NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по теме: «Электролиз» (химия + физика) Класс: 11 (профиль) Цель


Интегрированный урок

по теме: «Электролиз» (химия + физика)

Класс: 11 (профиль)

Цель:

Формирование компетенций обучающихся через интегративние обучение

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о процессах, происходящих на электродах и продуктах электролиза.

Развивающая: развивать умения и навыки выполнения эксперимента, умения решать расчетные и качественные задачи.

Воспитательная: Воспитание самостоятельности, организованности, развитие логического мышления, развивать коммуникативные навыки( умение работать в парах, в группах постоянного и сменного состава).

Оборудование и реактивы: источник тока с угольными электродами, ключ, лампочка, провода, дистиллированная вода, соль сухая, соль раствор.

Ход урока:

I. Организационный этап. (1 минута)

Учитель химии: на прошлом уроке мы рассмотрели процессы, проходящиена катоде и аноде. Сегодня мы закрепим и обобщим знания, полученные при изучении физики курса 10 класса. Эпиграфом к нашему уроку будут слова М. В. Ломоносова: « Химик без знания физики подобен человеку, который все должен искать щупом»

экспериментаторы».Будьте внимательны, активны, организованны. Оценку за практическое занятие вы получите итоговую, основными показателями качества вашей работы будут четкость и глубина ответов, аккуратность выполнения эксперимента, правильное решение задач, выполнение домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.(7минут)

Демонстрация (выполняет ученик): собрать цепь по схеме. Опустить электроды в дистиллированную воду, в сухую соль, затем в раствор поваренной соли.



Учитель физики: сделайте выводы по наблюдениям.

- сухая соль не проводит ток, так как нет свободных зарядов;

- дистиллированная вода – то же, а раствор соли - проводит, так как есть свободные заряды.

Учитель физики:

1. Что называется электрическим током? ( направленное движение заряженных частиц)

2.На какие группы делятся все вещества по способности проводить электрический ток? (проводники, полупроводники, диэлектрики)

Учитель химии:

3. А на какие группы делятся вещества в химии :электролиты, неэлектролиты)

4. Какие вещества относятся к электролитам (растворы солей, кислот, щелочей).

Учитель физики:

5. Что является носителями зарядов в этих проводниках?

( положительные и отрицательные ионы и электроны)

Учитель химии:

6. Как называется этот процесс? (Электролитическая диссоциация – это распад веществ на ионы в растворах и расплавах. ).

7. Дайте определение электролиза? (Электролиз – это процесс выделения на электродах веществ, связанный с окислительно – восстановительными реакциями.)

8. Назовите два вида электролиза? ( в растворах и в расплавах)

III. Решение качественных и расчётных задач по теме «Электролиз».(15 мин)

Учитель химии:

Качественная задача. Сейчас вы наблюдали процее электролиза раствора поваренной соли. Запишите уравнения электролиза расплава и раствора поваренной соли. Сравните, сделайте вывод. Какие катионы восстанавливаются на катоде, какие анионы окисляются на аноде?

Расчётная задача. Решить задачу химическим и физическим способом.

Рассчитайте массу серебра которая образуется при электролизе водного раствора нитрата серебра с графитовыми электродами на аноде, если выделился кислород массой 6 г.

Учитель физики: Каким законом пользуемся для решения этой задачи?

Сформулируйте закон Фарадея.

m= k лQ - масса вещества, выделившаяся при электролизе на каждом из электродов, пропорциональна количеству электричества, прошедшего через электролит.

k - электрохимический эквивалент (кг \ Кл)

Q – количество электричества (Кл)

2 закон Фарадея

 Электрохимический эквивалент прямо

пропорционален химическому.

M- Молярная масса ( Г \ мол.ь)

n - Валентность

F- Число Фарадея F= 95500 Кл \ моль

Ребята делятся на 2 группы: химики и физики, обсуждение способа решения и представление результата у доски.

Химическим способом

Составим схемы электродных процессов электролиза:

4 на катоде: Ag+ + e- Ag0

1 на аноде: 2H2O          O2 + 4H+ + 4e-

Суммарный процесс:

4Ag+ +  2H2O            4Ag  + O2 + 4H+

Из суммарного уравнения видно, что при образовании 1 моль кислорода выделяется 4 моль серебра, т.е.

m(Ag0) =4n(O2) = 4*6/32 = 0,75(моль).

m(Ag0) = 0,75* 108 = 81(г)


Физическим способом.

Из объединенной формулы законов Фарадея масса выделившегося вещества равна:

m = Q*M / z *F

гдеQ - количество электричества, пропущенного через электролизер;

М - молярная масса выделившегося вещества; F - постоянная Фарадея, равная 96 500 Кл/моль; z - число электронов, участвующих в электродном процессе. Преобразовав формулу, получаем:

Q = m*z*F/M;

Q = 6*4*96 500/32 = 723,75 (Kл).

Такое же количество электричества было затрачено на выделение серебра.

Следовательно, масса выделившегося серебра равна:

m = 72 375 *108/1*96 500 = 81 (г).







VI. Применение электролиза (сообщение учащегося) (5 мин)

V. Подготовка учащихся к ЕГЭ . Задания В3 по теме «Электролиз» (работа в группах сменного состава) (10 мин)

В3.Установите соответствие между названием вещества и способом его получения

Название вещества Получение электролизом

  • А) литий 1) раствора LiF

  • Б) фтор 2) расплава LiF



  • В) серебро 3) раствораMgCl2

  • Г) магний 4) раствораAgNO3

5) расплава Ag2O

6) расплава MgCl2

В3.Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.

Формула вещества Продукты электролиза

  • А) AlCl3 1) металл, галоген

  • Б) RbOH 2) гидроксид металла,хлор, водород

  • В) Hg(NO3)2 3) металл, кислород

  • Г) AuCl3 4) водород, галоген

5) водород, кислород

6) металл, кислота, кислород

VI. Подведение итогов. (5 мин)

1. расширили свой научно-технический кругозор,

2. увидели тесную связь физики с химией и с производством.

Выставление оценок.

Рефлексия. (1 мин)

Домашнее задание: (1 мин)

- по физике : учебник 11-кл. «Физика -11» п. 123;

- по химии : учебник 11 кл. «Химия -11» с.230-236, записать уравнение электролиза NaNО3.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: