NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урока русского языка в 8 классе. Фио (полностью) Селиванова Галина Геннадьевна 2


Конспект урока русского языка в 8 классе.


1.

ФИО (полностью)

Селиванова Галина Геннадьевна

2.

Место работы

МБОУ «Яренская средняя общеобразовательная школа»

3.

Должность

Учитель русского языка и литературы

4.

Предмет

Русский язык

5.

Класс

8

6.

Тема и тип урока

«Природы щедрая душа». ( Урок развития речи)

7.

Базовый учебник

Русский язык: учебник для 8класса общеобразовательных учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. /М. : Просвещение, 2011.


Цели и задачи урока:
Образовательные:

- пробудить интерес к личности и творчеству художника Ф.Васильева;

- учить художественному видению окружающего мира через чтение картины Ф.Васильева «Мокрый луг»;

- закрепить навыки и умения работы с текстом, выделения и роли изобразительно-выразительных средств языка;

- выявить роль односоставных предложений в тексте;

- закрепить навыки орфографической и пунктуационной зоркости на примере данного текста.

Развивающие:

- способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при выполнении заданий по анализу текста;

- развивать устную и письменную речь, исследовательские навыки учащихся при описании картины;

- создать условия для сравнительно-сопоставительного анализа пейзажей И.Шишкина и

Ф. Васильева;

- развивать литературно-творческие способности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умение учащихся видеть и понимать прекрасное на примере пейзажей Ф.Васильева;

- способствовать становлению нравственных качеств учащихся (любви к природе, к родному краю);

- дать возможность почувствовать единство человека и природы, увидеть в живописи, музыке и слове красоту природы, а значит, и мира; помочь учащимся присоединиться к её божественной гармонии.
Методы и приёмы работы на уроке:

- нетрадиционная и дифференцированная форма опроса учащихся,

- исследовательский метод,

- репродуктивный метод подачи материала,

- метод эвристической беседы;

- создание и решение проблемных ситуаций на уроке.
Формы реализации методов:

- презентация, самостоятельная и групповая работа с текстом, творческая работа.

Технологические особенности:

- урок с применением информационно-компьютерных технологий,

- урок индивидуальной работы группы учащихся (11 человек) на компьютере в программе « Microsoft Word».
Ход урока « Природы щедрая душа».


  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

2. Вступительное слово учителя:

Природа- это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить её. Но тот, кто живет в гармонии с природой, поистине счастливый человек, потому что только ему природа открывает свои тайны, свою душу. Об этом ярко сказал известный русский поэт Ф. И. Тютчев

(Учитель начинает презентацию урока. Появляются 1-3 слайды) :

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа- неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Нотами, кистью, словом каждый из них создаёт свой пейзаж. Главное - уметь читать его, слышать и видеть.

Сегодня на уроке мы будем учиться этому, чтобы красота природы и поэзии открылась нам.

Удивительно трогательно умел передать душу природы малоизвестный нам русский художник Федор Александрович Васильев. На его пейзажи мы смотрим с особым чувством восхищения, радости и грусти, что из жизни он ушел совсем молодым.

Что бы ни изображал художник, мы всегда чувствуем, что его волнует, чем живет его душа. Давайте убедимся в этом.
3. Подготовительная беседа.
Учащиеся просматривают презентацию о художнике, начиная с 4 по 19 слайд.

Остановим своё внимание на картине « Мокрый луг».
Современники отмечали, что живопись Ф.Васильева близка поэзии Ф. Тютчева.

Перед вами два стихотворения этого поэта.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля-

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя-

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сияньи потонула

Вся смятенная земля.



Как весел грохот летних бурь.

Когда, взметая прах летучий,

Гроза нахлынувшею тучей

Смутит небесную лазурь.

И опрометчиво- безумно

Вдруг на дубраву набежит-

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно…

Как под незримою пятой

Лесные гнутся исполины.

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой,-

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…




Прочитаем эти стихотворения вслух.

Какие строки, на ваш взгляд, созвучны пейзажу Ф. Васильева « Мокрый луг»?

А что лично вы, ребята, чувствуете после грозы? Поделитесь своими впечатлениями.

Таким образом, мы с вами убеждаемся, что чувства художника, поэта и наши с вами очень похожи.
4. Работа в группах по картине « Мокрый луг».
( Первая группа учащихся (11 человек) самостоятельно работает на компьютерах в программе «Microsoft Word». Смотри приложение №1 к уроку).
Вторая группа учащихся работает по картине «Мокрый луг» под руководством учителя.

Вернемся к 11 слайду.

Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами чуть румянится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые тучи. С грозной торопливостью несутся они и сталкиваются, ещё слышны раскаты грома- все в картине полно движения, все живет и дышит. Тени облаков скользят по влажной земле, по клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим кронам деревьев.

Привольно. Свежо. Легкий дымок тумана скрывает дали… Пейзаж живет.
Работа с текстом:

- Прочитайте данный текст.

- Определите тип речи текста.

- Назовите словосочетания, которые помогают увидеть пейзаж Фёдора Васильева.

- Как называется этот троп?

- Придумайте и запишите свои примеры эпитетов, разглядывая картину.

- Понять, что пейзаж живет, нам помогает олицетворение. Что мы называем олицетворением? Найдите в тексте олицетворения и выпишите их в тетрадь.

- Особую стройность тексту придают безличные предложения. Найдите их и прочитайте. Почему эти предложения вы отнесли к безличным?

- Какими безличными предложениями вы передадите своё впечатление от картины? Запишите их в тетрадь.

- Вспомните, что мы называем метафорой? Видите ли вы метафоры в этом тексте? С какой целью автор употребил метафоры?

- Обратите внимание, как красиво звучит лексический повтор в этом тексте ( Всё в картине полно движения, всё живет и дышит). Попробуйте в домашней работе использовать такой приём.

5. Рефлексия. Итог урока:

Итак, мы с вами убедились, что всё в природе красиво и гармонично, а художники и поэты помогают нам увидеть это. Читая любимые поэтические строки, рассматривая полотна художников, слушая музыку, мы представляем свой пейзаж. Мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью ли легкая грусть. Помните слова Ф. Тютчева: Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Домашнее задание:

Представьте, что вы побывали в Москве в Третьяковской галерее и увидели настоящую, написанную рукой Ф. Васильева, картину. Вам захотелось рассказать о ней другу, маме, бабушке или ещё кому-нибудь. Передайте свои впечатления от картины Фёдора Васильева

« Мокрый луг», используя разные виды односоставных предложений.

Вы все разные. Каждый из вас думает и чувствует по-своему. В сочинении важно, чтобы вы описали свои мысли и чувства, как вы воспринимаете картину.

Приложение №1 к уроку.

Задание для первой группы.

Прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу эпитеты. Попробуйте переделать двусоставные предложения в односоставные.

Выпишите из текста три олицетворения. (Дополнительное задание для тех, кто справится с первыми заданиями).

С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. Художник изобразил всего лишь омытый дождем мокрый луг под … небом, несколько деревьев вдали да бегущие по … траве тени гонимых ветром туч.

В глубине широкой низины высятся два … дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди блестит болотистая заводь с топкими берегами.

Уходит… гроза, но небо еще кипит и бурлит. С …. торопливостью несутся и сталкиваются … тучи, еще слышны раскаты …грома. Все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо. Особенно небо, которое противопоставлено на полотне … тучам, еще низвергающим потоки дождя на лес… .

Ответы ребят первой группы.

С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. Художник изобразил всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по сырой траве тени гонимых ветром туч.

В глубине широкой низины два больших ветвистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди блестит болотистая заводь с топкими берегами.

Уходит страшная гроза, но небо еще кипит и бурлит. С суровой торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты страшного грома. Все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Особенно небо, проникнутое типично Васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне злым тучам, еще низвергающим потоки дождя на лес, виднеющийся вдали.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: