Урок литературы в 8 классе «Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…»
Урок литературы в 8 классе
«Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…»
(Быт и нравы Запорожской Сечи)
Эмоциональное включение
Стих под музыку – И.Кобзев
Казаки усядутся на бревна
В тихие донские вечера,-
И неспешно песня повествует,
Как уходит войско на врага,
Как один казак лихой тоскует,
Ибо нет коня у казака…
Тут велит ему молода жена:
«Ты заложь меня да купи коня,
Врагов выгонишь – меня выкупишь».
Помню, пронимало аж до дрожи,
Вон, как надо дело понимать:
Родина родной жены дороже,
Родина любимее, чем мать!
Это стихотворение поэта 20 века Игоря Кобзева, но оно о людях другого времени. Мы сейчас из замкнутого пространства кабинета перенесемся в открытое пространство казаков.
Актуализация и целеполагание
Тема нашего урока цитата В.Г.Белинского:
«Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…»
(Быт и нравы Запорожской Сечи)
А эпиграфом строки из повести: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые и крепкие,
как львы! Вот откуда разливается воля и
казачество на всю Украйну!
Глядя на эпиграф, на какой вопрос вы хотели бы ответить?
(- Что формировало в Запорожской Сечи таких гордых и смелых львов
- Что это за место такое, что оттуда вылетали гордые и смелые люди)
- Почему именно из Запорожской Сечи вылетают такие птенцы?
Словарная работа, работа с историческим документом.
Что такое Запорожская Сечь, в названии 2 слова. Найдите ответ на этот вопрос, поработав с историческим документом. Это выдержки из книги Яворницкого «История Запорожских казаков», которая считается фундаментальным трудом о Запорожской Сечи.
Запорожская – Запорожье, за порогом Днепра. Сечь - засека, укрепление.
Казак - вольный человек.
Новый материал
-Давайте нарисуем Запорожскую Сечь.
-Какой вы её себе представляете? (гнездо – круглое)
Круг - замкнутое пространство, давайте посмотрим, может ли оно расширяться.
- Первое, что мы видим глазами Тараса и его сыновей – это степь.
- Что такое степь? (свобода, которая выводит за пределы ограничений – открытое пространство.
- Какая степь, при помощи каких художественных средств, Гоголь нам показывает это величие? (эпитеты, метафоры, гиперболы, звукопись, цветопись. Это живой с его многообразием мир. Необъятность, величие. )
- С чем сравнивает автор степь? (море)
- Это символ чего? ( энергии, шири)
Пространство расширяется.
-Что формировало это открытое пространство в казаках? (волю, свободу, независимость)
По композиции степь:
Описание необъятного степного пространства
Образ земли во все её многообразии
Описание неба и птиц
То есть, пространство показано от общего конкретному.
Степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц – единое целое.
И герои вписываются в это пространство, в этот мир, становясь его частью.
Вторая составляющая, что было очень важно в формировании казаков – сама Сечь (видеофрагмент- приезд Тараса с сыновьями в Сечь)
-Что вас удивило?
- Что формирует в казаках Сечь? (презрение к быту, «бешеную энергию»)
Танец – огромная энергетика. Казаки не могут находиться в узком ограниченном пространстве, оно опять расширяется.
- Третья составляющая - сцена выборов кошевого.
- Какие показаны казаки? (они равноправны, едины)
Кошевой не начальник, а товарищ, который только что стоял рядом.
- Почему не устроил прежний? (оказался бабой – не дал боя)
Бой – возможность окрепнуть, показать себя, потому что главная цель жизни казаков –защита родины, казак – воин.
Итак, четвертая составляющая – бой.
-Что проявляется в бое, что закаляется? (неудержимость, безудержность)
-Какую черту мы постоянно повторяем?
Их пространство не терпит узости, границ, и все время расширяется.
- Если нет правил, это хорошо? К чему это может привести?
Тогда, возможно, Запорожская Сечь – не свободолюбивая республика, а пиратское гнездо?
-Давайте посмотрим, что помогает не выходить за рамки нравственности казакам?
- Что сдерживает их безудержную мощь?
- Есть ли какие-то правила?
Жесткие строгие наказания за :
Убийство
Кражу
За не отдачу долга
Благодаря им – порядок, дисциплина.
Товарищество ( видеофрагмент из фильма – речь Тараса о товариществе) – самое ценное в жизни казака. Вот почему не может простить Тарас своего сына. Андрий совершает самый тяжкий грех – предает товарищей.
Христианская вера
«до последней капли крови готовы были защищать свою веру»
- вспомните пароль, с которым возможно было войти в Сечь: Верую в Христа и святую Троицу»
4. любовь к Родине:
Родина родной жены дороже, Родина любимее, чем мать.
- С какими словами погибают казаки?
(Пусть же славится во веки веков родная русская земля)
Это главная идея, для чего и была создана Запорожская Сечь.
Повесть «Тарас Бульба» во все времена была произведением, которое вдохновляло людей искусства на создание своих произведений: создано 17 опер, сегодня мы смотрели отрывки из фильма Владимира Бортко, многие художники обращались к теме казачества: Нестеров, Соколов.
Я предлагаю посмотреть на картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», над картиной художник работал 13 лет. В основе реальное историческое событие – Турецкий султан Махмуд прислал в 1676 г. «грозную грамоту», в которой приказывал добровольно сдаться казакам. Запорожцы написали озорной ответ. В центре легендарный герой Иван Серко
- Что объединяет 2 произведения? (запорожцы храбрые, готовые к бою, веселые, все вместе, их объединяет родство по духу.)
5. Вывод.
Я предлагаю вам определить, о какой черте казака говорится в той или иной пословице.
Меняется время, но есть вещи, которые вне временных рамок, вне пространства.
6.Рефлексия
-Какие черты вам близки, какие черты вне пространства и времени? (любовь к родине, отчизне, товарищество)
7. Домашнее задание у вас на рабочих листах, есть ли вопросы?
И в конце урока мне хотелось бы еще раз обратиться к стихотворению Игоря Кобзева:
Знать у казаков судьба такая,
Кровные обычаи свои:
Казаки поют об отчем крае
Чаще, чем о ласковой любви…
Приложение 1.
Раздаточный материал для учеников
«Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…» (Белинский В.Г.)
(Быт и нравы Запорожской Сечи)
Так вот она, Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые и крепкие,
как львы! Вот откуда разливается воля и
казачество на всю Украйну!
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
то тех
(какое?) (каких?)
?________________________________ _________________________________
Д.Яворницкий «История запорожских казаков»
Известно, что Запорожская Сечь образована в конце 16 века. Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем.
В 1569 году произошло объединение Украины и Польши. Когда Польша начала навязывать Украине свои обычаи и религию, тысячи крестьян не захотели мириться с властью польских панов и стали убегать в менее заселенные районы Украины. Так появилось казачество. Казак, «козак» (укр.) в переводе с тюркского – вольный человек, бродяга.
Первые поселение запорожцев строились на поросших лесом островах. Вероятно это и определило название "Сечь", которое произошло от слова «засека», что значит «укрепление», внутри которого стояли церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения.
Вся жизнь сечевого товарищества построена была на полном равенстве и самоуправлении.
Запорожские казаки придерживались христианской православной веры.
Запорожская Сечь
Пословицы и поговорки о казаках | Черты характера |
Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет. Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет. Казак в бою, как орел в небе. У казака в бою нет спины. Веселы привалы, где казаки запевалы. Казаки никому не кланяются. У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись. | |
Домашнее задание на выбор:
Выучите наизусть речь о товариществе
Найдите названия картин, музыкальных произведений по мотивам повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Подберите примеры в тексте черт настоящего казака в образе Тараса Бульбы
страница 1
скачать
Другие похожие работы: