NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок литературы в 8 классе «Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…»



Урок литературы в 8 классе

«Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…»
(Быт и нравы Запорожской Сечи)


  1. Эмоциональное включение

Стих под музыку – И.Кобзев

Казаки усядутся на бревна

В тихие донские вечера,-

И неспешно песня повествует,

Как уходит войско на врага,

Как один казак лихой тоскует,

Ибо нет коня у казака…

Тут велит ему молода жена:

«Ты заложь меня да купи коня,

Врагов выгонишь – меня выкупишь».

Помню, пронимало аж до дрожи,

Вон, как надо дело понимать:

Родина родной жены дороже,

Родина любимее, чем мать!

Это стихотворение поэта 20 века Игоря Кобзева, но оно о людях другого времени. Мы сейчас из замкнутого пространства кабинета перенесемся в открытое пространство казаков.

  1. Актуализация и целеполагание

Тема нашего урока цитата В.Г.Белинского:

«Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…»
(Быт и нравы Запорожской Сечи)

А эпиграфом строки из повести: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо,

откуда вылетают все те гордые и крепкие,

как львы! Вот откуда разливается воля и

казачество на всю Украйну!

Глядя на эпиграф, на какой вопрос вы хотели бы ответить?

(- Что формировало в Запорожской Сечи таких гордых и смелых львов

- Что это за место такое, что оттуда вылетали гордые и смелые люди)

- Почему именно из Запорожской Сечи вылетают такие птенцы?

  1. Словарная работа, работа с историческим документом.

Что такое Запорожская Сечь, в названии 2 слова. Найдите ответ на этот вопрос, поработав с историческим документом. Это выдержки из книги Яворницкого «История Запорожских казаков», которая считается фундаментальным трудом о Запорожской Сечи.

Запорожская – Запорожье, за порогом Днепра. Сечь - засека, укрепление.

Казак - вольный человек.

  1. Новый материал

-Давайте нарисуем Запорожскую Сечь.

-Какой вы её себе представляете? (гнездо – круглое)

Круг - замкнутое пространство, давайте посмотрим, может ли оно расширяться.

- Первое, что мы видим глазами Тараса и его сыновей – это степь.

- Что такое степь? (свобода, которая выводит за пределы ограничений – открытое пространство.

- Какая степь, при помощи каких художественных средств, Гоголь нам показывает это величие? (эпитеты, метафоры, гиперболы, звукопись, цветопись. Это живой с его многообразием мир. Необъятность, величие. )

- С чем сравнивает автор степь? (море)

- Это символ чего? ( энергии, шири)

Пространство расширяется.

-Что формировало это открытое пространство в казаках? (волю, свободу, независимость)

По композиции степь:

  • Описание необъятного степного пространства

  • Образ земли во все её многообразии

  • Описание неба и птиц

То есть, пространство показано от общего конкретному.

Степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц – единое целое.

И герои вписываются в это пространство, в этот мир, становясь его частью.


Вторая составляющая, что было очень важно в формировании казаков – сама Сечь (видеофрагмент- приезд Тараса с сыновьями в Сечь)

-Что вас удивило?

- Что формирует в казаках Сечь? (презрение к быту, «бешеную энергию»)

Танец – огромная энергетика. Казаки не могут находиться в узком ограниченном пространстве, оно опять расширяется.

- Третья составляющая - сцена выборов кошевого.

- Какие показаны казаки? (они равноправны, едины)

Кошевой не начальник, а товарищ, который только что стоял рядом.

- Почему не устроил прежний? (оказался бабой – не дал боя)

Бой – возможность окрепнуть, показать себя, потому что главная цель жизни казаков –защита родины, казак – воин.

Итак, четвертая составляющая – бой.

-Что проявляется в бое, что закаляется? (неудержимость, безудержность)

-Какую черту мы постоянно повторяем?

Их пространство не терпит узости, границ, и все время расширяется.

- Если нет правил, это хорошо? К чему это может привести?

Тогда, возможно, Запорожская Сечь – не свободолюбивая республика, а пиратское гнездо?

-Давайте посмотрим, что помогает не выходить за рамки нравственности казакам?

- Что сдерживает их безудержную мощь?

- Есть ли какие-то правила?

  1. Жесткие строгие наказания за :

  • Убийство

  • Кражу

  • За не отдачу долга

Благодаря им – порядок, дисциплина.

  1. Товарищество ( видеофрагмент из фильма – речь Тараса о товариществе) – самое ценное в жизни казака. Вот почему не может простить Тарас своего сына. Андрий совершает самый тяжкий грех – предает товарищей.

  2. Христианская вера

«до последней капли крови готовы были защищать свою веру»

- вспомните пароль, с которым возможно было войти в Сечь: Верую в Христа и святую Троицу»

4. любовь к Родине:

Родина родной жены дороже, Родина любимее, чем мать.

- С какими словами погибают казаки?

(Пусть же славится во веки веков родная русская земля)

Это главная идея, для чего и была создана Запорожская Сечь.

Повесть «Тарас Бульба» во все времена была произведением, которое вдохновляло людей искусства на создание своих произведений: создано 17 опер, сегодня мы смотрели отрывки из фильма Владимира Бортко, многие художники обращались к теме казачества: Нестеров, Соколов.

Я предлагаю посмотреть на картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», над картиной художник работал 13 лет. В основе реальное историческое событие – Турецкий султан Махмуд прислал в 1676 г. «грозную грамоту», в которой приказывал добровольно сдаться казакам. Запорожцы написали озорной ответ. В центре легендарный герой Иван Серко

- Что объединяет 2 произведения? (запорожцы храбрые, готовые к бою, веселые, все вместе, их объединяет родство по духу.)

5. Вывод.

Я предлагаю вам определить, о какой черте казака говорится в той или иной пословице.

Меняется время, но есть вещи, которые вне временных рамок, вне пространства.

6.Рефлексия

-Какие черты вам близки, какие черты вне пространства и времени? (любовь к родине, отчизне, товарищество)

7. Домашнее задание у вас на рабочих листах, есть ли вопросы?

И в конце урока мне хотелось бы еще раз обратиться к стихотворению Игоря Кобзева:

Знать у казаков судьба такая,

Кровные обычаи свои:

Казаки поют об отчем крае

Чаще, чем о ласковой любви…

Приложение 1.

Раздаточный материал для учеников

«Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…» (Белинский В.Г.)
(Быт и нравы Запорожской Сечи)

Так вот она, Сечь! Вот то гнездо,

откуда вылетают все те гордые и крепкие,

как львы! Вот откуда разливается воля и

казачество на всю Украйну!

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

то тех

(какое?) (каких?)

?________________________________ _________________________________

Д.Яворницкий «История запорожских казаков»

Известно, что Запорожская Сечь образована в конце 16 века. Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем.

В 1569 году произошло объединение Украины и Польши. Когда Польша начала навязывать Украине свои обычаи и религию, тысячи крестьян не захотели мириться с властью польских панов и стали убегать в менее заселенные районы Украины. Так появилось казачество. Казак, «козак» (укр.) в переводе с тюркского – вольный человек, бродяга.

Первые поселение запорожцев строились на поросших лесом островах. Вероятно это и определило название "Сечь", которое произошло от слова «засека», что значит «укрепление», внутри которого стояли церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения.

Вся жизнь сечевого товарищества построена была на полном равенстве и самоуправлении.

Запорожские казаки придерживались христианской православной веры.
Запорожская Сечь






Пословицы и поговорки о казаках

Черты характера

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех.

Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.

Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет.

Казак в бою, как орел в небе.

У казака в бою нет спины.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Казаки никому не кланяются.

У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись.







Домашнее задание на выбор:


  • Выучите наизусть речь о товариществе

  • Найдите названия картин, музыкальных произведений по мотивам повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

  • Подберите примеры в тексте черт настоящего казака в образе Тараса Бульбы

страница 1


скачать

Другие похожие работы: