NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок занимательной стилистики «Ясность речи определяет ясность ума»


Урок занимательной стилистики

«Ясность речи определяет ясность ума»
Цели: расширить и углубить знания учащихся об основных правилах стилистики.
Задачи:

формировать речевые умения и навыки;

стимулировать умственную деятельность учащихся, развивать внимание, творческие способности;

воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация «Ясность речи определяет ясность ума», на каждом столе «Фразеологический словарь», «Толковый словарь», «Словарь иностранных слов».
Ход занятия
1. Приветствие учащихся

Учитель.

Всем известно, что учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Поэтому мы, чтобы поднять настроение, проговорим хором стихотворение “Если весело живется”

- Если весело живется,

Делают так! (хлопают в ладони два раза)

- Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся (поворачиваются друг к другу и улыбаются).
Мы друг другу улыбнемся. (И улыбаются)
Делай так! (два раза хлопают в ладони)

И теперь в хорошем настроении мы начнем активную работу. Для этого разделимся на три команды и выберем капитанов.

2. Целеполагание

Учитель. Послушайте «Рассказ школьного портфеля» (стихотворение Ю.Тимянского). Как вы думаете, почему этот Петя так говорит?
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магАзин на обед…»

«Хозяйка моет стаканЫ…»

«Секёт свеклУ…» «Пекёт блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он «пОртфелем» зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут ПетЯ…

Учащиеся. Во-первых, Петя не знает норм литературного языка, во-вторых, относится к слову небрежно.

Учитель. Чем опасно такое отношение к языку?

Учащиеся. Опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления, неправильного ударения и произношения. Искалеченные таким образом слова засоряют наш язык, речь становится невыразительной, непонятной.

Учитель. Важнейшим требованием стилистики и является правильность, точность и ясность - полное соответствие слов тем понятиям, которые вы должны выразить.

Неясность высказывания часто происходит от неумения быстро подобрать нужное слово, точно определяющее лицо или предмет. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Учащиеся. Мы будем говорить о ясности, правильности, точности нашей речи.

3. Игра «Коротко, но ясно!»

Учитель. Предлагаю вам игру, которая поможет развить навык подбора точных и ясных слов. Читаю определения понятий. Участники каждой из команд по очереди «за доской» записывают слово, точно соответствующее данному понятию. Все ребята в классе также записывают ответы в тетрадях, потом оценивают свою работу. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

1. Тот, кто беседует с кем-нибудь.

2. Писатель, создающий произведения для театра.

3. Тот, кто имеет одинаковый образ мыслей с кем-нибудь.

4. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь.

5. Тот, кто предпочитает проводить свободное время дома.

6. Человек, стремящийся прежде всего к продвижению по службе, не считаясь с интересами дела.

7. Лицо, управляющее оркестром, хором.

Ответы. 1. Собеседник. 2. Драматург, сценарист. 3. Единомышленник. 4. Коллега. 5. Домосед. 6. Карьерист. 7. Дирижер.

4. Сообщение учащихся (опережающее задание)

1-й учащийся. Уже в незапямятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это означало: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

1-й учащийся. Известны также и удивительные лаконизм, выразительность, меткость русских народных пословиц и поговорок. Кстати, многие из них едко высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Лучше ногою запнуться, чем языком и др.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А.П.Чехов говорил: «Краткость-сестра таланта».

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал Н.А.Некрасов, «словам было тесно, а мыслям просторно»,- задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия. Например, в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее, ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.
5. Игра «Семь раз примерь, один раз отрежь»
Учитель. «Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата». Эта шутливая фраза как нельзя лучше отражает суть нашей следующей игры. Подберите вместо выделенных слов другие, более точно характеризующие данный предмет, явление, качество. Каждое удачно подобранное слово оценивается в один балл. Работаем в командах.

1. Птицы летали с ветки на ветку.

2. Настроение у всех было повышенное.

3. За ночь уровень воды в реке увеличился.

4. Между ними завязался живой разговор.

5. Фабрика изготавливает красивую и крепкую мебель.

6. Они не знали, куда девать излишек энергии.

7. Как-нибудь собрав книги, он побежал в школу.

Ответы. 1. Перелетали. 2. Прекрасное, отличное. 3.Повысился, поднялся . 4. Оживленный. 5. Прочную. 6. Избыток. 7. Быстро, торопливо.
6. Сообщение учащихся

Многословие нередко объясняется неумением быстро подобрать краткое название какого-либо понятия. Например, ученик пишет: «Я очень скучал, потому что никого не было и я был один». А ведь есть точное и выразительное слово одиночество: «Я очень скучал в одиночестве». В свою очередь, вместо слова очень скучал можно сказать томился (для книжной, письменной речи) или не находил себе места (для разговорной).
7. Игра «Федот, да не тот»

Учитель. Найдите лишние слова в следующих предложениях. Прочитайте, как будет звучать предложение без этих слов. Какой вариант лучше?

1. Муму очень сильно привязалась к Герасиму.

2. Караван двигался по песчаным барханам к оазису.

3. Мы вновь возобновили с ним переписку.

4. Я не успел закончить до конца эту работу.

5. Моя автобиография уместилась на страничке тетради.

6. Она сидела, облокотившись локтями на стол.

7. Мы заранее предвидели все трудности похода.
8. Игра «Одним словом»

Учитель. Предлагаю вам игру, которая поможет избежать многословия. Задача играющих - быстро подобрать к каждому толкованию соответствующее ему слово. Участники команд по очереди «за доской» записывают слово, точно соответствующее данному понятию. Все ребята в классе также записывают ответы в тетрадях, потом оценивают свою работу. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

1. Идти, делая частые, мелкие шаги.

2. Тащить, тянуть что-либо, не отрывая от земли.

3. Говорить тихо, неразборчиво.

4. Пронзительно, резко кричать.

5. Сердито бормотать, выражая неудовольствие.

6. Находиться в состоянии полусна.

7. Делать что-либо беспорядочно, торопливо.

Ответы. 1. Семенить. 2. Волочить. 3. Бормотать . 4. Визжать. 5. Ворчать. 6. Дремать. 7. Суетиться.

9. Слово учителя

Учитель. О том, что наша речь должна быть образной, яркой и выразительной, мы часто говорим на уроках и упражняемся в употреблении тропов и фигур. Однако необходимо соблюдать чувство меры в использовании выразительных средств языка, не лишать речь естественности и простоты. Почти во всех стилях используются эпитеты, сравнения, метафоры, но нужно помнить, что их назначение- не просто служить внешним украшением, а помогать глубже и ярче передавать содержание высказывания.

Банальная «красивость», напыщенность стиля встречается иногда в печати, например: «Молодой дояркой овладело неугасимое желание еще больше увеличить надой молока от своей черноокой красавицы буренки», «Ромео и Джульетта»- первая ласточка в серии художественных кинобалетов, и она сделала весну: сейчас начинаются съемки новых художественных кинобалетов». Правда, смешно?

Неумелое использование средств выразительности -один из приемов создания комического в литературе. Прочитайте еще несколько примеров нелепого использования тропов, отредактируйте предложения и, работая в группах или парах (на выбор), попробуйте создать свою комическую фразу, используя тропы.

1. Сел в поезд и поехал по тяжелой дороге жизни.

2. Как саранча летел он на свиданье.

3. После дневного пекла земля была горяча, как горшок, только что обожженный в печи искусным гончаром.

4. Надо было покориться судьбе и питаться искрами взглядов и дымом надежд.

5. Жемчужины тульского мастерства минувшего века выбросили за ненадобностью на свалки (о самоваре).

6. Эта книга устроила целую бурю в моих чувствах.
10. Подведение итогов

Использованная литература
1.Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

2.Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 5-6 классы.-М.: ВАКО, 2010.

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?: Кн. для учащихся ст. классов. –М.: Просвещение, 1988.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.-М.:Айрис-пресс, 2003.

5.Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку.- М.: Просвещение, 1989.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: