NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок литературы по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (6 класс) Тема урока: печальная повесть о «маленьком человеке» (изучение повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина)


Урок литературы по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

(6 класс)

Тема урока: печальная повесть о «маленьком человеке» (изучение повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина).

Форма урока: урок – путешествие.

Цель:

  1. подвести шестиклассников к пониманию трагедии «маленького» человека в повести «Станционный смотритель»;

  2. обучать анализу – пересказу повествования произведения от лица персонажей, умению входить в образ;

  3. приблизить учеников к Достоевскому;

  4. учить ребят «отзыву» о прочитанном в жанре письма;

  5. пробуждать «чувства добрые», «лелеющую душу гуманность».

Эпиграфы:

«Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни…» (Л.Н. Толстой)
«Общий колорит поэзии Пушкина…- внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». (В.Г. Белинский)
«… я в Болдине писал, как давно уже не писал». (А.С. Пушкин А.С. Плетневу 9 декабря 1830года)
Оборудование:


  1. Кинофрагмент «Болдино»

  2. Иллюстрации к «Станционному смотрителю»

  3. Репродукция картины Рембранта «Возвращение блудного сына»

  4. Исполнение русской народной песни «Лучинушка»

  5. На доске: Эпизод - это изображение одного события в художественном произведении.

  6. На доске: «Маленький человек» - бедный, униженный…

  7. Достоевский «Бедные люди» Письмо М.Девушкина от 1 июля.

  8. Портрет Белинского



КРОССВОРД.


  1. Название трактира (гостиница с рестораном), в котором проживал Минский в Петербурге. (Демутов)

  2. Поверстная плата за проезд на почтовых лошадях. (Прогоны)

  3. Письменное свидетельство для проезда куда-либо, удостоверяющее право пользования определенным количеством почтовых лошадей. (Подорожная)

  4. Крытая дорожная повозка, в которой уехали Минский с Дуней с почтовой станции.(Кибитка)

  5. Горячий или холодный спиртной напиток, приготовленный из вина с водой, сахаром, лимонным соком или с другими приправами из фруктов которым повествователь угощал Самсона Вырина.(Пунш)




1



















2

























3































4



















5














Ход урока:

Создание образа дороги, пути

  1. На перемене включается кинофрагмент «Болдино» (до второго посещения Пушкина в 1833году)

Учитель: Отправимся и мы с вами сейчас в дорогу за новой историей. Дорога длинная, да и какая!

  1. Ученица читает отрывок из «Евгения Онегина» («У нас теперь дороги плохи…)

Учитель: Ну-ка, садимся поудобнее, шторку раздвинем.

  1. Ученица читает стих Пушкина «В поле числом серебрится…»

  2. В конце стихотворения начинает очень тихо начинает звучать русская народная песня «Лучинушка»

  3. Ученица читает две строфы из стихотворения Пушкина «Зимняя дорога» («…Только версты полосаты попадаются одне…»)



    1. Словарная работа.


Учитель: Чем бы заняться в дороге? Может, кроссворд разгадаем? (5 мин.) Если правильно разгадали, в контрольном столбце прочитаете фамилию главного героя «Станционного смотрителя».

    1. Инсценирование.

Учитель:Наконец – то добрались до третьей почтовой станции.

Смотритель : Эй, Дуня! Поставь самовар и сходи за сливками.

Путешественник : Это твоя дочка? Какая красавица!

Смотритель: Дочка-с, да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать. Прошу подорожную-с.

(Смотритель переписывает документ. Дуня вносит самовар)

Путешественник:(Дуне) Можно узнать, как величают вас?

Дуня: Дунею.

Путешественник: Что же, тут и проживаете?

Дуня : Да-с, с папенькой вот тут и живем. Прошу садиться. (Разливает чай.)

Смотритель: Да что жизнь – то наша? Ведь кто такой станционный смотритель? Сущий мученик 14 класса и т.д.
Художественный пересказ от лица персонаж

(Художественный пересказ от первого лица)

во время рассказа Дуня выходит, а потом говорит: «Лошади готовы, папенька».

Учитель: Что позволило Пушкину так проникновенно рассказать о жизни станционного смотрителя ? (Дети должны вспомнить экскурсию в музей Пушкина, где узнали, что одну треть жизни Пушкин провел в дороге, что изъездил всю Россию и даже сетовал:
Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

    1. Анализ повести.

Учитель: Каким увидел Самсон Вырин путешественника в первую с ним встречу? (Чтение портрета: человек лет 50, свежего и бодрого)

- Если служба его трудна, что давало ему силы, помогало оставаться свежим и бодрым? (Дочка Дунюшка. Он души не чаял в ней, жил и служил ради нее.)

Учитель: Что изменилось в этом портрете и чем вызваны изменения?


    1. Сценка:

Путешественник – Узнал ли ты меня? – Мы с тобою старые знакомык.

Самсон Вырин – Может статься, здесь дорога большая, много проезжих у меня побывало (с неудовольствием).

Путешественник – Здорова ли твоя Дуня? (пауза)

Самсон Вырин – А Бог ее знает.

Путешественник – Так видно она замужем?

Самсон Вырин – Так вы знали мою Дуню? Кто ж не знал ее? Эх, Дуня, Дуня…


    1. Рассказ от первого лица (Самсон Вырин) истории Дуни.

    2. – С каким чувством вы закончили слушание этой истории? Почему?

- К какому из героев вы относитесь с большим сочувствием? Почему?

- А как вы думаете, кто же виновен в горе Самсона Вырина? (Да, Дуня, бросившая отца, но и не только она. Больше всего виновата среда, те условия жизни, в которых живет герой Пушкина. Ведь Самсон Вырин спивается и умирает не от тоски по Дуне, ему все равно бы пришлось с ней расстаться, а от того, что не верит в ее счастье. «Не ее первую, не ее последнюю сманил…» (стр.69)

-А почему Самсон Вырин не может поверить в счастье дочери? (Он знает мир, в котором живет: социальное неравенство, сословные предрассудки, многие случаи, о которых он знал слышал.)

- Можно ли усомниться в счастье Дуни? (Вроде бы нет) Докажите. Стр.68 (Минский даже ограждает ее от возможных упреков со стороны отца) Сцена объяснения Самсона Вырина с Минским в Демутовом трактире. Стр.71 Приезд прекрасной барышни на могилу отца.

Эпизод – это изображение одного события в художественном произведении.
Вывод: значит, история Самсона Вырина - это не семейная драма, а социальная трагедия. Пушкинский Вырин вошел в русскую литературу, думаю в нашу память войдет под именем «маленького человека»… - Вы принимаете это словосочетание? Что оно в себе таит? В каких определениях вы бы раскрыли смысл этого нарицательного имени? «маленький человек», какой он? Продолжите этот ряд:

На доске открывается запись («Бедный, униженный, беззащитный, бесправный, одинокий, забытый, жалкий…)


    1. Учитель: А вот как прочитал «Станционного смотрителя» его современник, тоже «маленький человек»,

Макар Девушкин, герой романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» - необычного романа, «в письмах».

- Встречались ли вы с подобными произведениями?

Итак, вслушайтесь: Макар Девушкин – Вареньке Доброселовой:( зачитывается письмо от 1 июля (отрывок).

- Вы почувствовали, услышали письмо? Не появилось ли у вас желание написать свое произведение в письмах? Или хотя бы в одном единственном письме?

Домашнее задание: подготовиться к сочинению – письму о только, что прочитанном.
Учитель: Вы согласны с героем Достоевского в оценке «Станционного смотрителя»? Пушкин был одним из первых, кто языком сострадания, «лелеющей душу гуманностью» заговорил об одиночестве, беззащитности, приниженности «маленького человека». Но еще Белинский отмечал, что произведения Пушкина отличает не только «лелеющая душу гуманность», но и внутренняя красота человека.


    1. Учитель: Чем красив герой «Станционного смотрителя»? Давайте покинем эту станцию не только с чувством жалости, ведь и путешественник – повествователь покидал ее, уже не существующую, не жалея « ни о поездке, ни о семи истраченных рублях». (С. Вырин красив своей беззаветной отцовской любовью: чувством собственного достоинства – сунутые минским деньги выбросил; добрым отношением к детям – рассказ Ваньки).

    2. Учитель: В повести Пушкина есть одна выразительная деталь, которая помогает почувствовать и

понять авторское отношение к изображаемому.

Деталь - выразительная подробность в произведении.

Учитель: Что это за деталь? (Это картинки с изображением притчи о блудном сыне)


    1. Учитель: напомните ее содержание (Пересказ притчи)

Учитель: Чем она напоминает историю Дуни? А чем отличается судьба Дуни и ее отца от истории блудного сына, изображенной на картинках «бедной, но смиренной обители»?
Домашнее задание: напишите творческую работу по предложенному началу:

  • «Только что прочитал…»

  • «Незабываемы страницы прочитанной повести Пушкина …»

  • «Как он унижен!..»

  • «Мне было грустно…»


Или напишите письмо Самсону Вырину от лица Дуни.
Русская народная песня «Лучинушка»

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То мое, мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

То мое, мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.
Извела меня кручина

Подколодная змея.

Догорай, моя лучина,

Догорю с тобой и я.

Догорай, моя лучина,

Догорю с тобой и я.
Не житье мне здесь без милой,

С кем пойду теперь к венцу,

Знать судил мне рок с могилой

Обвенчаться молодцу.

Знать судил мне рок с могилой

Обвенчаться молодцу.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: