NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе. (Из опыта работы)


Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе. (Из опыта работы)

Дудникова Лариса Викторовна

В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.

Умственно отсталые дети трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни, я решила изучить и использовать на уроках адаптированную мною форму интегрированного обучения в коррекционной школе, что способствовало снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.

Практической значимостью моей работы явилось создание серии интегрированных уроков в коррекционной школе, как эффективной формы обучения, развития и воспитания.


Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе.

Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин.

Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение практических задач по трудовому обучению требует чисто математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, я увидела, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

    По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.

И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств и что процесс интеграции знаний неразрывно связан с их дифференциацией.

Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Интеграция выполняет ряд функций в обучении: по Г.Ф. Федорцу

  1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.

  2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.

  3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

  4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

  5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

В.А. Афанасьев считает, что интегрированный подход можно отождествлять с синтетическим, поскольку синтез и анализ выступают как "непременные черты системного подхода", они дополняют, обогащают друг друга. Без анализа не может быть синтеза, а синтез есть не что иное, как интегрирование результатов анализа. Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

За методикой интегрированного преподавания в коррекционной начальной школе большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интегрированные уроки в коррекционной начальной школе я предлагаю проводить как одному учителю, так как специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам, так и нескольким учителям, при условии, если они работают на данном классе.

С учётом возрастных особенностей младших умственно отсталых школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Так, например, развитие речи объединяет 7 областей знаний, математика 3 и т .д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями, способствуют естественному установлению межпредметных связей, с целью интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов.

Все школьные дисциплины в начальной коррекционной школе обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий. Поэтому я стараюсь учитывать те обстоятельства, которые помогли ей сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.

В каждом классе есть группа школьников, отличающихся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остается проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсеналов которых он сможет выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель – один.

И вот теперь в этом процессе могут участвовать два учителя. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом это зависит от учителей. Но надо помнить, что урок, важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуем главные задачи интегрированного урока и приходим в итоге к успеху или неудаче (если не сумеем сделать это).

Однако организовать одновременную работу на уроке в коррекционной школе нескольких учителей труднее из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в коррекционных школах по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах.

Для того чтобы не увеличивать количество часов, она считает, необходимо тщательно отбирать материал по содержанию, четко формулировать вопросы, придумывать задания и проблемы, «синтезирующие» материал нескольких предметов.

Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и её решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Каменский, Д. Локк, И. Герберт, К.Д. Ушинский и др.

Для того чтобы выявить понимание учителями начальных классов значения межпредметных связей в учебном процессе, опыт их работы по установлению связи между предметами, а также взгляд на интегрированный подход к начальному обучению, мной учителям была предложена следующая анкета:

1. Каково значение межпредметных связей в учебном процессе?

2. Между какими предметами Вы устанавливаете межпредметные связи при обучении младших школьников?

3. Ваше мнение на создание интегрированных курсов в начальных классах.

Анализ материалов анкет показал, что большинство учителей осознает необходимость использования межпредметных связей в процессе обученияв. При этом приводятся следующие аргументы:

«возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,

«широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников»,

«развивается умственная деятельность»,

«появляется желание учиться», «формируются положительные нравственные качества».

Данные ответы свидетельствуют о понимании учителями роли межпредметных связей в решении задач образования, развития и воспитания младших школьников. Правда, как правило, в ответах указывалась лишь одна из названных функций.

Преобладающее большинство опрошенных решает проблему межпредметных связей на уровне двух учебных предметов. При этом получилось достаточно много парных комбинаций, применяемых учителями, а именно – 13. Приведем некоторые из них: объединяются чтение и развитие речи и письмо и развитие речи, математика и трудовое обучение ,математика и изобразительное искусство, физкультура и музыка, ИЗО и музыка, развитие речи и чтение и развитие речи, чтение и развитие речи и ИЗО, развитие речи и ИЗО и др. Однако никто из опрошенных учителей не указал на установление связей между более чем двумя предметами.

Давая ответ на третий вопрос, все отмечают важность создания интегрированных курсов в начальных классах и что особенно положительно, решение данной проблемы связывается с необходимостью новой подготовки учителей в коррекционной школе VIII вида.

Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах коррекционной школы VIII вида, на её взгляд является развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Содержание курса развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности представляет собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволило подойти к формированию ведущей идеи- « Взаимосвязь природы, человека и общества».

Проведенный мной анализ двух разделов программы по данному предмету показал, что в них, с одной стороны, имеются богатые возможности для установления

межпредметных связей как основы интегративного изучения тем; с другой стороны, данные связи не нашли отражения ни в программе, ни в учебниках, ни в методических рекомендациях для учителей коррекционных школ VIII вида.

В таблицах 1и 2 представлен анализ разделов «Летние и осенние явления в природе» и «Зимние явления в природе» по курсу «Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности».2 класс.

Межпредметные связи раздела «Зимние явления в природе».

2 класс. Таблица 1.




Тема

Межпредметные связи

Реализация межпредметных связей

1

Зимняя экскурсия

Чтение и р.р.

ИЗО



В. Бианки. Книга зимы.

Рисование на тему: «Зима в моём представлении».

2

Зимние явления в неживой природе.

Музыка

Чтение и р.р.

ИЗО

Н. Римский-Корсаков. Снегурочка. Л. Воронкова . Снег идёт.

Рисование узора из снежинок.

3

Растения зимой.

ИЗО

Чтение и р.р.

Труд

Рисование на тему: «Деревья зимой».

В. Сухомлинский. Зайчик и рябина.

Составление композиции по образцу из природного материала на тему «Деревья зимой».

4

Животные зимой.

Чтение и р.р.

ИЗО
Музыка

Н. Сладков. Зимний запас.

Иллюстрирование прочитанного рассказа о животных.

Л. Книппер. Почему медведь зимой спит.



Межпредметные связи раздела «Летние и осенние явления в природе».



Тема

Межпредметные связи

Реализация межпредметных связей

1

Осенняя экскурсия

Музыка
ИЗО
Труд

Р. Шуман. Первая утрата из альбома для юношества.

Рисование в полосе узора из листьев и ягод.

Поделки из природного материала.

2

Осень пришла

Музыка

Чтение и р.р.

Физкультура


П. Чайковский. Осень.

Г. Скребицкий. Художник – Осень.

Закаливание организма осенью.

3

Растения летом и осенью.

ИЗО
Чтение и р.р.

Музыка
Труд

Рисование на тему: «Деревья осенью».

И. Соколов – Микитов. Русский лес.

Слушание музыки, имитирующей ветреное состояние природы.

Составление композиции по образцу из природного материала.

4

Насекомые и птицы летом и осенью.

Чтение и р.р.

ИЗО

Труд

Г. Снегирев. Кто сажает лес.

Рисование с натуры скворечника.

Изготовление кормушки.

5

Дикие животные осенью.

Чтение и р.р.

Развитее устной речи

Труд

В. Бианки. Белкина сушильня.

Составление рассказа о диком животном по плану.

Поделки из природного материала.

6

Домашние животные осенью.

Чтение и р. р.
Письмо и р. р.
Внеклассное чтение

Японская сказка. Добрый крестьянин.

Списывание с печатного текста «Наш конь».

Б. Житков. О животных.

7

Труд людей летом и осенью

Чтение и р.р.
Труд

ИЗО

Русская народная сказка. Вершки и корешки.

Работы на пришкольном участке.

Рисование на тему « Труд людей осенью».
2 класс. Таблица 2.

В графе «реализация межпредметных связей» таблиц 1 и 2 мной не всегда указываются конкретные музыкальные, изобразительные или литературные произведения. Это объясняется тем, что она не хотела бы ограничиваться только поурочным соотношением тем разных предметов (чтение и развитие речи, изобразительное искусство, музыка и др.) и использованием только программного материала разных учебных дисциплин. Считаю необходимым включение дополнительного материала, в том числе краеведческого характера, позволяющего расширять и углублять знания, а также раскрывать творческие способности учеников и учителей. А это в свою очередь, обеспечит более глубокую основу интегративного подхода к изучению природоведения в начальных классах

Из  проведенного мною анализа программы В.В. Воронковой, представленного в таблицах 1и 2, пришла к выводу, что при осуществлении интегративного подхода в развитии речи необходимо подходить с двух позиций. Во-первых, межпредметность как горизонтальный срез всех учебных программ коррекционной начальной школы, то есть основа кооперирования знаний отдельных предметов разных циклов для их реализации на уроках развития речи. Во-вторых, привлечение знаний различных наук, не входящих в программы начальной коррекционной школы.

Схематично межпредметные связи анализируемых разделов можно представить следующим образом.

Межпредметные связи. Схема1

Развитие устной речи

Чтение и развитие речи

Дополнительные сведения


Осуществление интегрированного подхода в коррекционной школе начинаю:

1.С четкого определения для себя цели проведения интегрированных уроков. На мой взгляд, общепредметной целью интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, место человека в нем, определенного стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе, начиная с младшего школьного возраста, умения видеть природу во всем ее многообразии. В то же время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования.

     2. С пересматривания содержание изучаемого материала. Я предлагаю строить интегрированные уроки на базе имеющихся учебных предметов и того материала, который предлагается учащимся и учителю в ныне действующей программе В.В. Воронковой. Для проведения интегрированных уроков проанализировала программу коррекционной начальной школы по различным учебным предметам, выявила одинаковые темы и объединила их с позиции ведущей идеи и ведущих положений. Так, например, тема "Весна" изучается в развитии речи, чтении и развитии речи, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление учащимися воспринималось целостно, комплексно, то есть учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии.

По данной теме провела интегрированные уроки как в паре с другими учителями, так и одна.

Особенно интересны и очень понравились детям интегрированные уроки, которые проводили два учителя. В её практике было проведено пока только 2 таких урока. Один из них – это урок математики и трудового обучения по теме: «Табличные случаи умножения и деления. Круг. Окружность. Изготовление прихватки.», который мы дали в 4 б классе с учителем трудового обучения Г.Н.Куприяновой (приложение №1).На уроке дети поняли, что общего и в чём отличие круга и окружности, учились правильно  чертить окружность заданного радиуса, и эти знания они использовали при разметке прихватки. И главное, что они унесли с урока, это представление о том, что всё, что нас окружает, взаимосвязано. Второй урок – это интегрированный урок по предметам «Письмо и развитие речи» и «Развитие устной речи на основе изучения явлений окружающей действительности» по теме: «Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах. Животные леса» (приложение №2) в 3б классе был проведён с учителем биологии Тереховой Т.В. Образовательная цель их работы заключалась в развитии познавательного интереса учащихся через активное их включение в учебный процесс. На уроке работали все без исключения и показали свои неплохие знания и по письму, и по развитию устной речи: звучала монологическая и диалогическая речь, дети продемонстрировали умение в подборе проверочных слов путем изменения форм слова, в составлении предложений, содержащих материал экологической характера, правильно находили признаки животных леса. На данном уроке главной, наверно, была не столько образовательная и развивающая цель, сколько воспитательная: формирование элементов экологической культуры, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.

Третий урок – это интегрированный урок по предметам « Чтение и развитие речи» и «Письмо и развитие речи» по теме: «Обобщение по теме «Идет волшебница – зима».Дифференциация изученных орфограмм» (приложение №3). Этот интегрированный урок был проведён в 3 классе. Цель урока заключалась в систематизации знаний детей о зиме, её признаках, явлениях через художественные произведения. На материале художественных произведений развивали орфографическую зоркость. Особое значение было уделено воспитанию бережного отношения к природе. Ученики пришли к выводу, что знания, полученные на интегрированном уроке по данной теме, взаимосвязаны.

Были разработаны и проведенымной в период обучения грамоте в 1 классе уроки по теме «Согласные звуки [м] [м’], буквы М м. Многозначные слова. Грибы» (приложение №4) и по предметам « Математика» и « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» по теме: «Числа 1,2; сравнение чисел. Мир вокруг нас – что растет в лесу» (приложение №5). Эти уроки явились начальной ступенькой в системе интегрированных уроков, которые смогли заинтересовать учеников процессом обучения, а это способствовало прочному усвоению материала.

Шестой урок был проведён по предметам «Письмо и развитие речи» и «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» во 2 классе по теме «Написание с большой буквы кличек диких и домашних животных. Дикие и домашние животные» (приложение №6). На уроке дети учились различать название животного и его кличку, проводили сравнительный анализ признаков диких и домашних животных, а главное поняли, что знания, полученные на уроках, взаимосвязаны.

Седьмой урок был проведён во 2 классе по математике и изобразительному искусству по теме «Дополнение задач. Цвет и форма геометрических фигур.

Рисование геометрического орнамента в квадрате». На этом уроке учащиеся показали высокий уровень творческого мышления и самостоятельности. Упражнялись в закреплении натурального ряда чисел в пределах 10, совершенствовали вычислительные навыки, развивали умения дополнять и решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, обосновывали выбор знака действия, закрепляли понятия цвет и форму геометрических фигур, самостоятельно составили простой геометрический орнамент в квадрате. Дети на протяжении всего урока работали сравнительно легко и с интересом справились с обширным по объему материалом.

Для того чтобы интегрированные уроки перестали быть чем-то необычным, редким, в коррекционной начальной школе провожу работу над созданием системы интегрированных уроков. Первым этапом данной работы явилось согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем рассматривает , как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений в разных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирую тематику и конспекты интегрированных уроков.

Считаю, что интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность и требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортнее.

Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, поэтому она старается творчески осуществлять самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков (в этом проявление творческой активности учителя), для чего профессионально владение теоретическими вопросами и осознанно применяет методические рекомендации с учётом современных программ и требований коррекционных школ.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Каковы могут быть формы интегрированных уроков? Методист Г.И. Модышевская раскрывает факторы, влияющие на эффект интегрированных уроков. В своих работах она выделяет уроки, которые более приемлемы для интеграции. При этом используются методы и формы, способствующие осуществлению интегрированного подхода: беседа, экскурсии, словесное рисование, рисунки-пантомимы, репродукции мастеров живописи, фотоальбомы, грамзаписи.

Хотелось бы еще раз отметить, что интегрированные уроки может вести в начальной школе и один учитель. Роль второго может состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также в присутствии на уроке у коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, с обязательными ссылками на материал другого предмета, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин. Интегрированными уроками должны быть не только уроки объяснения, но и обобщения и закрепления знаний. Она считает интегрированным уроком такой урок, который представляет из себя результат совместной активной деятельности одного или нескольких учителей и учащихся. И рассматривает его как комплексный интегрированный урок, так как в нем налицо все названные уровни интеграции, т.е. возможности реализуются полностью.

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая группа имеет своего консультанта. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.

Урок с элементами творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и высокий уровень самостоятельности.

Для повышения устойчивого интереса к процессу обучения проводит урок-игру, урок-практикум, урок-экскурсию, путешествие. Это стимулирует активность ребенка.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Предметные программы коррекционных школ, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела её к попытке разработать систему интегрированных уроков в коррекционной школе.

Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной коррекционной школе VIII вида призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

В начальной коррекционной школе интегрированные уроки рекомендую строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение и развитие речи как предмет включает помимо литературных текстов материалы по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, краеведения. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности включает сведения из географии, биологии, ботаники.

На интегрированных уроках умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят умственно отсталых детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

Введение интегрированной системы, как традиционного предметного обучения, способствует развитию человека, обладающего целостным мировоззрением, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает нам лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей с ограниченными возможностями, их способности и интересы.


Литература:
1. Адольф, А. Что такое школа по воззрениям Коменского. - М.,1997.

2. Балагурова, М. И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира ». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

3. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

4.Долженко, Г.И. Интегрированные уроки как средство развития детей с нарушениями речи. // Начальная школа, - 2000, - №12. – с. 43-46.

5.Евдокимова, А.О., Кочурова Е.Э. Примерное поурочно - тематическое планирование интегрированного курса «Грамота». // Начальная школа, - 2001, - № – с. 84-91.

6.Куденко, Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки. // Начальная

школа. - 1995. - № I. - С. 79-80.

7. Колягин, Ю. М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа.-1989.-№3.- с.52-53.

8. Коменский , Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.

9. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. (Под редакцией Б.П. Пузанова)/ Б.П. Пузанова – М. :Просвещение, 2001. – 118 с.

10.Михайлова, О. С «Интеграция, как методическое явление».– Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

11. Монтессори, М. Начальная школа / Статьи, рекомендации, практический опыт.- М.: Карапуз-Дидактика, 2008.- 224с.

12. Петренко, Л. А. «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

13. Подласый, И.П. Основы коррекционной педагогики/ И.П. Подласый М.: Владос, 2000. - 98с.

14. Светловская , Н.Н Об интеграции как методическом явлении её

возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. -1990. - №5. - С. 14.

15. Смирнов, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. – 3-е изд., перераб/ А.Н. Смирнов – М.: Просвещение, 1982. – 102 с.

16. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов/ И.М. Соловьев – М.: Просвещение,1966. -279 с.

17. Щербакова, С.Г., Проблема интеграции в школе ИД «1 сентября», фестиваль педагогических идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/415794/

18. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология, - 1999, -№ 2. – с.49-56.

Интегрированный урок по математике и изобразительному искусству.

2 класс.

Дудникова Лариса Викторовна
Тема: «Дополнение задач. Цвет и форма геометрических фигур. Рисование геометрического орнамента в квадрате».

Обучение ведётся по программам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой.

На этом уроке учащиеся показали высокий уровень творческого мышления и самостоятельности. Упражнялись в закреплении натурального ряда чисел в пределах 10, совершенствовали вычислительные навыки, развивали умения дополнять и решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, обосновывали выбор знака действия, закрепляли понятия цвет и форму геометрических фигур, самостоятельно составили простой геометрический орнамент в квадрате. Дети на протяжении всего урока работали сравнительно легко и с интересом справились с обширным по объему материалом.

Ученики пришли к выводу, что знания, полученные на интегрированном уроке по данной теме, взаимосвязаны.


Интегрированный урок по математике и изобразительному искусству.

2 класс.

Автор: Дудникова Лариса Викторовна (лорисса)
Название ОУ: Новооскольская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида. г.Новый Оскол
Должность автора: учитель начальных классов

Дата добавления материала: 31.01.2011

Тема: «Дополнение задач. Цвет и форма геометрических фигур. Рисование геометрического орнамента в квадрате.».

Цели: упражнять учащихся в закреплении натурального ряда чисел в пределах 10;

совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10;

развивать умения у учащихся дополнять и решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, выделять основные части, обосновывать выбор знака действия;

закрепить понятия цвет и форму геометрических фигур;

формировать умения составлять простой геометрический орнамент в квадрате;

развивать мышление и речь;

воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: карта-план, сказочные герои, герои сказки «Колобок»,

листья деревьев, картинки для речевой разминки.
Ход урока.

I.Орг. момент

Вот и прозвенел звонок,

Начинается …..(урок)-произносит Панфилова О.(Следить за произношением звука [р])

Вы тихонечко все сели,

На меня все посмотрели.

II.Разминка для глаз

Посмотрели сначала медленно – вверх, вниз, вправо, влево.

Немного побыстрее - вверх, вниз, вправо, влево.

III.Релаксация.

Руки отдыхают.

Ноги отдыхают.

Дыхание ровное и спокойное.

И становится понятно,

Расслабление приятно.

VI.Речевая гимнастика.

Проводит дежурный ученик.

-Какая сегодня погода? Почему та так думаешь?

-Какое время года? Почему та так думаешь?

-Какой день недели? Почему та так думаешь?

-Какое число? Почему та так думаешь?

-Ребята урок у нас сегодня будет необыкновенный .так как нам сегодня предстоит найти клад кота Леопольда. Кот принёс планкарту и просит вас найти его клад.

Наше путешествие пройдёт в необычной форме, так как помощниками будут герои сказки « Колобок» на новый лад.

Итак, давайте вспомним начало сказки.

Инсценирование начала сказки.

Бабка с деткою вдвоём жили в домике своём. И сказать о них нам нужно, жили вместе они дружно. На печи они сидят, о еде лишь говорят.

Дед толкает бабку в бок

-Испеки мне Колобок.

- Я давно бы испекла, только кончилась мука.

-По сусекам поскреби, может, ты найдёшь муки.

Бабка веничек взяла и сама в амбар пошла. Там немного помела и мучицы наскребла. Замесила тесто впрок, так и вышел Колобок.

- Глянь, дедуля, Колобок, у него румяный бок!

- Положи-ка на окошко, пусть остынет он немножко. Там, где дует ветерок,

Остудить румяный бок.

V.Словарная работа.

Расскажите ,бабка или дед , что такое амбар, сусек.

Амбар-это деревянный сарай.

Сусек -это деревянный ящик , в котором хранили муку или зерно.

VI.Артикуляционная гимнастика.

Учитель:

-Покажите мне окошко.(Удерживаем до счёта 5).

Колобок лежал немножко и решил, пора в дорожку!

-Ай да баба, ай да дед. Съесть меня решили.

-Нет, здесь я остаться не могу, лучше в лес я убегу.

Прыг на травку и покатился. Но вот беда на пути высокий забор.

-покажите забор. ( Удерживаем до счёта 5).

VII.Устный счёт.

А в заборе калитка, которая пропустит лишь того, кто вставит пропущенное число.

10 . 8 . . 5 4 . . 1

Колобок в школу не ходил счётом не владеет.

-Ребята, поможем Колобку?

-Впереди указатель, который укажет нам путь, но для этого нам надо назвать цвет и форму геометрической фигуры.( Это красный квадрат)

-Почему это квадрат?

Указатель указывает путь прямо.

Но вот беда, впереди сломанный мост. Нам необходимо его починить, для этого выполним следующее задание.

Вставь пропущенный знак, назвав дерево, которым ты починишь мост. Исходя из листочка, на котором нужный знак действия.

5 4=1 6 3=9 7 7=0 3 3=6

- Ребята, давайте прислушаемся, кто это крякает под мостом?(Утята)

Мама утка не может посчитать, сколько лап у 3 утят?

VIII. Музыкальная пауза.

Движения по музыку «Танец маленьких утят».

IV.Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами продолжим работу над дополнением и решением задач на увеличение числа на несколько единиц, выделим основные части, обоснуем выбор знака действия;

закрепим понятия цвет и форму геометрических фигур;

составим простой геометрический орнамент в квадрате;

V. Работа в тетрадях.

-Впереди указатель, который укажет нам путь, но для этого нам надо назвать цвет и форму геометрической фигуры.( Это жёлтый треугольник)

Чтобы двигаться вперёд, необходимо поработать в тетрадях.

Разминка для пальцев рук. Проводят дети по желанию.

- Слон кивает головой.

-Кошка умывается.

-Любопытная уточка.

-Петушок клюёт зёрнышки.

По тропинке покатился и в лесу вдруг очутился. И навстречу ой-ой-ой, идёт заинька косой и плачет. Не может решить задачу.

–Поможем.

Вспомним , из скольких частей состоит задача?

Посмотрите внимательно на условие задачи и скажите, почему заяц не может решить задачу? (В условии нет числовых данных)

- давайте вставим числовые данные и решим с подробным объяснением задачу.

Задача.

На уроках труда Катя вырезала_____ квадрата, а Нина на ____ квадратов больше, чем Катя. Сколько квадратов вырезала Нина?

- О чём идёт речь в задаче?

-Кто вырезал квадратов?

-Вставим числовые данные.

-Сколько квадратов вырезала Катя?

-Сколько квадратов вырезала Нина?

-Каким действием узнаем, сколько квадратов вырезала Нина?

-Кто расскажет и сделает краткую запись условия?

-Кто прочитает вопрос?

-Кто решит задачу?

-Кто запишет ответ?

-Итак, кто же лучше потрудился? Почему ты так думаешь?

-Впереди указатель, который укажет нам путь, но для этого нам надо назвать цвет и форму геометрической фигуры.( Это зелёный круг).

--Посмотрите на геометрические фигуры и скажите, какая из них не соответствует геометрическому ряду и почему?

Девочки не зря вырезали для нас квадраты. Так как сейчас они пригодятся, ведь нам придётся составить простой геометрический орнамент в квадрате из треугольников.

Для этого у нас есть план.

1 .Обвести шаблон квадрата в центре листа.

2. Соединить верхний левый и нижний правый углы.

3. Соединить верхний правый и нижний левый углы.

4. Разукрасить по образцу.

VI. Работа в альбомах.

VII. Итог урока.

Подведя итог урока , мы тем самым найдём клад.

-Мы повторяли или изучили что-то новое?

-Что мы повторили?

-Понравился ли вам урок?

VIII. Домашнее задание.

Итак. мы наконец-то нашли клад кота Леопольда .

А как вы думаете, что это?( Это дом) .

Правильно, это ваше домашнее задание.

Закончить закрашивать орнамент и решить задачу №16 стр.29

страница 1


скачать

Другие похожие работы: