NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»


учитель русского языка и литературы Куприянова Тамара Александровна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос.Октябрьский г.Похвистнево

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное».

Планируемые результаты по теме.

После изучения данной темы уч-ся должны уметь:

- распределять имена существительные на группы в зависимости от значения;

- образовывать существительные различными способами;

- опознавать орфограммы на правописание существительных и правильно писать их;

- различать собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- определять род существительных и употреблять существительные общего рода;

- склонять существительные;

- находить существительные в тексте и определять их морфологические, синтаксические и грамматические признаки.

Теоретический материал по теме «Имя существительное».

  1. Имя существительное – самостоятельная часть речи, 1.1. обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопросы кто? что?

    1. имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж и др. 1.3. изменяется по падежам и числам; 1.4. в предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.

  2. Способы словообразования существительных:

    1. Приставочный ( приставки бес-, при-, не-, со- и др.) :

Бес – порядок. При– город. Не – доверие. Со – докладчик.

    1. Суффиксальный ( суффиксы -ений, -от, -ость, -тель, -ист, -оньк, -еньк, -ик,-изм-, -ушк-, -ун-, -к-, -лк-):

Крас – от – а. Траг – изм

    1. Приставочно-суффиксальный:

На – колен – ник

    1. Бессуффиксный (только сущ-ные от глаголов или от прилагательных):

Синь – синий. Зелень – зелёный. Свист – свистеть.

    1. Сложение:

Юго-запад. Землекоп.

    1. Переход из одной части речи в другую:

Больные люди – больные лежат в палатах

Мороженое мясо – люблю мороженое

3.Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые – кто? Живые существа: люди, животные, насекомые. Р.п.мн.ч = В.п.мн.ч.

Неодушевлённые – что? Предметы и явления. И.п.мн.ч = В.п.мн.ч.

  1. Род имён существительных.

М.р. – он мой.Ж.р. - она моя.Ср.р. – оно моё.

Общий род - причисляются то к м.р., то к ж.р. При них глагол-сказуемое употребляется в м.р. и в ж.р., а сказуемое, выраженное именем прилагательным, только в форме м.р.

Молодой врач уехала в командировку.

Род иноязычных несклоняемых существительных.

Мужской род: лица мужского пола и животные.

Женский род: лица женского пола.

Средний род: неодушевлённые предметы.

Географические названия, газеты, журналы имеют род существительных, которыми могут быть заменены.

Грамматико-орфоэпический минимум.

Надеть туфлю (ж.р.) Один помидор (м.р.)

Снять тапку (ж.р.) Чистое полотенце (ср.р.)

Пять грязных полотенец (мн.ч.)

Моя фамилия (ж.р.) Сливовое повидло (ср.р.)

Новая простыня (ж.р.) Пять новых простынь (мн.ч)

  1. Число имён существительных.

Единственное число - по количеству предметов.

Множественное число -

Существительные, употребляемые только в ед.ч., - молоко, восхищение.

Существительные, употребляемые только во мн.ч., - ножницы, духи.

  1. Падеж и склонение имён существительных. Разносклоняемые существительные.

10 существительных, оканчивающихся на –мя ( бремя, время, вымя, знамя, имя, племя, пламя, семя, стремя, темя), и существительное путь.

  1. Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных.

Ь пишется Ь не пишется

У сущ-ных 3 склонения 1) У сущ-ных 2 склонения.

2) У сущ-ныхмн.ч.

8. Правописание -чик-, -щик-, -ек-, -ик- имён существительных.

-чик--щик-

после д- т, з-с, ж. после остальных согласных.

-ек- -ик-

Ставлю в форму Р.п.

Гласная е выпадает Гласная и не выпадает

Замочек – замочка. Ключик – ключика.

  1. Не ссуществительными.

Слитно Раздельно

1)Не употребляется без не (неряха) 1) Есть противопоставление с союзом а (не правда, а

2) Можно заменить синонимом ложь)

(неправда – ложь) 2) При отрицании (это не волк)

  1. Морфологический разбор имени существительного.

  1. Начальная форма (И.п. ед.ч.)

  2. Постоянные признаки:а) собственное или нарицательное; б) одушевлённое или неодушевлённое; в) род; г) склонение.

  3. Непостоянные признаки: а) число; б) падеж.

  4. Синтаксическая роль.

  1. Морфологические нормы. Употребление форм числа и падежа некоторых существительных (см. таблицу на стр.34 пособия С.Ю.Ивановой).

-Ребята, мы заканчиваем изучение темы «Имя Существительное. Морфологические признаки имён существительных. Правописание имён существительных». Задача для каждого из вас на сегодняшнем уроке - убедиться, насколько хорошо вы владеете материалом темы. Для этого я предлагаю поработать с заданиями разных типов, при выполнении которых используются знания по изучаемой теме.

Задания начнём выполнять все вместе. Ваша задача- озвучивать ход рассуждений. Затем вы будете работать самостоятельно. В конце урока мы проверим, насколько вы справились с заданием. И каждый может оценить уровень владения материалом и степень готовности к итоговой работе по теме.

Первый этап урока. Глубокая фронтальная работа по теме. Учащиеся дают аргументированные ответы на вопросы.

Задания для самореализации.

Часть 1.

Найдите правильный ответ на вопрос, аргументируя свой выбор.

  1. В каком ряду все слова - существительные?( Ответ 1.Потому что все слова отвечают на вопросы что?)

  1. Бег, бегство, беготня, бегунья

  2. Смелость, смелый, смельчак, осмелеть

  3. Чтение, читатель, читать, прочтение

  4. Рисование, рисунок, рисовать, нарисовать



  1. В какой строке указаны только непостоянные морфологические признаки имени существительного? ( Ответ 4, знание теории)

  1. Род, число, падеж

  2. Одушевлённое/неодушевлённое, род, склонение

  3. Собственное/нарицательное, род, число

  4. Число, падеж



  1. В каком ряду все существительные неодушевлённые?(Ответ 2. В ответе учащиеся используют формулу И .п. мн.ч. = В.п. мн.ч.)

  1. Тигр, коллектив

  2. Толпа, дом

  3. Сосна, подруга

  4. Отряд, ученица



  1. Какое имя собственное должно быть заключено в кавычки? (Ответ 3, название картины записывается в кавычках)

  1. Планета Марс

  2. Писатель Толстой

  3. Картина Наводнение

  4. Река Урал



  1. Каким членом предложения является собственное наименование в приведённом предложении? (Ответ 2, так как словосочетание Куликовская битва отвечает на вопрос что?

Куликовская битва - великое историческое событие.

  1. Сказуемое

  2. Подлежащее

  3. Обстоятельства

  4. Дополнение

  1. В каком ряду все существительные относятся к женскому роду?(Ответ 2.К каждому существительному учащиеся подставляют одну из фраз: он мой, она моя или оно моё)

  1. Шаль, картофель

  2. Фамилия, вермишель,

  3. Полотенце, молодёжь

  4. Училище, календарь



  1. В каком ряду все существительные имеют форму только множественного числа? (Ответ 4, потому что эти существительные нельзя поставить в форму единственного числа)

  1. Километры, кудри

  2. Плоскогубцы, рубанки

  3. Человечество, очки

  4. Дрожжи, чернила



  1. В каком ряду на конце существительных пишется -И? (Ответ 2. Эти существительные оканчиваются на -ия и -ие)

  1. На ше.., в предположени..

  2. На фотографи..., в решени…

  3. В ине.., об услови..

  4. В галере.., в ущель..

Часть 2.

Задания этого уровня соответствуют заданиям блока В ГИА и ЕГЭ. Учащиеся также отвечают, подкрепляя свои рассуждения доказательством.

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор.

  1. В Росси...звонког..лосую и белощёкую синицу называют синицей обыкновенной. 2) Но меня она поразила с первой же встреч.. 3) Синичка попалась в мою л...вушку. 4) Я взял её в руку, и она умерла! 5) Только что была живая и резвая, щипала за пальцы - и вот умерла. 6)Я растерянно разжал руку. 7) Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладон.. вверх лапками , и глаза затянулись белым. 8) Я подержал её, подержал - и п..ложил на пенёк. 9) И только руку отвёл - синичка вскрикнула и улетела! 10) Вот она какая необыкновенная обманщица!

11) Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. 12) Но у синичк.. это получается лучше всех и часто сп..сает её от (не)вол…

  1. Найдите в тексте собственное имя существительное.

  2. В предложениях 1-3 найдите существительное, которое имеет форму только единственного числа.

  3. Какое существительное в 3 предложении имеет следующие морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж. р., 1 скл., в В. п., в ед. ч.

  4. Каким членом предложения является имя существительное в предложении 6?

  5. Укажите непостоянные морфологические признаки существительного пенёк из предложения 8.

  6. В предложениях 4-6 найдите существительное в форме мн. ч.

  7. В предложениях 11-12 найдите существительное, которое имеет форму только ед. ч.

Этап 2.

Самостоятельная работа.Эти задания учащиеся выполняютсамостоятельно.При затруднениях обращаются к одноклассником в паре или, при необходимости, к учителю. Учитель проверяет количество выполненных учащимися заданий. Невыполненные задания остаются в качестве домашнего задания.

1. вождь племен..

11. играть на роял..

2. узнать из книг..

12. держать ушки на макушк..

3. гулять по алле..

13. жить в Казан...

4. отдохнуть санатории..

14. приехать из Германи...

5. в глубоком раздумь..

15. в пламен.. свечи

6. прийти к мысл..

16. томиться в невол..

7. дожд..к

17. докладч..к

8. ландыш..м

18. гробов...ик

9. ц..ркуль

19. лекц..я

10. верный товарищ..

20. ненужная вещ..



  1. Выбери существительные с мягким знаком после шипящих на конце.

Шалаш.., полноч.., дрож.., калач..., из-за туч.., мощ.., рож.., роскош.., грач.., помощ.., нет радиопередач.., силач.., ветош.., брош.., стриж…

  1. Укажи примеры с ошибкой в образовании формы слова.

Урожай яблок, молодые офицера, песни партизан, пара носок, нет чулков, пять апельсин, молодые тренера, строй солдат.

  1. Определите род имён существительных.

Ботинок, повидло, карусель, забияка, жираф, георгин, вуаль, бандероль, тюль, картофель, лебедь, шампунь, мочало.

  1. Распределите слова на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Друг, русалка, народ, ферзь, матрёшка, армия, лес, лисички (грибы).

  1. Подберите к данным словам синонимы сне. Каким способом они образованы?(приставочным, но не все). Как называются слова невежа и невежда? (паронимами). Как их отличить? (по значению). Какого рода эти слова? (общего).

Горе - …, ложь - …, враг - …, невоспитанный человек - …, необразованный человек - …

  1. Найдите лишнее слово: город, Кострома, Кутузов, Марс.



  1. Найдите словосочетание с существительным женского рода: жить в роскоши, тюль для окон, едим картофель, повидло для яблок.



  1. Найдите разносклоняемое существительное: часы, время, секунды, сутки.



  1. Найди предложение с существительным общего рода.



  1. Вся белёшенька земля. 2) Саша учится в 6 классе. 3) Ручка пишет тонко. 4) Упало несколько капель.



  1. Найдите неправильную грамматическую форму существительного: падеж – падежов, туфля – пара туфель, яблоко – килограмм яблок, носок – пара носков.



  1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква:



  1. Обычаи народов Испани.., мечта о счасть..

  2. Иду по дорожк.., в старинном здании..

  3. Предметы мебел.., запечатлён на фотографии..

  4. Цвета осен.., изображён на рисунк..



  1. Какое прилагательное может употребляться в роли существительного:

учёный медведь, тонкий колосок, полярная ночь, возвратное местоимение.

  1. В каком словосочетании есть существительное в В.п: шёл по шоссе, иметь алиби, играл на пианино, не было времени.



  1. Найди предложение, в котором не с существительным надо писать слитно: 1) (Не)работа сушит, а забота. 2) Хоть он и (не)вольник, но чувство собственного достоинства его никогда не покидало. 3) (Не)буря будит лес, а тёмный лес, качаясь, будит бурю.

Этап 3. Подведение итогов.

- Итак, кто справился с половиной заданий без ошибок? У кого 1-2 ошибки? У кого больше? Сделайте для себя вывод об уровне владения материалом, степени готовности к итоговой работе и наметьте план дальнейших действий.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: