Урок русского языка 3 класс Учитель: Сахарова М. И. апрель 2008-2009 учебный год Тема урока : Понятие о неопределенной форме глагола. Цели урока
МОУ Кузяевская основная общеобразовательная школа
Урок русского языка
3 класс
Учитель: Сахарова М.И.
апрель 2008-2009 учебный год
Тема урока: Понятие о неопределенной форме глагола.
Цели урока:
Познакомить детей с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам;
Учить выделять глаголы неопределенной формы в тексте;
Обогащать словарный запас детей;
Повышать интерес учащихся к изучению русского языка;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- индивидуальные карточки для орфографической разминки,
словами для самостоятельной работы,
- вопросы неопределенной формы,
- окончания н.ф. ть, ти
- цветные мелки
1.Организационный момент
2. Чистописание
Сегодня на уроке мы повторим написание гласных букв и их соединений в словах.
а о о
по оп то от
побежит, поговорит, посмотрит
отбежал, отломил, отлетел
- Что такое по, от? ( Это приставки.)
- Как пишется приставка со словом?
- Слова какой части речи мы записали?
Правило: перед глаголами не бывает предлогов.
3. Повторение о глаголе
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Как изменяется глагол? ( по числам и временам)
- Как узнать время глагола?
-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени?
- Определи время глаголов, записанных на доске.
4. Орфографическая разминка
Прочитай внимательно слова, записанные на карточке № 1
Отъехал, прочитает, чувствует,
Съел, строить, празднует ,занесется.
- Что объединяет эти слова? ( Это глаголы.)
- Разделите их на несколько групп по 2 признакам одновременно.
- Какие группы получились?
1 группа – отъехал, съел.
1- они отвечают на вопрос что сделал? И стоят в форме Прош. Вр.
2 – Орфограмма – разделительный ъ.
2 группа – прочитает, занесется
1 – Они отвечают на вопрос что сделает? И стоят в форме буд.вр.
2 –Орфограмма – безударная гласная в корне, которую можно проверить.
3 группа – празднует, чувствует
1 –Они отвечают на вопрос что делает? И стоят в форме наст.вр.
2 – Орфограмма – непроизносимая согласная.
- Какое слово лишнее? (строить)
- На какой вопрос оно отвечает? (что делать?)
Это особая форма глагола.
5. Постановка темы урока
- Кто же догадался, какова тема нашего урока русского языка?
( Будем говорить о неизвестной нам форме глагола)
-Эту форму глагола называют Неопределенной формой или Начальной формой. Все глаголы имеют начальную форму.
- Интересно, а почему ее так назвали: Неопределенная форма?
( Нельзя определить время и число глагола)
Ученые люди ее называют Инфинитивом.
6. Знакомство с новым материалом
Запишем слово в тетрадь вместе с вопросом:
Что делать?
Строить
Но глагол в неопр. Форме может отвечать еще и на вопрос что сделать?
Что сделать?
Построить
Самостоятельная работа
Запиши глаголы в 2 столбика по вопросу, на который они отвечают
Слова на карточке № 2
Учить выучить
Кр.чать крикнуть
Б.жать доб.жать
Цв.сти расцв.сти
Ш.ть сш.ть
Проверка с доски. За доской:
1 уч-ся записывает слова в 1 столбик
2 уч-ся – во 2 столбик.
Проверь безударную гласную в слове.
4) Что общего у глаголов неопр.формы? (ть, ти)
Это окончания гл.неопр.формы. Выделим окончания.
-На конце некоторых глаголов неопр. Формы стоит чь.
Прочитайте слова с карточки № 3
Беречь испечь
Стеречь прилечь
Стричь извлечь
Чь- это не окончание, а часть корня, которая появляется в результате чередования согласных. Окончание _нулевое. Выделим.
7.Физминутка
Встали. Если встретите глагол в неопр.форме, то присядьте и руки вытяните вперед.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать.
Долго- долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть.
8. Работа с текстом. Упражнение № 566
-Прочитайте текст.
- Какова главная мысль текста?
- О чем сообщает автор, чтобы показать, что ива- неприхотливое дерево?
-Какие еще знаете деревья?
-Какую пользу они приносят?
- Как же надо относиться к природе?
Списывание текста.
- Подчеркни глаголы.
- Укажи глаголы, которые стоят в неопр.форме.
9. Итог урока
-Над какой темой мы работали на уроке?
- Как вы будете отличать глаголы в неопр.форме от других глаголов?
( по вопросу, оканчиваются на ть,ти, чь)
10.Дом. задание.
Придумайте и запишите предложения с глаголами, которые оканчиваются на чь.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: