ситуации.

Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане – мужчи-

ны от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли это в современ-

ном обществе?

Ситуация 2. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек и сле

дит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. К

чему это может привести?
Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за друго

го, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника. Как

такая ситуация отразится на результатах выборов?
Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Ка-

кой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом (и исполь-

зуется сегодня) такая система? К каким последствиям может привести такой поря-

док?

Учитель. Избирательное право может быть ограничено цензами. Что такое ценз, ка-

кие бывают цензы? Какие цензы указаны в Конституции РФ? Приведите

примеры. (оседлости, возрастные, образовательные).

Учитель. Подумайте, если бы вы участвовали в выборах, представителями какой группы участников избирательного процесса хотели бы быть?

Учащиеся разбиваются на группы кандидатов и избирателей. Вопросы к участни-

кам групп.

  1. Вы – кандидат. Напишите свою предвыборную речь. Сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании.Объясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию? Вы получили сообщение о том, что «лидер» соперничающий с вами «партии»: страдает хроническим заболеванием; систематически употребляет психотропные препараты. Что, по-вашему, следует сделать:

- созвать брифинг и сообщить через СМИ о проблемах со здоровьем лидера соперничающей партии;

- проигнорировать информацию;

- шантажировать политического соперника;

- что-либо другое.


  1. Вы – избиратель. Напишите, какие качества вы цените в политическом

деятеле, за которого проголосуете, какие качества не приемлете. Как правильно сделать выбор? ( проанализировать и оценить предвыборную программу кандидата, обратить внимание на язык предвыборной кампании, тщательно изучить биографию).

4. Вы хотите непременно быть избранным либо президентом, либо депутатом Государственной думы. Исходя из таблицы и опираясь на собственный опыт, определите, кому сложнее достичь своей цели.


Детали положений о выборах

кандидатов

Кандидаты в депутаты Госдумы

Кандидаты на должность Президента РФ

Возраст

С 21 года

С 35 лет

Оседлость кандидата

Не оговорено в законе

10 лет

Сбор подписей в процессе выдвижения кандидата

1% от общего числа избирателей по округу

1 миллион

Финансирование выборов: средства избирательных объединений

Не более 20 минимальных зарплат

Не более 50000 минимальных зарплат

Пожертвования физических лиц

Не более 20 минимальных зарплат

Не более 50 минимальных зарплат

Признание выборов состоявшимися (при количестве принявших участие в голосовании)

Не менее 25% от списочного состава избирателей

Не менее 50% от списочного состава избирателей

Получает мандат кандидат, набравший

Большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании

Более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании



Урок завершается заполнением карточки « Пять слов об уроке». Содержание: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен и важен.»

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.