Урок русского языка, 4 класс, умк «Перспективная начальная школа», учитель: Бажукова О. В. Тема: Правописание о, е, ё после шипящих
Урок русского языка, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа», учитель: Бажукова О.В.
Тема: Правописание о, е, ё после шипящих.
Цель: 1. повторить правописание о, е, ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных, прилагательных и глаголов;
2. познакомить с правописанием о, е, ё после шипящих у наречий.
Ход урока.
I. Постановка учебной задачи:
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием о, е, ё после шипящих.
II. Минутка чистописания:
- Какие согласные называем шипящими? (ж, ш, щ, ч)
- Напишите заглавные и строчные согласные Жж, Шш, Щщ, Чч.
III. Актуализация знаний учащихся:
Игра «Эрудит»
Класс делится на три свободных группы по 5 - 6 человек.
1-я группа: ш…пот, ш…рох, ч…рный, ж…лтый, ш…рстка, ж…сткий;
2–я группа: туч…й, калач…м, ландыш…м, борщ…м, больш…й;
3–я группа: пиджач…к, стиш…к, галч…нок, лягуш…нок, друж…к.
Задние по группам: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание орфограммы, сделать вывод по своей орфограмме.
Общий вывод о правописании о, е, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных.
IV. Динамический момент.
Загадка: На маленький мячик он очень похож,
Но очень холодный, для солнца негож. (Снежок)
- Какая орфограмма встретилась в этом слове?
Задание классу: встать из-за парт, наклониться вперёд или присесть и «взять с земли» снег, слепить снежок, положить его на ладонь, поднести очень близко к лицу, потом отодвинуть на расстояние вытянутой руки, кинуть снежок вдаль, проследить за его полётом. После этого повторить то же самое в левую сторону, не поворачивая головы налево, и в правую сторону, не поворачивая головы направо.
V. Работа над новым материалом. Создание проблемной ситуации.
На доске слова: свеж…, горяч…, хорош…, неуклюж…, жгуч…, тягуч…, ещ…
Задание классу: вставить пропущенные буквы, объяснить данные орфограммы.
Учащиеся вспоминают изученные правила: «После шипящих у существительных и прилагательных в суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, а без ударения е.» НО данное правило не подходит, чтобы убедить учащихся в этом, предлагаю определить часть речи и часть слова, где пропущены буквы. Учащиеся начинают рассуждать, задавать вопросы, на которые отвечают имена существительные и прилагательные, и убеждаются в том, что слова, записанные на доске, не являются ни прилагательными, ни существительными. Тогда приходим к выводу о том, что изученными правилами пользоваться нельзя, поэтому открываем учебник и ищем в нём нужную подсказку.
стр. 149, 150 – учащиеся самостоятельно их изучают и узнают, что данные слова являются наречиями, у которых после шипящих в суффиксах под ударением пишется буква о, а без ударения е, а слово ещё – это словарное слово, и у него после шипящего пишется буква ё.
После этого слова записываются в тетрадь, новая для детей орфограмма выделяется и ещё раз всё очень подробно проговаривается.
В заключении учащимся предлагается сделать общий вывод о правописании о, е, е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и наречий.
VI. Итог урока.
1. Домашнее задание (даётся дифференцированно, с подробным объяснением)
Упр. 110, карточка № 2 (в упражнении вставить пропущенные буквы, сделать словообразовательный разбор; на карточке вставить пропущенные буквы на изучаемые орфограммы);
Упр.109, карточка № 1(в упражнении вставить пропущенные буквы, на карточке вставить пропущенные буквы в родственных словах)
2. - Что узнали на уроке нового?
- С какими проблемами столкнулись?
- Что было трудно?
- Что показалось интересным?
3. Оценивание работы учащихся на уроке:
учащиеся высказывают своё мнение о работе одноклассников, предлагают свою отметку за их работу;
учитель высказывает своё оценочное мнение, чтобы прийти к единой отметке.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: