NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урока открытия «Таланты и поклонники»


Сценарий урока развития речи, урока - открытия

«Таланты и поклонники» (6 класс).
Если поэзия – живопись, которую слышат,

то живопись – поэзия, которую видят.

Леонардо да Винчи.

Кто-то пусть гениально играет на флейте, -

но ведь песни берет он из вашей души…

Пусть другой гениально играет на флейте….

Но еще гениальнее слушали вы.

А.Дементьев

«Никогда, никогда ни о чем не жалейте»
Цель урока:

Развитие в детях чувства прекрасного, раскрепощение творческого потенциала, духовное восхождение, побуждение к творчеству.

Задачи:

    1. Вызвать в детях восторг перед «волшебною силой искусства», способствовать осознанию своего «Я» как части творческого тандема: художник – зритель, художник – читатель, художник – слушатель.

    2. Показать ученикам специфику поэзии, отличие стихотворной речи от разговорной; сделать шаг к постижению сути поэзии, живописи; помочь уяснить, что поэтическое начало – основа всего искусства.

    3. Обогатить лексикон обучающихся словами из области искусства, помочь увидеть образные средства языка и живописи и составить высказывание о предмете искусства.


Оборудование и предварительная организация творческой деятельности учащихся:


  1. За неделю до урока детям без указания имени автора раздаются распечатки стихов Ники Турбиной «Кто я?» «Дождь, ночь, разбитое окно», «Хочу добра», «Срубленные рифмы, срубленные фразы…», «Лица», «Раненая птица», «Не я пишу свои стихи?», «Я играю на рояле», «Вы умеете пальцами слушать дождь?», «Лошади в поле».

  2. Заранее в классе вывешиваются (тоже без указания имени автора) несколько пейзажей ученика 10 «А» класса Кирилла Барышева с заданием: «Подарите автору название картины».

  3. Аудиозапись: Шопен «Ноктюрн № 13» (соч. 48)

  4. Портреты Ники Турбиной и Андрея Дементьева.

  5. Словари: «Толковый словарь» С.И.Ожегова, «Словарь юного литературоведа». Со словарями знакомит и помогает работать Всевед – ученик 10 класса Кирилл Барышев (автор выставленных в классе картин, одежда которого стилизована под одежду старинного художника и одновременно древнего ученого: берет, блуза или накидка)

  6. Тематические словарики для работы над сочинением о произведении искусства.

  7. Плакат с вводимой лексикой: талант, сюрприз, верлибр, палитра, колорит, ноктюрн.


Ход урока.


  1. Вступительное слово.

Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Называется он «Таланты и поклонники». Я и мой помощник Всевед хотим преподнести вам сюрприз. Вам понятно значение слов «талант», поклонник», «сюрприз»? Всевед нам поможет определить их точный смысл.

Всевед: А мне помогут словари. (Показывает книги, дает небольшой комментарий, дети записывают значение слов. Всевед выразил неприятие слова фанат, прозвучавшего из детских уст. Сказал, что слово поклонник исконно русское, и оно ему гораздо больше нравится.

Учитель:

Вокруг нас – чудесный мир цвета, форм, линий, звуков музыки и слова. Одни люди могут видеть и понимать его острее, ярче, красивее и показать прекрасное другим. Это художники.

Кого, по-вашему, мы можем назвать этим словом? (Тех, кто рисует)

Да, конечно, но вот поэт Андрей Дементьев написал:

Он околдовывал зарю,

Купавшуюся в озере,

Он ей шептал:

«Я повторю

Твое виденье в образе…»
Как вы думаете, о ком это сказано? (О поэте)

И о поэте, и о живописце, и о музыканте.

Поэты создают образные картины словами. Леонардо да Винчи – великий живописец, поэт, ученый – сказал: «Если поэзия – живопись, которую слышат, то живопись – поэзия, которую видят». Подчеркиваю – ПОЭЗИЯ! Без поэтического вдохновения (когда душа пронзена либо красотой, либо радостью, либо болью) нет творчества. Это первая и главная мысль нашего урока. Вторая же – в словах уже названного поэта А.Дементьева:

Никогда-никогда ни о чем не жалейте,

Поздно начали вы или рано ушли…

Кто-то пусть гениально играет на флейте, -

Но ведь песни берет он из вашей души…

Пусть другой гениально играет на флейте….

Но еще гениальнее слушали вы.
– Как вы понимаете эти слова?

Учитель подводит итог ответам детей:

Без зрителя, без читателя, без слушателя – без поклонников – нет искусства. Очень важно художникам, чтобы их творения нашли отклик в чьем-то сердце, в чьей-то душе. И хотелось бы, чтобы впоследствии вы внимательнее вслушивались в поэтическое слово, в живописные полотна всматривались бы с особой благодарностью к их создателям, потому что «хорошая песня – ведь это для всех, спасибо тому, кто ее написал».
Недавно вы получили распечатки стихов. Вам они понравились? Кто прочтет наизусть? Прослушаем несколько стихотворений.

Что вы думаете об их авторе?

Прозвучали ответы:

- Это необычный человек, со своим характером. Таких стихов еще не встречали. И грусти в стихах много.

- Автор этих стихов опечален и встревожен, в нем живет беспокойное чувство какой-то неопределенной печали, неуверенности. Наверное, автора никто не понимает в жизни.
Учитель называет имя автора – Ника Турбина.

Сборник стихов, который вы видите, издан, когда Нике было восемь лет. Писать она начала намного раньше. Грамотно записать стихи ей помогала мама. Родилась Ника в 1974 году в Ялте. К сожалению, судьба ее достаточно трагична, как и у многих, кого в свое время называли «вундеркиндами». Об этом я расскажу вам чуть позже. Перечитайте стихи еще раз, зная немного об их авторе. Что скажете? (Ребята засомневались в авторстве. Учитель отсылает их к стихам «Не я пишу свои стихи?», «Срубленные рифмы», «Одному читателю»)

Что еще необычного в стихах Ники? (Они без рифмы)

Действительно, в стихах Ники нет рифмы. Стихи написаны верлибром. Уважаемый Всевед, подскажите нам, что это такое.

Верлибр – свободный стих, лишенный рифмы. Главное в верлибре – содержание, мысль автора. («Словарь юного литературоведа»)

Определение записывается в тетрадь.

Через стихи, картины, музыку мы узнаем образ автора: его характер, мысли, мироощущение, чувства, свет его души.

Поэт А.Дементьев (один из любимых моих авторов) сказал: «Мы были гостями картин – картины нам свет излучали». А сегодня картины в гостях у нас. Чтобы говорить о художественном полотне, необходимо уяснить и значение слов «палитра», «колорит».

Всевед диктует значения слов, ребята записывают в тетради.

Чтобы говорить о картинах, знание записанных слов необходимо. А можно ли говорить о стихах, употребляя эти слова? (Несомненно).

– В чем художник нашел источник своего вдохновения?

Действительно, с любовью и теплотой написана наша скромная, исполненная тихой прелести северная природа. Используя цвет, рисунок, композицию, автор передает нам ее нестроение. Его кисть прорисовывает направление ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль тропинок. Картины вызывают у нас любовь и глубокую привязанность к родным местам, таким для нас привычным, знакомым, таким близким.

– Что можно сказать о палитре художника? (Скромна, но дарит нам все разноцветье родной природы).

Вот и настало время самим стать творцами. Попробуйте построить высказывание о поэте Нике Турбиной и ее стихах или же об одной из картин. В работе нам помогут словарики.

А пока вы работаете, пусть звучит «Ноктюрн» Шопена.

Ребята спрашивают, что такое «Ноктюрн» (Ноктюрн – небольшое лирическое музыкальное произведение. Как правило, это грустная, задумчивая мелодия- подсказывает Всевед)

Вы уже думали над названием картин. Давайте подарим названия полотен автору. Примет подарок автор – Кирилл Барышев, он же Всевед.

Далее ребятам предлагается задавать Кириллу вопросы. Художник рассказал ребятам о работе над картинами, о местах, которые рисовал.

Учитель предлагает ребятам прочитать свои работы и подводит итог высказываниям детей.

Картины Кирилла написаны трогательно. Они вызывают у нас чувства, владевшие их создателем: любовь и глубокую привязанность к родным местам, таким для нас привычным и знакомым, таким близким.

Учитель читает стихотворении А.Дементьева.

Чужому успеху

Завидовать грех… -

Когда-то мне дед говорил.

Прекрасная песня –

Ведь это для всех.

Спасибо тому,

Кто ее подарил.

Чужая удача

Вам сил не придаст,

Коль зависть

Вам душу горчит,

И чей-то успех

Не обрадует вас,

Простите,

Скорее, он вас огорчит.

Написан роман,

Установлен рекорд,

Неважно, что автор не ты.

Над залом звучит

Гениальный аккорд.

Он ждет

И твоей доброты!


Домашнее задание (на выбор).

  1. Написать небольшой отзыв о стихах Ники Турбиной.

  2. Опишите одну из картин Кирилла Барышева.

  3. А может, кто-то попробует написать стихи?



страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Урока «открытия»

Урок: 1 стр.