NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе с использованием презентации, созданной в программе Power Point


Учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

Емельянов В.В.

Тема. Русь изначальная

Повторительно – обобщающий урок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе с использованием презентации, созданной в программе Power Point.

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по истории России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия.

Задачи урока

- обучающие: показать роль личности в истории России; выяснить причины и предпосылки образования Древнерусского государства.

- развиваюшие: развивать умение давать сравнительные характеристики историческим процессам, политическим личностям; выделять общие признаки и различия; способствовать формированию критического мышления.

- воспитательные: воспитывать у учащихся чувство национального самосознания, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Выступления учащихся с презентациями.

3. Работа в группах:

А) работа с документом «Русская Правда»;

Б) защита норманнской теории о происхождении Древнерусского государства;

В) защита антинорманнской теории о происхождении Древнерусского государства;

4. Познавательные задания в презентации

5. Выполнение тестовых заданий.

«О, светло светлая и красно

украшенная земля Русская!»

(из «Слова о полку Игореве»)

Ход урока:

1.Оргмомент

Добрый день ребята! Приготовились все к уроку, садитесь.

Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит обобщить знания по разделу «История России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия. Тема нашего урока «Русь изначальная».

«О, светло светлая и красно украшенная земля русская!»

Вопрос: Как вы думаете ребята, из какого древнерусского произведения эти слова? («Слово о погибели земли Русской»).

Вопрос: Чем богата, чем славится земля Русская? (Презентация с песней).

Вопрос: В истории Древней Руси было много ярких исторических личностей. Приведите примеры личностей и что вы о них знаете.

2.Выступления учащихся с презентациями.

Стапеева Лена и Петров Игорь подготовили презентации о великих древнерусских князьях, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства.

Вопрос: два великих князя, два Владимира, жили в разные века, имели разные судьбы, но цели у них были общие. Подумайте, к чему они стремились, чего они достигли?

Ответ: - борьба с внешними врагами – кочевниками;

- прекращение феодальных усобиц.

2. Сложными вопросами в изучении истории Руси с древнейших времен до монголо – татарского нашествия по-прежнему остаются вопросы, связанные с изучением документа «Русская Правда», а также вопросы, касающиеся происхождения Древнерусского государства. Известно, что первыми словами исторического труда монаха Нестора были слова о происхождении Руси "Откуда есть пошла Русская земля". В литературе имеются около двадцати различных ответов на этот вопрос, взаимно исключающих друг друга.

Регулярное появление варягов в восточнославянских землях, утверждение варяжской династии на древнерусском престоле стали предметом дискуссии среди историков. Эта дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности началась еще в XVII веке и продолжается до сих пор.

Вопрос: Кто же такие были варяги? К какой национальности они принадлежали? От ответа на эти вопросы зависят оценки исторического пути славянства в древности, уровня их политического развития, их международных контактов.

3. Работа в группах:

А теперь обсудим 3 вопроса в группах, у каждой из которых свое задание. Первая группа работает с документом «Русская Правда» и отвечает на вопросы по этому источнику. Вторая группа («норманисты») приводят аргументы в защиту норманнской теории о происхождении Древнерусского государства. Наводящие вопросы даны на листках. Третья группа отстаивает антинорманнскую теорию.

Итак, вы выслушали различные мнения по вопросу о происхождении Древнерусского государства и нам предстоит сделать вывод о том, что главную роль в формировании любого государства играют не столько внешние влияния, сколько внутренние причины и предпосылки:

- распад родового строя;

- переход к соседской общине;

- замена родового деления территориальным;

- раннее возникновение городов;

- образование племенных союзов, княжеской власти и дружины.

4. Познавательные задания в презентации.

Теперь мы выполним познавательные задания, которые часто встречаются в ЕГЭ. Это задания на соответствие событий с правлением исторических деятелей, расположение событий в хронологической последовательности и другие.

Ребята, посмотрите на картину « Суд во времена «Русской Правды». Подумайте, почему подозреваемому в преступлении человеку дали в руки кусок раскаленного железа?

Задание: Приведите в соответствие архитектурные памятники с правлением великих князей:

Владимир Святославич

Софийский собор в Киеве


Андрей Боголюбский

Дмитровский собор во Владимире


Ярослав Мудрый

Десятинная церковь в Киеве


Всеволод Большое Гнездо

Церковь Покрова на

Нерли под Владимиром



Задание: Кому принадлежат эти слова:

«Да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, ибо мертвые срама не имут.»


Святослав Игоревич


«Всех моих походов было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз…»


Владимир Святославич


«Откуда есть пошла Русская земля, кто первым начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?»


Владимир Мономах


“Господи Боже, сотворивый небо и землю, призри на новокрещеныя люди Твоя и даждь им истинно познати Тебя, Бога Истиннаго, и утверди их в православной вере, и мне помози на видимыя и невидимыя враги, и прослави в Российских странах имя Твое Пресвятое!”»


монах Нестор



Задание: Приведите в соответствие восточнославянские племена и их столицы:

Поляне


Смоленск

Кривичи


Новгород

Приильменские словене


Киев

Древляне


Полоцк

Полочане


Искоростень


Расположите в хронологической последовательности следующие события:

- крещение Руси;

- полюдье в правление Игоря;

- Любечский съезд князей;

- приход на Русь Рюриковичей.
Задание: С именем этого князя связано событие:

Первое упоминание о Москве


Олег

Основание города Юрьева


Святослав

Разгром Хазарии


Ярослав Мудрый

Объединение Севера и Юга Руси


Юрий Долгорукий


5.Выполнение тестовых заданий.

У нас осталось немного времени, чтобы заработать дополнительную оценку, выполните тестовые задания.

6. Заключение. Рефлексия.

Сегодня за активное участие оценку 5 получают следующие учащиеся.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: