NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок природоведения 5 класс Учитель: Ивахненко Л. Н. Тема урока : «Строение и разнообразие шляпочных грибов»


Урок природоведения 5 класс

Учитель: Ивахненко Л.Н.

Тема урока: «Строение и разнообразие шляпочных грибов»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися нового учебного материала по теме: «Строение и разнообразие шляпочных грибов»

Цель урока: расширение знаний учащихся о грибах, их строении, многообразии и значении.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с признаками грибов, их строением, многообразием и ролью в природе и жизни человека.

  2. Научить распознавать местные виды съедобных и ядовитых грибов.

  3. Развивать внимание, творческое воображение.

  4. Воспитывать бережное отношение к грибам, к природе, к своему организму.

Цели по содержанию:

1.Образовательная: создать условия для формирования представления о грибах съедобных и несъедобных; правилах сбора грибов; пользе грибов.

2. Развивающая: создать условия для развития познавательной активности учащихся через различные виды деятельности.

3. Воспитательная: продолжить формирование коммуникативных умений: внимательно слушать учителя, друг друга, высказывать мысли по ходу работы на уроке.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная , индивидуальная.

Методы обучения по источнику знаний:

- методы устного сообщения материала (рассказ, беседа);

- наглядного обучения (муляж гриба, иллюстрации с изображением грибов, карточки - термины)

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

- научности

- доступности

- систематичности в обучении

- дифференцированного подхода

Здоровьесберегающий аспект урока: реализуется через разные виды деятельности, физкультпауза.

Средства обучения: раздаточный материал, карточки – термины, иллюстрации с изображением грибов, муляж гриба, карточки с д/з.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, корзинка, костюм Красной шапочки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

II. Целеполагание и мотивация

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Физкультминутка.

IV.Первичное закрепление учебного материала.

V. Рефлексия (подведение итогов урока).

VI.Информация о домашнем задании.

Приветствует учащихся, настраивает на урок. Проверяет готовность к уроку.

-Говорят, как день начнешь, так его и проведешь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведем весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное, чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

Сегодня у нас необычный урок.

Мы совершим прогулку в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться.

- Вы готовы к прогулке?

А зачем мы отправимся в

лес, вы узнаете из стихотворения:

Полон сказок и чудес

Наш родной красивый лес.

Нас к себе он приглашает

Раскрыть тайны обещает,

Чтоб узнали точно мы

Как в лесу растут… (грибы).

- Так о чём пойдёт речь на уроке?

Тема урока «Строение и разнообразие шляпочных грибов»

(на доске появляется карточка «Грибы»)

Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать? Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа.

Проблемные вопросы для класса:

- Грибы это растения или животные?

- Как выглядят грибы?

- Все ли грибы пригодны для супа?

- Как правильно собирать грибы?

Вы узнаете, что такое грибы;

какие бывают грибы; как нужно правильно собирать грибы и какую пользу они приносят.

- Как вы думаете, грибы относятся к живой или неживой природе?

- Почему?

- А какому миру живой природы можно отнести грибы, к миру растений или животных?

- Почему?

- Так что же такое грибы?

(появляется на доске карточка со значением слова «Грибы» - особое царство живой природы).

Вывод:

Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных

  1. Приём: « А знаете ли вы, что…?

  • Грибы обитают повсюду: в почве, воде, жилище, продуктах питания, теле человека.

  • За одни сутки подберёзовик может вырасти на 3 – 5 см.

  • Если белый гриб, которому отроду всего один день, весит 2 грамма, то на шестой день его жизни вес увеличится в 95 раз.



  1. Рассказ учителя о строении гриба с показом на муляже.

У гриба выделяют две части: одна часть гриба находится над землёй - надземная часть, а другая – под землёй и скрыта от нас травой, мхом или опавшей листвой – это подземная часть. Надземная часть состоит из ножки и шляпки, а вместе ножка и шляпка называются

« плодовым телом». В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.

Подземная часть состоит из нитей, похожих на паутину – это «грибница».

Словарная работа: плодовое тело, грибница.

(появляется схема на доске)

плодовое тело

Грибница

- Из каких частей состоит гриб?

- Покажите плодовое тело?

- Из чего состоит плодовое тело?

- Как называется часть гриба, которая находиться под землёй?

- Из чего она состоит?

- Как вы думаете, какая из частей играет более важную роль в жизни гриба?

- Почему?

- Какие грибы вы знаете?

  1. Игровой момент «Корзинка загадок»:

(Учитель читает с интерактивной доски)

-Главное условие-товечать хором.Готовы?

Показ грибов. Узнайте по внешнему виду грибы.

- Как называются эти грибы?

-Что значит съедобные грибы?

(на доске появляется карточка «Съедобные грибы»).

Встречаются в природе и несъедобные грибы.

(появляется на доске карточка: «Несъедобные грибы»).

- Почему их так называют?

Имеют неприятный запах и вкус, поэтому человек его в пищу не употребляет.

К несъедобным грибам можно отнести желчный гриб (показ гриба).

Среди несъедобных грибов выделяют ядовитые грибы.

(Схема на доске приобретает вид:

Грибы

особое царство живой природы

съедобные несъедобные

ядовитые

- Какие грибы называют ядовитыми?

4. Сообщение хорошо успевающих учеников о бледной поганке и мухоморе с опорой на иллюстрацию грибов.

-Назовите самый ядовитый гриб?

- По каким двум признакам можно отличить бледную поганку от других ядовитых грибов?

- покажите отличительные признаки на иллюстрации?

В наших лесах распространён ещё один ядовитый гриб (показ мухомора)

- Как называется этот гриб?

Сообщение учащегося о мухоморе.

- Как отличить мухомор от других ядовитых грибов?

Игра: «Съедобный грибок положи в кузовок».

(Картинки с изображением грибов прикреплены к доске).

Показ карточек со словами: подберёзовик, подосиновик

- Прочитайте слова

- Назовите в этих словах приставку, корень

- Что можно сказать об этих грибах, исходя из названий?

5. Питание грибов

Работа с учебником

стр.94

- Прочитайте первый абзац в учебнике и найдите ответ на вопрос

- Почему многие съедобные грибы не могут жить без леса?

Вывод: грибы в отличии от растений не могут сами производить питательные вещества, поэтому грибы растут по соседству с деревьями.

- Кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

6. Давайте рассмотрим все возможные способы.

1способ: мы будем рвать, тянуть гриб из земли

( действие показывает учитель)

- Объясните, что произойдёт?

2 способ: гриб аккуратно срезаем ножом ( действие показывает учитель)

- подходит ли нам этот способ?

3 способ: гриб не срезается, а выкручивается из земли.

( демонстрирует учитель).

- Что происходит?

Выберите способ, который вы считаете наиболее верным.

7. Работа с учебником.

- Какое значение имеют грибы в природе?

Стр. 96 Рубрика «Оказывается…»

- Итак, что же нового вы узнали о грибах?

А) Тест (устно): «Грибы», ответы «да», «нет».

- гриб состоит из грибницы и плодового дерева.

-самый ядовитый гриб – мухомор.

- ложные опята, бледная поганка – ядовитые грибы.

-грибы – это царство растений.

- может ли гриб вырасти на дереве?

- рыжик, лисичка –несъедобные грибы.

Б) Задание: «Как вы поступите?» ( работа в парах)

  1. Вы нашли гриб в лесу, но не знаете настоящий ли это белый гриб или ложный:

А) оставите на месте;

б) срежете и возьмёте с собой;

в) попытаетесь определить на вкус.

2. На лесной полянке увидели мухомор. Что сделаете?:

А) пройдёте мимо;

Б) собьёте его ногой или палкой;

В) вспомните слова учителя: « Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим ».

3. В дубовой роще вы нашли белый гриб. Как вы поступите?

А) срежете ножом;

Б) аккуратно выкрутите гриб из земли;

В) вырвите гриб из земли.

  1. Вы отравились мухомором. Ваши действия?:

А) постараетесь лечь и заснуть;

Б) промоете желудок;

В) вызовите скорую помощь.

  1. Вы увидели грибы, растущие около дороги, надо:

А) обязательно сорвать их и попробовать на вкус;

Б) вызвать полицию;

В) возле дорогне рекомендуется собирать грибы.

-Проверка самостоятельной работы

( учащиеся получают съедобные и несъедобные грибы, а также разрезные карточки )

В) Кому достались несъедобные грибы вы должны собрать карточки по оказанию первой помощи при отравлении грибами, а у кого съедобные грибы вы составляете памятку - правила сбора грибов.

Проверка самостоятельной работы

Учитель дарит учащимся памятки (должны вклеить на самоподготовке в тетрадь)

Наша лесная прогулка подходит к концу.

Надеюсь, прогулка не прошла для вас даром.

-Что полезного вы узнали на уроке?

- Кто заинтересовался темой урока?

- Выставление оценок за работу на уроке с комментированием.

Я предлагаю вам интересные задания, которые вы найдёте на обратной стороне гриба:

(- найти загадки о грибах;

  • подобрать приметы о грибах;

  • собрать пословицы и поговорки;

- составить кроссворд «В царстве грибов»;

-сочинить сказку на тему: «О чём мечтал гриб?»).

Кто остался без грибочков, вы должны на альбомных листочках нарисовать любимый вами гриб.

Я хочу пожелать вам, чтоб поход за грибами для вас всегда был радостной встречей с лесом, с природой и чтобы на вашем столе были только съедобные грибы.

(можно подарить ребятам фигурки песочного печенья «Грибки»)

Приветствуют учителя

Слушают учителя.

Завершают предложение.

Слушают учителя.

Дают ответ.

Дают развёрнутый ответ

Дают ответ и записывают тему урока в рефлексивный лист.

Дают развёрнутый ответ

Высказывают свои варианты.

Проговаривают хором.

Слушают учителя.

Слушают учителя

Учащиеся записывают схему в тетрадь

Дают полные ответы с показом на муляже.

Дают аргументированный ответ

Называют грибы.

Отгадывают загадки.

Определяют грибы и называют их.

Дают ответ хором.

Слушают учителя.

Дают развёрнутый ответ.

Слушают учителя.

Дают полный ответ.

Один ученик выступает с докладом о бледной поганке, другой о мухоморе, остальные учащиеся слушают.

Дают ответ.

Дают полный ответ

Показывают на иллюстрации гриба.

Дают ответ

Один ученик рассказывает о мухоморе.

Дают ответ с показом на грибе.

Учащиеся по цепочке выходят к доске, находят съедобный гриб и кладут в корзину).

Читают слова

Дают ответ

Дают ответ

Читают самостоятельно указанный абзац и находят ответ на вопрос.

Один ученик читает предложение, остальные слушают

Высказывают свои варианты.

Слушают рассказ учителя и наблюдают за его действиями.

Дают полный ответ.

Дают развёрнутый ответ.

Дают ответ.

Дают аргументированный ответ.

Учащиеся находят ответ на вопрос

Дают ответы.

Трое учащихся, подготовившие материал из других источников дополняют ответы детей

Дают ответы.

Дают ответы

Учащиеся выбирают правильный вариант ответа

Учащиеся дают полные ответы

Учащиеся составляют памятки.

Дают ответы.

Дают ответы

Индивидуальное задание для хорошо успевающих учащихся.

Записывают домашнее задание.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: