NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок обществознания в 10-11- м классе «Право на жизнь»


Урок обществознания в 10-11- м классе «Право на жизнь»

Учитель истории и обществознания Павлюченко Т. М.

Имя урока: "Казнить нельзя помиловать. Пора бы, наконец, поставить запятую"

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Актуальность темы.

Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. На протяжении многих веков различные авторы высказывали свои точки зрения на этот вопрос, раскрывали свои аргументы, доказывая тем самым необходимость отмены или сохранения смертной казни. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • Добиться усвоения учащимися основных понятий урока: право на жизнь, МОРАТОРИЙ, ГУМАНИЗМ, ПРЕВЕНЦИЯ, ДИЛЕММА.

  • Способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы.

  • Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

  • Продолжать формировать у учащихся основы правовой культуры; учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

  • Продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам.

  • Воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.

РАЗВИВАЮЩАЯ

  • Развивать у учащихся навыки решения практических задач, практической работы со справочной литературой;

  • Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу

  • Развивать гуманистическое мировоззрение.

Используемые технологии: решение проблемы, игра, дискуссия, здоровьесбережение,

Средства обучения:

Икона Николая Чудотворца

Словарь иностранных слов

Цитаты:

Право существует для пользы человечества. (Латинское изречение)

Сущность закона – человеколюбие. (В. Шекспир)

Мультимедиапроектор, флешка со слайдами картин и кадров теракта в Домодедове

Ход урока.

    1. Повторение

2. Вступление в тему: ГОРДИЕВ УЗЕЛ – КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ

3. Изучение нового материала:

3.1. « …SINE IRA ET STUDIO”

3.2. ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. (Исторический экскурс).

3.3. ПУСТЬ ГОВОРЯТ! (опрос общественного мнения).

3.4. ЗАПОВЕДЬ № 1.

3.5. ДИЛЕММА (сравнение смертной казни и пожизненного заключения)
4. Рефлексия. ПОРА ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ!


  1. Повторение: давайте вспомним, что такое право?

Учащиеся: (называют несколько определений права):

Право - это величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества.

Право - это сила, способная поддержать порядок в обществе.

Право - это возможность каждого человека поступать определенным образом в конкретной ситуации.

Право - система правил поведения, которые устанавливаются обществе.

После ответов учащихся на доске высвечивается полный ответ:

Право – это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государственной властью, на основе общих принципов справедливости, санкционированных государство и выраженных в определенных нормах, за нарушение которых предусмотрено юридическая ответственность.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а что значит «естественные права»?

Учащиеся: т.е. данные от рождения.

Учитель: Какие права считаются естественными?

Учащиеся: Право на жизнь, на свободу.

2. Вступление в тему. “ГОРДИЕВ УЗЕЛ – КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ”

Учитель: В городе Гордии Александру Македонскому показали колесницу, на дышле которой фригийский царь Гордий завязал запутанный узел. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 до н. э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом. С тех пор выражение “разрубить Гордиев узел” означает принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса. Именно такой вопрос сегодня будет стоять перед нами.

Тема нашего урока звучит так : “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.

Грамотна ли эта запись? (учащиеся отмечают, что в предложении не поставлена запятая, и от того, где мы её поставим, будет зависеть смысл выражения)

Записывая тему урока в тетрадь, подумайте, почему вопрос о постановке одной запятой иногда подобен загадке Гордиева узла. (Учащиеся записывают тему в тетрадь, сохраняя исходную пунктуацию, и отмечают, что проблема отмены или применения смертной казни очень сложная, многогранная; так же можно отметить, что в нашей стране еще пока не решен вопрос об окончательном отказе от сметной казни).

3. Изучение новой темы.

3.1. “…SINE IRA ET STUDIO”

Учитель: на сегодняшнем уроке речь пойдет о справедливости и гуманности, о правосудии и законности. Греки и римляне изображали богиню правосудия с весами и завязанными глазами (учитель показывает изображение на доске). Одни называли богиню Фемида, другие – Юстиция. И те и другие предполагали, что правосудие будет свершаться “…SINE IRA ET STUDIO” - без гнева и пристрастия, справедливо, без предвзятого мнения. Попробуем и мы взвесить “за” и “против”. Легко ли это?

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, опуская на чаши весов полоски разных цветов. Если вы отвечаете “да”, кладите розовую полоску на левую чашу, если “нет” - зелёную - на правую чашу. Начнем:

  • вопрос о смертной казни – это простой вопрос? (предполагаемый ответ – нет)

  • можно ли быть равнодушным, когда решается вопрос жизни и смерти? (нет)

  • преступность будет существовать вечно? (да)

  • легко ли победить преступность? (нет)

  • вы согласны, что волна преступности захлестнула страну? (да)

  • вы согласны, что проблема терроризма общемировая, глобальная? (да)

  • если человек бессилен защитить себя от нападений, на помощь должно приходить общество, государство? (да)

  • нравится ли вам формула кровной мести “око за око, зуб за зуб”? (нет предполагаемого ответа)

  • вы способны испытывать чувство сострадания к убийце? (нет предполагаемого ответа)

  • вы знаете о смертной казни достаточно много, чтобы объективно судить? (нет)

3.2. “ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ”

Учитель: конечно, чтобы объективно судить, нужны знания. Сейчас прозвучит историческая справка на тему: «История применения смертной казни в России»

Н. Наливкина: В России смертная казнь как мера наказания упоминалась еще в Краткой Русской Правде в XI веке. Разрешалась законом и кровная месть, но ее можно было заменить вирой (штрафом).

Вора, застигнутого на месте преступления, можно было убить сразу, но убить можно только ночью, и нельзя было убить связанного вора.

А вот за убийство княжеского слуги при исполнении обязанностей, было разрешено убить преступника в любое время, прямо на месте.

Впервые в законах смертная казнь как наказание появилась в Двинской уставной грамоте 1347 года за кражу, совершенную в третий раз.

А в Псковской грамоте 1467 года было 5 случаев применения смертной казни: за кражу из церкви, государственную измену, поджог, троекратную кражу и конокрадство.

При Иване Грозном смертная казнь применялась уже в 12 случаях. Среди них были ложный донос, восстание против власти, похищение людей, взяточничество, богохульство.

Важно заметить, что смертная казнь применялась в зависимости от личности преступника, например, за убийство родителей смертная казнь назначалась беспощадно, а за убийство детей мерой наказания были тюрьма и церковное покаяние.

А. Денисова:

Для усиления устрашающего эффекта, предусматривались разные виды казни: сожжение, повешение, отсечение головы, отравление, закапывание заживо, повешение за ребро на крюке, залитие горла расплавленным металлом и другие, но наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.

При Петре I смертная казнь назначалась в 101 случае.

Елизавета Петровна, напротив не подписала ни одного смертного приговора, в результате, тюрьмы были переполнены.

Екатерина II высказывалась против смертной казни, но в то же время говорила, что “Смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества”. После восстания Пугачева было казнено 20 тысяч человек. Виселицы устраивали на плотах и пускали по течению Волги и Камы, чтобы их видело как можно больше людей.

За 25 лет правления Александра I смертная казнь применялась всего 24 раза, и то по решению военно-полевых судов в годы Отечественной войны 1812 года.

Николай I отметил свое вступление на престол казнью 5 человек (декабристы).

К смертной казни был приговорен и Достоевский, но его приговор заменили каторгой.

Николай II был гуманистом, и сократил применение смертной казни, но сам вместе с семьёй был расстрелян в 1918 году.

Учитель: а что же в XX веке…большевики отказались от использования смертной казни лишь в первые месяцы своей власти, а потом менее чем на полгода – после Гражданской войны. : Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев из разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937г. Я думаю, здесь уместно познакомит вас с отрывком из доклада Л.М. Кагановича в институте советского строительства и права: “У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент”.

Вопрос: Как автор объясняет характер советских законов? Были ли они призваны защитить права человека?

Ответ: Законы в СССР, по мнению Л.М. Кагановича, определялись “революционной необходимостью”. Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх “скреплял” общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.

Учитель зачитывает отрывок из пьесы А. Афиногенова “Страх”: “80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работникнепрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха”.

В: Анна Ахматова вспоминала: “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила на ухо: “А это вы можете описать?”. Я сказала: “Могу”.

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения А. Ахматовой “Reqiem”:

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Александр Розенбаум написал песню “Вальс 1937 года”, которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР. ( Звучит Вальс 1937 года”)

Учитель: Но наше государство было не единственной страной, которая “лишала” человека права на жизнь. 1 сентября 1939г. разгорелась Мировая война, в которой людей уничтожали просто потому, что у них другой цвет глаз или кожи, они другой национальности, имели другие убеждения. И автор этого уничтожения – фашизм. “Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне” (Пастор Мартин Нимеллер, узник нацистских концлагерей).

Немецкие солдаты получали памятки, которые “освобождали” их от общечеловеческой морали:

Читает Исмагулова Алима: “Помни и исполняй:

У тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…

…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…

…Мы поставим на колени весь мир… Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки… Уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир”.

Об Учитель: этом же пишет Рауль Хильберг: “Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить”.

Сталин в 1947 году заменил расстрельные статьи на 25 лет лагерей. Правда, в 1950 году можно было уже расстреливать шпионов, диверсантов, изменников Родины, а в 1954 году к ним добавились и преступники, совершившие умышленное убийство.

Учитель: Я пыталась посчитать, сколько раз в России отменяли и вводили смертную казнь, но сбилась со счета. Посмотрите на картины художников, эта тема привлекала и их.

(На слайдах картины В. И Сурикова “Утро стрелецкой казни”, И.Е. Репина “Святой Николай Мирликийский, спасающий трех невинных от казни”, гравюра “Ленский расстрел”, И.И.Бродский “Расстрел 26 бакинских комиссаров” и др.)

Выдающийся криминалист А. Ф Кистяковский сказал так: “ Ни один вопрос уголовного права не пользуется такой известностью и таким свойством привлекать к себе дух исследования, как смертная казнь”.

Но почему же эта проблема особенно остро встала сейчас?

(Ученики отвечают, что в 1996 году в нашей стране введён мораторий на применение смертной казни, такова юридическая норма Совета Европы).

Учитель: что же такое МОРАТОРИЙ? (ученик по словарю иностранных слов зачитывает определение, а ученики записывают его в тетрадь).

Учитель: Почему в последнее время количество сторонников отмены моратория возросло? (дети высказывают своё мнение).

Учитель: Многие граждане обращаются к Президенту России с призывом отменить мораторий.

Что является причиной такого обращения?
3.3. ПУСТЬ ГОВОРЯТ!

Учитель: В советских Конституциях 1936 и 1977г. право на жизнь отсутствовало. Впервые в российском законодательстве оно появилось в Конституции РФ 1993 года. В 1945г. была образована Организация Объединенных Наций (ООН), одной из задач, которые ставились перед этой организация, является именно защита права человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права. Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли оно в наши дни?

Дисскуссия: соблюдается ли право на жизнь в наши дни?

Учитель: А что такое жизнь вообще? (Учащиеся дают свои определения)

Учитель: А вот какое определение понятия “жизнь” дала Рива Гольцман, школьница из Днепропетровска, она была ранена во время расстрела 25 октября 1941года и спрятана учительницей Екатериной Григорьевной: “Жизнь – это наше бескрайнее небо и яркое солнце, это вечно цветущая земля,… Убивать людей – это значит погасить солнце. Жизнь дана человеку природой, и люди не имеют права её отбирать, потому что это против природы, разума человека…”. Посмотрите, как созвучны её слова с вашими мыслями.

Анализ эссе, написанных накануне уч-ся.
Учитель: Легко ли дать однозначный ответ на вопрос о сохранении и лишении кого-то жизни? (предполагаемый ответ- нет)

Одобряет ли Библия смертную казнь? (нет)

3.4. “ЗАПОВЕДЬ № 1”.

Учитель: Действительно, церковь решительно выступает против смертной казни. Послушайте историю из жизни одного особо почитаемого в России святого.

Учитель: Однажды правитель за денежное вознаграждение отправил на казнь трёх невиновных: один их них – седой старец, другой – юноша, третий – мужчина средних лет. Вот уже палач занес свой меч над головой осужденного… и в последнее мгновение появился Николай Чудотворец и справедливость восторжествовала. Невинные были спасены, а правитель раскаялся.

Ученик показывает одноклассникам икону Николая Чудотворца.

Учитель: посмотрите в глаза Святого, задумайтесь о вечном. (Минуту звучит церковное многоголосие – релаксационная пауза)

Учитель: Судебные ошибки неизбежны, они всегда существовали и будут существовать. К примеру, американец Йаррис в ожидании смертной казни провел в тюрьме США 20 лет. Но обвинение и приговор были отменены, когда в сентябре 2003 года на основании теста ДНК была подтверждена его невиновность. Он стал 112 смертником, признанным невиновным с 1973 года. К сожалению, немало подобных приговоров приводят в исполнение, и жизнь человека обрывается вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой судейской ошибки. Здесь достаточно напомнить нашумевшее в свое время дело Чикатило.

Отмечаем в тетради «да» и «нет»:

  • можно ли застраховаться от судебных ошибок? (нет);

  • можно ли исправить ошибку, если смертная казнь приведена в исполнение? (нет);

  • вы согласны, что страшнее казнить одного невиновного, чем оправдать десять виновных? (нет предполагаемого ответа);

  • считаете ли вы, что смертная казнь - гуманное наказание? (нет предполагаемого ответа).

Согласимся ли мы, что смертная казнь и убийство – это оно и тоже?

.Фактически, приведение приговора в исполнение – это убийство. Пусть не изощренное и справедливое, но все же убийство. Даже маньяк и убийца тоже человек и имеет право на жизнь, гуманность и снисхождение.

Учитель: что же такое гуманность? Ответ нам даст словарь иностранных слов. (ученик читает определение гуманности)

3.5. “ДИЛЕММА”

Учитель: сторонники и противники смертной казни спорят о преимуществах и недостатках двух главных высших мер наказания. На самом деле здесь вам предстоит сделать выбор из двух равно неприятных возможностей. Такой выбор называют ДИЛЕММОЙ. Попробуем сравнить и выбрать мы.

Есть две высшие меры наказания: смертная казнь с пожизненное заключение. Разбираем их с разных позиций: гуманной, политической, экономической и т. д. (Дискуссия)

4. Дискуссия и рефлексия:

Учитель: Голосование : кто из присутствующих за отмену моратория на смертную казнь, кто – против, воздержался?. (Большинство детей и родителей проголосовали за отмену моратория на смертную казнь)

Вникнув в суть дела, мы понимаем, почему вопрос о применении смертной казни называют Гордиевым узлом. У этой проблемы много аспектов. Каждому предоставляется слово для обоснования своего мнения. (Если дискуссия будет вялой, предложить вопросы:

  • Почему же споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории? Можно ли сказать, что эта тема всегда нова и неисчерпаема?

  • В связи с какими последними событиями дискуссия приобрела остроту? Почему общество не может быть равнодушным к этой проблеме?

  • Почему сторонники и противники сметной казни не могут прийти к компромиссу? Какие аргументы выдвигают они в своем споре?

  • Какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы? Почему?

  • Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?)

Перед вами тема нашего урока: “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.

Перед вами воображаемые весы: если у вас перевесила чаша “да” - вы, скорее всего, сторонник смертной казни, если победила чаша “нет” - вы, вероятно, являетесь противником смертной казни. Примите ваше окончательное на этом уроке решение и поставьте запятую в соответствии с вашим внутренним убеждением.

  • Примечание. В классе 12 человек + 5 родителей, учитель. Результат итогового голосования:

“КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ” – 13 чел.

“КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ” –6 чел.

Учитель: И всё же в заключение я ещё раз напоминаю: право на жизнь есть у каждого человека, даже у террориста, а вот права на убийство нет ни у кого, даже если убийство – возмездие!
Домашнее задание: Сочинение – размышление на тему «Жить лучше по закону или по « понятиям». Так же можно взять любой эпиграф на ЭССЕ. Спасибо всем за урок, до встречи.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: