NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Человек и природа, или урок мудрости и доброты»

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Человек и природа, или урок мудрости и доброты»

Обучающие: формировать умение анализа художественного произведения, формирование внимания к тексту. Развивающие: создать условия для развития у школьников рефлексивных навыков, умение высказывать своё мнение о прочитанном. Воспитательные: вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей, воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни. Эпиграф урока Природа - не только источник жизни Она и воспитатель души В.П. Астафьев


I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме. Ребята, определите тему нашего урока. Ответьте на мои простые, но в то же время мудрые вопросы-ребусы. Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Вторая часть «ребуса»: Он маленький, как песчинка в океане. Он беззащитный и в то же время сильный. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет ее. Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Китайский мыслитель Лу Синь считал: «Пути не открываются перед теми, кто не борется». Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы. Васютка смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты. - Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока. Природа – друг или враг? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою и читателю? II. Чтение наизусть начала рассказа под звуки природы «Пение птиц». Слайд. «Это озеро не отыщешь на карте… до слов …интересное.» Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. «Деревья, деревья, деревья... Под ногами - мох и жухлая трава, над головой - равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце - холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле». Вот что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», когда заблудился в бескрайней тайге.
Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души». Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.  1. Природа - учитель и друг. (Слайд) «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…» Сюнь-цзы. Задание: Какие ловушки устраивает природа?  Чтение наизусть отрывка «Паук и его жертва». Слайд -Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки дает природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги? Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо “Алхимик” сказано: «Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя». 2.Природа – открытая книга (Слайд) «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять» М. Налбандян. Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери. 3. Природа – мать, кормилица. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» (Слайд) Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Мать-природа и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано. Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу. 4. Природа – величественный храм. (Слайд) Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается и даже исповедуется. Да и красота природы подобна великолепию храма стихотворение Ш. Бодлер: «Природа – некий храм, где от живых колонн…» Задание по слайду: работа в парах. Восстановить пропущенные сравнения и метафоры.

-Как средства выразительности помогают понять, что природа, подобно Богу, прощает Васютку: дарует веру, надежду, любовь. Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира. «Леса учат человека понимать прекрасное»,- писал А.П.Чехов. 5. Природа – зеркало души (Слайд) Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в «Кладовой солнца» так говорил о «зеркале» природы, в котором отражается человек: «Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный… И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами…». Васютка за 5 неполных дней повзрослел, изменения произошли и во внутреннем мире: научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. III. Рефлексия - Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка - властелин…) Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких. Задание: попытайтесь отразить наши размышления в виде синквейна. IV. Задание на дом: Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на тему: «Почему озеро называется Васюткино?»
Список используемой литературы: 1. В.Астафьев. Сопричастный всему живому. (О себе и о своей работе) - ЛШ, 1989, № 2. 2. Г.М. Игнатова. Рассказ «Васюткино озеро». 5класс.-ЛШ, 2001, № 7.

3. В. «Виктор Астафьев» Новосибирск 1972г.

4. Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.





страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.