NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по «Истории казачества»


Открытый урок

по «Истории казачества»

Тема: «Судьба казачества в истории России»

Подготовили:

классный руководитель 3 «А» класса Попкова М.Н.

Открытый урок

"Судьба казачества в истории России"



Эпиграф: “Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)

“Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)

Учитель. На наш классный час пришли гости – это казаки Северского казачьего общества.

Выступление казаков.____________________________________

У каждой страны есть свои герои. Бесстрашные и бескорыстные. В Европе - это рыцари, закованные в латы. На западе, в Америке - ковбои, в Японии - самураи. А кого в России можно назвать героем?

Каким был он – русский герой? Сразу вспоминаются былинные богатыри – ровесники самураев и рыцарей.

И перед глазами встают образы героев картины В. В. Васнецова “Три богатыря”.

В памяти народной сохранились их имена.

Назовите их…

Слева - Добрыня Никитич, обнажающий меч.

Справа – Алеша Попович, держащий перед собой лук.

А в середине – самый могучий и храбрый богатырь – Илья Муромец.

Много былин было сложено о его подвигах.

А как же называли его в былинах?

А прозвание его было – “старый казак”.

Почему “старый” - понятно. Всё-таки с бородой.

А вот почему казак?

Вопросы. Кто такие казаки, если народ даровал им высшую честь называть казаком самого сильного своего богатыря – самого известного своего героя?

Ответить на эти вопросы помогут нам сегодня учащиеся:

а) казаки со своим атаманом Ермаком – из 7 “к” класса

б) представители “Боярской Думы” во главе с Грозным царем Иваном IV – из 7 “б” класса

в) беспристрастные летописцы – из 7 “а” класса

В начале 17 века казачьи станицы на Дону объединились в войско Донское. Свою независимость донские казаки выражали старинной поговоркой: “Здравствуй, царь в каменной Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону”.

Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

Собираясь в поход, казаки выбирали походного атамана и его помощников – есаула, полковников и сотников, которые по возвращению, слагали с себя полномочия. Выборным было и духовенство.

Учитель. Да, казак – это особый образ жизни и образ мысли. Это понять нам помогут казачьи поговорки.

Учитель. Кто из вас знает казачьи поговорки?

  • Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.

  • Всяк свистнет, да не по-казацки.

  • И шашка остра, а дух – сильнее.

  • Где казак, там и слава!

  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.

  • Нет уз святее товарищества!

  • Казак без коня – сирота

  • Слава предков не ржавеет.

  • Кровь казачья – не водица.

Учитель. О каких чертах характера казаков они говорят?

  • не будь хвастливым;

  • трусливым;

  • будь сильным духом;

  • храбрым;

  • никогда не унывай

  • будь мужественным

  • хорошим товарищем

  • уважай предков;

  • береги честь;

Учитель. А теперь отгадываем загадки.

Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

Мал мужичок – костяная ручка. (Нож).

На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)

Учитель. Поговорим о вооружении казаков!

Вооружение казаков в XVI веке – начале XVIII века было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог.

Со второй половины XVIII века казаку положено было иметь пику или дротик, а также саблю и ружье.

С 1834 года была введена шашка.

Шашка- символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 20 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Казацкое седло было азиатского происхождения и почти не менялось в течение столетия.

Учитель. А что вы ребята знаете про казаков?

1. На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным)

2. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)

3. Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)

4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)

5. Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)

6. Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода)

7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)

(Звучит казачья песня “Распрягайте, хлопцы, коней”.)

Учитель. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVIII века. В войсках Петра I они громили шведов в Прибалтике и на Украине. Сражались с кавалерией прусского короля Фридриха II в Семилетнюю войну. Под командованием П. А. Румянцева и А. В. Суворова били турок.

Самой яркой страницей военной истории казачества стала Отечественная война 1812 года. Первых солдат “Великой армии” Наполеона, вступивших на Российскую землю 12 июня, встретили выстрелы разъезда лейб - гвардии Казачьего полка.

“Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодиться”, - гласила старинная поговорка. Казачья служба по закону проходила 20 лет.

После Октября 1917 года казачество пережило чудовищную трагедию Гражданской войны и политики расказачивания. В результате этой политики погибли сотни тысяч казаков, в том числе женщины и дети. Десятки тысяч казаков оказались в эмиграции. В 1920-х – начале 1930-х годов тысячи казачьих семей были высланы на Север.

Однако с 1936 года ситуация изменилась. Советское правительство сняло с казаков ограничения, запрещающие им служить в Красной армии.

Начало Великой Отечественной войны большинство казачьих дивизий встретило на западных границах Советского Союза. В казачьих станицах началось формирование добровольных сотен.

За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получали звание гвардейских.

Вместе с другими победоносными полками Красной армии казачьи части прошли по Красной площади во время парада Победы 24 июня 1945 года.

(Звучит казачья песня “По Дону гуляет казак молодой”)

Учитель. Крупнейшие российские бунтари – Разин, Болотников, Пугачев – были донскими казаками, взращенными вольным воздухом тихих хуторов. Были среди донцов и другие люди: Ермак, Дежнев, Платов, Краснов, Шолохов и др. Они принесли России славу иного толка. И что бы казаки не творили – от литературных трудов до бандитских набегов – все ярко, красиво. Колоритный народ казаки, кого хочешь за пояс заткнут!

(Звучит песня “Казачий Дон” (муз. и сл. А. Розенбаума) в исполнении М. Шуфутинского)

Учитель.

Вот настал момент прощанья –
Будет краткой моя речь.
Я говорю Вам: “До свиданья!”,
До счастливых новых встреч!

Классный час в 1 «А» классе

Золотая осень

Действующие лица: Ведущий, Осень, Дождик, Заяц, Урожай.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались такой дружной и весёлой компанией, чтобы встретить осень.

Знайте, осень – это не только дождик,

Это – пёстрый нарядный зонтик,

Это – яркие гроздья рябины,

Это – жёлтый листик в росе,

Это – фруктов большая корзина

Сочных, вкусных, полезных всем!

А вот и она!

Появляется осень в золотистом платье с венком из рябины и ярких осенних листьев на голове.

Осень:             Здравствуйте ребята!

                          Я вам очень рада!

Сегодня в гости я пришла, но не одна, а со своими друзьями.

Ведущий:

Ой, ребята, тише, тише,

Что – то странное я слышу…

Гость какой – то к нам спешит

И как будто бы дрожит.

Кто б ты ни был - заходи,

Да ребят повесели.

Вбегает Заяц.

Заяц:

Так спешил я, так бежал,

Что чуть к волку не попал!

Испугался, ой-ой-ой.

Я от страха чуть живой.

Ведущий:

Не бойся , заинька, мы тебя в обиду не дадим. Ты лучше с ребятами в весёлую игру поиграй.

Играют в игру «Ладошки». Ведущий читает стихи, сопровождая их движениями. По ходу рассказа дети повторяют за ведущим движения.

Вот у нас игра какая –

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой – левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Вверх ладошки – хлоп, хлоп,

По коленкам – шлёп, шлёп,

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай,

Можем хлопать за спиной,

Хлопаем перед собой,

Справа можем, слева можем

И крест – накрест руки сложим!

Заяц:

Славно мы повеселились,

Поиграли, порезвились!

Но что это? Тучки на небе стали сгущаться. Ой-ой – ой, кажется, дождь собирается. Я, пожалуй, побежал, а то совсем моя шубка промокнет.

Заяц убегает. Входит Дождик.

Дождик: Здравствуйте, ребята!

Я дождик проливной,

Подружитесь все со мной.

Намочу я всех подряд,

Кто же дождику не рад?

Ведущий: А мы тебе не очень рады. Ведь когда ты идёшь , мы не можем выйти гулять. Правда, ребята?

Дождик: А мне как обидно: когда я иду, на улице никого нет, все от меня прячутся и не хотят поиграть. Ну, вы – то, ребята, меня не боитесь? Хотите поиграть со мной?

Играют в игру «Дождик». Ведущий произносит в произвольном порядке слова «капелька», «2 капельки», «3 капельки», «сильный дождь», «ливень», сопровождая слова движениями. Дети повторяют за ведущим движения. Когда он говорит 1 капелька – одним пальцем стучат по ладошке, 2 капельки – двумя пальцами, 3 капельки – тремя пальцами, сильный дождь – хлопают в ладоши, ливень – очень сильно хлопают.

Дождик: понравилась вам моя игра? Вот и тучка моя улетает, и мне пора. До свидания!

Ведущий:

Очень весело играли,

Свою ловкость показали.

Но уж как всегда бывает –

Нам кого – то не хватает…

Входит Урожай.

Урожай: Здравствуйте, ребята. Я – самый верный друг Осени – Урожай.

Осень: да, дорогой, Урожай. Но мы тебя не спроста позвали. Знаю я, что ты большой выдумщик и весельчак.

Урожай: да, это так.

Осень: Вот и повесели наших гостей.

Урожай: С удовольствием. Сейчас мы поиграем в игру «Что растёт в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать «да» или «нет».

Игра «Что растёт в огороде?». Осень и Урожай задают ребятам вопросы, а ребята отвечают на них словами «да» или «нет».

- Растёт капуста в огороде?

- Да!

Краснеет помидор всегда?

- Да!

- А лук на грядке зеленеет?

-Да!

- Картошка в огороде зреет?

-Да!

- И на траве, как на подушке растёт зелёная лягушка?

-Нет!

-Есть в огороде перец сладкий?

- Да!

- И кабачок растёт на грядке?

- Да!

- Морковка выстроилась в ряд?

- Да!

- Растёт на грядках шоколад?

- нет!

- растут укроп, фасоль, горох?

- Да!

- Растёт большой и злой бульдог?

- Нет!

Урожай: Молодцы! А ещё я – мастер загадки загадывать. Вот и проверю, какие вы мастера их разгадывать.

Загадки:

По полю рыщет,                                                    

Поёт да свищет.                                                       

Деревья ломает,

К земле преклоняет.

(Ветер)

Любят девчонки,

Любят мальчишки

Желтые зёрнышки

На кочерыжке.

Я это лакомство,

Солью натёртое,

Съем хоть на третье,

Хоть на четвёртое.

(Кукуруза)

Она важней всех овощей

Для винегретов и борщей.

(свёкла)

Он зелёный – презелёный,

Просто загляденье!

Он и свежий, и солёный –

Просто объеденье.

(огурец)

Маленький шарик

Под лавкой шарит, живёт в норке,

Грызёт корки,

Короткие ножки,

Боится кошки.

(мышка)

И на горке, и под горкой, под берёзкой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(грибы)

Урожай: Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали.

Осень: А я для вас игру «Плетень» приготовила.

Г

 

Р

 

Х

 

 

А

 

О

 

Ь

 

О

 

А

 

 

Ш

 

И

 

А

 

У

 

Р

 

П

 

 

В

 

К

 

А

 

А

 

А

 

 

Ч

 

С

 

О

 

Т

 

К

 

А

 

 

Г

 

Р

 

Ц

 

 В этот плетень вписаны названия десяти овощей, растущих на огородах России. Часть букв в каждом названии закрыта. Названия овощей расположены горизонтально. Попробуйте их прочитать по открытым буквам.

Ответы: горох, томат, укроп, салат, тыква. Фасоль, шпинат, свекла, чеснок, огурец.

Урожай: Замечательно справились ребята с заданием, но, к сожалению, нам пора прощаться. До свидания, ребята! До следующей осени!

Осень: ой, ребята, мне тоже пора спешить… Зима наступает. В следующем году мы обязательно встретимся. До скорых встреч!

Ведущий: Вот и ушла от нас Осень, но не навсегда. Зимой она будет спать под снежным покрывалом, а через год снова вернётся.

Сценарий праздника «Отговорила осень золотая»

(Шаповалова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, МОУ гимназия №5)

Ведущий:

Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога.

От воды туман и сырость. Ей сегодня примечталось,

Колесом за сини горы Что совсем-совсем немного

Солнце тихое скатилось. Ждать зимы седой осталось.

И действительно, совсем немного отделяет нас от вьюжной, снежной, лютой зимы.

Поэтому, наверное, в преддверии зимних холодов так хочется ещё раз возвратиться в одно из самых красивых и ярких времён года – осень, когда всё вокруг становится разноцветным. Идешь по пёстрому ковру опавших листьев, вдыхаешь аромат прелой листвы и поспевших ягод, и как бы сам наполняешься живительной силой природы.

Осень воспевали в своих произведениях писатели и поэты, художники и композиторы.

И сегодня на на празднике мы вспомним замечательные произведения наших классиков.

Первое слово я предоставляю детям.

1.Осень….

Закружилась листва золотая Словно бабочек лёгкая стая

В розоватой воде на пруду, С замираньем летит на звезду.

2. Осень во всём и везде. Тополя и березы, липы и клёны стоят в разноцветных нарядах: кто в ярко-жёлтых парчовых сарафанах, кто в лиловых и пурпурных накидках. И всюду летят белёсые нити паутинок – неведомо откуда, неведомо куда.

3. Вкусно пахнет яблоками и грибами, свежевзрытой землёй и горьким дымком - на огороде копают картошку и жгут сухую ботву.

4. С утра и до заката самозабвенно горланят петухи. Их слышно, должно быть, за рекой, в безлюдных теперь лугах, у стогов сена.

5. Пришла пора птичьих перелётов. Кружат над полями, сбиваясь в стаи, утки, грачи, журавли. Голоса журавлей- голоса издалека. Разве мысленно в такие пронзительные мгновенья не заметить, не услышать журавлиный косяк. Он тянется из-за реки, из-за далёкого леса, из неведомо какого далёка и кажется чёрным наконечником стрелы. выпущенной к югу.

Вот она, невесёлая рябь,

С журавлиной тоской сентября.

6. Любимый Есениным сентябрь… Третьи, последние осенины. В них его день рождения,

двадцать первое число.

7. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в семье крестьянина Александра Никитича Есенина, в селе Константинове Рязанской области. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Читать стал с пяти лет.

8. После окончания земской школы Есенина определили в церковно-учительскую школу в 30 км от Константинова.

9. « В школе не только не было библиотеки, но даже и книг для чтения, кроме учебников, которыми мы пользовались»- пишет в своих воспоминаниях один из соучеников поэта.

« Книги для чтения мы брали в земской библиотеке, которая была расположена от школы на расстоянии около двух километров».

10. «Воспитательную работу среди нас никто не проводил, мы были предоставлены сами себе. Обычно с пяти до восьми часов вечера мы самостоятельно готовились к занятиям следующего дня. Вечером, когда нам надоедало заниматься, мы читали стихи Пушкина, Лермонтова и других поэтов, а затем Есенин читал свои небольшие стихи. Его стихи по сравнению со стихами других учащихся, отличались лёгкостью.

11. В таких условиях учился и развивал свой талант стройный, с кудреватыми волосами, с голубыми выразительными глазами, с широкой неуравновешенной натурой, всегда весёлый и весьма подвижный белокурый юноша Серёжа Есенин.

12. Сергея Есенина всегда влекло в родные края с неодолимой силой. Почти во всех его произведениях воспета любовь к Отечеству , к родной природе. Об этой сердечной есенинской привязанности к « родному и близкому» говорили его друзья: «Сам мужик- он нежно любил свою деревню, породившую его и показавшую его миру».

13. Сколько нежных, трепетных слов посвятил поэт своему зелёному другу детства- клёну. Для Есенина это крепкое , могучее дерево всегда было и осталось навеки символом Родины, верности отчему дому.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый

Что стоишь, согнувшись, под метелью белой.

14. Всякого, кто приходит на усадьбу Есениных, первый встречает тополь. Лишь только минуешь тополь- вступаешь в заповедную зону. Дерево заботливо обнесено оградой. Этот тополь знаменит, поскольку является своеобразным крестником великого поэта-

посажен его руками.

Над окошком месяц, под окошком ветер

Облетевший тополь серебрист и светел.

15. Всходит луна, и свет её, таинственный и длинный, обливает старый тополь невесомым серебром. Лунный дождь стекает по белым ветвям. На миг кажется: дерево само начинает лучить трепетно мерцающий свет.

Хорошо в эту лунную осень бродить по траве одному

И сбирать на дорогах колосья в обнищалую душу- суму.

16. Покраснела рябина, посинела вода,

Месяц, всадник унылый, уронил повода.

17. Листья падают, листья падают,

Стонет ветер, протяжен и глух.

И вот порывы заблудившегося ветра срывают последние листья с деревьев, и они скользят по воздушным струям как лёгкие узкие лодочки.

18. Листья падают на крышу, на крыльцо, на траву в саду. А иные долетают до тополя и ненадолго с нежностью приникают к его широкой шершавой груди Это- как прощальная ласка, как прощальный привет ушедшего лета.

И золотеющая осень, в берёзах убавляя сок,

За тех, кого любил и бросил листвою плачет на песок.

19. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о чём.

20. Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

21. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь

В саду горит костёр ряби

Но никого не может он согреть.

22. Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

23. И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так….что роща золотая

Отговорила милым языком.

(Исполняется русский лирический танец под мелодию песни «Отговорила роща золотая»)

24. Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие края.

Сергей Есенин не разделим с родной землёй. Он - плоть от плоти её. Он - одно целое с Константиновскими холмами, долинами, избами и дворами. Он и в этом высоком небе, растворившем в себе синеву есенинских глаз. И в скороговорке ручья, озорной и звонкой, как голос его. И в нежном шелесте увядших трав и осыпавшихся листьев, золотистых, как его волосы.

Ведущий:

Мы познакомились с творчеством С. А. Есенина и с осенней страничкой его поэзии.

Но не только он воспевал в своих произведениях красоту этого времени года. И сейчас мы попробуем это доказать.

Продолжением нашего праздника будет игра-конкурс, рассчитанная на знание вами произведений поэтов-классиков, а также на умение выразительно и чувственно прочитать лучшие их творения.

Для его проведения нам нужно выбрать жюри,( это могут быть как приглашённые гости, так и родители, не участвующие в конкурсах).

1 конкурс

Каждой команде предлагается вспомнить и прочитать наизусть стихотворение об осени. Участвуют и родители, и дети. За каждое стихотворение -1 балл.

2 конкурс

Каждой команде предлагается по два незнакомых стихотворения для выразительного прочтения взрослыми и детьми. ( см. приложение 1) Желательно, чтобы команды узнали авторов этих произведений.

3 конкурс «Что такое осень?»

Что в вашей жизни ассоциируется с понятием «осень»? Выразите это одним словом.

(Каждый член команды на заранее приготовленном листе бумаги, пишет только одно слово, выражающее по его мнению это понятие).

4 конкурс «Приметы осени».

Люди замечали, что если много орехов, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.

А знакомы ли вам какие-нибудь приметы осени?

Каждой команде даны разрозненные предложения. Ваша задача - найти две части одной приметы (см. приложение 2).

5 конкурс

Не только поэты, но и писатели воспевали в своих произведениях красоту осеннего сезона. Попробуйте и вы написать мини-рассказ «Осени прекрасные черты» по данному началу. (см. приложение 3)

6 конкурс

А сколько замечательных картин в коллекциях наших знаменитых художников!

Как называется эта картина и кто её автор?

Правильно, перед вами картина…….(И.Левитан «Золотая осень»).

  1. конкурс «Коллективное творческое дело»

Каждая команда должна будет на этой части листа изобразить свой временной отрезок осени: раннюю осень, золотую осень, позднюю осень, предзимье (подготовку к зиме).

Чтобы вам легче было работать, каждая команда получает памятки.

По окончании работы готовые «картины» вывешиваются на магнитную доску по порядку. В результате получается одно большое дерево, но изображённое в разное время осени.

Осень богата на сюрпризы и подарки и щедро преподносит их каждому.

Какие румяные, аппетитные пироги можно испечь! Угощайтесь !

Это матушка-осень приглашает всех к столу в знак благодарности, что вы так замечательно и активно принимали участие в празднике.

Подведение итогов. Награждение команд.

Сценарий праздника «Отговорила осень золотая»

(Шаповалова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, МОУ гимназия №5)

Ведущий:

Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога.

От воды туман и сырость. Ей сегодня примечталось,

Колесом за сини горы Что совсем-совсем немного

Солнце тихое скатилось. Ждать зимы седой осталось.

И действительно, совсем немного отделяет нас от вьюжной, снежной, лютой зимы.

Поэтому, наверное, в преддверии зимних холодов так хочется ещё раз возвратиться в одно из самых красивых и ярких времён года – осень, когда всё вокруг становится разноцветным. Идешь по пёстрому ковру опавших листьев, вдыхаешь аромат прелой листвы и поспевших ягод, и как бы сам наполняешься живительной силой природы.

Осень воспевали в своих произведениях писатели и поэты, художники и композиторы.

И сегодня на на празднике мы вспомним замечательные произведения наших классиков.

Первое слово я предоставляю детям.

1.Осень….

Закружилась листва золотая Словно бабочек лёгкая стая

В розоватой воде на пруду, С замираньем летит на звезду.

2. Осень во всём и везде. Тополя и березы, липы и клёны стоят в разноцветных нарядах: кто в ярко-жёлтых парчовых сарафанах, кто в лиловых и пурпурных накидках. И всюду летят белёсые нити паутинок – неведомо откуда, неведомо куда.

3. Вкусно пахнет яблоками и грибами, свежевзрытой землёй и горьким дымком - на огороде копают картошку и жгут сухую ботву.

4. С утра и до заката самозабвенно горланят петухи. Их слышно, должно быть, за рекой, в безлюдных теперь лугах, у стогов сена.

5. Пришла пора птичьих перелётов. Кружат над полями, сбиваясь в стаи, утки, грачи, журавли. Голоса журавлей- голоса издалека. Разве мысленно в такие пронзительные мгновенья не заметить, не услышать журавлиный косяк. Он тянется из-за реки, из-за далёкого леса, из неведомо какого далёка и кажется чёрным наконечником стрелы. выпущенной к югу.

Вот она, невесёлая рябь,

С журавлиной тоской сентября.

6. Любимый Есениным сентябрь… Третьи, последние осенины. В них его день рождения,

двадцать первое число.

7. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в семье крестьянина Александра Никитича Есенина, в селе Константинове Рязанской области. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Читать стал с пяти лет.

8. После окончания земской школы Есенина определили в церковно-учительскую школу в 30 км от Константинова.

9. « В школе не только не было библиотеки, но даже и книг для чтения, кроме учебников, которыми мы пользовались»- пишет в своих воспоминаниях один из соучеников поэта.

« Книги для чтения мы брали в земской библиотеке, которая была расположена от школы на расстоянии около двух километров».

10. «Воспитательную работу среди нас никто не проводил, мы были предоставлены сами себе. Обычно с пяти до восьми часов вечера мы самостоятельно готовились к занятиям следующего дня. Вечером, когда нам надоедало заниматься, мы читали стихи Пушкина, Лермонтова и других поэтов, а затем Есенин читал свои небольшие стихи. Его стихи по сравнению со стихами других учащихся, отличались лёгкостью.

11. В таких условиях учился и развивал свой талант стройный, с кудреватыми волосами, с голубыми выразительными глазами, с широкой неуравновешенной натурой, всегда весёлый и весьма подвижный белокурый юноша Серёжа Есенин.

12. Сергея Есенина всегда влекло в родные края с неодолимой силой. Почти во всех его произведениях воспета любовь к Отечеству , к родной природе. Об этой сердечной есенинской привязанности к « родному и близкому» говорили его друзья: «Сам мужик- он нежно любил свою деревню, породившую его и показавшую его миру».

13. Сколько нежных, трепетных слов посвятил поэт своему зелёному другу детства- клёну. Для Есенина это крепкое , могучее дерево всегда было и осталось навеки символом Родины, верности отчему дому.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый

Что стоишь, согнувшись, под метелью белой.

14. Всякого, кто приходит на усадьбу Есениных, первый встречает тополь. Лишь только минуешь тополь- вступаешь в заповедную зону. Дерево заботливо обнесено оградой. Этот тополь знаменит, поскольку является своеобразным крестником великого поэта-

посажен его руками.

Над окошком месяц, под окошком ветер

Облетевший тополь серебрист и светел.

15. Всходит луна, и свет её, таинственный и длинный, обливает старый тополь невесомым серебром. Лунный дождь стекает по белым ветвям. На миг кажется: дерево само начинает лучить трепетно мерцающий свет.

Хорошо в эту лунную осень бродить по траве одному

И сбирать на дорогах колосья в обнищалую душу- суму.

16. Покраснела рябина, посинела вода,

Месяц, всадник унылый, уронил повода.

17. Листья падают, листья падают,

Стонет ветер, протяжен и глух.

И вот порывы заблудившегося ветра срывают последние листья с деревьев, и они скользят по воздушным струям как лёгкие узкие лодочки.

18. Листья падают на крышу, на крыльцо, на траву в саду. А иные долетают до тополя и ненадолго с нежностью приникают к его широкой шершавой груди Это- как прощальная ласка, как прощальный привет ушедшего лета.

И золотеющая осень, в берёзах убавляя сок,

За тех, кого любил и бросил листвою плачет на песок.

19. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о чём.

20. Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

21. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь

В саду горит костёр ряби

Но никого не может он согреть.

22. Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

23. И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так….что роща золотая

Отговорила милым языком.

(Исполняется русский лирический танец под мелодию песни «Отговорила роща золотая»)

24. Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие края.

Сергей Есенин не разделим с родной землёй. Он - плоть от плоти её. Он - одно целое с Константиновскими холмами, долинами, избами и дворами. Он и в этом высоком небе, растворившем в себе синеву есенинских глаз. И в скороговорке ручья, озорной и звонкой, как голос его. И в нежном шелесте увядших трав и осыпавшихся листьев, золотистых, как его волосы.

Ведущий:

Мы познакомились с творчеством С. А. Есенина и с осенней страничкой его поэзии.

Но не только он воспевал в своих произведениях красоту этого времени года. И сейчас мы попробуем это доказать.

Продолжением нашего праздника будет игра-конкурс, рассчитанная на знание вами произведений поэтов-классиков, а также на умение выразительно и чувственно прочитать лучшие их творения.

Для его проведения нам нужно выбрать жюри,( это могут быть как приглашённые гости, так и родители, не участвующие в конкурсах).

1 конкурс

Каждой команде предлагается вспомнить и прочитать наизусть стихотворение об осени. Участвуют и родители, и дети. За каждое стихотворение -1 балл.

2 конкурс

Каждой команде предлагается по два незнакомых стихотворения для выразительного прочтения взрослыми и детьми. ( см. приложение 1) Желательно, чтобы команды узнали авторов этих произведений.

3 конкурс «Что такое осень?»

Что в вашей жизни ассоциируется с понятием «осень»? Выразите это одним словом.

(Каждый член команды на заранее приготовленном листе бумаги, пишет только одно слово, выражающее по его мнению это понятие).

4 конкурс «Приметы осени».

Люди замечали, что если много орехов, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.

А знакомы ли вам какие-нибудь приметы осени?

Каждой команде даны разрозненные предложения. Ваша задача - найти две части одной приметы (см. приложение 2).

5 конкурс

Не только поэты, но и писатели воспевали в своих произведениях красоту осеннего сезона. Попробуйте и вы написать мини-рассказ «Осени прекрасные черты» по данному началу. (см. приложение 3)

6 конкурс

А сколько замечательных картин в коллекциях наших знаменитых художников!

Как называется эта картина и кто её автор?

Правильно, перед вами картина…….(И.Левитан «Золотая осень»).

  1. конкурс «Коллективное творческое дело»

Каждая команда должна будет на этой части листа изобразить свой временной отрезок осени: раннюю осень, золотую осень, позднюю осень, предзимье (подготовку к зиме).

Чтобы вам легче было работать, каждая команда получает памятки.

По окончании работы готовые «картины» вывешиваются на магнитную доску по порядку. В результате получается одно большое дерево, но изображённое в разное время осени.

Осень богата на сюрпризы и подарки и щедро преподносит их каждому.

Какие румяные, аппетитные пироги можно испечь! Угощайтесь !

Это матушка-осень приглашает всех к столу в знак благодарности, что вы так замечательно и активно принимали участие в празднике.

Подведение итогов. Награждение команд.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.



Документы

архив: 1 стр.