NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по учебнику М. Г. Федорова, З. П. Федоровой «Мир и мой родной край» (система Эльконина-Давыдова) Тема: Почва


Материалы, освещающие Де школы по РО

Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе

по учебнику М.Г.Федорова, З.П.Федоровой «Мир и мой родной край»

(система Эльконина-Давыдова)

Тема: Почва

Цель: Создать условие для того, чтобы дети выявили состав почвы и поняли, как она образована.

Оборудование: комочки почвы, 2 прозрачных сосуда с водой, спиртовка, стеклянная пластинка, кусочек гравия, 2 жестяные банки, лупа, комнатный цветок.

Проект урока:

Этапы урока

Цели

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1Актуализация знаний

2. Постановка практической задачи

3. Решение практической задачи

4.Контроль и оценка
5.Рефлексия


Мотивация детей на тему урока

Принятие детьми цели урока: узнать из чего состоит почва.

Проведение опыта и анализ его результатов

Осознание и коррекция результатов опыта.


Обобщение и моделирование результатов практической деятельности.

Учитель показывает комнатный цветок:

- Что нужно растениям, чтобы они так пышно росли?

- А почему этот цветок пышнее, зеленее, здоровее своих соседей?

- Хорошая, значит, какая?


- А как докажем, что она хорошая?


- Давайте, на доске зафиксируем нашу цель:

Состав почвы. Кто попробует?
- Какие у вас предположения о составе почвы?

- Давайте, проверим ваши гипотезы. По группам проведем опыт. (Раздает материал, приспособления для опыта и инструкцию как его провести:

1 группа

1. Опустите гравий в стакан с водой.

2. Внимательно смотрите что происходит в воде при опущении гравия ко дну стакана.

3. Опустите комок почвы в стакан с водой.

4. Внимательно смотрите что происходит в воде при опущении комочка ко дну стакана.

5. Обсудите результат наблюдения.

6. Сделайте вывод. Для этого еще раз обратитесь к цели урока.
2 группа

1. Положите немного почвы в банку, закройте стеклянной пластинкой.

2.Держите банку над спиртовкой.

3.Внимательно смотрите что появляется на стекле.

4.Обсудите результат в группе.

5.Сделайте вывод. Для этого еще раз читайте цель урока.
3 группа

1.Лупой рассмотрите частички почвы.

2.Положите немного почвы в банку

3.Держите банку над спиртовкой.

4.Обсудите в группе от чего идет такой запах.

5.Сделайте вывод по результатам опыта. для этого еще раз прочитайте цель с доски.
4 группа

1.Кладите ложкой немного сгоревшей почвы в стакан с водой, помешайте ложкой.

2.Подождите, пока осядет.

3.Обсудите в группе о результатах опыта.

4.Сделайте вывод. Для этого еще раз обратитесь к цели урока, который зафиксирован на доске.)
- Теперь мы можем рассказать из чего состоит почва?

- Как вы думаете, мы о почве все узнали?
Учитель может рассказать о свойствах, об экологии почвы и т.д.
- Какие предположения мы сделали в начале урока, а какие мысли у вас появились к концу урока?
- А что главное мы будем фиксировать на модели по итогам нашего исследования?

Дети: вода, свет, тепло, воздух.


Дети высказывают свои версии, обсуждают их и останавливаются на следующей:

- Почва хорошая.

Дети: черная, мягкая, рассыпчатая, есть полезные вещества и т.д.
Дети для себя выявляют цель урока:

- Надо узнать из чего состоит почва?
Дети моделируют цель:

ПОЧВА

? ? ? ? ?
Дети: песок, глина, пыль, земля и т.д.

Дети по инструкции проводят опыт, обсуждают в группе результат и приходят к выводу, что в почве содержится воздух.

Дети после опыта приходят к выводу, что в почве есть влага, то есть вода.


Дети говорят, что почувствовали запах сгоревшей сухой травы, листьев. С помощью учителя приходят к выводу: в почве есть частички увядших растений и останки насекомых.

После опыта дети приходят к выводу, что в почве содержится песок, который осел на дне стакана, и глина, которая растворяясь в воде сделала ее мутной.


Представители групп перед классом рассказывают о том к какому выводу пришла их группа, остальные могут задавать вопросы, возражать или дополнить.
- Нет. наверное.

Дети задают учителю вопросы.

Дети высказывают свое мнение, рассказывают о том, что интересного узнали о почве.

Дети преобразуют модель:
Останки насекомых и растений



Вода ПОЧВА песок

Воздух глина

Основной метод урока: Практическая деятельность – опыты с почвой.

Основной структурный элемент: Опыты с почвой и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы: мотивация к теме урока, принятие детьми цели урока, предположения результатов. обсуждение в группах, защита и моделирование итогов исследования, рефлексивный анализ урока.

Тип урока: решение частной задачи.

Тема урока: Таблица умножения на 9
Цели урока:

- создание условия для обнаружения определенных закономерностей,

позволяющих запомнить результаты таблицы.

- развивать способность анализировать свою деятельность и развивать

исследовательские навыки.

- развивать умение работать в паре и в группе.

Тип урока: Решение частной задачи.

1.Организационный момент

- Ребята, кто готов к уроку? Молодцы, тогда начинаем урок. Первая работа у нас

как обычно каллиграфия, пишем две строки.

2.Создание учебной ситуации.

Задание 1

На доске: 124 + 363 363 + 124

15 * а * 3 а * 3 * 15

248 * 318 318 * 248

А + 14 + 126 14 + 126 + в

379 + 9 379 * 4 + 5 * 379

8 * 300 + 8 * 72 8 * 300 + 72

- Выпишите номера тех выражений, между которыми можно поставить знак равенства.

(Индивидуальная работа)

- Почему вы выписали первое выражение?

Дети: Сработало переместительное свойство сложения.

- Хорошо. А во втором выражении тоже срабатывает переместительное свойство?

Дети: Нет. Здесь сочетательное свойство умножения

- Почему не выписали четвертое? Слагаемые тоже поменялись местами как в первом.

Дети: Нельзя. В выражениях номер 4 два слагаемых повторяются, а третье - изменилось.

Было а, стало в. Получились два разных выражения.

- В пятом тоже нельзя ставить знак равенства?

Дети: Можно, срабатывает распределительное свойство умножения, а вот

между последними – нельзя. Потому что 72 не умножили на 9.

- Молодцы. Вы чудесно разбираетесь в свойствах, а зачем они нужны? Где они

Используются?

Дети: В вычислениях. Можно быстрее решить примеры и легче.

3. Создание ситуации успеха

- Найдите значение выражений.

3782 * 8 + 3782 * 2 362 * 27 – 368 * 17

145 * 81 + 145 * 19 98989 * 0 + 98989 * 9

(работа в паре)

- Время истекло. Какие примеры решили?

Дети: 1, 2 и 3

- Почему получилось так быстро?

Дети: Мы использовали распределительное свойство умножения.

- Кто решил последний пример? Как вы это сделали?

Дети: 98989 * 10 – 98989

4. Точка разрыва между знанием и незнанием

Учитель предлагает всем ребятам найти значение выражения, используя данный способ.

Дети считают

- Почему так долго? Можно побыстрее?

Дети: Нет. Мы не умеем умножать на 9.

5..Этап решения практической задачи.

- Я с вами не согласна! Что значить умножать на 9.

Дети: Взять число 9 раз.

- Так чего вы не знаете?

Дети: Результатов умножения разных однозначных чисел на 9.(таблица умножения 9)

- можете составить эту таблицу?

Задание 3. Составление таблицы (Работа в группах)

9 * 2 = 18

9 * 3 = 27

9 * 4 = 36

9 * 5 = 45

9 * 6 = 54

9 * 7 = 63

9 * 8 = 72

9 * 9 = 81




2

3

4

5

6

7

8

9

9

18

27

36

45

54

63

72

81

- Сколько цифр в произведениях? (2) Почему? (9+9 уже 18, а 9 * 10 – еще 90)

- Как искали произведение?

Дети: Умножали на 10 и вычитали 9. Складывали по 9.

- Легко вам было это сделать?

- Раз вы сами составили таблицу, значит наверное вы должны ее знать. Проверим!

6.Этап целеполагания

Задание 4. Учитель диктует, дети записывают результат: 9 * 7, 9 * 4, 9 * 6, 9 * 3……

-Что случилось? Почему с ошибками?

Дети: Мы не запомнили таблицу.

- А как же нам ее запомнить?

(Ответы детей)

- Что вы делаете, чтобы запомнить что – либо?

Дети: Надо найти какой – нибудь секрет.

7. Анализ условий решения задачи.

Задание 5

- Внимательно посмотрите произведения и отыщите секреты. Нет ли в таблице

чего – то, что может помочь ее запомнить?

(Дети начинают называть закономерности)

- Давайте, обсудите в группах.

(То, что обнаружили дети зафиксируют в моделях).

Итог работы после обсуждения работы может быть таким:

1. .. или 9 * . = .. Все произведения – двухзначные числа

2. 18 В произведениях число десятков возрастает от 1 до 8;

81 число единиц убывает от 8 до 1.

3. 9 * Ч = Ч (Ч – четное) Умножение 9 на четное число даст в произведении

9 * Н = Н (Н – нечетное) четное число и наоборот.

4. 9 + П Каждое следующее произведение на 9

больше предыдущего

5. П – 9 Каждое предыдущее на 9 меньше последующего.

6. П = .. Цифра в разряде десятков обозначает число, которое на

единицу меньше второго множителя

7. . + . Сумма цифр в произведении равна 9.

9

8. 9 * а = .. Число в разряде единиц дополняет второй множитель

10 до 10.

9 * а = ..

8. Итоговая рефлекция

- Чем занимались на уроке?

- Зачем искали закономерности?

- Теперь легче будет запомнить таблицу?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Проект урока по русскому языку. 2 класс
Тема: Способ проверки орфограмм слабой позиции

по орфографическому словарю.
Цели урока: 1. Создать ситуацию для открытия способа работы

с орфографическим словарем.

2. Учить порядку действий при списывании слов из словаря.

3. Развивать устную речь учащихся.

Тип урока: Решение частных учебных задач

1. Актуализация знаний

-Какие бывают позиции у звуков? (У звуков бывают сильная и слабая позиции)

- Почему их называют сильными и слабыми? (Сильная, потому что в ней могут встречаться любые звуки. Слабая, в которой возможны не любые звуки)

- Назовите сильные и слабые позиции согласных звуков, парных по звонкости-глухости (дети называют все позиции, которые они открывали на уроках. Учитель фиксирует ответы детей на доске).

- Можно ли обозначать безударные гласные [а], [ы], [и] по слуху? Почему?

- Как вы думаете, является ли орфограммой буква, которой обозначается безударный гласный звук [у]? Почему?

Вывод: Писать буквы по слуху нельзя.

2. Постановка учебной задачи

-Ребята, Сам Самыч написал вот такое предложение:

У п_сьма св_ и с_крет_.(На доске)

-Почему в некоторых словах пропущены буквы? (Сам Самыч не знает, какую букву писать.)

- А вы знаете, например, какая гласная буква пишется в слове с_крет? (Не знаем. Может «и», может «е», может «я»)

- Но Сам Самычу так хочется писать без дырочек, хотя бы некоторые слова. А вы хотите? (Да, очень хотим).

- Тогда как быть? (Нужно в книге посмотреть, но искать очень долго будет)

- Есть специальная книга, которая называется «Орфографический словарь». Он поможет вам узнать, как правильно пишется то или другое слово.(Показывает словарь. Раздаёт детям словари).

3. Решение учебной задачи

-Ребята, Сам Самыч просит нас узнать по словарю, как пишутся вот эти слова: п_ртрет, агр_ном, г_ризонт. Посмотрите, какой толстый словарь. Как же здесь найти слова?

Открытие способа работы со словарём:

- Прочитайте первые 10 слов в словаре. С какой буквы они начинаются?

(С буквы А)

- А с какой буквы начинаются последние 10 слов в словаре? ( С буквы Я)

- Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а

слова, начинающиеся с буквы Я,- в конце? (По алфавиту)

-Значит, что нам нужно очень хорошо знать? (Алфавит.)

-Правильно, алфавит. (Обращаю внимание на таблицу «Алфавит».)

4. Анализ условия работы нового способа:

-Итак, первое наше слово: портрет. Где его искать: до или после слова конверт?

- Почему? (После, так как буква п в алфавите стоит после буквы к.)

-До или после слова работа? (До, так как буква п в алфавите находится перед буквой р.) Попробуем найти это слово.

-Какое слово будем искать: партрет или портрет? Попробуем найти партрет. (Слов партрет нет.)

-А теперь найдите слово портрет. Помогите соседу. Прочитайте. А теперь прочитаем хором орфографически. Что это значит? (Это значит, что надо прочитать так, как пишется. Читаем: портрет.)

-Какую букву мы должны написать и запомнить?(Выписываю слово портрет на доске)

-Следующее слово агроном. Где мы будем его искать? (В начале словаря.)

-До или после слова автобус? Почему? (После, так как в словаре слово автобус называется раньше.)

-Конечно, мы ведь знаем еще один «секрет» словаря. Какой? (Если первые буквы словаря одинаковые, сравни вторые.)

-А если и вторые буквы будут одинаковы, что будем делать? (Сравнить третьи.)

-Какое слово ищем: аграном или агроном?(Дети находят верное, читают хором орфографически, запоминают букву о, выписывают ее.)

Следующее слово: горизонт (объяснить лексическое значение).

-До или после слова огород будем искать? Почему? (Проводится та же работа.)

5. Моделирование нового способа:

- Итак, какие два «секрета» словаря мы знаем? (1.Алфавитный порядок.

2. Сравнение букв)

Физкультминутка

Физкультпривет.

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Руками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет-

Всем друзьям физкультпривет!

6.Этап планирования своих действий при списывании слов из словаря.

Построение алгоритма действий при списывании слов из словаря.

На доске: п(е,и)нал, (о,а)лфавит, ф(а,о)милия, д(и,е)ваны, меб(и,е)ль, к(о,а)никулы.

-А сейчас, ребята, у нас большая работа. Сам Самыч приготовил для нас много слов, которые нужно найти в словаре и правильно записать в тетрадях. Какое первое слово? (пенал.)

1.Записываем с пропуском. (Показываю: п_нал.)

2.Находим слово в словаре.

3.Читаем слово орфографически. Определяем ударение.

4.Читаем орфографически, не глядя в словарь.

5.А сейчас, так же орфографически проговаривая, продиктуйте себе вполголоса, запишите (показываю: п_нал – пенал). Какую букву нам нужно запомнить? (е)

6.Проверка:

- А теперь внимательно посмотрите на слово в словаре и на ваше написанное слово. Нет ли ошибки? (Такая же работа и с остальными словами)

7.Итоговая рефлексия.

- Как надо работать с орфографическим словарем для определения

написания слова?

- Сможете сами проверять словарные слова?

8.Домашнее задание.

Выписать из словаря и запомнить слова: б(и,е)реза, инт(и,е)ресный, м(о,а)шина, р(а,о)бота, т(а,о)варищ, д(е,и)журный, вет(е,и)р, за(е,и,,я)ц.

Проект урока по русскому языку. 3 класс
Тема: Орфограмма сильной позиции «Шипящий+ь(-ь) в конце слова» у слов, называющих предметы.

Цель урока: 1.Создать условия для открытия общего способа правописания

данной орфограммы.

2.Если начало, то формирование, если уже начато, то совершенствова-

ние действия моделирования.

3.Учить строить алгоритм, учить записывать схему.

1. Актуализация знаний

На доске можно писать слова: (на) калаче, (с) речью, (у) сторожа, (во) ржи.

- Какое задание? Вы знаете способ? Запишите в тетради слова, способ

проверки проговорите устно.

С каждой группы по одному выходят к доске и пишут слова.

На (свежем) калаче, с (грамотной) речью, у (старого) сторожа, в (высокой) ржи

( способ вставочка)

2.Создание проблемной ситуации.

Эти слова написать в именительном падеже (слово под словом)
Есть: калач + реч?- сторож+ рожь+

калач? - Речь+ сторош- рож?-

калачь- реч- сторож?- рож-

сторожь-

С другими словами обращаются к словарю и вернувшись к словам оставляют

верный вариант (при проектировании урока надо брать слова, которые есть в словарях с которыми работают дети.) После этого у детей должен возникать проблемный вопрос:

Варианты вопроса:

-Почему в некоторых словах после щипящих на слове пишется ь?

-Почему в слове калач не пишется ь, а в слове речь пишется?

3. Практическое преобразование модели

-определение промежуточных целей и способов их решения.( предпологается

действие планирования)

К этому моменту дети могут:

1 изменять слова

2 различать номинативную функцию слова

3 составить высказывание

4 составить звуковую запись слова

5 составить фонемную запись слова

6 выделять значимые части слова

7 определить грамматическое значение слова

Можно дать слова писать на листочках и изменять по падежам, числам, по родам.

Изменение по числам: калачи речи сторожа рожь (нет формы числа)

(не помогло ответить на проблемный вопрос)

Что называет: предмет, предмет, предмет, предмет (все называют предметы)

(не помогло ответить на проблемный вопрос)

Составить высказывание:

(не помогло ответить на проблемный вопрос)

Звуковая запись:

(не помогло ответить на проблемный вопрос)

Фонемная запись: не надо писать, потому что звуки

Р (м. ) Р ( М.) Р (м.) Р (м.)

калач Ч (ед.) речь Ч ( ед.) сторож Ч ( ед.) рожь Ч(ед).

П (им.) П ( им.) П (им.) П(им)

(Помогает ответит на вопрос)

Сравнивая уже делают некоторое обобщение: у слов мужкого рода не пишется ь, а у слов женского рода пишется ь.

4. Обобщение результатов анализа в виде модели.

5. (До этого этапа должен возникнуть вопрос у детей.)

- Как проверять другие слова с этой орфограммой? (Для этого нам надо

сделать структуру наших действий. (алгоритм), потому что модели не указывают

на порядок действий, они отвечают на вопрос почему, а не как?

1 Что называет слово?

2 Определение рода (мужской или женский)

3 Запись слова (если ж р---ь, а если м р ---не пишем ь)

Для проверки этого способа даем группу слов с этой орфограммой.

Ночь, мышь, мяч, шалаш, ложь, гараж и другие.

После этого можно обратиться к словарю, к учителю как достоверным источникам

для определения написания слов.

6. Конкретизация, вывод ( при других условиях). Какие слова можно взять

для конкретизации:

-слова называющие предметы, с другим грамматическим значением

-слова, называющие действия? Стоишь, испечь (нет рода)

Можно поставить вопрос, можно обратиться к учителю. Для подбора слов можно учитывать на запрос к следующему уроку.

7. Рефлексия (подведение итога)

Рефлексию надо провести по способу действия.

Проект урока по русскому языку во 2 классе

по учебнику В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой, Е.В. Восторговой

(программа РО Эльконина-Давыдова)

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.


Рабочая программа курса «литературное чтение»

Рабочая программа курса: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.