NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок литературы в 11классе «Слышать боль каждого…»


Урок литературы в 11классе

« Слышать боль каждого…»

(« Затеси» В.П.Астафьева )

Виктор Астафьев – писатель редкостного умения

вглядываться в жизнь народа, подмечать в ней все,

судить это подмеченное, размышлять о нем и

сочувствовать человеческой душе.

М. Дудин.

Сегодняшнее занятие посвящено поэтическим миниатюрам нашего замечательного писателя-земляка Виктора Петровича Астафьева. В одной из них мы читаем о храме в Гелати (чтение рассказа учителем).

- Итак, на плите , под которой похоронен царь-строитель Давид, - его завет, знакомый каждому грузину: « Пусть каждый входящий в этот храм, наступит на мое сердце, чтобы слышал я боль его…» Автора поразили эти слова. Чем же? О чем нам с вами говорит « мудрая печаль нетленных слов»?

Подумаем, где истоки этой отзывчивости на чужую боль. Готовности откликнуться на беду человеческую, на страдание дерева или пичуги? Предоставим слово самому писателю:

- «Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть ,куда понесет. Если бы мне дано было повторить жизнь- я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы у судьбы – оставить со мной мою маму. Ее мне не хватало всю жизнь… Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются. И никто заменить их не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать…»

Презентация – биография писателя.

Размышляя о своей судьбе , писатель спрашивал себя: за что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я этого счастья? Все ли сделал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?

Вопросы, вопросы… Что можно сказать о человеке, так настойчиво задающего их себе?

Обратимся к названию книги, разговор о которой нам предстоит.

Ученик: Затесь- сама по себе вещь древняя и ведомая многим- это зарубка, стес, сделанный на дереве топором или другим каким-то острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того , чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце ее возникало зимовье, заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затески, в Сибири – затеси.

Потребность в задушевной беседе, жажда исповеди в наш суетный мир томит, заставляет искать новые пути к собеседнику.

Зарисовки, миниатюры, небольшие рассказы, объединенные под таким вроде бы и непритязательным, но очень значимым для автора заглавием, писались на протяжении многих лет. Астафьев здесь очень разный, потому что в книге объединены воспоминания, раздумья, увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, дорожные впечатления, мимолетные разговоры. А это значит, что вместе с автором мы знакомимся со многими характерами и судьбами. Какие же меты оставляют в нашей памяти астафьевские «Затеси»?

Обратимся сначала к тем миниатюрам, где главный герой-природа. Это по-своему стихи в прозе. Они по-пришвински поэтичны, светлы.

-«Лунный блик»

-«Хрустальный звон»

-«Дождик»

-«Костер возле речки»

Как проявил себя в этих миниатюрах писатель? Сумел ли словом нарисовать прекрасные картины природы?

Жанр лирической миниатюры, этюда, короткого рассказа позволяет как бы быстрым мазком кисти удивительно точно передать мимолетное переживание, душевное состояние, чувство. Обратимся к таким «затесям»:

-«Вздох»

-«Голос из-за моря»

-«Видение»

-«Есенина поют»

О чем размышляет в этих миниатюрах писатель? Какие характеры предстают перед нами?

Что объединяет Асафьева и Есенина?

Читаю миниатюру «Записка».

Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Мать испокон веку чтилась в нашем народе, и образ матери среди самых незыблемых святынь. Родина-мать, земля-матушка.

Астафьевские герои вовлекают читателей в диалог-сопереживание. Что является для писателя мерой оценки человеческих поступков?

«Затеси» обращены к самым сложным вопросам социально-нравственным проблемам, их называют вечными.

Об одной из них -проблеме сохранения природы он говорил: « чтобы жить, надо есть и пить, чтобы работать _ надо мыслить, а чтобы все делать, то есть жить, мыслить, работать, необходимо позаботиться о своем доме, сберечь его, обиходить его, дом-то наш, нашу землю- матушку, которую, пока мы, закрыв глаза, пели ей гимны и оды, изрядно изранили войны, нахраписто наступающий прогресс и просто человеческое бездумье и безграмотность, которые, кстати, тоже сами по себе не возникают – они самая показательная продукция человеческой безнравственности.

-«Хвостик»

Что, по вашему мнению, для писателя самое страшное в истории, которую он поведал?

Пронзительное слово писателя отзывается в душе болью.

В.Астафьев постоянно напоминает , что человек – часть природы, что он связан с небом и землей, лесом и полем крепкой связью. Вслушаемся в элегические звуки рассказа «Падение листа»

-Виктор Петрович сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе, а душа таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждую хвоинку, ибо назначение его на земле – творить ДОБРО!

страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.