NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по математике в 5 классе учителя Ольги Юрьевны Филлиповой г. Балахна, Нижегородская обл., Сош №11 Тема урока : «Сложение и вычитание скоростей» (Количество часов к главе «Движение» 14, номер урока изучения главы 4)


Открытый урок по математике в 5 классе

учителя Ольги Юрьевны Филлиповой.

г. Балахна, Нижегородская обл., СОШ № 11
Тема урока: «Сложение и вычитание скоростей»

(Количество часов к главе «Движение» - 14, номер урока изучения главы - 4).

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: формировать умение анализировать и решать задачи.

Развивать логическое мышление, математическую речь учащихся, умения обосновывать свое решение.

Учебное пособие: «Математика, 5 кл», М.И. Башмаков, 2012, тема 12.

Цели урока

Образовательная. Показать учащимся способы решения задач на встречное движение и движение в одну сторону. Обеспечить условия для усвоения учениками понятий скорости сближения и скорости удаления.

Развивающая. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Формировать умения обосновывать свое решение.

Воспитательная. На примерах задач видеть жизненные ситуации и проблемы и уметь разрешать их.

Ожидаемый результат:

- каждый ученик должен уметь классифицировать задачи по виду (движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке);

- уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи;

- использовать изученный материал в других разделах курса

План урока

1.Организация начала урока

2. Актуализация опорных знаний

3. Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала

Проверка усвоения знаний и способов действий. Контроль и самопроверка усвоения знаний, коррекция знаний.

4. Подведение итогов урока

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

Объявляется тема урока, сообщаются цели урока.

Ученики записывают в тетрадь

2. Актуализация опорных знаний

В начальной школе мы решали много задач на движение. Перед тем, как решать новые, более сложные задачи, вспомним основные характеристики движения любого объекта:

-скорость движения

-время движения

-путь

- Как связаны эти характеристики?

S = v  t, v = , t = .

(Все формулы проговариваются, записываются в тетрадь)

Решение задач на применение этой зависимости

Каждый ученик получает таблицу, которую заполняет. Проверка решения – фронтально, ответы у учителя на слайде.

объект

скорость

время

путь

Пешеход

5км/ч






«Тойота»

250км/ч




750км

«Форд»






660км

Гепард

120км/ч






Заяц

55км/ч




220км

Пчела






132км

Сокол-сапсан

60км/ч






Стрекоза






90км

Земля вокруг солнца

30км/ч

24ч




Меч-рыба

100км/ч




400км

Наступление океана на сушу

10см/год

1 год




Улитка

5см/мин







3. Решение задач, содержание которых описывает различные варианты движений

1). Отработка нахождения скорости движения, времени и пройденного пути

Задача № 1 Гром был услышан через 3 секунды после вспышки молнии. Оцените, на каком расстоянии находится гроза?

(Задача решается устно; ученики знают, что скорость звука составляет 330 м/с, с. 91 учебника)

Задача № 2 Скорость распространения света – самая большая в природе – 300000 км/с. На солнце произошла вспышка. Через какое время ее увидят на Земле, если расстояние от Земли до Солнца равно 150000000км?

(Задача решается устно, учитель записывает на доске ответ)

Задача № 3 Какой примерно путь проходит Земля за один месяц?

(Решение записывается на доске и в тетрадях. Считаем, что в месяце 30 дней, а скорость вращения Земли вокруг Солнца 30км/с)

2). Встречное движение

Задача № 4. Расстояние между пунктами A и B – 360 км. Из пункта A вышла автомашина и двигалась со скоростью 84км/ч, а через 1 час из пункта B навстречу ей выехал мотоциклист, который двигался со скоростью 54км/ч. Через какое время мотоциклист встретится с автомашиной?

Беседа по тексту задачи: как движутся автомобиль и мотоциклист? Каковы их скорости? Известно ли расстояние между пунктами A и B? А время?

Сделаем рисунок к задаче



1) 360 – 84 = 276 (км) – осталось до встречи

2) 84 + 54 = 138 (км/ч) – скорость сближения

3) 276 : 138 = 2 (ч) – произойдет встреча

Ответ: через 2 часа

(Запись решения задачи делается после устного обсуждения на доске и в тетрадях)

3). Движение в одном направлении

Задача № 5. Догонит ли пассажирский поезд товарный поезд на перегоне в 70 км (расстояние между станциями), если он вышел со станции через полчаса после товарного и его скорость на 24км/ч больше скорости товарного поезда, равной 48 км/ч?

Сделайте рисунок к задаче.

Ученики работают в тетрадях, затем двое из них предлагают решение на доске с рисунками. Остальные обсуждают и анализируют правильность выполнения рисунка к задаче.

Учитель предлагает свой вариант рисунка на слайде.


Решение задачи записывается в тетрадь.

4)Задача № 6. Задача – шутка

Ребята, все вы читали басни И.А. Крылова, Из какой басни эти строки:

«…Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад,

а Щука тянет в воду…»?

Каков результат сложения движений, описанных в этой басне.

Есть ли ответ на этот вопрос в басне?

«А воз и ныне там»

4. Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Какие задачи мы решали?

Что необходимо знать для решения?

Какими словами можете выразить свое настроение?

Как результат работы на уроке?

Рефлексия (ученики оценивают свою работу)

Лист самоконтроля

Моя оценка за работу на уроке

Что знаю хорошо

Что умею хорошо

Каких умений не хватает

Что особенно понравилось на уроке.

5. Домашнее задание

Рабочая тетрадь (1часть) тренажер 12, задача 2

Учебник: с. 98, задача 1(2)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: