NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок: русский язык Класс: 3 Тема: «Части речи» Цели урока: сообщить первоначальные сведения о частях речи, учить находить и различать их

В.Н.Скулова,

учитель начальных классов

МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной»

Урок: русский язык

Класс: 3

Тема: «Части речи»


Цели урока:

  • сообщить первоначальные сведения о частях речи, учить находить и различать их,

  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • содействовать развитию универсальных учебных действий: личностных- самоопределение; познавательных- анализ слов, отвечающих на разные вопросы, формирование понятие»части речи» через систему сопоставления; регулятивных -осуществление контроля процесса и результатов деятельности; коммуникативных- инициативное сотрудничество(работа в группах, парах»;

  • воспитывать культуру учебного труда

Оборудование: листы с текстами для работы учащихся, толковый словарь, презентация «Части речи», цветик- семицветик, цветные карандаши, конверт с заданием-сюрпризом.

Ход урока

I Организационный этап

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели!

- Вели ребятам грамотно писать, быть внимательными, активными на уроке!

Повторение 5 “золотых” правил русского языка.

- Назовите “золотые” правила русского языка.

(Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно; начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания; переношу с одной строки на другую по слогам; помню о красной строке; пишу, проговаривая себе по слогам)

Каллиграфическая минутка

У//Ч//У//Ч

Человек без друзей, что дерево без корней.

Словарная работа.

- Прочитайте пословицу.

Рыбам - вода, птицам - воздух, а человеку - земля.

- Как понимаете её?

- В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова? На помощь спешит толковый словарь.

Территория – земельный участок с определёнными границами.

Терраса - 1) площадка на наклонной поверхности земли; 2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.

Террариум - специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.

- Сколько звуков и букв в слове территория? Почему их одинаковое количество?

- Однокоренные ли это слова? Почему?

- Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

- Запишите 2 слова с удвоенной согласной в корне

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

-пп-

-сс-

-нн-

-мм-













II Этап актуализации субъективного опыта учащихся

Беседа о многообразии слов.

- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

- А во всех языках, вместе взятых?

- Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их сгруппировать. Но можно ли на одну “полку” положить слова хлеб и плакать, на другую у и плакать? Будет ли порядок?

Постановка проблемы.

- Как же классифицировать слова? Что это значит классифицировать?

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

Поиск решения.

Упр. 2

- Прочитайте первую строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?

На доске появляется запись:

Что делают? Бегут, смеются, играют, поют, танцуют…

- Что общего у всех слов?

- Запишите первое предложение.

- Закончите схему.

(что делают?)

(какие?)

(кто?)

- Прочитайте вторую строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?

На доске появляется запись:

Какие? Весёлые, озорные, счастливые…

- Что общего у всех слов?

- Запишите второе предложение.

- Закончите схему.

(что делают?)

(какие?)

(кто?)

- Прочитайте третью строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?

На доске появляется запись:

(Кто?) Дети, ребята, малыши…

- Что общего у всех слов?

- Запишите третье предложение.

- Закончите схему.

(что делают?)

(какие?)

(кто?)

- Ребята, почему у трёх разных предложений одна и та же схема? Какой вывод мы можем сделать после выполнения этого упражнения?

ВЫВОД: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости оттого, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

III Физкультминутка.

IV Сообщение темы и цели урока.

- Эти группы слов называются части речи. Прочитайте название темы раздела на стр. 118. Как вы понимаете это выражение - часть речи? Сформулируйте цель нашего урока.

VЭтап изучения новых знаний и способов деятельности

1.Наблюдение над частями речи.

- Прочитайте текст. Устно поставьте вопрос к каждому слову. Выпишите группами слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

Однажды дала объявленье Улитка:

“Сдаётся квартира с отдельной калиткой.
Покой, тишина, огород…”
(В. Инбер)

кто? что?

что сделала? что сделает?

какая?

когда?

объявленье

дала

отдельная

однажды

улитка

сдаётся (дать)







квартира










калитка










покой










тишина (тишь)










огород (огороды)










 - Какая группа самая большая? Какие слова в ней отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

- Обозначьте в словах все известные орфограммы.

- Какое слово вы не выписали? Почему?

- Из текста упр. 207 выпишите только те слова, к которым поставить вопрос нельзя.

VI Этап первичной проверки понимания изученного

1.Самостоятельная работа по группам

1) Отгадать о какой части речи говорится в стихотворении :

Кто спешит так рано в школу?

Все спешат ученики!

Что несут они в портфелях?

Книги, ручки ,дневники.

Как вы сделали открытие

Это удивительное?

Помогло нам всем ответить

Имя существительное.

Написать название предметов в два столбика.

1 столбик- слова, отвечающие на вопрос кто?

2 столбик- слова, отвечающие на вопрос что?

2) Попробуйте отгадать о какой части речи говорится в стихотворении:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

  1. Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Напиши по образцу:

Весна (какая?) теплая, день…,солнце…,ель..,село….,пруд …,яблоко…,ученик….,машина…,сахар …,дерево…,песня…

  1. О какой части речи говорится в стихотворении?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Творческая работа

Написать 5 предложений на тему: «Весна» используя глаголы: наступила,светит,плывут,дует,появилась,распустилась,зацвели,прилетели,поютрадуются.
2. Развитие речи.

- Прочитайте столбики слов

рассвет

наступает

медленно







листья

не шелестят

на







деревья













птицы

не поют

ещё







капли

прозрачные

сверкают

на




роса













трава













солнце

алое

покажется

скоро

из-за

лес













 - Ребята, по какому признаку я разбила слова на группы?

- Как вы думаете, почему слов в 1-м и 3-м столбиках больше всего?

- Составьте из этих слов предложения, а из предложений текст.

- Озаглавьте текст, запишите.

(часть детей работает самостоятельно, а часть – с учителем)

Рассвет.

Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из-за леса алое солнце.

Работа с определением и схемой.

- Прочитайте определение на стр.119. Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка?

- Рассмотрите схему. На какие две большие группы делятся части речи?

- Какие части речи называют самостоятельными? Служебными?

- Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.

VII Этап информации о домашнем задании

Упр 2 стр 118,выучить правила

VIII Этап подведения итогов учебного занятия

Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? Чему учились на уроке?

- Что общего у слов одной части речи?

- Какие части речи вы знаете?

- Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

  • красным – слова, обозначающие предмет;

  • зелёным – слова, обозначающие действия;

  • синим – слова, обозначающие признак;

  • жёлтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

актёр

радость

смешит




окна

весёлая

холод

у

люди

вкусный

Илья

пение

прозрачное




перед

зелень




раннее

за

от

ушёл

под

на

жёлтая

смелый

с

свистел

выучит




рисует
















 - Проверим, обменявшись листиками.

- Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие - зелёным, какие – синим, какие – жёлтым?

IX Этап рефлексии

Кого называют почемучками? Почему их так называют? Какие вопросы они задают? Почему они так часто задают вопросы?

- Если вдуматься, какие вопросы задают малыши, то это будут вопросы, на которые отвечают слова разных частей речи. Ведь части речи – это слова, которые называют всё, что нас окружает: предметы, людей, их действия, признаки.
- Как думаете, что будем изучать на следующих уроках?

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели!

- Вели ребятам ……!

- Ребята, скажите лепестку свои пожелания.

- Спасибо, ребята, за урок! Хочу на память о нашем уроке подарить вам подарки.

- Прочитайте, что написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.



Учись отлично”

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.