NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок литературы в 11 классе (по роману Чингиза Айтматова «Плаха») Тема урока: Добро и зло в романе Чингиза Айтматова «Плаха». Цели урока


Наталья Никифоровна Павлова, учитель русского языка и литературы МОУ «Новосретенская СОШ» Бичурского района Республики Бурятия

Урок литературы в 11 классе

(по роману Чингиза Айтматова «Плаха»)



Тема урока: Добро и зло в романе Чингиза Айтматова «Плаха».

Цели урока:

Образовательная: изучение романа Ч. Айтматова «Плаха», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы романа.

Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста.

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.

Тип урока: чтение и изучение художественного текста.

Форма урока: работа в творческой мастерской. Групповое путешествие в художественное произведение. (2 урока)

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока:

  1. В начале урока учитель объявляет тему и ставит перед учениками цели урока.

  2. Компьютерная презентация ученика «Очерк жизни и творчества

Ч. Айтматова».

Чингиз Айтматов (1928) - народный писатель Киргизской ССР (1958), академик АН Кирг. ССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978), член КПСС с 1959 г. Депутат ВС СССР с 1966. Ленинская премия в 1963 г., Государственная премия (1968, 1977 гг.). Пишет на русском и киргизском языках. Поднимает острые социальные и этические проблемы. Повести: "Джамиля" (1958), "Материнское поле" (1963), "Прощай, Гюльсары" (1966), "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). Романы: "И дольше века длится день" (1980), "Плаха" (1986).

  1. Обсуждение эпиграфа к уроку (записан на доске).

«Этот роман как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому. Одуматься. Осознать свою ответственность за всё, что так – на пределе – обострилось и сгустилось в мире».

(Е. Сурков)

  1. Учитель напоминает учащимся о том, что им до урока было дано предварительное задание: прочитать роман Чингиза Айтматова «Плаха».

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле? Выживет ли человек, и каким он будет в XXI веке?

«Плаха» — произведение сложное, многоплановое, многотемное.

  1. Анализ фрагмента текста.

Вслед за коротким, легким, как детское дыхание, дневным потеплением на обращенных к солнцу горных склонах погода вскоре неуловимо изменилась - заветрило с ледников, и уже закрадывались по ущельям всюду проникающие резкие ранние сумерки, несущие за собой холодную сизость предстоящей снежной

ночи.

Снега было много вокруг. На всем протяжении Прииссыккульского кряжа горы были завалены метельным свеем, прокатившимся по этим местам пару дней тому назад, как полыхнувший вдруг по прихоти своевольной стихии пожар.

Жутко, что тут разыгралось - в метельной кромешности исчезли горы, исчезло небо, исчез весь прежний видимый мир. Потом все стихло, и погода прояснилась. С тех пор, с умиротворением снежного шторма, скованные великими заносами горы стояли в цепенеющей и отстранившейся ото всего на свете стылой

тишине.

И только все настойчивей возрастающий и все прибывающий гул крупнотоннажного вертолета, пробирающегося в тот предвечерний час по каньону Узун-Чат к ледяному перевалу Ала-Монгю, задымленному в ветреной выси кручеными облаками, все нарастал, все приближался, усиливаясь с каждой минутой, и наконец восторжествовал - полностью завладел пространством и поплыл всеподавляющим, гремучим рокотом над недоступными ни для чего, кроме звука и света, хребтами, вершинами, высотными льдами. Умножаемый среди скал и распадков многократным эхом, грохот над головой надвигался с такой неотвратимой и грозной силой, что казалось, еще немного - и случится нечто страшное, как тогда - при землетрясении...

B какой-то критический момент так и получилось - с крутого, обнаженного ветрами каменистого откоса, что оказался по курсу полета, тронулась, дрогнув от звукового удара, небольшая осыпь и тут же приостановилась, как заговоренная кровь. Этого толчка неустойчивому грунту, однако, было достаточно, чтобы несколько увесистых камней, сорвавшись с крутизны, покатились вниз, все больше разбегаясь, раскручиваясь, вздымая следом пыль и щебень, а у самого подножия проломились, подобно пушечным ядрам, сквозь кусты краснотала и барбариса, пробили сугробы, достигли накатом волчьего логова, устроенного здесь серыми под свесом скалы, в скрытой за зарослями расщелине близ небольшого, наполовину замерзшего теплого ручья.

Волчица Акбара отпрянула от скатившихся сверху камней и посыпавшегося снега и, пятясь в темень расщелины, сжалась, как пружина, вздыбив загривок и глядя пeрeд собой дико горящими в полутьме, фосфоресцирующими глазами, готовая в любой момент к схватке. Но опасения ее были напрасны. Это в открытой степи страшно, когда от преследующего вертолета некуда деться, когда он, настигая, неотступно гонится по пятам, оглушая свистом винтов и поражая автоматными очередями, когда в целом свете нет от вертолета спасения, когда нeт такой щели, где можно было бы схоронить бедовую волчью

голову, - ведь не расступится же земля, чтобы дать укрытие гонимым …

С приближением вертолета волчица громко заскулила, собралась в комок, втянула голову, и все-таки нервы не выдержали, сорвалась-таки - и яростно взвыла Акбара, охваченная бессильной, слепой боязнью, и судорожно поползла на брюхе к выходу, лязгая зубами злобно и отчаянно, готовая сразиться, не сходя с места, точно надеялась обратить в

бегство грохочущее над ущельем железное чудовище, с появлением которого даже камни стали валиться сверху, как при

землетрясении …

Люди, люди - человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооруженные стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями, гикая, скакали туда-сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону - поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время, и человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь-в-точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человокобоги стали прилетать на вертолетах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи, шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться, а вертолеты корректировали сверху цель и движение. Машины, вертолеты, скорострельные винтовки - и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном...

Самое яркое и сильное в романе – начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое – сайгаки, волки – все вместе, гонит общая беда – человек.

В первой главе подробнейшим образом изображается жизнь волчьего семейства, описываются материнские чувства волчицы Акбары, гибель ее детенышей, жестокая облава на сайгаков, ставшая началом их массового уничтожения.

Вступительная глава, знакомящая нас с семейством волков, прячущихся от грохота вертолета, от адского шума которого сотрясается степь, является ключом ко всему повествованию.

  1. Класс делится на 2 группы, между которыми распределяются задания:

Первая группа исследует круг добра в романе «Плаха» (заполнить схему и подготовить выступления).

Вторая группа – круг зла (заполнить схему и подготовить выступления).

  1. Первая группа представляет схему «Круг добра».

Выступления учащихся.













Авдий и Бостон - главные герои, каждый из них имеет противников. Авдий предстает перед нами мятущимся, ищущим Добро. Это человек Христианской религии (лег на плаху, повторил подвиг Иисуса). Айтматов первым с симпатией написал о верующем молодом человеке."

Ч. Айтматов связывает надежды на преобразование современного мира именно с появлением людей, подобных Авдию.

Авдий свято верит в то, что у каждого человека в душе должен быть свой бог. О себе он говорит: "Моя церковь - это я сам". Герой "Плахи" отчаянно пытается достучаться до сердец людей, стремясь разбудить добро, но всюду его встречает равнодушие . Он не смиряется. Его душа не очерствела и диктует ему потребность действовать, он решает бороться со злом в одиночку. В народе такую готовность умереть за правое дело именуют словосочетанием "идти на плаху».

Даже смертью своей Авдий пытается пробудить в людях совесть. Он убежден, что с возрождением Совести исчезнут Потребительство, Жестокость, Жадность. Подобные способы перевоспитания общества мы встречаем в романах Л. Н. Толстого, научном трактате Д. И. Писарева, завещании сибирского философа-самоучки Г. Бондарева.

Он полагал, что в людях так много зла из-за того, что они забыли о секрете человеческой души - раскаянии: "Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины - в действиях ли, в помыслах ли, через порывы самобичевания или самоосуждения? Путь к истине - повседневный путь к совершенству".

В чем сходство судеб Авдия и Бостона?

Бостон, как и Авдий взял на себя ответственность за все происходящее вокруг него, пошел один против Зла: "Одну обойму вставил в магазин, другую сунул в карман, точно собирался на бой...". Бостон тоже идет на «плаху».

Авдий идеалист, Бостон - практик. Он ответственней за Землю, она его родной дом: «Он работал не покладая рук и считал, что только в том и может заключаться смысл жизни. Так же истово он заставлял трудиться и всех... Многих из тех, кто прошел его школу, он вывел в люди, научил работать, а через это и ценить саму жизнь в труде».

Бостон уважал законы природы, любил жизнь, осознавая себя составной частью Мира. Жизнь в слиянии с природой создавала ему необходимый душевный комфорт. Бостон свято верил в то, что человек, как и все живое на Земле, обязан не уничтожать, а обогащать природу, поэтому понятна горечь его слов: "За что, за что ты меня покарал?". Он совершил антиобщественный поступок, но читатель оправдывает его: не в корыстных целях, не славы ради, а во имя счастья и спокойствия других.

Оба героя дороги писателю, и прежде всего тем, что они стремятся преумножить красоту Земли, создать Добро для людей.

КАКУЮ РОЛЬ В РОМАНЕ ИГРАЕТ СЕМЬЯ ВОЛКОВ?

Для тюрков волки – тотемные животные. И сами имена их: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу.

(“Прощай, Гульсары” – “великий конь” Гульсары,

“Буранный полустанок” – верблюд Коронар,

“Белый пароход” – рогатая мать – олениха).

С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.

Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.

В произведениях Ч. Айтматова животные из киргизского эпоса, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно – технической революцией и лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение – на смерть.

Главные герои (Авдий и Бостон) во имя идеи всходили на плаху. Акбара оказывается тоже перед своим выбором. Загнанная в жизненный тупик, она обезумела от человеческого жестокосердия и алчности, сохранив природное чувство доброты.

(Зачитывается фрагмент): "И вот Акбара стояла перед малышом. И непонятно ей, как открылось, что детеныш, такой же, как любой из волчат, только человеческий, и когда он потянулся к ее голове, чтобы погладить..., изнемогающее сердце Акбары затрепетало... Волчица изливала на него накопившуюся в ней нежность, вдыхала в себя его детский запах...".

Волчица осторожно понесла человеческого детеныша в свое логово. Она могла бы, но не послушалась Бостона: "Оставь, Акбара! Оставь моего сына! Никогда я больше не трону твоего рода!". Волчица больше не верила людям. На Земле нет людей, способных понять волков. Значит, и у нее выбор: погибнуть от рук человека или вырастить в своем логове человеческого детеныша, чтобы самой научить его любить природу, определить свою роль в ней.

  1. Вторая группа представляет схему «Круг зла».

Выступления учащихся.













Ч. Айтматов характеризует своих отрицательных героев, вскрывает и причины их появления: "Прежде всего, это были люди бездомные, перекати-поле... в той или иной степени неудачниками, а следовательно, были по большей части озлоблены на мир... они еще величали себя профессиональными алкоголиками". Вместе с именем они утрачивают и человеческий облик, наслаждаясь своим преимуществом над беспомощным человеком.

(Зачитывается фрагмент): «Силы медленно покидали Авдия... И вид его, напоминающий не то повешенного, не то распятого, очень всех оживил и взбудоражил. Особенно вдохновился Обер-Кандалов: "Я бы каждого, кто не с нами, вздернул, да так, чтобы сразу язык набок. Всех бы перевешал, всех, кто против нас, и одной вереницей весь земной шар, как обручем, обхватил, и тогда б уж никто ни единому нашему слову не воспротивился, и все ходили бы по струнке...» .

Вокруг Обера собираются слабые, не способные постоять каждый за себя, остатки совести они тушат водкой, превращаясь в существ безответственных, жестоких, без малейших намеков на гуманность. Таких людей тянет в "стадо", сообщниками легче выжить. Писатель разоблачает психологию бездуховных людей. Потеряв Совесть, Милосердие, Любовь, Мудрость, такие люди максимально приблизились к животным.

Неуютно чувствуют себя оберы и базарбаи среди людей, они ненавидят Человека. Но им нет места и в мире животных. В отличие от них Ташчайнар и Акбара заботливы, милосердны, берегут семью, умеют ценить и помнят Добро, Волки имеют больше оснований жить на Земле Размышляя над судьбами волков, мы становимся невольно единомышленниками Авдия и Бостона.

В отличие от них Базарбай мешал жить людям честно и справедливо, нарушал гармонию слияния человека с природой, поэтому именно он стал источником самой большой человеческой несправедливости.

Зло порождает только зло. Приходит в действие закон цепной реакции: бездуховность одних перекидывается на других, и уже масса людей становится разрушителями и убийцами.

Через весь роман проходит параллель: человек – волк. И кажется невероятным, что писатель, обнажая звериное в людях. видит человеческое в звере. Не случайно синеглазая волчица-мать, понимающая предсмертные страдания Авдия, сливается для него с образом самой Природы — «великой матери всего сущего».

Каким же путем можно побороть зло?

Ч. Айтматов призывает к объединению всех борющихся с несправедливостью сил. Каждый может воспитать в себе нетерпимость ко злу, способность открыто выражать свою точку зрения, умение найти единомышленников. И, если большинство будет отстаивать на земле добро, восхождение на плаху не понадобится. Вот почему роман Ч. Айтматова мы называем повествованием о нравственных исканиях наших дней, призывал к совести всех и каждого.

9. Какие проблемы можно выделить в романе?

- проблема совести;

- проблема богоискательства;

- проблема наркомании;

- экологическая проблема;

- проблема вседозволенности.

Что беспокоит писателя?

Ч. Айтматов показал трагедию наркомании: "Мы почему-то все время убеждали себя, что наркомания процветает где-то за рубежом, но только не у нас. Но тем временем оказалось, что и в нашем обществе тоже могут возникнуть такие нежелательные явления. Это просто бедствие..."

Больше всего он беспокоится за нашу молодежь. Настоящее - это, по его мнению, - перепутье, на котором концентрируется человеческий опыт и идеал будущего. Молодой человек не всегда может ориентироваться на этом жизненном перекрестке и сбивается на неправильный путь. Молодости надо помочь разобраться и это задача взрослых: "Никто за нас не будет воспитывать нашу молодежь и формировать юные души. И нельзя благодушествовать, что ничего страшного не происходит: сейчас они жестокие, бессердечные, высокомерные, а подрастут - исправятся, мы их исправим. Не исправим. Исправлять труднее".

Страшно становится от публикаций в газетах и журналах, связанных с проблемой наркомании. Вопрос очень актуальный и болевой.

Писатель обеспокоен бездуховностью, безнравственностью определенной части общества. Его беспокоит судьба родной природы, отношение к ней людей.

Борьба за сохранение природного мира, считает Айтматов,— это прежде всего борьба за спасение человеческого в человеке. А именно он под угрозой саморазрушения.

Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка

жизнь …

  1. Обращение к эпиграфу.

Роман Ч. Айтматова – воззвание к совести каждого.

11.Итог урока. В финале занятия происходит взаимооценка школьниками своих выступлений, ученики выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников.

12. Домашнее задание: написать рецензию.

Список литературы:

Ч. Айтматов. Роман «Плаха».

Косоруков А. "Плаха" - новый мир или новая реальность? Наш современник. - 1988. - N 8, с 141-152.

Обсуждаем роман Ч. Айтматова "Плаха". Студенческий меридиан. - 1987. - N 10, с. 48-53.

Сурков Е. Трагедия в Моюнкумах. Правда. - 1986. - 22 ноября.

Айтматов Ч. Бостон, Кочкорбаев в романе и жизни. Литературная газета. - 1987. - 18 марта, с. 6.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: