NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урока \"Слова с непроверяемым написанием\"



Содержание

Модель урока «“Слова с непроверяемым написанием” (2 класс) – автор-составитель Псарева С.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ №7__________________________ 1

Модель занятия «Овощи. Игра со словами» (2 класс) – авторы-составители Емельянова Л.Г., Псарева С.В., учителя начальных классов МБОУ СОШ №7_____________________ 7
Модель урока «Употребление имён прилагательных в речи» (2 класс) – автор-составитель Емельянова Л.Г., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7______________________11

Тема “Слова с непроверяемым написанием” 2 класс

Задачи:

  1. Образовательные: актуализировать и обогатить субъективный опыт детей при работе со словами с непроверяемым написанием.

  2. Воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативной потребности каждого, воспитывать бережное отношение к здоровью каждого.

  3. Развивающие: на основе выявления индивидуальных особенностей детей содействовать развитию каждого ребёнка (индивидуальных познавательных процессов, темпа учебной деятельности в ситуации выбора, творческих способностей).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

- Чтоб на уроке не устать,
Чтобы здоровыми оставаться,
В игры спортивные будем играть,
Будем мы в классе всем улыбаться!

Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.

2. Актуализация имеющегося опыта.

На информационном поле класса помещены иллюстрации спортивных снарядов и принадлежностей (мячей, коньков, гантелей, гирь и др.). На эти иллюстрации крепятся слова из словаря, в которых орфограмма представлена в виде яркого, запоминающегося образа.



Например:

Перечень слов:

Рябина

Русский

Ресницы

Ребята

Родина

Ракета

Рецепт

Работа

Учитель: - Найдите в классе предметы, связанные со спортом. Рассмотрите внимательно слова, помещённые рядом. Что можете сказать об этих словах?

Дети: - Это слова из словаря.

- Большинство имён существительных, “русский” - имя прилагательное.

- Все слова начинаются на букву “Р”.

- Большинство имён существительных в единственном числе, во множественном – “ребята” и “ресницы”. Слова “русский” и “рецепт” - двусложные, а в остальных словах по 3 слога.

- Я вижу одушевлённое имя существительное – “ребята”.

- Слово “Родина” можем писать с большой буквы не только в начале предложения.

Учитель: - Молодцы! Вы очень много знаете! Есть желание углубить свои знания, работая со словами из словаря? (Дети охотно соглашаются).

3. Минута чистописания.

Учитель: - Вы правильно подметили, что все слова начинаются с буквы “Р”. Минута чистописания будет связана именно с этой буквой. Выберите понравившуюся вам “буквенную цепочку” и продолжите закономерность в тетрадь.

На мультимедийном экране появляются цепочки букв разного уровня сложности:

1) Рра Рре Ррё… (продолжить Рри Рро Рру Рры Ррэ Ррю Рря)

2) Ра рб рв рг… (продолжить рд ре рё рж рз и т.д.)

3) Рр Ррр Рррр… (продолжить Ррррр Рррррр и т.д.)

Ученики делают свой выбор.

4. Повторение и закрепление пройденного материала.

1) Игра “Третий лишний”.

Учитель: В спорте есть игра “Третий лишний”, которую мы прекрасно знаем. Я предлагаю поиграть в одноимённую игру сегодня на уроке. Выпишите “лишнее” слово с непроверяемым написанием в тетрадь, объяснив свой выбор.

а) Ао бзац, а\о лфавит, б а\о льшой.

б) полотенц е\э, б и\е лет, рец е\э пт.

(У детей разные варианты: “большой”, потому что начинается на “Б”, имя прилагательное, пропущена буква “О”. “Алфавит”, потому что 3 слога и т.д.)

5). Физминутка с офтальмологическим тренажёром.

6). Работа в группах. Игра “Футбол”.

Дети поделены на 2 команды . Задание предлагается на листах, оформленных виде футбольного мяча.

Учитель: Хочется поиграть в футбол? (Детям, особенно мальчикам, хочется)

Но игра необычная! Я отправляю в ваши ворота мяч, а вы отбейте его, выполнив задание.

Задание для 1 команды

Диск. Папка №4, задание 4.2. Три буквы «О»!

Вставь слова с непроверяемым написанием, прочитав определения.


Пропущенное слово, составь из букв, которые есть внизу.

Начало формы


Белая питательная жидкость, продукт коровы -
Участок земли под овощами, там стоит чучело - .
Инструмент для забивания гвоздей - .
Драгоценный металл жёлтого цвета - .
Славно, здорово, неплохо, одним словом - .

Конец формы

б г д з к л м н о р т х ш

Задание для 2 команды.

Диск. Папка №4, задание 4.3. ДВЕ БУКВЫ "Е"!

Внимательно прочитай определение и запиши слово


Пропущенное слово, составь из букв, которые есть внизу.


Фрукты, пирожное, конфеты, которые подают в конце обеда - .
Разговор, обмен мнениями, диалог - .
Стол, диван, шкаф, кресло, одним словом - .
Крупное хищное млекопитающее, любит малину и мёд - .
Одна из четырёх сторон света, где живут белые медведи - .

Конец формы

а б в д е к л м р с т ш ь

Самостоятельная работа в группах и проверка. При подведении итогов самостоятельной работы ученики сигналят карточками обратной связи (красный цвет – не согласен, зелёный – согласен с ответом говорящего).

7). Повторение слов с непроверяемым написанием через кроссворд.

Дети совместно отгадывают загадки и самостоятельно вписывают в индивидуальный кроссворд свои слова из словаря. После работы – проверка. Приложение



1. Привезли во двор песок –
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить… (Город)

2.Если дождик, мы не тужим,
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнце припекать,
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

3.Есть в обёртке угощенье –
Не конфеты, не печенье.
Очень вкусное оно, а зовётся … (Эскимо)

4. Ходит он вперёд, назад,
Стережёт он ночью склад. (Сторож)

5. Слово это называем,
Когда пищу принимаем,
Утром отправляем в рот
Вкусный чай и бутерброд. (Завтрак)

6.Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)

7. Утром, вечером вещает,
Новости все сообщает.
Он мультфильмы нам покажет,
Про животных всё расскажет. (Телевизор)

8). Зрительный диктант.

Учитель: Прочитайте зашифрованное слово по вертикали (ДИКТАНТ). Хотите проверить, насколько прочно вы усвоили слова с непроверяемым написанием?

Запишите в тетради пропущенные буквы.

На доске открывается запись:

*рбуз, вдру* , за*ц, здра*ствуй, *рех, п*льто, лес*ница, четв*рть, *зык, ящ*рица.

Идёт самостоятельная работа. По окончании её предлагается сделать, по желанию, самопроверку или взаимопроверку. Дети сверяют результат работы с открывшимся образцом: а г я в о а т е я е

9). Физминутка.

(Звучит приятная медленная мелодия). Детям предлагается закрыть глаза и расслабиться. Учитель говорит слова:

Мы здоровье укрепляли,
Очень много повторяли.
Мы писали и читали,
А сейчас мы все устали.
Шея не напряжена
И расслаблена она.
Ресницы плотно мы сомкнули.
Выдохнули и вдохнули.
Ноги спокойно под партой стоят,
Руки спокойно на парте лежат.
А сейчас все потянитесь,
Окончательно проснитесь.

10). Рефлексия.

Учитель: В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста и рисунок горы.

Поместите своего человека на горе. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на средину горы. Если вам непонятно написание слов с непроверяемым написанием, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).

Молодцы!

11). Домашнее задание.

- Откройте Словарь в конце учебника. Придумайте себе задание по желанию, связанное с работой со словами с непроверяемым написанием.

Тема занятия: Овощи. Игра со словами.

Цели:

1. Уточнить представление об овощах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание.

Оборудование: Словарь «Овощи»; карточки: слова и картинки на тему «Овощи»; презентация; раскраски, диск «Русский язык « (электронный ресурс для школы с полиэтническим составом уч-ся»)

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Скажите человеку.

Здравствуйте! И улыбнётся он в ответ.

Здравствуйте! И не пойдёт в аптеку.

И будет жить здоровым целый век!

Учитель: А кто – нибудь из вас может поприветствовать всех на своём родном языке?

Учитель: А знаете ли вы, что поприветствовать друг друга можно и без слов?

Приветствие «Зайчики»

Учитель: Встаньте в круг. Сейчас я буду посылать по кругу зайчиков – рукопожатие.

- Ваша задача передать моего зайчика – рукопожатие следующему, и т. д. пока зайчик не добежит до меня. (Игра)

Учитель: Вот мы и поприветствовали друг друга без слов.

2. Работа над новым материалом.

Учитель: будем играть в различные игры. Ребята, а вы любите играть? Отлично, так вот сегодня на занятии мы с вами будем играть в различные игры.

Игра «Расшифруй словечко»

5

1

3

2

4

и

о

о

в

щ



Игра «Расставь на свои места»

Учитель: Назови, что изображено на картинке?

(картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла)

Учитель: Расставь картинки рядом со словами.

(На доске слова: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла)

Учитель: А сейчас я вам прочитаю стихотворение Юлиана Тувима «Овощи», а вы мне поможете. По моему знаку будете называть овощи, пользуясь сначала картинками, а затем по первой букве.

Учитель: Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.

(Учитель показывает картинки, дети говоря вслух)

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала

(Учитель показывает первую букву слова, дети говорят вслух название овощей)

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкою,

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Дети вспоминают порядок слов и произносят их вслух)

Картошка, капуста,

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!

И суп овощной оказался неплох!

Учитель: А кто знает, как называется овощной суп?

(Борщ)

Игра «Добавь словечко»

Учитель: Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне будете называть как можно больше слов про него, какой он.

Морковь (свёкла, репа, капуста) — (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький

Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

«Отгадай загадку»

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки – дробинки.

(Горох, бобы)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка.

(Капуста)

3. Физкультминутка.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту жмём, жмём.

Игра «Какое слово лишнее?»

Лимон, репа, баклажан, капуста, редис.

Учитель: Почему?

Игра «Не ошибись»

Учитель: Если я называю слово (овощ) – хлопните, а в остальных случаях молчите.

Груша, чеснок, лук, помидор, яблоко, свёкла и т. д.

Игра «Собиралки»

Дорпоми (помидор)

Гуцоре (огурец)

Сольфа (фасоль)

Учитель: Перед вами раскраски. Раскрась только овощи.

4. Самостоятельная работа.

Диск. Папка №1, задание 1.2.

«ОВОЩИ»

Поставь слова в алфавитном порядке


  гОрох
ОгурецкАпуста

кАртофЕльмОркоВь

пОмИдор OK 

Рефлексия.

Учитель: Если бы ваше настроение было цветом, то каким?

Итог занятия.

Тема: Употребление имён прилагательных в речи
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Дидактическая цель: создать условия для формирования новых знаний у всех учащихся в полиэтническом классе, с учетом разного уровня владения ими русским языком.
Цели и задачи урока:
Образовательные:

- формирование знаний о роли имён прилагательных в речи;

- формирование умения употреблять в речи имена прилагательные;

- расширение кругозора
Развивающие:

- развитие речи учащихся, творческой мыслительной деятельности;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие фантазии, воображения;

- развитие интереса к предмету
Воспитательные:

- воспитание языковой культуры;

- воспитание уважительного отношения и интереса к русскому языку и литературному творчеству;

оспитание бережного отношения к окружающему миру;

- формирование толерантных установок
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: учебно-методическая и учебная литература, диск «Русский язык» (для школ с полиэтническим составом учащихся), мультимедийный проектор, экран
Охрана здоровья: физминутка с использованием звукозаписи «Песенки паровозика из Ромашково» (во время демонстрации презентации), гимнастика для глаз (во время демонстрации презентации), корректировка посадки учащихся за рабочим столом (в течение всего урока)

Ход урока
1. Организационный момент
-Догадайтесь, о какой части речи мы поведем сегодня разговор:
Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное)
2. Актуализация знаний об имени прилагательном
- А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?

Для доказательства используйте подсказку на доске.

В лесу расцвел ландыш.

В лесу расцвел душистый ландыш.

Продолжим размышления…

( И да, и нет. Всё зависит от наших чувств, восприятия окружающего мира, от некоторых предметов, значение которых без имён прилагательных невозможно понять.)
- Например, возьмём слово утро. Какие имена прилагательные вы подберёте к нему?

(Дети предлагают свои варианты имен прилагательных.)
- Когда мы приходим в школу, мы говорим: «Доброе утро», когда нам хочется узнать утреннее время, мы используем другие прилагательные: раннее, позднее утро. А когда мы хотим выразить своё настроение, употребляем опять другие прилагательные: прекрасное, чудесное, хмурое, мрачное, весёлое, солнечное утро. Если нам нужны температурные ощущения, то мы используем прилагательные: тёплое, холодное, морозное, ветреное, туманное утро.
Вывод: имена прилагательные уточняют значение имён существительных.

Все прилагательные на доске (прекрасное, доброе, хмурое, солнечное, мрачное, морозное, теплое, туманное). ( Все время опора на зрительные образы).

- Составьте своё предложение со словом утро и любыми прилагательными, которые определяют это слово (устно).
В…сну наро… называет ч…десным утром года.

Почему так говорят?

Задание: объяснить орфограммы на месте пропуска букв, списать предложение, найти главные члены предложения, второстепенные, определить, какими частями речи они выражены. (Работа в тетрадях, один ученик у доски.)
3. Усвоение новых знаний
- С паровозиком из Ромашково мы отправимся в путь и на остановках будем пополнять свои знания о значении имён прилагательных в нашей речи.
Физминутка под «Песенку паровозика из Ромашково»
1). Отгадайте загадки. Запись отгадок в тетради.

  • Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.

  • В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички.

  • Золотое решето чёрных домиков полно.

  • Носик стальной, хвостик льняной.

- По каким признакам вы легко догадались о задуманном предмете?

- Назовите имена прилагательные.

(Детям, отгадавшим загадки, вручаются «медали»)

(Включить загадки других народов, из тех, кто есть в классе.)

- Отгадайте загадки других народов:

  • Маленькая печка

  • С красненькими огоньками. (гранат) (армянская)




  • Дорогой атлас

  • Дорогой атлас

  • А посередине –

  • Золотистый таз. (небо, солнце) (азербайджанская)


- Что общего, чем отличаются загадки?

- Как это связано с жизнью людей.

- Почему употребляются эти прилагательные?)

Вывод: по характерным именам прилагательным, определяющим предмет, можно догадаться о самом предмете. Это часто используется в составлении загадок, логических игр.

2). Задание. ДИСК. Папка №4, задание 4.3 Получи связный текст, заполнив пропуски подходящими по смыслу именами прилагательными. Пропущенное слово, составь из букв, которые есть внизу.



Начало формы

Я стою на ножке Определение,
я стою на ножке Определение,
под Определение шапкой
с Определение подкладкой.

Конец формы

а б в г д е и й к л н о р с т х ч

3). Словарь.

Золотой, жёлтый, чёрный, сиреневый, фиолетовый, голубой.

- Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

Что они обозначают? (оттенки цвета).

Кто знает, с какими гласными надо писать эти слова?

Проверка правильности ответов.

- А теперь по памяти правильно запишите эти слова в тетрадь. Взаимопроверка.
4). Задание. ДИСК. Папка №1, задания 1.1, 1,2

Составь предложение.

Перенеси слова в правильном порядке, чтобы составить предложение.

  

тонкой

.

стрекоза

травинке

качается

На

большая OK 

Составь предложение.

Перенеси слова в правильном порядке, чтобы составить предложение.
 

румяное

Взошло

солнышко.

яркое

 OK 
5). Определи признаки предмета.

– Очень часто в сочинениях, изложениях, да и просто в разговоре нам нужно описать какой-то предмет. И здесь никак не обойтись без имён прилагательных. Вот перед вами земляника, дерево, ландыш. (Работа по группам)

Выберете одно из изображений и подберите как можно больше имён прилагательных - определений.

Земляника (какая?)… красная, спелая, сочная, ароматная, лесная, вкусная …

Дерево (какое?)… высокое, могучее, зелёное, стройное, одинокое …

Ландыш (какой?) … нежный, белый, лесной, душистый …
Вывод: каждый предмет можно охарактеризовать большим количеством имен прилагательных, что придает предмету яркость, выразительность и точность.
6). Задание. ДИСК. Папка №4, задания 4.5.Подбери к заданным именам прилагательным прилагательные - антонимы, заполнив пропуски. Пропущенные слова, составь из букв, которые есть внизу.
Начало формы

Светлая ночь - Определение ночь.
Длинная дорога - Определение дорога.
Весёлая песня - Определение песня.
Тяжёлая работа - Определение работа.
Добрые слова - Определение слова.
Последнее задание - Определение задание.
Яркий свет - Определение свет.

Конец формы

а в ге ё з й к л м н о п р с т у ы я

7). Игра «Кто быстрее»

- По признакам догадайтесь, что это за предмет и впишите в клеточки. После коллективной работы выдаются каждому учащемуся индивидуальные карточки и по команде дети выполняют в них подобное задание. Кто быстрее отгадает слова, тот победитель.
Спелое, сочное, круглое… яблоко

Зелёный, зубастый, хищный… крокодил

Круглое, умное, весёлое… лицо

Многоводный, Тихий, Индийский… океан
Гимнастика для глаз.
8). Творческая работа.

- Прочитайте текст. Как он выглядит? (Сухо, бедно, неинтересно, невыразительно, научно).

- Почему?

- Что нужно сделать, чтобы это стало художественным произведением?

- Добавьте имена прилагательные.

(Дети выполняют это задание на диске Папка №4, задание .4.6.

Получи связный текст, заполнив пропуски подходящими по смыслу именами прилагательными. Пропущенное слово, составь из букв, которые есть внизу.

Начало формы

Таня выбрала в Определение библиотеке Определение книгу. В ней она прочитала о Определение странах и Определение людях. В книге рассказывалось об Определение океанах и Определение горах.

Конец формы

а в г е з и й к л м н о р с т у х ш ы ь ю
Вывод: в художественном произведении при описании предметов, явлений природы без имён прилагательных, как средства выразительности, не обойтись.

10). Итог урока.

- Какую же роль играют имена прилагательные в нашей речи?

(Украшают нашу речь, делают её выразительной и уточняют значение имён существительных.)
4. Домашнее задание.

Диск. Папка №5, задание 5.3. Найди подходящие по смыслу варианты.

Выдели правильные ответы.

  1. Поднялась за рекой ____________ _______________ туча.

  2. большая тёмная

  3. большая грозовая

  4. лёгкие пушистые

  5. маленький пушистый

  6. серые низкие

  7. огромное тёмное

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы
5. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке, в будущем? В каких случаях?

- Чьи ответы на уроке вам особенно понравились? Почему?

страница 1


скачать

Другие похожие работы: