NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по учебнику М. Г. Федорова, З. П. Федоровой «Мир и мой родной край» (система Эльконина-Давыдова) Тема: Почва


Методика реализации внутрипонятийных связей

Васильева Аграфена Николаевна,

учитель математики

Отличник народного образования РС (Я)

Возникновение и развитие теоретического мышления является одним из первых и важнейших результатов развивающего обучения, именно оно и рассчитано на формирование теоретического мышления. Из опыта работы хочется делать вывод, что наличие или отсутствие его у учащихся - это достаточный показатель того, достигнута ли цель данного обучения или нет. Основная задача любого обучения является на формирование целенаправленного мышления, и оно основано на формирование различных понятий, в том числе и математических, так как они выступают в качестве основной формы мышления. Понятия не могут существовать в отдельности друг от друга, они взаимно обусловлены, взаимосвязаны, поэтому в обучении, рассчитанном на усвоение понятий, изложение материала не может быть произвольным. Оно должно быть обусловлено объективной логикой развертывания системы этих понятий и тогда именно эти системы теоретических понятий со всеми своими вытекающими отсюда последствиями, будут являться средством осуществления организации учебной деятельности учащихся по типу поисково - исследовательской деятельности.

В учебном курсе понятия могут играть разную роль: одни из них являются общими, другие же играют подчиненную функцию. Учитель должен уметь выделять общие ведущие понятия курса, которые удовлетворяют следующим основным критериям:

- должны формировать научное мировоззрение;

- должны служить средством для изучения различных вопросов математики;

- активно работать на протяжении большого промежутка времени;

- способствовать наиболее полной реализации внутрипредметных

связей;

- иметь прикладную практическую направленность;

Примеры ведущих понятий: число, величина, фигура, функция, график, уравнение, неравенства, равносильность и алгоритм и.т.д.

Существование каждого понятия было бы не возможно без определения отношения к другим. Некоторые понятия не могут существовать вне этих отношений. Так, например понятия радиус, хорда, диаметр, вписанный угол и. т. д. не мыслимо без соотнесения их с понятиями окружности

Например:


Цель реализации внутрипонятийных связей: научить учащихся выделять существенные признаки понятия, сформировывать у них умение переформулирование определения понятий через другую совокупность существенных признаков. Учащиеся должны из набора существенных признаков объекта уметь устанавливать его принадлежность понятию и наоборот. Основная функция внутрипонятийных связей - образование понятия.

Например. Понятие арифметическая прогрессия:



Для любого понятия может быть выделен минимальный список наиболее важных отношений, необходимый в дальнейшем для изучения других вопросов.

Приведем пример (фрагмент урока по теме «Биссектриса угла» в 5 классе )

На доске нарисованы три угла.













Что вы видите на этих рисунках? Провести анализ и выделить основные признаки.
Анализ: (проводится детьми)

1. нарисованы углы.

2. лучи выходят из вершины угла

3. лучи делят углы на части.

4. в случае (2) луч делит угол на равные части

Какие основные признаки заметили во 2 случае.

- Луч делит угол на равные части и выходит из вершины угла;



луч





Выходит из

вершины угла




Делит на равные

части




Понятие

биссектрисы











Для успешной реализации внутрипонятийных связей большое значение имеет работа школьников по осознанию тех связей, которые существуют между свойствами понятия.

Например. Тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (6класс).

Что я умею:

  1. 3.

  2. 4.

Дети:

- Умею 1 и 2 . Слагаю дроби с одинаковыми знаменателями. Дроби слагаются, если у них знаменатели одинаковые.

- В 3 и 4 примерах «ловушка»

Учитель:

- Можно ли выйти из этой «ловушки»

Дети:

- Можно, если знаменатели были бы одинаковыми.

Учитель:

- Какие способы можно придумать, чтоб знаменатели были одинаковыми.

- Давайте рассмотрим знаменатели 12 и 3

- Какая задача перед нами стоит?

Дети:

- Искать и найти новый одинаковый знаменатель.

(Работа в группах)

Версии детей:

Первый способ:

12 : 4=3
Второй способ:




Рассуждение детей:

- Применяем основное свойство дроби.

1- способ



2-способ
- Для решения задачи берем 2-ой способ.

- Можно ли этот способ применить для 4-ого примера?

- Да можно. Применяем понятие «кратность»


15

Вывод:

- применили основное свойство дроби.

- применили понятие «кратность».

( после 2-ого урока можно ввести моделирование)

получили общую модель для нахождения общего

знаменателя.

bd

Приведенные примеры показывают, что для усвоения понятия необходимо отыскать такой вид деятельности, который позволял бы усваивать основные элементы понятия и отношения между ними. При этом вид деятельности, будет зависеть от характера понятий.



Исследовательская деятельность как средство развития

экологической культуры учащихся.

Рожина М.Н. учитель биологии высокой категории
Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт.

По системе РО наша школа работает десятый год, опираясь на возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные Д.Б.Элькониным и В.В. Давыдовым.

Учащиеся, которые обучаются по системе РО, имеют более высокий уровень поисково-исследовательской деятельности, готовы к исследованию, поиску, самостоятельному решению и делать выводы, рефлексии, оценивать результаты.

Опираясь на их способность поискового мышления, я применяю на уроках элементы исследования в виде сообщений и мини-рефератов. На уроках-семинарах учащиеся с удовольствием защищают перед классом свои работы. Систематическое выполнение поисковых заданий позволяет школьникам развить интеллектуальные умения, приобретать высокий уровень познавательной самостоятельности, овладевать системой умения осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.

С 2001 года мои учащиеся – активные участники научно-практических конференций в кустовом, улусном и республиканском уровнях по направлениям естественных наук.



Годы

Темы работ

Фамилия и имя уч-ся

Место, уровень

2001

Использование леса как топливо в сельской местности

Ческидович Саша -

11 класс

Поощр. пр

Республ.

2002

Состояние загрязненности воздуха начальной школы в зимнее время

Мухин Вася –

2 класс

1 место

Улусные

2002

Шиповник – косметолог, врач и кулинар

Белолюбская Анюта

10 класс

3 место

Кустовые

2003

Состояние листьев березы в окрестностях деревни

Мухин Вася

4 класс

2 место

Улусные

2003

Динамика растений

Федорова Диана

10 класс

4 место

Республ.

2004

Квартира как экосистема

Федорова Диана

11 класс

1м-в улусе

2м.- в респ

2005

Без особого труда, но не детская еда

Соловьев Саша

6 класс

1 место

Кустовые

2006

Интерес к здоровому питанию как сохранение здоровья каждого

Соловьев Саша

7 класс

4 место

улусные


Предлагаю фрагменты исследовательских работ учащихся:

Федорова Диана -11 класс. «Квартира как экосистема»

«… Какой должна быть экологически чистая квартира?

  • Температура. Она должна быть 18-210 С

  • Воздух. Квартира должна проветриваться хотя бы один раз в день

  • Нужно правильно использовать и соблюдать инструкции электроприборов

  • Комфорт и уют. Очень важно в квартире сочетаемость красок и цветов

  • Биотические факторы. Взаимоотношения членов семьи должна быть доброжелательной друг к другу.

  • Мебель. Должна быть из натуральных материалов…»

Соловьев Саша – 7 класс. «Интерес к здоровому питанию – как сохранения здоровья каждого »

«… Работая над этой темой, я узнал много нового о продуктах питания. Оказывается, чрезмерное увлечение такими продуктами может спровоцировать развитие избыточной массы, появление кариеса, раздражения слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника. Хотя, реклама называет эти продукты очень легкими, лучшими, удачными, быстрыми, это совершенно не соответствует действительности. Поэтому сильно не верьте к рекламам осаждающих экраны наших телевизоров. Я надеюсь, что ваш интерес к здоровому питанию позволит сохранить ваше здоровье и здоровье родных и близких…»

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.


Рабочая программа курса «литературное чтение»

Рабочая программа курса: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.