Урок новых знаний в 8 классе по теме «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира»
МОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Урок новых знаний в 8 классе по теме
« Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира».
География России в 2-х частях. 8-9 классы под редакцией В.П.Дронова
Выполнила:
Миронова Людмила Алексеевна
учитель географии
с. Георгиевка
2011г.
Цель урока: создание условий для формирования представления « биологические ресурсы» и необходимости охраны растительного и животного мира.
Задачи:
- углубить представления о роли растений и животных в природе и жизни человека;
-сформулировать понятия «биологические ресурсы», «заповедник», национальный парк, заказник;
-научиться различать виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Мотивация - побудить интерес к изучению через использование ИКТ.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: работа в группах (парах). (Формирование групп и выбор лидера осуществляется предварительно).
Учебно - наглядный комплекс: компьютерная презентация, Интернет - ресурсы, материалы учебных пособий по географии, компьютер, экран, информационный лист.
Термины и понятия: биологические ресурсы: растительные ресурсы, лесные ресурсы, лекарственное сырье, древесные ресурсы, кормовые ресурсы, промыслово-охотничьи ресурсы, заповедник, национальный парк, заказник.
План проведения урока
Организационный момент ( приветствие учащихся, эмоциональное побуждение).
Актуализация знаний.
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
-Из курсов природоведения, биологии, географии вы имеете достаточный багаж знаний по данной теме. Поэтому необходимо дать возможность вам высказаться.
Роль растений и животных в природе огромна.
Расскажите, какова роль живых организмов в жизни Земли?
Растения обогащают воздух (выделяют кислород, поглощают углекислый газ);
Создают почву, повышают плодородие почвы;
Деревья и кустарники защищают почву от эрозии;
Растения и животные участвуют в образовании горных пород (торф, известняк)
Растительность влияет на климат, увлажняя воздух;
Микроорганизмы разлагают органическое вещество.
Можно это показать в виде схемы на доске и в тетрадях учащихся.
Основой любого природопользования является воздействие общества на природную среду и использование природных ресурсов человеком в народном хозяйстве.
Эвристическая беседа:
- Что такое природные ресурсы? (Это то,что нам дает природа).
- Какие виды природных ресурсов вы знаете? (Минеральные, водные, земельные, агроклиматические, биологические, рекреационные).
- Почему человек изучает природные ресурсы? (Чтобы знать и умело их использовать).
-Вспомните из курсов истории, какие природные ресурсы использовали наши предки в первобытном обществе? (Они занимались охотой и собирательством: ресурсы животного мира, коренья, плоды и т. п.). То есть биологические ресурсы.
И так тема нашего урока « Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира».
(Запись тетрадях). (Слайд №1).
Целеполагание.
- Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд №2). Учитель дополняет цели урока, конкретизируя их. (Слайд №3).
- Задание. Пользуясь схемой « Биологические ресурсы» (Слайд №4), сформулируйте определение биологических ресурсов.
Биологические ресурсы - это растительные и животные организмы, используемые человеком в различных целях.
В результате анализа схемы, определяются темы для работы в группах ( парах):
- древесные ресурсы
- лесные: лекарственное сырье, грибы, ягоды и др.
- кормовые ресурсы
- промыслово-охотничьи ресурсы
Работа в группах (парах) 5-7 минут.
Каждая группа получает «Информационный лист», который содержит 4 вопроса. (см. Приложение №1).
Для детального изучения темы группа ( пара) получает дополнительный материал, составленный на основе Интернет – ресурсов. ( см. Приложение №2).
Выступление групп (пар): во время выступления, учащиеся составляют краткий конспект по рассматриваемому вопросу.
Первая группа представляет древесные ресурсы по плану «Информационного листа».
Вопросы для обсуждения:
- Как изменились отношения человека к использованию древесины во времени?
- Докажите, что лес является рекреационным ресурсом.
Ответ группы сопровождается демонстрацией слайдов.
(Слайд №5). Древесные ресурсы.
(Слайд №6). Использование древесных ресурсов (таблица).
(Слайд №7). Использование древесины ели.
Вторая группа представляет лекарственное сырье, ягоды, грибы, орехи и др. по плану « Информационного листа».
Вопросы для обсуждения:
- Что такое «зеленая аптека»? Какие различия существуют между лекарственными препаратами, изготовленными из натурального и химического сырья?
Обзор слайдов: слайд №8 «Лесные ресурсы» - статистические данные
слайд №9 «Грибы»
слайд №10 « Ягоды и лекарственные растения»
слайд № 11 «Зеленая аптека»
Третья группа представляет кормовые ресурсы. (Слайд № 12).
Четвертая группа представляет промыслово-охотничьи ресурсы России. (Слайд №13).
Представляя разные категории промыслово-охотничьих ресурсов, учитель комментирует ответы слайдами. (Слайды №13,14,15).
При выступлении групп (пар) обсуждается вопрос об использовании животных и выявляется комплекс проблем (Слайд № 16), связанных с необходимостью охраны отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Вопросы для обсуждения:
- Почему книга охраны природы имеет название «Красная книга»? (Слайд № 17, 18).
- Что вы о ней знаете? Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений
И животных, для охраны которых должны быть приняты особые меры.
- Зачем была создана? Для защиты исчезающих видов растений и животных от окончательного уничтожения.
- Прочитайте в тексте учебника (стр. 146) название растений и животных, занесенных в Красную книгу.
- Что такое заповедник, национальный парк, заказник?
- С какой целью они создаются?
- Чем заказник отличается от заповедника?
Практическое применение.
Группы (пары) выполняют тестовое задание, осуществляют взаимопроверку результатов. (Слайд № 19,20).
Подведение итогов урока.
- Учитель предлагает учащимся начать свой ответ со слов: «Сегодня на уроке мне удалось …(Слайд №21).
Учитель может выборочно проверить конспекты учащихся. Выставляет оценки за урок.
Постановка домашнего задания. (Слайд № ).
- изучить п.30, в (у), понятия.
- составить кроссворд по теме урока,
-написать мини-сочинение от имени растения или животного, находящегося под угрозой исчезновения,
-создать компьютерную презентацию: Красная книга Алтайского края
Заповедник и заказники Алтайского края.
Учитель благодарит за урок. (Слайд № ).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: