NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по русскому языку во 2 классе «Правописание «ь»


Урок по русскому языку во 2 классе
«Правописание «ь» в середине и на конце слова».
Разработала учитель

начальных классов:

Антонова

Ольга Владимировна

Цели:

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.
Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.
Используемые методы:

  1. Наглядные.

  2. Частично-поисковые.

  3. Практические.

  4. Проблемные.


Наглядность: (мультимедийный проектор)

  1. Карточки в форме солнышка.

  2. Карточки для словарной работы.

  3. Карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

  4. Карточки со схемами позиций мягкого знака.

  5. Наглядность значения слова «соль».

  6. Загадки и ответы с картинками.


ХОД УРОКА.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте с ними поздороваемся.

- Сейчас урок русского языка, - один из интересных уроков в начальной школе.


  1. ЦЕЛИ УРОКА (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА).


- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее и покажите.

- Все ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

- Предлагаю вам проверить, насколько вы умеете преодолевать трудности, и для этого вам предлагается отгадать загадки:

1 загадка (апрель),

2 загадка (яблонька),

3 загадка (лошадь (конь)),

4 загадка (альбом).

- Что общего у этих слов (ь), по этому признаку разбейте слова на две группы.

-Какая тема нашего урока?
«МЯГКИЙ ЗНАК В СЕРЕДИНЕ И В КОНЦЕ СЛОВА».
- Начнем урок с минутки чистописания.


  1. ЧИСТОПИСАНИЕ.


Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее. Дети хором читают стихи.
Я ТЕТРАДЬ СВОЮ ОТКРОЮ

И НАКЛОННО ПОЛОЖУ.

Я, ДРУЗЬЯ, ОТ ВАС НЕ СКРОЮ

РУЧКУ Я ВОТ ТАК ДЕРЖУ.

СЯДУ ПРЯМО, НЕ СОГНУСЬ,

ЗА РАБОТУ Я ВОЗЬМУСЬ.
-Вспомним как пишется мягкий знак. (показ на доске просто ь, и ь с выходом на соединение верхнее и нижнее по 3 буквы на одной строчке).

- Где может стоять этот ь? ( в конце).

- Где могут стоять эти ь. ( в середине).

- На второй строчке напишем ь с верхним соединением. С какими буквами может соединяться ь при верхнем соединением? (3 ь).

- Теперь напишем ь с нижним соединением. С какими буквами может соединяться ь при нижнем соединении? (3 ь).
- Я сейчас прочитаю стихотворение Л Измайлова, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком:

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?
Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь талантливая. Потому что:
- у нее нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
- Кто запомнил слова, которые встретились в этом стихотворении с мягким знаком? (уголь, сказать) слова вывешиваются на доску на карточках. Сколько в каждом слове звуков, букв. Почему?


  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Откройте свои словарики и простым карандашом подчеркните слова, в которых встречается Ь знак.

(У доски 2 ученика). На доске написаны вопросы КТО? И ЧТО?

- Давайте вспомним какие слова отвечают на вопрос КТО? (одуш.). Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? (неодуш.).

- Внимание! Задание! Запишем слова, которые вы подчеркнули, в два столбика.

(Дети называют слова с места, ученики объясняют в какой столбик они записывают слова).

ВЫВОД: Мягкий знак пишется в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
ВОТ ЗАИНЬКА МАЛЕНЬКИЙ.

НАЧАЛ ЗАИНЬКА СКАКАТЬ.

ПРЫГАТЬ ЗАИНЬКА ГОРАЗД.

ОН ПОДПРЫГНУЛ ДЕСЯТЬ РАЗ.

- Ребята, кто запомнил в нашей физкультминутке слова, где есть Ь?

(Заинька, прыгать, десять, маленький)

- Почему в этих словах пишется Ь?

- А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие).


  1. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

- Давайте выполним упр. 149 на с. 80. (Разбор, проверка)

- Ребята, у вас нас на партах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1). поймал, окун…ков, Игор…,пят…, на реч…ке.

2). Сил…ная, на, метел…, улице, началас…
Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Потом записывают предложения, прошептывая каждое слово.

Организуется взаимопроверка (все правильно – ставят +,не все – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:
Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.
- Скажите, где вы написали Ь?

- Ребята, обращаю ваше внимание на слово «речке»? Почему в этом слове нет мягкого знака? (без Ь чк-чн – Ь не пишется).

- Давайте восстановим это правило полностью.
В СОЧЕТАНИЯХ ЧК-ЧН, НЧ-НЩ МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.
(Загадки про коньки и др.) Назвать, сколько звуков и букв в этих отгадках.


  1. ИТОГИ УРОКА.

- Какие цели ставили на уроке?

- Как вы считаете, смогли мы достичь эти цели?

- Молодцы! Я смотрю у вас хорошее настроение. Благодаря дружной работе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали еще один секрет русского языка. И мое настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

Сегодня за хорошую работу, получают хорошие оценки……

- Спасибо всем. Урок закончен.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: