NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по алгебре в 5,6,7 классах по теме: «Математический калейдоскоп»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

имени Олега Васильевича Гудкова

Открытый урок
по алгебре в 5,6,7 классах
по теме: «Математический калейдоскоп»

Подготовила и провела:

учитель математики

Бутова Наталья Васильевна

Георгиевск,2013г.

Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения чисел и счёта;

  2. Развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, речь учащихся.

  3. Увлечь учащихся математикой, показать, что математика - занимательная наука;

  4. Формировать у учащихся умение решать задачи на смекалку.

  5. Воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания по математике.

Оборудование:

  • фишки для награждения каждой команды после выполнения задания;

  • красочные грамоты для награждения команд;

  • мультимедийный проектор; компьютер.

  • электронное приложение к внеклассному мероприятию; (презентация)

Вступительное слово учителя:

Математика - одна из древнейших наук, возникшая в связи с практическими потребностями людей:

Учиться считать люди начали в незапамятные времена, учителем у них была сама жизнь. Никто не знает, когда впервые появились счёт и число. Но уже несколько десятков тысяч лет назад люди собирали плоды и ягоды, охотились на диких животных, делали каменные ножи и топоры, наконечники. Людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, зубра. Надо было знать, хватит ли добычи до следующей охоты, много ли пойманной рыбы. Учиться считать требовала жизнь. Название чисел сначала показывали на пальцах. Так начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, - собственной пятернёй.

Названия чисел поначалу были у одного и двух. Придумывая имя числу 1, исходили из того, что голова одна, Солнце на небе одно, Луна на небе одна.

Названия для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно - пара глаз, пара рук, пара ушей, пара крыльев.

Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. С их помощью можно было считать до 5. Если взять две руки, то и до десяти. В странах, где люди ходили босиком, по пальцам легко было считать до 20. А научившись считать по пальцам до десяти, люди стали считать десятками.

Проходили многие – многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, земледельцы. Людям приходилось всё чаще сталкиваться с большими числами. Нужно было придумать, как их записывать.

Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке, глиняные шарики, и другие фигурки.

Индейцы в Америке изображали числа с помощью узелков на верёвках.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали
соответствующим количеством палочек. Десять обозначалось скобочкой в виде подковы.

Какое это число? (Ответ детей 15)

Сотню обозначали крючком, посмотрите как обозначали тысячу, так обозначали миллион, сто тысяч обозначали лягушкой.

Не очень удобно было записывать таким способом числа и совсем неудобно их складывать, вычитать, умножать, делить.

В Древнем Риме, числа записывали так: Знак для 5 – раскрытая ладонь, знак для 10 – две раскрытые ладони.

В Древней Руси буква «а» обозначала число 1, буква «б» число 2. Для обозначения чисел 10, 20,100,…, 900 использовались буквы.

Для отличия букв от слов использовали знак титло

Вот так выглядят славянские цифровые знаки - буквы с титлами.

Цифры современной системы записи носят название арабских, поскольку европейцы заимствовали их у арабов. Однако, по всей вероятности, их родина - южная Индия. Они встречаются во множестве древних индийских документов. В этих документах уже используется десятичная система записи числа с ее простыми и удобными в написании цифрами. Так что арабские цифры, «этот единственный универсальный язык нашего времени.

Происхождение каждой из десяти арабских цифр хорошо видно если их записать в “угловатой” форме.

Из рисунков видно, что каждая цифра составлена из такого количества углов, какое количество оно обозначает.

Итак, смотрим на оригинальное изображение арабских цифр и видим, что:

0 - цифра без единого угла в начертании;

1 - содержит один острый угол;

2 - содержит два острых угла;

3 - содержит три острых угла;

4 - содержит 4 прямых угла (именно этим объясняется наличие «хвостика» внизу цифры, никак не влияющего на ее узнаваемость и идентификацию);

5 - содержит 5 прямых углов (назначение нижнего хвостика - то же самое, что у цифры 4 - достройка последнего угла);

6 - содержит 6 прямых углов;

7 - содержит 7 прямых и острых углов;

8 - содержит 8 прямых углов;

9 - содержит 9 прямых углов (именно этим объясняется столь замысловатый нижний хвостик у девятки, который должен был достроить аж 3 угла, чтобы общее их число стало равно 9).

Со временем углы сгладились, и цифры приобрели привычный нам вид. Вот уже много столетий весь мир пользуется арабской системой записи чисел. Этими десятью значками можно легко выразить огромные числа.

Музыкальное сопровождение.

Ведущий: Много веков прошло с тех пор. В настоящее время математика глубоко проникла во все сферы человеческой жизни. Она является не только языком науки и техники, но и прочно вошла в нашу повседневную жизнь и обиход. Без нее невозможно развитие промышленности и сельского хозяйства, здравоохранения и образования. Каждому рабочему необходимы математические знания, например, токарь, обрабатывающий деталь, должен придерживаться конкретных размеров, часто ему необходима большая точность обработки детали, поэтому ему надо уметь читать чертеж. Таким образом, математика необходима в любой профессии.

Ведущий:

Дорогие ребята!
Сегодня вы пришли в этот зал,
Чтоб посчитать, подумать, отдохнуть.
Увидеть праздник - числа,
Умом своим на всё взглянуть.
Праздничный наш зал от лиц засиял,
В соревнованиях он ареною стал,
Огни заданий, будто звёзды горят,
Команды на старте готовы стоят.

Ведущий:

Ребята! Сегодня на этом мероприятии вы познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. Вам будут предложены различные интересные вопросы и задания. Чтобы победить вы должны быть активными, стремиться быстрее других, ответить на вопрос или выполнить задание.

В нашей игре участвуют 2 команды:

  • I команда - "Нулики"

  • II команда - "Почемучки"

(Команды выбираются заранее, по 4 человек от каждого класса)

Ведущий: напоминаю вам простые правила поведения

  • вести себя спокойно, но не отсиживаться;

  • не выкрикивать (громко - это не значит красиво);

  • быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);

  • быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам;

  • задания выслушивать до конца.

Конкурсы будет оценивать жюри в составе:____________________

Для начала каждый класс представит себя - сообщите нам, пожалуйста, название команды и приветствие.

Приветствия команд.

I команда

Этот турнир ждали мы

По нему стосковались умы
Дружно будем задачи решать -
Мы хотим математику знать.
Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!

II команда

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим
И просто вам победу не дадим
Придется попотеть и постараться
За каждое очко мы будем драться

Смекалку мы проявим и отвагу.
А если вдруг не повезет
Победа всех когда-нибудь найдет.

Начнём с разминки.

Проверим реакцию, внимание, готовность команд к соревнованию. Через минуту каждая команда даёт правильный ответ. Побеждает команда, которая быстрее остальных справилась с заданием.

Переставьте местами карточки с одинаковыми фигурами. Прочитай написанное слово. (Ответ: Родина)

Перед вами весёлый паровозик, который провезёт вас через все станции. А станций - немало. Прочитайте, пожалуйста, их названия. (Дети читают хором.)

На каждой станции вас ждут испытания, которые вы с честью, я надеюсь, выполните. Паровозик набирает скорость, а из его трубы выплывают облачка дыма. Итак, мы продолжаем наш праздник числа.

- Итак, ребята, в путь!

Каждая команда отвечает на вопросы на станции. За правильный ответ 1 балл.

Жюри оценивает каждый ответ.

  • Станция "Загадкино".

Загадка для команды "Нулики"

Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый (месяц и звёзды)

Загадка для команды «Почемучки»

Тройка лошадей проскакала 30 километров. Сколько километров проскакала каждая лошадь? (30 километров)

Загадка для команды "Нулики"

На ноге стоит одной, крутит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус)

Загадка для команды «Почемучки»

Проживают в умной книжке хитроумные братишки. 10 их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры)

Загадка для команды "Нулики"

Сто березовых солдат, взявшись за руки, стоят. Днем и ночью, круглый год: охраняют огород (забор)

Загадка для команды «Почемучки»

На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина (град)

  • Станция "Сосчитай-ка".

На этой станции задание для обеих команд.

Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре?

http://festival.1september.ru/articles/516397/img2.gif Ответ: 12

  • Станция "Решайкино"

Задание для команды "Нулики"

Как-то вечером к медведю

На порог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел —

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей. (7)

Задание для команды "Почемучки"

Я сегодня рано встала,

Кукол всех своих считала:

Три матрешки — на окошке,

Две Маринки — на перинке,

Пупсик с Катей, Буратино

И Петрушка в колпачке

На зеленом сундучке.

Я считала, я трудилась,

Но потом со счета сбилась.

Помогите мне опять

Кукол всех пересчитать! (9 кукол)

Задание для команды "Нулики"

Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Маши, Тани,

Коли, Оли, Гали, Вали

Пирожки уже готовы.

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да в печи четыре штуки,

Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги       

Сосчитать им пироги.  (12 пирогов)

Задание для команды "Почемучки"

(Уточнить, что дюжина это 12)

7 тарелок им помыты,

8 чашек не забыты,

Ложек — дюжина одна

Чистота кругом видна

Вы готовы дать ответы,

Сколько всей посуды этой

Перемыл он, сын-проказник?

Дело было в мамин праздник. (27)

 

Остановка "Музыкальная"

Учитель: чтобы веселее было дальше путешествовать, давайте все вместе споём песню на мотив знакомой вам детской песенки "Голубой вагон".

Каждый наш урок, как происшествие:
Нам на радость всем оно дано.
Ждёт нас ежедневно путешествие -
Пусть же не кончается оно!

Вместе мы, вместе мы на уроках сидим,
И отправляемся в дальние края.
В город Учёности и в страну Знания -
Там побывать хотят все мои друзья.

Мы по морю Математики плывём,
Волны лодку захлестнуть хотят,
Но лютые волны будут нипочём
Для упорных, знающих ребят.

Вместе мы, вместе мы на уроках сидим,
И отправляемся в дальние края.
В город Учёности и в страну Знания -
Там побывать хотят все мои друзья.

  • Станция "Смекалкино"

Переложить 2 спички так, чтобы фигура; похожая на корову, смотрела в другую сторону.

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/pic/000024.jpg

Переложить 3 спички так, чтобы убрать мусор из совочка.

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/pic/000025.jpg

Игра со зрителями.

1. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).

2. Два братца пошли в реку купаться (вёдра).

3. Два кольца, два конца, посередине – гвоздик (ножницы).

4. Два домика - теплушки подарены Танюшке (варежки).

5. Шея длинная такая, хвост крючком…

И не секрет, любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет! (двойка).

6. Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).

7. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются (глаза).

8. Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (глаза).

9. Не мотылек, не птичка, а держит две косички (бант).

10. Две сестренки, две плетенки из овечьей шерсти тонкой. Как гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять да пять! (варежки).

11. Две стройные сестрицы в руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки … И вот он шарф для Петеньки (спицы).

12. Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка только раз, та, что выше – каждый час! (стрелки часов).

13. Это конь не ест овса. Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед).

14. Два глядят, да двое слушают (глаза и уши).

15. Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).

16. Два близнеца, два братца на нас верхом садятся (очки и нос).

Победителем в "Игре со зрителями" признан учащийся, отгадавший больше всех загадок. (Ему вручается грамота за активное участие)

  • Станция "Табличкино"

В этой таблице нужно разместить ещё числа 2, 2, 2, 3,3,3 так, чтобы по всем линиям получить в сумме число 6.




1




1













1



3

1

2

1

2

3

2

3

1

Станция "Угадайка"

Отгадайте ребусы.

С 3 Ж О 7 М Н

,

7 Я ПА 3Ж

Ведущий : Пока жюри подводит итоги конкурсов.

Передаю зрителям лист бумаги, размером А4.
- Вот вам ножницы. Сделайте в бумаге такое отверстие, сквозь которое можно пролезть. Ну что, не получается! А у вас? Тоже не выходит? А вот я могу! Смотрите!

Складываю бумагу пополам и делаю разрез по перегибу так, чтобы он не доходил до краев, потом надрезаю бумагу с одной стороны и с другой и растягиваю образовавшуюся ленту. - Вот видите, какое получилось отверстие? Сквозь него могут пройти сразу два человека. Весь секрет в том, как разрезать бумагу.

Заключение.

Подведение итого, вручение грамот и сладких призов.

Ведущий:

Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…

Все. ДО СВИДАНИЯ!

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.