Урок по теме: «Органоиды эукариотической клетки, их строение и значение. Сравнение строения растительной и животной клетки»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Усть-Нерская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Урок по теме:
«Органоиды эукариотической клетки, их строение и значение.
Сравнение строения растительной и животной клетки».
9 класс, УМК Сонин Н.И.,
урок изучения нового
Учитель биологии и химии
МКОУ «Усть-Нерская вечерняя
(сменная) общеобразовательная
школа» Оймяконского улуса
Сафина Елена Фатыховна.
2013 год
п. Усть-Нера
Тема урока: «Органоиды эукариотической клетки. Сравнение строения растительной и животной клетки».
Цели урока:
Образовательные:
изучить строение растительной и животной клетки;
научить сравнивать строение растительной и животной клетки;
познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток;
определить роль каждого органоида в жизни клетки;
сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе;
научить распознавать органоиды по внешнему виду.
Развивающие:
продолжать развивать у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышлении, различные виды памяти;
продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией.
Воспитательные:
формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма;
воспитывать чувство ответственности за выполнение заданного объёма работы.
Задачи урока:
узнать, в чем особенности строения растительной клетки;
найти черты сходства и различия клеток растений и животных;
изучить особенности строения и функций органоидов эукариотической клетки.
Тип урока:
изучение нового материала.
Форма проведения урока: нетрадиционный урок с применением ИКТ.
Методы и приемы:
словесный – рассказ учителя с элементами беседы;
проблемно-поисковый; исследовательский метод;
словесно- наглядный – демонстрация презентации ;
практический (частично-поисковый) – работа с листом путешествий.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, компьютерный проектор, экран, магниты, таблицы, раздаточный материал (лист путешествия). На столах учащихся: тетради, учебники, дневники, фломастеры, листы бумаги.
Компьютерная презентация: «Органоиды эукариотической клетки, их строение и значение. Сравнение строения растительной и животной клетки».
Дидактические этапы:
организационный ;
биологическая разминка;
подготовка учащихся к работе на уроке;
изучение новой темы;
итог урока;
информация о домашнем задании.
Ход урока:
1.Организационный момент
организация учащихся на урок,
постановка учебной задачи.
Прежде чем приступить к уроку, давайте определим нашу общую цель, которую мы вместе должны будем достигнуть на этом занятии.
Тема урока у вас перед глазами ( слайд1), попытайтесь сформулировать цель своего присутствия на уроке.
Ученики:
узнать, что такое органоиды клетки,
познакомиться с их разнообразием, строением, выполняемой функцией.
Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли мои цели урока с вашими? (слайды 2,3)
Углубить знания о строении эукариотической клетки;
познакомиться со строением и функциями органоидов цитоплазмы;
определить роль каждого органоида в жизни клетки;
научиться распознавать органоиды по внешнему виду;
уметь сравнивать клетку растительную с клеткой животной.
Учитель: Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому.
2. Ознакомление с новым материалом:
Учитель: Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ»!!!
Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?
Ученики: - оборудование (микроскоп, лупы, учебник, дополнительный материал).
Учитель: Всё готово для путешествия, но мы ещё должны познакомиться с маршрутом следования.
1.Ознакомление с листом путешествия. (слайд 5)
Учитель: Ребята. Ознакомьтесь с вашим листом путешествий, который одновременно является и планом изучения нового материала. По ходу урока каждый из вас, используя рисунки и текст учебника, слайды презентации), должен заполнить все задания маршрутного листа.
Лист путешествий : «Путешествие по клетке».
Этап 1: Дайте определение эукариотической клетке _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Этап 2. Перечислить все ограноиды эукариотической клетки:
Охарактеризовать органоиды по плану: Объекты исследования:
1.Местонахождение объекта в клетке Пункт 1 – ЭПС;
2. Форма органоида Пункт 2 -- Рибосомы;
3. Особенности строения Пункт 3 –Лизосомы;
4. Внутреннее содержимое Пункт 4 – Митохондрии;
(среда, количество мембран) Пункт 5 – Аппарат Гольджи;
5. Функции,выполняемые в клетке Пункт 6 – Пластиды;
Пункт 7 – Клеточный центр.
Учитель:
2.Многообразие клеток в природе. (слайд 6)
краткий обзор сходства и различия растительной и животной клеток. (слайды 8-12)
Найдите сходство и различия в количественном и качественном составе растительной и животной клетки (слайды 8-12 )
Черты сходства | |
| |
| |
| |
| |
Только в животной клетке | Только в растительной клетке |
| |
| |
1. Кто назовет черты сходства клеток?
2.Что присуще только животным клеткам, что только растительным? (слайд 13)
Этап 3: Перечислите органоиды разного назначения и определите их функции: (слайд №14)
_____________________________________________________________________________
III. Характеристика органоидов клетки.
3. Понятие об органоидах клетки:
органоиды общего назначения, (слайды 14)
органоиды специального назначения(слайд 14)
Эндоплазматическая сеть (слайд№16)
Лизосома(слайд №17)
Рибосома (слайд№18)
Митохондрия (слайд№19)
Аппарат Гольджи (слайд№20)
Пластиды (слайд№21)
Виды пластид (слайд №22)
Цитоскелет (слайд№ 23)
Органоиды специального назначения(слайд 24)
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: отложите свои листы путешествий на край стола, закройте учебники, и давайте проверим. насколько хорошо вы запомнили материал новой темы.
Я задаю вопросы по новой теме, ориентируясь на рисунки на слайде, а вы должны определить по внешнему виду органоид клетки, его функцию, особенности строения .
- работа со слайдом 25.
Вопросы:
Какой органоид изображен под № 1? (аппарат Гольджи)
Под каким № расположен клеточный центр? ( № 5)
Какой органоид формируется в аппарате Гольджи ? (лизосома).
Под каким № находится лизосома на рисунке ? (№ 4 ).
Какой органоид называют « энергетической станцией клетки?» ( митохондрия ).
Какой органоид изображен под № 2 ? (ЭПС)
Почему один из видов ЭПС называют шероховатой? (на ней находятся рибосомы).
- оценка работы учеников во время урока.
Учитель: Вам сейчас понадобится хорошо настроить свое образное мышление. Предлагаю следующую работу:
А) Назвать органоиды, функция которых образно названа на данном слайде (за каждый правильный ответ не забывайте ставить себе балл (слайд 26)
Энергостанция клетки;
Транспортная система клетки;
Кладовая и упаковка;
Граница;
Похоронное бюро;
Командный пункт клетки;
Центральный компьютер;
Аппарат по производству белка;
Территория.
Мы уже знаем образные названия для многих органоидов клетки. Как образно можно назвать роль хлоропластов в клетке?(слайд 12 )
V. Формулировка вывода по цели урока :
Мы познакомились с основными и специальными органоидами клетки, их особенностями строения и функциями, научились определять их по внешнему виду.
VI. Общие итоги по теме.
VII. Домашнее задание: $26-27
составление синквейна (задание2). Заполнение таблицы (задание 3)
Приложения.
Фамилия, Имя._______________________________________________________________
Тема: Сравнение растительной и животной клетки. Клеточная теория
Задание 1. Заполни таблицу:
Черты сходства | |
| |
| |
| |
| |
Только в животной клетке | Только в растительной клетке |
| |
| |
| |
| |
| |
Задание 2.
Напиши синквейн на тему: «Клеточный органоид»
Правила написания синквейнов:
1.Существительное
2.Прилагатальное, прилагательное
3.Глагол, глагол, глагол
4.Краткая фраза по теме
5.Существительное
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Перечислите функции органоидов (органоид-функция), используйте текст учебника.
органоид | функция |
| |
| |
| |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: