Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» 3 класс, умк «Гармония»
МБОУ Екатериновская сош
Урок окружающего мира по теме:
«Замечательное вещество – вода»
3 класс, УМК «Гармония»
Учитель начальных классов
Владышникова
Людмила Александровна
2013 г.
Конспект урока.
Девиз урока: Вода есть зеркало поступков,
Что в действии находит отражение.
Она основа жизни без всяких предрассудков,
Поэтому достойна уважения.
Тема: Цели: Тип урока: Оборудование: Структура урока: | Замечательное вещество – вода. Обучающий аспект:
Развивающий аспект:
Воспитательный аспект:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. ПК,мультимедийный проектор,карта России, карта Ростовской области, учебник, презентация power point, приборы для проведения исследования свойств воды и способов её очистки. Этапы: подготовительный (актуализация), усвоение нового материала, первичное закрепление и применение знаний, итог на рефлексивной основе, домашнее задание по выбору учащихся. Единица содержания: бережное отношение к источникам пресной воды. Формирование ключевых компетенций:
Граница знания – незнания:
- понятия –водоём, естественный водоём, искусственный водоём, пресные водоёмы; - как используется пресная вода человеком; -чем важны реки для природы и человека
-какими свойствами обладает вода; - источники загрязнения воды и способы её очистки. |
Ход урока:
Деятельность учителя I. Подготовительный этап (актуализация знаний). Задачи этапа: 1).Создание высокого уровня мотивации для работы детей на уроке. 2).Развитие произвольного внимания. 3.)Фиксация в ходе рефлексии границы знания - незнания (постановка учебной задачи). 4).Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания). 1.Рефлексия. - На предыдущих уроках вы познакомились со свойствами воздуха. Чем важен воздух для всего живого на Земле? -Каков состав воздуха? -Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Откуда он поступает в воздух? -Пока на Земле есть чистые водоёмы и растения, воздух будет пополняться кислородом, так необходимым для всего живого. -Без чего ещё не могут существовать живые организмы? -Верно. Второй важнейший источник жизни- вода. 2. Эмоциональный настрой. Слайд №2 (музыкальное сопровождение «Шум моря и флейта») 3.Объявление темы урока: Замечательное вещество-вода. Постановка учебной задачи. -Прочтите девиз нашего урока. -Как понимаете эти строки? -Какова основная мысль этого высказывания? -Как вы думаете, какую задачу перед собой поставим на уроке? Чтобы справиться с её решением, нам необходимо вспомнить – какую роль играет вода в жизни живых организмов. Роль воды в жизни живых организмов. (Слайды №3,4) Страничка для любознательных. (Слайд №5.) -Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды. -Подсчитайте количество воды в своём организме. Слайды№6,7,8 -Итак, повторим. Как человек использует воду? -Проверим свои ответы.( Слайд №9) О чём не сказали, не знали? -Как вы считаете, мы справились с заданием? -Оцените свою работу и работу своих товарищей. Педагогическое оценивание. II. Этап усвоения нового материала. Задачи этапа: 1).Развивать речь учащихся ( введение новых слов), коммуникативные навыки (работа в парах). 2). Продолжить работу по развитию учебно-познавательной, общекультурной, информационной компетенции (работа с картой, навыки экспериментальной работы, умение находить информацию из различных источников). 3).Развивать аналитические умения. 1.-Вся ли вода, имеющаяся на планете, используется человеком? -Где сосредоточены основные запасы пресной воды? (Слайды№10,11,12.) 2.-Как вы думаете, почему медицинские работники советуют пить талую воду? 3.- В каких ещё водоёмах может быть пресная вода? -Озеро Байкал заполнено самой пресной в мире водой. Значит эта вода образовалась от таяния ледников? Я верно рассуждаю, как вы думаете? Помогите мне разобраться. (Слайд №13) -Где узнать истину? 4.-Как вы уже доказали, наибольшее практическое значение для человека имеют пресные водоёмы. Взгляните на карту. Много ли рек протекает на территории России? 5.Постановка проблемы. -В начале прошлого века трудно было себе представить, что на Земле, богатой реками и озёрами, наступит время нехватки чистой питьевой воды, время, когда каждый её кубометр надо будет ставить на строгий учёт. (Показ слайдов №14,15). Почему это произошло, нам предстоит выяснить. Запись на доске: 6.Почему запасы пресной воды ограничены? Предлагаю послушать сказку А.А.Рыжова «Жила-была река». (Слайды№16-23.) (Слайд №16 – звуковое сопровождение «Поток воды»).(Слайд №17 – Звуковое сопровождение «Звуки природы. Прогулка по лесу»). 7.Минутка отдыха (Исп. музыкальное сопровождение «Звуки природы. Прогулка по лесу») 8.Беседа. - Могли ли события, описанные в сказке, произойти в действительности? -Как речка помогала людям? - Как люди относились к реке? -Что случилось с горожанами, когда речка ушла? -Смогли бы мы жить без рек? 9.-Ребята, но может быть люди не везде так поступают с реками, как в прочитанной нами сказке? И существует другая причина сокращения запасов чистой пресной воды? (Слайд №24) 10.Региональный компонент. -Мы живём на благодатной донской земле. Основными источниками централизованного водоснабжения для 70 % населения Ростовской области являются реки Дон и Миус, Цимлянское и Соколовское водохранилища. (Слайд№25.) -Как вы думаете, существует ли в нашем регионе проблема обеспечения жителей области чистой питьевой водой? 11.Как загрязняются реки. (Слайды№26,27,28.) -К чему приводит бесхозяйственная деятельность человека? (Слайды№29,30) - Можете назвать причину сокращения запасов чистой воды? - Как происходит загрязнение рек? (Вопрос записываю на доске). -К сожалению, краса и гордость дончан и жителей области река Дон тоже попала в список загрязнённых рек. Основная причина загрязнения – сброс сточных вод. (Слайд №31.) 12.Постановка проблемы. -Как помочь рекам? (Вопрос записываю на доске). -Какие задачи для этого необходимо решить? 13.- А хотите сами поучаствовать в очистке реки? Тогда проведём эксперимент. Оборудование: лабораторные стаканчики с чистой и грязной водой, пустые стаканчики, воронки, фильтры (по количеству пар детей в классе). Инструктаж о технике безопасности. -У вас на столах вода из реки. В 1-м стаканчике – из чистой, во 2-м – из грязной. Сравните воду в двух стаканах. В чём отличие? -В какой воде могут жить рыбы, раки и другие водные животные и растения, а в какой – нет? - Предлагаю вам помочь реке: очистить воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой. -Когда вся вода пройдёт через фильтр, сравните её с водой в чистом стакане. -Спасибо. Благодаря вашим усилиям речка выздоровела. - О каких свойствах воды вы узнали в результате проделанной работы? (В случае затруднения, организую дополнительные наблюдения). -О других волшебных свойствах и превращениях воды вы узнаете на следующем уроке. 14.-Есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с фабрик и заводов. Вспомните, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которой текла грязная заводская вода. А если отверстие закрыть фильтром, который очистит воду... -Помогите мне закончить мысль.(Слайд №32).) -Как же происходит очистка воды с помощью фильтров? И как их установить на реках? Найдите ответы в учебнике.(Задание предлагается ученикам по вариантам). -Используют и биофильтры, состоящие из плантаций водного гиацинта (эйхорнии), который своими длинными корнями выбирает сложные химические соединения, разлагая их на простые и безвредные элементы.( Слайд №33). -Какие предпринимаются меры по очистке малых рек области? Сообщения:
(Слайды №34,35,36) - Мы нашли ответы на поставленные вопросы? Оцените свою долю участия в этой работе. III.Этап первичного закрепления и применения знаний. Задачи этапа: 1). Определение уровня усвоения материала. 2).Развивать умение использовать знания в необычной ситуации. 3). Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием. 4).Формировать навыки проектной деятельности. 1.-Вернёмся к возникшей в ходе урока проблеме: Как помочь рекам стать чистыми. -Что мы можем сделать для реки, которая находится рядом с нами? (река в с. Екатериновка Сухой Еланчик). Ролевая игра. Предлагаю детям выступить в роли экологов - одна группа ребят, и жителей села (собственно они ими и являются) – другая группа. Группы получают задание: обсудить и кратко изложить (можно письменно) экологическую проблему. В ходе работы оказываю помощь командам. Знакомство с результатом деятельности. -Что не учли? - Как помочь реке стать здоровой? 2.- Оцените своё участие в работе. IV. Итог на рефлексивной основе. Задачи этапа: 1). Развивать умение адекватно оценивать свою работу на уроке. 2).Развивать память, умение воспроизвести основные моменты занятия. 3). Учить вычленять главное, делать выводы. 1. -Обратимся к задаче нашего урока. Справились ли мы с её решением? -Дайте краткие ответы на поставленные в ходе урока вопросы (записаны на доске). -Что вас затронуло больше всего на уроке, не оставило равнодушным? -Чем опасно загрязнение рек? -Оцените свою степень участия в уроке, используя личную карточку участника. 2.Рефлексия коммуникативных умений: -Получилась ли у вас сегодня работа в группе? -Сумели ли вы слушать своих товарищей? -Кто был самым активным в вашей группе? -Помогала ли работа в группах или наоборот мешала? Почему? 3.Личная рефлексия: Заполнение личной карточки учащегося: 1.Я всё понял по теме: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. 2.Мне нравится самостоятельно получать знания: 0,1,2,3,4,5,6,7, 8,9,10. 3.Мне нравится сегодня работать в группе: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. V. Домашнее задание (разноуровневое).Записано на доске. 1).Подготовить материал к экопроекту «Живи, река!» 2).Подготовить сообщение по одной из тем:
3).Задание для тех, у кого в доме водопровод:
VI.Завершение урока. -Вода – это жизнь. Мы должны бережно относиться к воде. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Вслушайтесь в журчание воды. Может быть она просит у тебя помощи, и ей нужны твои заботливые руки?! (Обращение к детям сопровождается показом слайдов № 37,38,39).(Слайд №37- Звуковое сопровождение «Звуки природы»). -Спасибо за работу! | Деятельность учащихся Дают ответы, используя свои знания. Высказывают предположения. Читают, осмысливают, определяют основную мысль. Дети формулируют задачу урока. Предполагаемый ответ: научиться бережно относиться к воде. Группа ребят представляет информацию в виде презентации. (Слайды №3- №9) Самостоятельная работа, открытие новых знаний, взаимопроверка. Ответы детей. Самооценка, взаимооценка. Высказывают своё мнение. Рассуждают, высказывают предположения (проблемно-поисковый метод). Поиск информации в интернет. Талая вода самая пресная, а значит и самая чистая. В такой воде почти нет растворённых солей, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека. Предполагаемый ответ: в озёрах, в озере Байкал. Рассуждают, участвуют в дискуссии (проблемно-поисковый метод) Использование сети интернет. Специалисты утверждают, что своей уникальностью озеро обязано живым организмам, которых в нём больше, чем в каких-либо других пресных водоёмах. Работа с картой. Чтение информации на слайдах. Подготовленные дети по очереди читают сказку, сопровождая показом слайдов. Анализируют сказку, делают выводы. Высказывают свою точку зрения и аргументируют ответ. Работа с картой Ростовской области. Находят и показывают объекты. Дети высказывают предположения. Предполагаемые ответы: к болезням людей, гибели рыбы, к сокращению запасов пресной воды. Анализируют, дают ответы. Предлагают своё решение проблемы. Дети ставят предположительно следующие задачи: 1) Выяснить какие меры необходимо предпринять для очистки водоёмов? 2)Что нужно сделать, чтобы реки оставались чистыми? Работают в парах, проделывают опыты. Наблюдают, рассуждают, делают выводы. Дети испытывают радостные чувства сопричастности к общему благому делу. Анализируют, дают ответы. Предполагаемый ответ: река не будет загрязняться. Самостоятельная работа (учебник с.81) с последующей взаимопроверкой. Этот факт вызовет удивление и восхищение у ребят. Трое учащихся выступают с сообщениями (заранее подготовленными) о состоянии малых рек Ростовской области. (Используются материалы средств массовой информации, в т.ч. из сети интернет) (Сообщения сопровождаются показом слайдов №34,35,36) Самооценка. Работают в команде. В ходе обсуждения, дискуссии возникает проект возрождения реки. Предполагаемый проект: 1.Установить на берегах реки знаки, запрещающие выброс бытового мусора. 2.Очистить родники, питающие реку, и берега реки от мусора. 3.Вести разъяснительную работу среди населения в средствах массовой информации. 4.Обратиться с просьбой к администрации села о разработке проекта по очистке русла реки. Самооценка и взаимооценка деятельности. Дети формулируют краткие ответы. Заполняют личную карточку участника. |
Используемый материал:
О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Окружающий мир, 3 класс, ч.1;
Е.В. Посошенко. Растим здоровых, умных, добрых: Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей гпд. Ростов н/Д, 2007;
Материалы периодической печати;
Информационные ресурсы: www. rusedu.ru. ; www.wikipedia.org.;www.fotki
страница 1
скачать
Другие похожие работы: