NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урока развития речи в 6 классе учителя русского языка и литературы маоу «Бронницкая сош» Ульяновой Екатерины Владимировны тема


Конспект урока развития речи в 6 классе

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Бронницкая СОШ»

Ульяновой Екатерины Владимировны

ТЕМА: Сбор материала к творческой работе (сочинение-описание

русской берёзки).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
а) формировать умение сбора материала к творческой работе, подготовить ребят к написанию плана сочинения и сочинения-описания, обогащать словарный запас учащихся;
б) развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, мышление, память, орфографическую зоркость;
в) воспитывать любовь к родной природе, видеть прекрасное в ней, желание работать творчески.

ОБОРУДОВАНИЕ: текст К. Паустовского, стихотворение Вс. Рождественского, картины И. Грабаря «Февральская лазурь», И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Пластова « Сенокос»

ХОД УРОКА.


  1. Сообщение темы и цели урока.

Урок развитие речи. Мы должны собрать материал к сочинению-описанию русской берёзки. Урок пойдёт в форме деловой игры-соревнования. Класс разделится на две команды. Каждая команда придумала название, выбрала капитана.

1 команда «Белоствольная красавица»,

2 команда «Берёзонька – краса».



  1. Чтение учителем стихотворения Вс. Рождественского «Берёза».


Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы,

И так её дни хороши,

Что кажется – в шуме берёзы

Есть что-то от русской души.
К слову «берёза» часто прибавляют слово «русская» Почему? Оказывается, у многих народов символом своей страны являются деревья: для канадцев – клён, липа для чехов, королевская пальма для кубинцев. А для русских – берёза. Почему это дерево? Наверное, потому что у берёзы белый ствол, отличный от всех деревьев. Мечта о светлой жизни связалась у народа с образом белоствольной берёзки. Некоторые традиции у русского народа связаны с берёзкой. На Троицу берёзовыми ветками украшали дома, разноцветными лентами украшали саму берёзку, считая её священным деревом. Берёзка сопровождает человека всю его жизнь. Поэты, писатели, художники сделали берёзку героиней своих произведений.


  1. Сбор материала.

  1. Прочитать стихотворение с доски.

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесётся,

Прильнёт ли болотная мгла –

Дождинки стряхнёт, улыбнётся

Берёза – и вновь весела.
- Какие эпитеты использует автор для описания берёзки летом?

- Олицетворения?

- Чей образ нам видится в образе берёзки?
Задание : выписать словосочетания, относящиеся к берёзке.


  1. Чтение текста-описания берёзки в прозе К. Паустовского.

- В какое время года изображена берёзка здесь?
Задание: выписать 2 предложения, где говорится об осеннем наряде берёзки; словосочетания.


  1. Писатели и поэты словами создают образ берёзы, а художники слова заменяют красками. Из-под их кисточек встают величавые белоствольные красавицы в летних, осенних и зимних нарядах. Перед вами 3 картины, изображающие летний, зимний и осенний пейзаж. Это картина А.А. Пластова «Сенокос», И.И. Левитана «Золотая осень», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

- С какой из этих картин созвучны слова стихотворения Вс. Рождественского?

- Какие краски использует художник для написания берёзы?

- Как он показывает, что мягко и беззаботно шумит летний ветер в шелковистой листве берёзы?

- Как нарисованы ветви берёз? (опущены вниз – плакучая берёза)

- Почему она нарисована рядом с людьми?
Задание: написать по предложению и четыре словосочетания о берёзе летом (уже свои)
Левитан – художник, который свою любовь к родному краю, к русской земле предаёт через образ берёзы. Много картин посвятил он

ей: «Весна», «Большая вода», «Вечный покой», «Большая дорога. Осенний день», «Лунная ночь». Здесь глазами берёз на нас смотрит сама Россия, показана роскошь русской осенней природы.

- Какие краски использует художник здесь?

- Какие эпитеты, сравнения можно использовать при описании берёзы осенью? (листья, ствол)

- На кого похожи берёзки?
Задание: записать предложение и словосочетание об осенней берёзке.
Картина Грабаря «Февральская лазурь» знакома нам с пятого класса

- В какое время года изображены берёзы здесь?

- Какие краски использует художник для написания зимних берёз?

- Какой изображена первая берёза? Почему?
У нашей страны, у русского народа трудная тяжёлая судьба. А берёза – символ Родины, судьба берёзы тесно связана с судьбой народа, перенёсшего много бед, страданий.


Задание: предложение и словосочетание о зимней берёзе?
4. Мы увидели описание в стихах, прозе, на картинах художников. А ведь народ о берёзе слагает и песни. Какая самая известная?

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
IV. Подведение итогов урока.

Капитаны команд зачитывают лучшие работы. Учитель подводит итоги, какая команда собрала больше материала к сочинению. Капитаны команд вместе с учителем оценивают работы учащихся.


  1. Домашнее задание.

I гр. – составить сложный план сочинения.

II гр. – составить простой план сочинения.

Темы сочинений на выбор учащихся:

«Берёза – символ России».

«Белоствольные красавица».

«Нет дерева сердцу милей».

страница 1


скачать

Другие похожие работы: