NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода» 3 класс, умк «Гармония»


МБОУ Екатериновская сош

Урок окружающего мира по теме:

«Замечательное вещество – вода»

3 класс, УМК «Гармония»

Учитель начальных классов

Владышникова

Людмила Александровна

2013 г.

Конспект урока.

Девиз урока: Вода есть зеркало поступков,

Что в действии находит отражение.

Она основа жизни без всяких предрассудков,

Поэтому достойна уважения.

Тема:

Цели:

Тип урока:

Оборудование:

Структура

урока:


Замечательное вещество – вода.

Обучающий аспект:

  • расширить и углубить представление детей о воде, её значении для всегоживого на Земле;

  • рассмотреть причины загрязнения водоёмов, познакомить с водоохранными мерами.

Развивающий аспект:

  • способствовать развитию креативности и эмоциональной сферы обучающихся;

  • развивать творческую активность.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать экологическое мировоззрение, любовь к родному краю;

  • формировать у школьников бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ПК,мультимедийный проектор,карта России, карта Ростовской области, учебник, презентация power point, приборы для проведения исследования свойств воды и способов её очистки.

Этапы: подготовительный (актуализация), усвоение нового материала, первичное закрепление и применение знаний, итог на рефлексивной основе, домашнее задание по выбору учащихся.

Единица содержания: бережное отношение к источникам пресной воды.

Формирование ключевых компетенций:

  • коммуникативные (работа в группах, в парах),

  • учебно-познавательные (цель исследования, результат исследования, вывод)

Граница знания – незнания:

  • дети знают:

- понятия –водоём, естественный водоём, искусственный водоём, пресные водоёмы;

- как используется пресная вода человеком;

-чем важны реки для природы и человека

  • дети не знают:

-какими свойствами обладает вода;

- источники загрязнения воды и способы её очистки.


Ход урока:

Деятельность учителя

I. Подготовительный этап (актуализация знаний).

Задачи этапа:

1).Создание высокого уровня мотивации для работы детей на уроке.

2).Развитие произвольного внимания.

3.)Фиксация в ходе рефлексии границы знания - незнания (постановка учебной задачи).

4).Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания).

1.Рефлексия.

- На предыдущих уроках вы познакомились со свойствами воздуха. Чем важен воздух для всего живого на Земле?

-Каков состав воздуха?

-Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Откуда он поступает в воздух?

-Пока на Земле есть чистые водоёмы и растения, воздух будет пополняться кислородом, так необходимым для всего живого.

-Без чего ещё не могут существовать живые организмы?

-Верно. Второй важнейший источник жизни- вода.

2. Эмоциональный настрой.

Слайд №2 (музыкальное сопровождение «Шум моря и флейта»)

3.Объявление темы урока: Замечательное вещество-вода.

Постановка учебной задачи.

-Прочтите девиз нашего урока.

-Как понимаете эти строки?

-Какова основная мысль этого высказывания?

-Как вы думаете, какую задачу перед собой поставим на уроке?

Чтобы справиться с её решением, нам необходимо вспомнить – какую роль играет вода в жизни живых организмов.

Роль воды в жизни живых организмов.

(Слайды №3,4)

Страничка для любознательных. (Слайд №5.)

-Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды.

-Подсчитайте количество воды в своём организме.

Слайды№6,7,8

-Итак, повторим. Как человек использует воду?

-Проверим свои ответы.( Слайд №9) О чём не сказали, не знали?

-Как вы считаете, мы справились с заданием?

-Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Педагогическое оценивание.

II. Этап усвоения нового материала.

Задачи этапа:

1).Развивать речь учащихся ( введение новых слов), коммуникативные навыки (работа в парах).

2). Продолжить работу по развитию учебно-познавательной, общекультурной, информационной компетенции (работа с картой, навыки экспериментальной работы, умение находить информацию из различных источников).

3).Развивать аналитические умения.

1.-Вся ли вода, имеющаяся на планете, используется человеком?

-Где сосредоточены основные запасы пресной воды?

(Слайды№10,11,12.)

2.-Как вы думаете, почему медицинские работники советуют пить талую воду?

3.- В каких ещё водоёмах может быть пресная вода?

-Озеро Байкал заполнено самой пресной в мире водой. Значит эта вода образовалась от таяния ледников? Я верно рассуждаю, как вы думаете? Помогите мне разобраться. (Слайд №13)

-Где узнать истину?

4.-Как вы уже доказали, наибольшее практическое значение для человека имеют пресные водоёмы. Взгляните на карту. Много ли рек протекает на территории России?

5.Постановка проблемы.

-В начале прошлого века трудно было себе представить, что на Земле, богатой реками и озёрами, наступит время нехватки чистой питьевой воды, время, когда каждый её кубометр надо будет ставить на строгий учёт. (Показ слайдов №14,15). Почему это произошло, нам предстоит выяснить.

Запись на доске:

6.Почему запасы пресной воды ограничены?

Предлагаю послушать сказку А.А.Рыжова «Жила-была река».

(Слайды№16-23.) (Слайд №16 – звуковое сопровождение «Поток воды»).(Слайд №17 – Звуковое сопровождение «Звуки природы. Прогулка по лесу»).

7.Минутка отдыха (Исп. музыкальное сопровождение «Звуки природы. Прогулка по лесу»)

8.Беседа.

- Могли ли события, описанные в сказке, произойти в действительности?

-Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке?

-Что случилось с горожанами, когда речка ушла?

-Смогли бы мы жить без рек?

9.-Ребята, но может быть люди не везде так поступают с реками, как в прочитанной нами сказке? И существует другая причина сокращения запасов чистой пресной воды?

(Слайд №24)

10.Региональный компонент.

-Мы живём на благодатной донской земле. Основными источниками централизованного водоснабжения для 70 % населения Ростовской области являются реки Дон и Миус, Цимлянское и Соколовское водохранилища. (Слайд№25.)

-Как вы думаете, существует ли в нашем регионе проблема обеспечения жителей области чистой питьевой водой?

11.Как загрязняются реки. (Слайды№26,27,28.)

-К чему приводит бесхозяйственная деятельность человека? (Слайды№29,30)

- Можете назвать причину сокращения запасов чистой воды?

- Как происходит загрязнение рек? (Вопрос записываю на доске).

-К сожалению, краса и гордость дончан и жителей области река Дон тоже попала в список загрязнённых рек. Основная причина загрязнения – сброс сточных вод. (Слайд №31.)

12.Постановка проблемы.

-Как помочь рекам? (Вопрос записываю на доске).

-Какие задачи для этого необходимо решить?

13.- А хотите сами поучаствовать в очистке реки? Тогда проведём эксперимент.

Оборудование: лабораторные стаканчики с чистой и грязной водой, пустые стаканчики, воронки, фильтры (по количеству пар детей в классе).

Инструктаж о технике безопасности.

-У вас на столах вода из реки. В 1-м стаканчике – из чистой, во 2-м – из грязной. Сравните воду в двух стаканах. В чём отличие?

-В какой воде могут жить рыбы, раки и другие водные животные и растения, а в какой – нет?

- Предлагаю вам помочь реке: очистить воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой.

-Когда вся вода пройдёт через фильтр, сравните её с водой в чистом стакане.

-Спасибо. Благодаря вашим усилиям речка выздоровела.

- О каких свойствах воды вы узнали в результате проделанной работы? (В случае затруднения, организую дополнительные наблюдения).

-О других волшебных свойствах и превращениях воды вы узнаете на следующем уроке.

14.-Есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с фабрик и заводов.

Вспомните, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которой текла грязная заводская вода. А если отверстие закрыть фильтром, который очистит воду...

-Помогите мне закончить мысль.(Слайд №32).)

-Как же происходит очистка воды с помощью фильтров? И как их установить на реках? Найдите ответы в учебнике.(Задание предлагается ученикам по вариантам).

-Используют и биофильтры, состоящие из плантаций водного гиацинта (эйхорнии), который своими длинными корнями выбирает сложные химические соединения, разлагая их на простые и безвредные элементы.( Слайд №33).

-Какие предпринимаются меры по очистке малых рек области?

Сообщения:

  1. Река Темерник просит о помощи...

  2. Мокрый Еланчик возрождается.

  3. Пока речка ещё жива...(Река Сухой Еланчик в с. Екатериновка).

(Слайды №34,35,36)

- Мы нашли ответы на поставленные вопросы? Оцените свою долю участия в этой работе.

III.Этап первичного закрепления и применения знаний.

Задачи этапа:

1). Определение уровня усвоения материала.

2).Развивать умение использовать знания в необычной ситуации.

3). Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием.

4).Формировать навыки проектной деятельности.

1.-Вернёмся к возникшей в ходе урока проблеме:

Как помочь рекам стать чистыми.

-Что мы можем сделать для реки, которая находится рядом с нами? (река в с. Екатериновка Сухой Еланчик).

Ролевая игра.

Предлагаю детям выступить в роли экологов - одна группа ребят, и жителей села (собственно они ими и являются) – другая группа.

Группы получают задание: обсудить и кратко изложить (можно письменно) экологическую проблему.

В ходе работы оказываю помощь командам.

Знакомство с результатом деятельности.

-Что не учли?

- Как помочь реке стать здоровой?

2.- Оцените своё участие в работе.

IV. Итог на рефлексивной основе.

Задачи этапа:

1). Развивать умение адекватно оценивать свою работу на уроке.

2).Развивать память, умение воспроизвести основные моменты занятия.

3). Учить вычленять главное, делать выводы.

1. -Обратимся к задаче нашего урока. Справились ли мы с её решением?

-Дайте краткие ответы на поставленные в ходе урока вопросы (записаны на доске).

-Что вас затронуло больше всего на уроке, не оставило равнодушным?

-Чем опасно загрязнение рек?

-Оцените свою степень участия в уроке, используя личную карточку участника.

2.Рефлексия коммуникативных умений:

-Получилась ли у вас сегодня работа в группе?

-Сумели ли вы слушать своих товарищей?

-Кто был самым активным в вашей группе?

-Помогала ли работа в группах или наоборот мешала? Почему?

3.Личная рефлексия:

Заполнение личной карточки учащегося:

1.Я всё понял по теме: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

2.Мне нравится самостоятельно получать знания: 0,1,2,3,4,5,6,7,

8,9,10.

3.Мне нравится сегодня работать в группе: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

V. Домашнее задание (разноуровневое).Записано на доске.

1).Подготовить материал к экопроекту «Живи, река!»

2).Подготовить сообщение по одной из тем:

  • Как относились к воде наши предки.

  • Почему надо экономить воду.

3).Задание для тех, у кого в доме водопровод:

  • Узнать у родителей, сколько вы платите за пользование водой в месяц, в год.

  • Выяснить, экономно ли вы тратите воду.

VI.Завершение урока.

-Вода – это жизнь. Мы должны бережно относиться к воде. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Вслушайтесь в журчание воды. Может быть она просит у тебя помощи, и ей нужны твои заботливые руки?!

(Обращение к детям сопровождается показом слайдов

37,38,39).(Слайд №37- Звуковое сопровождение «Звуки природы»).

-Спасибо за работу!


Деятельность учащихся

Дают ответы, используя свои знания.

Высказывают предположения.

Читают, осмысливают, определяют основную мысль.

Дети формулируют задачу урока.

Предполагаемый ответ:

научиться бережно относиться к воде.

Группа ребят представляет информацию в виде презентации.

(Слайды №3- №9)

Самостоятельная работа, открытие новых знаний, взаимопроверка.

Ответы детей.

Самооценка, взаимооценка.

Высказывают своё мнение.

Рассуждают, высказывают предположения (проблемно-поисковый метод).

Поиск информации в интернет.

Талая вода самая пресная, а значит и самая чистая. В такой воде почти нет растворённых солей, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека.

Предполагаемый ответ: в озёрах, в озере Байкал.

Рассуждают, участвуют в дискуссии (проблемно-поисковый метод)

Использование сети интернет.

Специалисты утверждают, что своей уникальностью озеро обязано живым организмам, которых в нём больше, чем в каких-либо других пресных водоёмах.

Работа с картой.

Чтение информации на слайдах.

Подготовленные дети по очереди читают сказку, сопровождая показом слайдов.

Анализируют сказку, делают выводы.

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ответ.

Работа с картой Ростовской области. Находят и показывают объекты.

Дети высказывают предположения.

Предполагаемые ответы: к болезням людей, гибели рыбы, к сокращению запасов пресной воды.

Анализируют, дают ответы.

Предлагают своё решение проблемы.

Дети ставят предположительно следующие задачи:

1) Выяснить какие меры необходимо предпринять для очистки водоёмов?

2)Что нужно сделать, чтобы реки оставались чистыми?

Работают в парах, проделывают опыты.

Наблюдают, рассуждают, делают выводы.

Дети испытывают радостные чувства сопричастности к общему благому делу.

Анализируют, дают ответы.

Предполагаемый ответ:

река не будет загрязняться.

Самостоятельная работа (учебник с.81) с последующей взаимопроверкой.

Этот факт вызовет удивление и восхищение у ребят.

Трое учащихся выступают с сообщениями (заранее подготовленными) о состоянии малых рек Ростовской области.

(Используются материалы средств массовой информации, в т.ч. из сети интернет)

(Сообщения сопровождаются показом слайдов №34,35,36)

Самооценка.

Работают в команде.

В ходе обсуждения, дискуссии возникает проект возрождения реки.

Предполагаемый проект:

1.Установить на берегах реки знаки, запрещающие выброс бытового мусора.

2.Очистить родники, питающие реку, и берега реки от мусора.

3.Вести разъяснительную работу среди населения в средствах массовой информации.

4.Обратиться с просьбой к администрации села о разработке проекта по очистке русла реки.

Самооценка и взаимооценка деятельности.

Дети формулируют краткие ответы.

Заполняют личную карточку участника.

Используемый материал:

  • О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Окружающий мир, 3 класс, ч.1;

  • Е.В. Посошенко. Растим здоровых, умных, добрых: Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей гпд. Ростов н/Д, 2007;

  • Материалы периодической печати;

  • Информационные ресурсы: www. rusedu.ru. ; www.wikipedia.org.;www.fotki

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.





Документы

архив: 1 стр.