NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по литературе в 7 классе «Это честное, благородное лицо был смех»


Открытый урок по литературе в 7 классе

«Это честное, благородное лицо был смех»

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

Савинова А.А.

Цели урока:

  1. Развивать навыки и умения анализа художественного текста.

  2. Развивать творческие способности обучающихся.

  3. Помочь обучающимся извлечь нравственный урок.

Задачи урока:

  1. Обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

  2. Выявить положительных и отрицательных героев пьесы.

  3. Понять своеобразие гоголевского смеха.

Оформление урока:


  1. Мультимедийная установка (показ иллюстраций к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Ход урока.

Тема урока: «Это честное, благородное лицо был смех». Слайд.

Цели урока:

  1. Научиться анализировать художественный текст.

2. Посмотреть, какие нравственные уроки можем извлечь из этого произведения

Задачи урока: слайд.

  1. Обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

  2. Выявить положительных и отрицательных героев пьесы.

  3. Понять своеобразие гоголевского смеха.

Учитель: (слайд №3 «Портрет Гоголя»)

Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как писатель сатирик. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображаться в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комика.

Судьба свела его с интереснейшими литераторами и художниками, и самым первым другом и вдохновителем стал для него Пушкин (слайд №4 «Портрет Пушкина»).

-Что мы знаем об истории создания комедии?

(Замысел комедии подсказал Гоголю Пушкин. Поэт рассказал ему «чисто

русский анекдот»-в 1833 году в Нижнем Новгороде его приняли за

ревизора; рассказал и том, как один его знакомый выдавал себя в

Бессарабии за важного петербургского чиновника. Эта история так

привлекла Гоголя, что он сразу же зажегся мыслью написать «Ревизора»,

и в 1835 году комедия была написана.)

Уч.: (слайд № 5 «Слова Гоголя») Когда Гоголь работал над комедией, он поставил перед собой цель: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».

Итак, давайте перелистаем страницы комедии и посмотрим, над чем посмеялся автор, в чем своеобразие гоголевского смеха, можно ли утверждать, что смех -положительное лицо комедии?

Работа над текстом.

- (слайд №6 «Город») Назовите место действия комедии.

(Провинциальный городок, от

которого «хоть три года скачи, до

границы не доедешь».)

- Почему у города нет названия?

(автор хотел показать, что те

порядки, которые царят в городе,

происходят повсеместно. В

маленьком городке собраны

типические черты общественного

строя)

Объект сатиры Гоголя –современная жизнь в ее

комических уродливых проявлениях.

(слайд №7 «К нам едет ревизор»)

Комедия начинается с фразы:

«К нам едет ревизор».

- Что мы находим смешного из чтения письма городничего?

(городничий спешит читать письмо,

это выглядит смешно. В письме

уже звучит разоблачение городничего:

«Так как я знаю, что за тобою, как за

всяким водятся грешки, потому что ты

человек умный и не любишь пропускать,

то, что плывет в руки…»

- Какая же реакция на письмо у чиновников? Явл.1 Лука Лукич: «Зачем же, отчего это,

Зачем к нам ревизор?

Явл. 1 Аммос Фед. : «Я думаю, что здесь

тонкая и большая политическая причина.

Россия хочет вести войну…»

Явл. 2 Почтмейстер: «А что, думаю, война

с турками будет».

- Какие наставления дает городничий чиновникам?

Попечителю богоугод. заведений Артемию Фил. Землянике, – колпаки поменять,

лечить больных, написать историю болезни, грязь.

Судье, Аммосу Фед. Ляпкину-Тяп.- в передней убрать гусей, охотничий арапник,

заседатель- пьяница.

Смотрителю учеб заведений, Луке Лукичу Хлопову - навести порядок среди

учителей.

Почтмейстеру, Ивану Кузьмичу Шпекину – не вскрывать чужие письма.

- Над чем же смеется Гоголь с первых страниц?

-над невежеством чиновником, нелепостью

их суждений, которые сами себя обличают.

Уродливое правление чиновно-полицейских властей, их желание скрыть недостатки, страх за наказание вызывают у зрителей смех.

(слайд №8 «Бобчинский и Добчинский»)

Гоголь усиливает комедийную ситуацию, показывая нам сцену сообщения Добчинским и Бобчинским (явл.3), а также распоряжения городничего (явл. 5.)

-Как смеется Гоголь над помещиками Д. и Б. и над городничим?

-над Д.и Б. смеется весело, озорно,

непринужденно. Они приняли за

ревизора человека в «партикулярном

платье», который не платит за

проживание и обеды, да еще он из

Петербурга.

- над городничим не столько смеется, сколько

издевается, потому что за его волнением

картина вопиющего состояния города.

«Квартальный Пуговицын пусть стоит для

благоустройства на мосту…разметать

наскоро старый забор да поставить

соломенную веху…».

-ремарка «надевает коробку вместо шляпы».

- Как называется веселый, беззлобный смех,

насмешливое отношение к чему-либо? -юмор

-Как называется обличающая, бичующая ирония,

высмеивающая отрицательные недостатки? -сатира

Значит, Гоголь смеется по-разному и выступает в комедии и как юморист, и как сатирик.

-Назовите эпизоды в комедии, в которых звучит насмешка, непринужденный, веселый смех?

-сцена в трактире;

-любовное объяснение.

(Слайд №9 «В трактире»)

В своих письменных ответах на вопрос, какая самая смешная сцена в комедии, некоторые назвали сцену в трактире.

-Чем она смешна?

-городничий и Хлестаков оба

испытывают страх. Один боится

тюрьмы, другой жалобы министру.

Итак, смех основан на недоразумении. Правда, сказанная Хлестаковым, принимается за ложь, а ложь – за правду. На ошибке основана комическая ситуация.

-Какой эпизод в комедии можно назвать кульминационным? (Д.3. явл.6)

-сцену вранья, потому что особенно

смешон Х.

Вашему вниманию предлагаем посмотреть инсценировку эпизода. (сценка)ответственная Пепелова Л.

(слайд №10 «Задание по группам»)

Задание по группам.

1.Что в рассказе Хлестакова является небылицей, а что правдой?

2.Как меняется поведение чиновников во время рассказа Хлестакова о петербургской жизни?

3. Действительно ли Хлестаков обладает «легкостью необыкновенной в мыслях»?

4. Что помогает Хлестакову вознестись до фельдмаршала?

5. Какую дают оценку чиновники Хлестакову?

(слайд «Задание по группам»)

Из ответов ребят делаем вывод: в этой сцене Гоголь совместил тонкий юмор и острую сатиру. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.

(слайд №11 «Нет ли у вас взаймы?»

Давайте обратимся к сцене взяток (действ. 4 явл.3-7)

-Почему Гоголь показал именно всех чиновников, дающих взятки,

а не ограничился, например, одним чиновником?

-все чиновники ведут себя одинаково, все

дают взятки, т.е. автор хотел подчеркнуть

массовость таких явлений, как угодничество,

взяточничество, подлость, доносы

(Земляника, например).

-Какой, по-вашему, в этой сцене смех автора в большей степени: обличающий или смешной?

- обличающий, сатирический,

чтобы убедительнее, ярче обнажить

общественные пороки, подчеркнуть

всю масштабность взяточничества.

-В какой сцене Х. выступает как настоящий ревизор: в сцене со взяткой у Добчинского и Бобчинского или в сцене появления жалоб на городничего?

-в появлении жалоб купцов, слесарши с унтер-

офицерской вдовой, т.к. настоящий ревизор и взятки берет, и

отдает распоряжения, и грозится расправой («в Сибирь»)

-Можно ли назвать сцену жалоб слесарши или унтер-офицерши смешной?

(сценка из действия 4 явл.11)

-женские образы не вызывают у нас сочувствия,

они смешны, невежественны, некультурны, они лишь

дополняют представление о жителях уездного города

в целом.

-Чем заканчивается комедия?

Чтением письма, из которого узнают, что

Х. не ревизор. И как катастрофа звучат слова о

приезде настоящего ревизора.

Немая сцена. (слайд №12 «Немая сцена»)

-Какое значение придавал Гоголь немой сцене?

Очень важное значение, т.к. это итог, приговор

подлости и лицемерию, но и надежда на торжество

справедливости.

В этой сцене наряду со всеми героями незримо присутствует гоголевский смех как действующее лицо.

Вспомним тему урока: (слайд № 13. Высказывание Гоголя)

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».

-Можно ли смех назвать положительным героем и почему?

Кроме смеха, в комедии нет положительных героев.

Смех помог писателю выполнить высокую

гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться

над всем разом, потому что смех помогает увидеть

недостатки.

-Кто же является главным героем комедии?

Конечно, смех.

Смех гоголевской комедии отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех –это то, заставляет человека быть человеком.

«Ревизор» на сценах театров.

(слайд №14 «Афиша» БДТ)

-Можно ли считать комедию Гоголя современной ,актуальной?

Да, потому что проблемы, затронутые в комедии, к сожалению, существуют и в нашем современном обществе.

Поэтому, комедия постоянно ставится на сценах театров многих городов, в том числе была поставлена и в Саратове.

Слово ученице Тепчегешевой Юле.(Слайды. № 15-24)

(Выступление)

Итог урока (слайд №25 сцена из спектакля)

  1. Понравилась ли комедия Гоголя «Ревизор»?

  2. Если будет возможность, пойдете ли вы в театр на постановку комедии?

  3. Понравилась ли игра ребят в сценках?

  4. Как вы можете охарактеризовать смех Гоголя? (мы увидели разный смех: комический, смешной, трагический, сатирический и даже грустный; смех как действующее лицо, своеобразный прием, необходимый писателю для решения задач.)

  5. Чему учит нас Гоголь? (не быть Хлестаковыми, городничими, вести достойную жизнь, бороться с недостатками).

Д.З. Как будут развиваться события с приездом нового ревизора?

Спасибо всем участникам урока.

Выставление оценок.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: