Урок рассчитан на 45 минут. К уроку подготовлена презентация в программе Microsoft Power Point. Тема урока «Взаимное расположение прямой и окружности» Цель
Тема урока «Взаимное расположение прямой и окружности»
Урок объяснения нового материала. По тематическому плану – первый в главе «Окружность». Урок рассчитан на 45 минут. К уроку подготовлена презентация в программе Microsoft Power Point.
Тема урока «Взаимное расположение прямой и окружности»
Цель:
Рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, выяснить, от чего зависит их взаимное расположение;
Совершенствовать навыки решения задач;
Способствовать формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза
Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.
Развитие логического мышления, навыков самоконтроля;
Воспитание культуры математической речи, уважительного отношения к мнению окружающих.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Оборудование:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point
Карточки с заданиями
Структура урока
Организационный момент
Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме
Решение задач на закрепление изученного материала
Домашнее задание
Подведение итогов
Дополнительные задачи
Ход урока
1.Организационный момент урока: приветствие, сообщение темы урока. Запись в тетради даты и темы, Д.З п.68 №631 (б,г),632.
Для лучшего усвоения нового материала нам нужно провести подготовительную работу. И в этом мне помогут 2 ученика. Которым предстоит решить задачи, записанные на доске. Идите выполнять задание, а вам, ребята. Я предлагаю сыграть в игру «Верю-не верю».
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | |
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? | |
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? | |
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? | |
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь? | |
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо? | |
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”? | |
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”? | |
9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида? | |
После того, как обучающиеся заполнят таблицу, задать вопрос:
«Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока?» Мы формулируем цель урока.
Далее обучающимся предлагается для ознакомления текст. Я читаю текст по вопросам и мы сравниваем с ответами, которые дали ребята входе игры.
ЛИСТ №1
Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур.
Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус.
Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая.
Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.
В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.
Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.
Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.
Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.
Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его.
Что нового вы узнали?
После прочтения текста, составьте по нему 2 вопроса, так, чтобы вопрос начинался с указанного слова.
1 группа: Что? Когда?
2 группа: Кто? Почему?
3 группа: Где? Зачем?
Вопросы задаем соседним группам.
Работая в группе, используя опорные слова в таблице №2, сформулируйте определения и запишите их в тетрадь.
ЛИСТ №2
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. Определения прослушать и проговорить. А заполнить последний столбик дома.
№ | рисунок | Определяемое понятие | Используемые ключевые понятия | Определение |
1 | | Окружность | Множество точек плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. | |
2 | | радиус | Точки окружности, центр окружности, отрезок. | |
3 | | Хорда | Отрезок, точки окружности. | |
4 | | Диаметр | Хорда окружности, центр окружности. | |
В тетради записываем определения окружности, радиуса, хорды, диаметра.
Проверяем определения по слайду.
2. Устная работа (задачи по слайду). Определить где хорда, диаметр, радиус.
3. Изучение нового материала.
ЛИСТ №3
Перед выполнением практической работы дать задание Кононову.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Рассмотрите прямую m, точку М вне её и отрезок МК, перпендикулярный прямой m.
Постройте в тетради три окружности с центром в точке М:
1. Радиус окружности r < MK
2. Радиус окружности r = MK
3. Радиус окружности r >MK
Дайте определение расстояния от точки до прямой: Расстояние от точки до прямой – это
__________________________________________________
Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра до прямой.
Радиус окружности меньше расстояния от центра окружности до прямой | Радиус окружности больше расстояния от центра окружности до прямой | Радиус окружности равен расстоянию от центра окружности до прямой |
Прямая и окружность ……….. | Прямая и окружность ………. | Прямая и окружность ………. |
Обсуждаем с классом выполнение заданий. Делаем выводы. Опрашивать по группам.
Если прямая и окружность имеют 2 общие точки, то прямая называется секущей по отношению к окружности.
Если прямая имеет с окружностью только одну общую точку. То она называется касательной к окружности, а общая точка называется точкой касания прямой и окружности.
Докажем теперь наши предположения.
4) Учитель: значит, вы утверждаете, что если d<r, то прямая и окружность пересекаются 2 раза, не меньше и не больше. Докажем это.
Пусть r – радиус окружности
d – расстояние от точки О до прямой а
а) как найти расстояние от точки О до прямой а?
ОНа
ОН= d
б) на прямой а отложить отрезки НА=НВ=
ОА2=ОН2+НА2=d2+r2 - d2=r2, ОА=r точка А лежит на окружности.
ОВ=ОА= r точка В лежит на окружности.
Таким образом, прямая а и окружность имеют 2 общие точки.
Доказательство того, что прямая а и окружность не имеют других общих точек вы разберете дома самостоятельно
Утверждение, что если d=r, то окружность и прямая имеют одну общую точку докажет ученик.
О
ОН= r точка Н лежит на окружности.
Единственность общей точки доказывается с помощью вывода №2.
Для любой точки М прямой а: ОН – перпендикуляр, ОМ - наклонная к прямой а ОМ> ОН ОМ> r точка М не лежит на окружности
Третий случай вы докажете самостоятельно дома, что если d>r, то прямая и окружность не пересекаются.
5. Закрепление изученного материала.
Класс работает по учебнику.
1) По учебнику решить устно №631(а, в, д) по готовому слайду.
6)Самостоятельная работа по карточкам
Проведите прямые через каждые две точки. Сколько общих точек имеет каждая из прямых с окружностью.
Ответ.
Прямая ______ и окружность не имеют общих точек.
Прямая ______ и окружность имеют только одну ___________ точку.
Прямые ______, _______, ________, _______ и окружность имеют две общие точки.
Собираю карточки с тесто
В треугольнике АВС, изображенном на рисунке, А=90о, АВ=5 см, ВС=13 см. Найдите радиус окружности с центром С, если она имеет с прямой АВ только одну общую точку.
Подведение итогов.
Что такое окружность?
Чем является расстояние от точки до прямой?
Каково взаимное расположение прямой и окружности?
В каком случае прямая и окружность пересекаются, касаются, не пересекаются?
Объявить оценки
страница 1
скачать
Другие похожие работы: