NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок культуры общениядля обучающихся в 8 классе Становление этических норм в России XVIII-XX веков


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Урок культуры общениядля обучающихся в 8 классе

Становление

этических норм в России XVIII–XX веков"


Учитель изобразительного искусства

и черчения, культуры общения

первой квалификационной категории

Фролова

Людмила Викторовна

октябрь,2011





Урок культуры общения в 8-м классе "Становление этических норм в России XVIII–XX веков"


Цель урока: познакомить учащихся с историей
развития этикета во времена Петра I.

Задачи:

  • Образовательные – способствовать формированию представления учащихся об истории создания стилей одежды, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

  • Развивающие – способствовать развитию эстетического вкуса учащихся, развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде.

  • Воспитательные – способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация (Приложение 1), отрывки из книги “Юности честное зерцало” (Приложение 2).

Ход урока

I. Речевая гимнастика (Слайд 2):

1. Прочитайте новое слово, обращая внимание на ударение

ВероисповЕдание.

Какое значение этого слова? Составьте с ним предложение.

2. Объясните смысл пословиц. Какие из них, по вашему мнению, утратили сегодня актуальность, с чем это связано?

От учтивых слов язык не отсохнет.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Чин чина почитай, а меньшой садись на край.
Богатого по отчеству, убогого по прозвищу.
Каков сан, таков и почет.
Похвальба – не холопское дело.

3. Речевой диктант:

  • Определите род имен существительных:
    Мочало, кофе, алоэ, неряха, коллега, рельс, мозоль, сирота, шампунь.


  • Выберите правильное употребление слов во множественном числе:
    Бухгалтеры (бухгалтера), директора (директоры), якори (якоря), договора (договоры), блюдец (блюдцев), помидоров (помидор), чулок (чулков), отряд партизан (партизанов).

II. Проверка домашнего задания.

  1. Назовите первый русский “учебник” этикета? Кто его автор?

  2. Какие основные разделы “Домостроя”?

  3. Каким был внешний вид граждан в XVI – XVII веках?

  4. Что являлось основой отношений между знатными особами в России XVI века?

III. Беседа учителя.

(Слайд 3)

Основные и значительные перемены в области этикета в России связаны с деятельностью Петра I.

Петр I – русский царь (с 1682) и первый император (с 1721) Российской империи; один из самых выдающихся государственных деятелей в мировой истории, определивший направление развития России в XVIII веке.

  • Этикет внешнего вида.

(Слайд 4)

Первые перемены Петра касались не политики, а перемен во внешнем облике русских людей. В феврале 1699 года на торжественном приеме бояр царь собственноручно стал резать бороды и приказал боярам впредь носить иноземное платье.

– Что характерно было для внешнего виды дворян?

(Слайд 5)

Указом от 29 августа 1699 года желание царя получило статус закона: бороды брить чисто, платье носить европейское – французское или венгерское.

(Слайд 6)

– Посмотрите на внешний вид дворянок до реформы Петра I. Каков был их внешний вид? Что в нем особенного?

(Слайд 7–9)

Своеобразным был и внешний вид русских царей и цариц.

– Что изменилось в облике русских императоров после реформы Петра I?

– Каким стал внешний вид русских императриц?

(Слайд 10–11)

– Какие произошли изменения во внешнем облике дворян?

– Что стало характерным в их внешнем виде?

(Слайд 12)

Лишь на крестьян и представителей духовенства этот указ не распространялся.

(Слайд 13)

  • Преобразования в сфере культуры.

Специальным указом царя в 1718 году были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Теперь русский человек мог реализовать себя не только в семье и царских палатах, но и в публичном собрании, преодолевая тем самым свою исконную русскую “нелюдкость”. Таким образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.
И как в семье, так и в царском дворце появились свои правила поведения – этикет.
Время проведения ассамблей устанавливалось с четырех часов дня до десяти часов вечера. Хозяевам запрещалось встречать и провожать гостей, что противоречило этикетным требованиям “Домостроя”, но соответствовало правилам европейских салонов, на которых в данном случае и ориентировались.
Главным развлечением на ассамблеях были танцы, хотя церковью запрещалось исполнение инструментальной музыки – допускалось только церковное песнопение. Православие тех времен отрицало танцы, особенно женские, как занятие греховное. В XVII веке мало кто из русских умел танцевать, поэтому в знатные дома стали приглашать европейских учителей.

Также были проведены изменения:

  • в стиле поведения (царь предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак, вводились новые формы проведения досуга – ассамблеи, на которые должны были приходить подданные с женами и детьми; устраиваются фейерверки и маскарады, открыт общедоступный театр);

  • в нравах (Петр составил книгу для молодых людей о хороших манерах "Юности честное зерцало").

НО: Многие реформы в области культуры, несмотря на их прогрессивность, не затронули простого народа и положили начало глубочайшему разрыву между образом жизни привилегированных слоев и простолюдинов.

(Слайд 14)

  • Реформы во внешнем виде армии

Стрельцы были основными войсками Русской армии вплоть до реформ Петра I. Стрельцы принимали участие во всех военных походах России с 16 по 18 век, доказав свое превосходство над противником при взятии Казани, Ливонской войне, Азовских походах, войне с Польшей и в начальный период Северной войны.

(Слайд 15)

Военная реформа, проведенная Петром I , была направлена на создание постоянной регулярной армии и военно-морского флота и на усовершенствование их структуры.
Исходным образцом для новой формы одежды послужила форма “потешных” Преображенского и Семеновского полков.

В ее комплект входили шляпа, кафтан, камзол, рубашка, штаны, галстук, а в качестве обуви – башмаки с длинными чулками или сапоги на высоких каблуках. Для пошива обмундирования использовались ткани различных расцветок: сукно темно-зеленого, синего, василькового, кремового или красного цвета.

(Слайд 16)

– Что изменилось в военной форме после реформы Петра I?

(Слайд 17)

Посмотрите, какой была форма офицера и рядового.

– В чем отличие их военной формы?

Обмундирование офицерского состава по конструкции ничем не отличалось от обмундирования нижних чинов. Оно разнилось лишь качеством материала, да особыми отличительными признаками офицерского состава – наличием офицерского знака, шелкового трехцветного шарфа, протазана (фигурное металлическое копье) и темляка (тесьма с кистью на шпаге).

В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. 

IV. Сообщения учащихся.

  • О крестьянском этикете

  • Об этикете Советской России ХХ века

V. Итог.

Преобразования Петра I в области этикета:

  • изменение внешнего вида (брадобритие, парики, европейская одежда);

  • смена стиля поведения (царь предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак, вводились новые формы проведения досуга –ассамблеи, на которые должны были приходить подданные с женами и детьми; устраиваются фейерверки и маскарады, открыт общедоступный театр);

  • военная форма одежды, введенная Петром I, отвечала всем требованиям: она была несложной по конструкции, сравнительно удобной в эксплуатации и достаточно привлекательной по внешнему виду.

VI. Итог урока.

  1. Представителям какого сословия была адресована книга “Юности честное зерцало”?

  2. Были ли преобразования Петра I прогрессивными для того времени?

  3. В чем выразилась эта прогрессивность?

  4. Кого не коснулись реформы Петра I?

VII. Домашнее задание.

  • Найти и изучить отрывки из книги “Юности честное зерцало”

Литература:

  1. Н.В.Журавлева, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин “Культура общения” 8 кл, Воронеж, 2005

  2. И.Сыромятникова “История прически”, Москва, “Искусство”, 1983

  3. Ресурсы Интернет, сайт “Википедия” и др.

Приложение 2

Приложение 2

«Юности честное зерцало» (1717 г.)

2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо.

4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицем говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.

5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

6. Когда родители или кто другии их спросят (позовут), то должни они с ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко; или государоня матушка. Или что мне прикажете' государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвещать: да, так, и ниже вдруг наотказ молвить, нет; но сказать: так, мои государь, слышу, государь: я выразумел, государь, учиню так, как вы, государь приказали. А не смехом делать, яко бы их презирая, и не слушая их повеления

Но исправно примечать все, что им говорено бывает, а многажды назад . бегать и прежняго паки вдругорядь не спрашивать.

7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случиться дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми…

11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.

12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.

13. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг: подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна. Потому можно от части смотря на прилежность и бодрость или радение слуг признать, како правление котораго господина состоит и содержится. Ибо не напрасно пословица говорится, каков игумен, такова и братия.

14. От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам. <...>

34. Не малая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь позывается, но ожидает пока его танцовать, или к столу итти с другими пригласят, ибо говорится: смирение молодцу ожерелие. <...>

37. Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили или что просмотрели.

44. Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с охотою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастие себе получает. <...>

47. Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит.

48. Когда о каком деле сумневаешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину.

49. Слугам своим и челядинцам не должно давать злато прикладу, и пред ними никакова соблазну не чинить, и ниже допускать, чтоб они всякими глупостми хозяину подлещались, как обычно такия люди делают, но держать их в страсе, и больше двух крат вины не спущать, но выгнать из дому. Ибо лукавая лисица нрава своего не переменит.

50. Когда кто своих домашних в страсе содержит, оному благочинно и услужено бывает, а слуга может от него научитися, и другие его равестники за разумнаго его почитать будут. Ибо раби по своему нраву невежливи, упрями, безстыдливи, и горди бывают, того ради надобно их смирять, покарять и унижать.

51. Не надлежит от слуги терпеть, чтоб он переговаривал или как пес огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин: для того не надобно им того попущать.

54. Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (сапоги с острыми носами. - Сост.) быть, и тако танцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу, и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов.

55. Такожде когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, чтоб другим от .того не згадить или отъиди для того к стороне (или за окошко выброси), дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.

59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит , яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях. <...>

61. Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно, постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело.

62. Когда кого поздравлять, то должно не головой кивать и махать, яко бы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо будучи далеко, но надобно дожидатися, пока ближе вместе сойдутца. И ежели другой тогда взаимной чести тебе не отдает, то после его никогда впредь не поздравляй, ибо честь есть того, кто тебя поздравляет и не твоя. <...>

Коим образом имеет отрок поступать между чуждыми

Когда (куда) в которое место приидешь, где едят или пьют, тогда, поклонясь, поздравь им к пище их. И ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, потом, поклонясь, прийми и пии, вежливо благодари того, кто тебе дал испить. И уступи назад, пока тебя отправят, когда кто с тобою говорить станет, то встань и слушай прилежно, что он тебе скажет, дабы ты мог одумався на оное ответ дать. Буде што найдешь хотяб что ни было, отдай оное назад. Платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай. Будь услужен и об одном деле дважды себе приказывать не давай: и таким образом получишь милость. Охотно ходи в церквы, и в школы, а не мимо их. Инако бо пойдешь путем, которой ведет в погибель. Не пересмехай, не осуждай, и ни про ого ничего зла не говори, да не постигнет и тебя зло.

Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдеть из устен твоих. Всякой гнев, ярость, вражда, ссоры и злоба да отдалится от тебя. И не делай, ни приуготовляй никаких ссор: все, что делаешь, делай с прилежанием и с разсуждением, то и похвален будешь. Когда ты верно обходисся, то и богу благоприятно, и так благополучно тебе будет. А ежели ты не верно поступаешь, то наказания божия не минуешь, ибо он видит все твои дела. Не учись как бы тебе людей обманывать, ибо сие зло богу противно, и тяжкой имаши за то дати ответ: не презирай старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи рождается кража, а от кражы приходит веревка на шею. Не выходи из дому твоего без ведома и воли родителей твоих, и начальников, и ежели ты послан будешь, то возвратись паки вскоре. Не оболги никого ложно, ни из двора, ни во двор вестей не переноси. Не смотри на других людей, что они делают или как живут, ежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того. А буде что у кого доброе усмотришь, то не постыдись сам тому следовать.

Кто тебя наказует, тому благодари и почитай его за такова, которой тебе всякого добра желает.

Где двое тайно между собою говорят, так не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежество.

Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.


Классный час: «Дорогою Добра»

Классный час: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.