NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок-повторение по теме «Сложное предложение»

Урок-повторение по теме

«Сложное предложение»

8 класс


Цели и задачи:

– систематизировать знания по теме «Сложное предложение»;
– проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;
– проверить умение делать полный синтаксический разбор сложного предложения;
– объяснять постановку знаков препинания;
– составлять схемы предложений;
– различать как средство связи придаточных союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении;
– повторить постановку знаков при обособленном определении со значением причины;
– повторить орфограммы о – ё после шипящих в различных частях речи, н и нн в причастиях.

ХОД УРОКА

I ЭТАП


1. Сообщение темы урока и его целей.

2. Проверка домашнего задания.

А. Диктант с орфограммой о – ё после шипящих.

Капюшон, медвежонок, пчелка, скворчонок, чопорный, врачом, ночевка, обнаженный, шепот, ре-мажор.

Учащиеся формулируют правило, которым руководствовались, составляют устно по вариантам разные по структуре предложения, используя слова с данной орфограммой и объясняя, почему составленное предложение относится к той или иной группе (т.е. какие предложения называются сложносочиненными, сложноподчиненными, бессоюзными, с разными видами связи).

Б. Ученик, задавая вопросы классу, решает кроссворд, записанный на доске (см. приложение).

 II ЭТАП


Всех похвалить.
А теперь, ребята, вам предстоит доказать, что вы умеете на практике применять теоретические знания, полученные в процессе изучения темы «Сложное предложение».

Синтаксический разбор предложения


Объясните постановку знаков препинания и орфограммы.

Привлеченные (прич.) сладким (прил.) запахом (сущ.) сада (сущ.), часто (нареч.) появляются (глаг.) пчелы (сущ.); галчонок (сущ.), по-видимому выпавший (прич.) из (пред.) гнезда (сущ.), пытается (глаг.) взлететь (глаг.).

Общая характеристика. 1. Повествовательное. 2. Невосклицательное. 3. Предложение сложное бессоюзное, состоит из двух предложений, средство связи – интонация.
(Точку с запятой ставим потому, что перечисляются факты и обе части предложения осложнены обособленными определениями.)
1-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным причастным оборотом с обстоятельственным значением (причины).
(Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется, если имеет обстоятельственное значение.)
2-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
(Вводное слово не обособляется, т.к. находится в начале обособленного оборота.)

III ЭТАП

Викторина с синтаксическим заданием


Она позволит выяснить, насколько хорошо учащиеся определяют тип сложных предложений, умеют составлять схемы и определять вид придаточных предложений в составе сложноподчиненного предложения, указывать средства связи.
Для анализа привлекаются примеры из произведений М.Ю. Лермонтова, которые параллельно изучаются на уроке литературы. (Примеры можно дать через кодоскоп.)

1. По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

(«Воздушный корабль»)

[ , (лишь)2, – =, = ]1

Сложноподчиненное с придаточным времени. Средство связи – союз лишь.

2. Поверь: ничтожество есть благо в здешнем свете.

(«Монолог»)

[ = ]1 : [ – = ]2

Бессоюзное предложение, в котором 2-е предложение раскрывает смысл первого.

3. Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою,
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю.

(«Поцелуями прежде считал...»)

[ = – ]1, но [ – =, = ]2

Сложносочиненное предложение, которое состоит из двух предложений. Средство связи – противительный союз но.

4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.

(«Смерть Поэта»)

[ – = ]1 : [ – = ]2, и [ – = ]3

Предложение с разными видами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный союз и).

5. Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...
(«Выхожу один я на дорогу...»)



Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными образа действия. Параллельное соподчинение. Средства связи – подчинительный союз чтоб.

6. Так жизнь скучна, когда боренья нет.

(«1831 июня 11 дня»)



Сложноподчиненное предложение с придаточным условным с союзным словом когда.

7. Ты знал ли дикий край под знойными лучами,
Где рощи и луга поблекшие цветут,
Где хитрость и беспечность злобе дань несут,
Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой
Умы и хладные, и твердые, как камень?

(«Жалобы турка»)



Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением; придаточные определительные; средство связи – союз где.

IV ЭТАП

Самостоятельная работа


Диктант с взаимопроверкой или работа по карточкам (раздать каждому).

Задание. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений (2-го и 4-го предложений в карточке № 1 и 5-го в карточке № 2), определите вид придаточных и вставьте пропущенные буквы.

Карточка № 1

1. Уж солнце нач_нало прятат_ся за снеговой хр_бет когда я въехал в Койшаурскую долину. 2. Осетин-извозчик (н_)утомимо пог_нял лошадей чтобы успеть до ночи вз_браться на Койшаурскую гору и во все горло расп_вал песни. 3. Славное место эта д_лина! 4. Со всех сторон горы непр_ступные красноватые скалы обвеш_(н,нн)ые зеленым плющ_м и увенч_(н,нн)ые купами чинар ж_лтые обрывы исчерч_(н,нн)ые промоинами а там высоко-высоко золотая бахр_ма снегов а внизу Арагва обнявшись с другой без_м_(н,нн)ой речкой шумно вырывающейся из черного полного мглой ущелья тянется серебр_(н,нн)ой нитью и св_ркает как змея своею чешуею.

Карточка № 2

1. Из чего же я хл_почу? 2. Из зависти к Грушницкому? 3. Бедн_жка! 4. Он вовсе ее не заслуживает. 5. Или это следствие того скверного, но (не)победимого чувства которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего чтобы иметь мелкое уд_вольствие сказать ему когда он в отча_нии будет спрашивать чему он должен верить: «Мой друг со мной было (то)же самое и ты вид_шь однако я обедаю ужинаю и сплю пр_спокойно и надеюсь сумею ум_реть без крика и слез!». 6. А ведь есть необ_яснимое насл_ждение в обл_дании молодой, едва распустившейся души!

(«Герой нашего времени»)

V ЭТАП


Подведение итога: что повторили на уроке?
Ребята сами задают друг другу вопросы по теме.

Домашнее задание


I гр. Упр. 197 – школьный учебник.
II гр. Упр. 245 (Д.Э. Розенталь. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы).
III гр. Выписать из учебника литературы по 5 предложений разных типов.
IV гр. Составить текст диктанта, включив в него предложения разных типов.

Приложение

Кроссворд
«Виды придаточных сложноподчиненного предложения»



1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии?
5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?
6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как...
7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?
8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
9. Отвечают на вопрос с какой целью?
10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
11. Присоединяются союзом так что.
12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)
Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они отвечают?

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.