NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по теме «Синтаксис. Пунктуация»


Урок по теме «Синтаксис.Пунктуация»

(9 класс)

Цели:

  • учебная: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;

  •  развивающая: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;

  • воспитательная: учить школьников культуре речи и поведения

Задачи: вспомнить уже пройденный в 5 -8 классах материал по теме “Синтаксис и пунктуация”, мотивация на дальнейшее более глубокое изучение данного материала

Форма урока: урок-игра.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, запись учителя на доске, карточки с названиями терминов, жетоны для участников, раздаточный материал, жетоны с изображением настроения, распечатка материалов для самостоятельной работы учащихся, на доске развешаны плакаты с определениями.

Ход урока

1.Организационный момент. Запись числа в тетрадь.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.

Слайд 1.Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1.Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)

2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).

3.Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).

4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).

5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).

6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).

7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).

9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

В итоге сложилось слово – СИНТАКСИС

Слайд 2

- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в капельках на рисунке слайда. 

В итоге сложилось слово - ПУНКТУАЦИЯ

Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации. А какое путешествие может быть без цели и поставленной задачи? Слайд №3

А для вас, ребята, что важнее на уроке?

Чтобы выполнить поставленные цели мы не должны отчаиваться, ведь самое главное, что у нас есть – это наши знания и желание преодолевать различные трудности, поэтому мы с вами справимся с этим испытанием.

1. Начинаем с определения - синтаксис.слайд №4

(Обращаю внимание учеников на плакат с определением)

Синтаксис.

Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: “ построение”, “сочетание”, “порядок”.

Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Как вы поняли, нам придется что-то сочетать, выстраивать в определенном порядке.

Сценка 5-7 минут.

В класс вбегают 6 учеников (В глухой пустыне изредка раздаются разные звуки – глухой , пустыня, изредка, раздаваться, разные, звук, в). У каждого на груди висит табличка с определенным словом.

Уч-ль: Кто вы?

Слова: Мы - Слова.

Уч-ль: Вы чем-то расстроены?

Сл.: Да. Ребята, помогите нам! Скажите, для чего нужны слова?

Ученики : Чтобы общаться.

Сл.: Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в отдельности. Нужно уметь еще кое- что. Что?

Ученики: Соединять слова.

Сл.: Правильно. Но вот беда, мы забыли, как построить предложение. Даже словосочетание не можем образовать! Помогите нам!

А кстати, вы знаете, что такое словосочетание?

Ученики: Два и более слова, связанные по смыслу и грамматически.

Учитель: Идите сюда Глухой и Пустыня.

- Ребята, пустыня может быть глухой?

Ученики: Да.

Уч-ль: Значит, по смыслу эти слова связать можно.

Но чего-то все-таки не хватает.

Чего же?

Наверное, того, что называют грамматической связью.

Уч-ль: А как же правильно сказать?

Уч-ки: Глухая пустыня.

Молодцы!

Итак, давайте еще раз скажем, что называется словосочетанием.

Еще раз проговариваем определение:

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

А что мы можем составить из всех слов?

Ученики: предложение

???Так что же изучает раздел науки о языке СИНТАКСИС.

Задание.

- Если вам будет дан перечень, сможете ли найти в нем предложения и словосочетания.

- Чем они отличаются?

???Любое ли сочетание слов является словосочетанием?

(Запомните, что главные члены предложения (грамматическая основа) не являются словосочетанием).

В предложении нужно уметь правильно расставлять знаки препинания.

Слайд 5. 
- Назовите знаки препинания.

 
- Для чего нужны знаки препинания?

(Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни проходили – в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошел до точки.)

(на доске) Берегите знаки препинания!

А.Каневский.

Слайд 6. 
ЗАПОМНИ…

???А в каком разделе изучаются знаки препинания?

(пунктуация – раздел науки о языке,который изучает правила употребления знаков препинания).слайд №7

- Уч-ль: Известно, что слово пунктуация с латинского переводится как “точка”.

3. Рассказ учителя о происхождении некоторых знаков препинания.

(Во время рассказа предложите детям расслабиться, откинуться на спинку стула.) На ГИА мы должны помочь Кириллу и Антону. Для этого мы должны иметь представление О пользе знаков препинания. Слайд №8

Из истории знаков препинания.

  • Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.

  • Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятая вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

  • Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины XVI века уже использовалась запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

  • В “Грамматике словенской” Метелия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли “вместным знаком”.

  • К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или “черту”) первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, называл этот знак “молчанкой”.

  • Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли “полуточием”, восклицательный знак – “удивительным”, кавычки – “пресекательным” или “отменительным” знаком, а перенос – “единительным”.

4.Закрепление.

1.Определите вид подчинительной связи

Упр.40

2. - Что может запятая?

- Расставьте знаки препинания, чтобы можно было прочитать предложения, составленные Незнайкой. Объясните их постановку. (слайд №9)

3.Анализ предложения (слайд №10) Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее выполнит задание.
-Прочитайте предложение:
Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
-О каких членах данного предложения идет речь? (Ответы записывают в тетрадь, затем вместе проверяем)
1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого - глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.
3. Зависит от сказуемого - глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.
Слайд №11 .
Определение «разноцветные»
Обстоятельство «на осинке»
Обстоятельство «бесшумно»

4.Составьте предложение, дайте ему характеристику(слайд12) из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
2) из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).
(на доске) Итогом становится предложение - Тихая ночь опустилась на город.
5.Определите предложения по составу грамматической основы (простыми или сложными являются предложения): (Работа на доске по одному человеку и все остальные - в тетради).слайд №13
Книга - лучший товарищ.
Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
Прошла гроза, и выглянуло солнышко.

-Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

6. Синтаксическая пятиминутка.

Учитель читает предложения, а учащиеся определяют количество грамматических основ и вычерчивают схемы. (Ученик у доски).

  1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.

  2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?

7. Определите вид сложного предложения ( БПС, СПП и ССП).

  1. В ярком золоте день утопает, ручьи по оврагам шумят.

  2. Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.

  3. Всю ночь земля вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля.

8.Каждой команде даётся по одному предложению, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой.

  1. Что изучается в синтаксисе?

  2. Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?

  3. Какие предложения мы называем простыми?

  4. Какие предложения мы называем сложными?

  5. На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?

  6. При помощи чего связаны простые предложения в БСП?

  7. На какие группы делится сложное союзное предложение?

  8. Назовите единицы синтаксиса.

Страна Синтаксиса и Пунктуации – волшебная страна, в ней много тайн, знаков и условных обозначений. 
9.ТЕСТ (слайд №14 –Желаю удачи)

Вариант 1

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4

 

 

 

 

1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

  • Б) Сад отцветал и темнел.

  • В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.

  • Г) Лучи солнца греют лицо и руки.

2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:

  • А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

  • Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.

  • Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.

  • Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.

3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:

  • А) Музыка в траве приутихла.

  • Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.

  • В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.

  • Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.

4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):

  • А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.

  • Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.

  • В) Нет, я поеду решительно сказала Наташа.

  • Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?

Вариант 2

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4

 

 

 

 

1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Река была неглубокая и широкая.

  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

  • В) Веселые шутки и смех разносились по долине.

  • Г) Лес пахнет дубом и сосной.

2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:

  • А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким ледком.

  • Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем.

  • Г) Веселые шутки и смех разносились по долине.

  • Д) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.

  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.

  • В) Герасим запирал каморку на ключ.

  • Г) Яркое солнце ослепило в небе жаворонка.

4. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):

  • А) Учитель спросила Таню почему ты вчера не была в школе?

  • Б) Я попросила подругу дай мне, пожалуйста, синий фломастер.

  • В) Тащите воды попить, ребятки, попросил всадник.

  • Г) Баулин подошел к Леонтьеву и сказал уходите в лес, к озеру.

Ключ написан на доске:

1 вариант - В, Б, Б, Г

2 вариант - Б, Б, Б, В.

Оценка: “5” – 4 ответа,

“4” – 3 ответа,

“3” – 2 ответа.

5. Подводим итоги.

Мы сегодня с вами начали изучение такого раздела как СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ.

Вы справились со сложной задачей: смогли восстановить то, что было нами изучено в стране Синтаксис, и теперь мы можем путешествовать по ней. Но приключения на этом не закончились, впереди у нас много различных испытаний

В курсе 9 класса мы будем изучать подробно сложное предложение. Те знания, которые мы получили и получим, пригодятся нам на ГИА.

6. Рефлексия. Изобрази настроение. Слайд №14

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

7.Домашнее задание

1) *Сочинить сказку про знаки препинания, предложения.

2) упр.45

Физкультминутка.

Учитель. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Тема (название параграфов)

Контрольная работа: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.