NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урокам технологии «Традиционная народная кукла как источник сохранения национальной культуры»


Згода Ольга Васильевна


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

станицы Крыловской

муниципального образования

Ленинградский район

Дидактический материал к урокам технологии
«Традиционная народная кукла как источник сохранения национальной культуры».


Згода Ольга Васильевна

учитель технологии и ИЗО

высшей квалификационной категории

2014 год
Аннотация.

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой. Очень жаль, что сегодня практически забыто старинное искусство создания куклы. Ведь кукла всегда рассказывает о традициях народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир.  В ней закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому "коду" служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. Я не сомневаюсь в том, что кукла – это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире.

В настоящее время в нашем обществе наметились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций. На Кубани этот интерес направлен на изучение истории кубанского казачества, возрождения его традиций, обычаев, исторических корней, что является залогом духовной связи поколений и нравственным здоровьем нации. Актуальность данного материала заключается в возрождении интереса к народной культуре, любви к малой Родине через изучение традиционной народной куклы, которая использовалась не только для детской игры, а сопровождала человека от рождения и до последних дней его жизни.

История кукол, насчитывает многие века. Появившись в кубанских семьях, она прошла рядом с человеком через эпохи, несколько раз сменив свое предназначение, остается любимой и востребованной и теперь она приходит к нам из глубины веков и доходчиво объясняет, кто мы и откуда пришли.

Территорию Кубани заселяли в основном переселенцы из бедных сословий Украины и южных губерний России они сохранили многовековую традицию отечественной культуры и местные ее особенности.

Данная тема не имеет широкого освещения в литературе. Обнаружить оригиналы народной куклы большая редкость, жителей, которые могут рассказать о ней, осталось очень мало. В ходе сбора материала использовала не только теоретические источники, но и воспоминания старожилов станицы, посетила мастер – класс народного матера России Агаевой И. В., принимала участие в фестивалях народного декоративно - прикладного искусства, на которых знакомилась с разнообразными видами кукол разных регионов, обменивалась опытом с мастерами. В результате был собран материал о народной кукле, как она пришла на Кубань. Я применяю его на уроках технологии в ходе изучения тем регионального компонента, знакомства с традиционными видами рукоделия, вовремя выполнения творческой проектной деятельности и внеклассной работы.

Практическая значимость материала в том, что он помогает заинтересовать подростков рукоделием, возродить интерес к народному творчеству, помочь освоить практические навыки, а самое главное при этом соприкоснуться с традициями народной культуры.

Дидактический материал к урокам технологии

«Традиционная народная кукла как источник сохранения национальной культуры».
Кукла – русское слово, родственно греческому «Κŭĸλος» (круг) и так же обозначает некий сверток; близкие значения имеют латинское «cucullus», немецкое «puppe», итальянское «pupazzo».

Кукла в жизни человека, согласно классификации Ольги Фрейденберг в ее книге «Миф и театр», встречается  в пяти ролях: в народном обряде, в театре, в священном детстве, в обычае и в быту.

В мировой культуре у кукол – свое место и своя тайна. Не случайно Михаил Салтыков-Щедрин утверждал, что из всех существующих в мире загадок  тайна куклы – самая загадочная. Без  понимания сущности куклы невозможно понять и человека. Она помогает ему сохранять нравственный целостный мир, развивает фантазию и воспитывает, формирует творческое начало , а также помогают в метафорической, иносказательной форме передавать мысли и чувства людей.

Феномен куклы заключается как в ее двойничестве, так и в том, что она – результат и доказательство возможности материализации человеческих мыслей, желаний и чувств.

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ.

Куклы существуют практически у всех народов мира, имеют тысячи вариантов и используются как в языческих, так и в монотеистических культурах. Могут быть любой величины (от крошечных до гигантских), создаются из соломы, травы, листьев, металла, камня, ткани.

С древнейших времен  по сей день цель, обстоятельства, смысл обрядовых кукол были и остаются далекими  от простого развлечения. Обрядовая кукла выполняла функции своеобразного проводника, посредника в общении и с высшими силами, и с душами предков, защищающими родительский дом, очаг, семью, детей от несчастий, и с окружающим миром. Обрядовая кукла либо бережно хранится и  передается из поколения в поколение, либо уничтожается (закапывается, сжигается, топится, разрывается).

В прежние времена в  крестьянском быту кукла занимала совершенно иное место, нежели она занимает в современном обществе. В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя  роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла, как обрядовая, так и берегиня, безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В этом есть глубокий смысл.  Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным и  для ребенка, и для взрослого человека. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.  Удивительно, но,  собранная из нескольких

тряпочек,  часто без рук, без ног, без обозначенного  лица, тряпичная кукла была многолика, передавала  характер, была утешницей   и подружкой, могла смеяться и плакать.

Самые лучшие наряды люди шили для куклы.  У нее не было ни лица, ни фигуры, поэтому именно платье становилось основной деталью ее внешности  и единственным украшением. Шили кукольное платье не просто так, а со смыслом. Во-первых, там обязательно должен был присутствовать красный цвет или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам. Считали, что он облает  охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

На земле кубанской переплелись традиции, обычаи, обряды народов, издавна живших или поселившихся на этой благодатной земле. У каждого из них была своя религия, свои  боги и праздники, значит, были и  свои обрядовые куклы.

КУКЛЫ – БЕРЕГИНИ.

Давным-давно кукла спасла человека, став его «дублером» во время жертвоприношения. Но  этим ее добрые дела не ограничились: она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения. Считалось, что она отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев. Так ее и называли – берегиня, или оберег. В Древней Руси куколкой - оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды  и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам  мудрые советы.

С раннего детства все помнят  сказку «Ивасику - Талэсику». В ней главный герой – кукла - мальчик, которого своими руками  сделала пожилая женщина, на радость себе и своему мужу.  Но кукла ожила и для стариков стала не только игрушкой, но и оберегом их семьи. В книге О.В.Матвеева «История кубанского казачества»  встречается упоминание об этой сказке, как одной из популярных сказок кубанских казаков.

 Кукла - берегиня, которую называют «День и ночь», уже в девятнадцатом веке бытовала в Тамбовской и Пензенской губерниях, а также в Поволжье. О такой кукле рассказывали жители станицы – выходцы из Тамбовской губернии. Необычно то, что «День и ночь» это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую

композицию. Хозяйка дома утром  выставляла вперёд  берегиню дневного света, а ночью – берегиню  сна. Такие куклы-обереги передавались по

наследству от матери к дочери, считалось, что они помогают своим хозяевам во время невзгод и спасают дом от нечистой силы. (см. Приложение 1) 

Куколка-собеседница, куколка-подружка. Да, в первую очередь ей рассказывают свои сокровенные желания, которые обязательно исполняются. Каждая из вас может сделать такую куклу для себя, помня о важном правиле: никому нельзя показывать Желанницу. (см. Приложение 2)

Тряпичная кукла является непременным атрибутом девичьего рукоделия, связывающему современную девочку с  народными, семейными традициями.

У многих народов в семьях при рождении  девочки делались куколки,  которые передавались  потом по наследству, вручались на свадьбе невестам.

 Издавна в русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы именно они отводили на себя недобрые взгляды завистников. Этих кукол «Неразлучников» изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой цветной ткани. С рождением в семье ребенка пара свадебных кукол раздвигалась, давая место куклёнку.  Красовалась неразлучная пара со своим потомством в доме на почетном месте – в красном углу под иконами. В наши дни отражением этой давней традиции является обычай привязывать куклу к первой машине свадебного кортежа.  (см. Приложение 3).

 Кукла «Богатство, плодородие» («столбушка» с детками). (см. Приложение 4). Она представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы – матери поясом привязано множество деток. Считалось, большое количество детей ведет к процветанию рода, а значить, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Ее, в отличии от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребенка, а также влияет на отношения между детьми и родителями.

В доме всегда была еще одна, главная в кукольной  семье,  «Крупеничка» как  оберег на достаток в доме (на хозяйственность) . На Руси первоначально  кукла Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу девятнадцатого века для наполнения куклы стали использовать пшено, горох, пшеницу. Так появились Зерновушки и Горошинки. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Куклу наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Весной зерно доставали из куклы – мешочка  и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. (см. Приложение 5)

Как попала эта кукла на Кубань? Уверена, что каждая семья, из каких бы мест она не шла, брала с собой  свою Крупеничку, Зернушку, Горошинку

как символ достатка, оберег от голода и старинную насыпную  игрушку для детей.

Вот такими бывают  куклы – берегини.  
ЯЗЫЧЕСКИЕ КУКЛЫ В ПРАВОСЛАВИИ.

На Кубани, как и в других местностях России, жизнь каждого ребенка начиналась с куклы Пеленашки (см. Приложение 6). Ребенок еще не родился, а будущая мамочка с молитвой, с мыслями о будущем дитятке уже мастерила кукленка; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, ведь  все это хранило родовую и генетическую память. Мать  бережно укладывала «младенчика-пеленашку»  его в колыбельку, чтобы кукла грела ее и отпугивала злых духов. Когда появлялся малыш, Пеленашка оставалась рядом, чтобы приходящие гости не сглазили, и только после крещения ребенка куклу убирали из колыбели. Было принято смотреть на куклу, приговаривая при этом «Ой, какой кукленок!».  Ребенок рос и играл с куклой, ее берегли всю жизнь вместе с крестильной рубашечкой.

«Бессонница». В славянской традиции для избавления от «ночниц» детей купают в настое различных растений. Самую простую куклу – «Бессонницу» - делали из квадратных кусков ткани или головных платков. Голову куклы набивали мятой или другой успокаивающей травой. При этом в процессе изготовления читали заговор «Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куколкой» (см. Приложение 7).

В давние языческие времена люди верили во множество богов, которые «охраняли» дом и скот, поддерживали огонь, помогали собирать хороший урожай. Известно, что у многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян: они приносили  женщин в жертву Великой матери - природе. Именно кукла спасла человека, когда кому-то пришло в голову предложить богам вместо человеческой жертвы – девушки с беленьким личиком, березовое полено, обряженное в цветастый платочек и сарафан.   Эту  первую славянскую куклу назвали Колодией.  

Собиратель и исследователь отечественного духовного достояния А.Н.Афанасьев в одной из книг писал: «У славян существует старинный обычай: встречая весну в марте месяце, совершать изгнание Зимы (или Смерти).  Как заключительное действо длившегося целую неделю праздника,  со своим установившимся за многие века строгим порядком, они выносят из деревни соломенное чучело, изображающее Зиму, топят его в реке или предают сожжению, а пепел бросают в воду,  помня, что  Зима гибнет под жгучими лучами весеннего солнца, в быстрых потоках растопленных ими снегов…».    В нашей станице до сих пор,  в воскресенье, во время проводов Масленицы, её чучело, как  олицетворение  старого, уходящего, на традиционном гулянии - проводах Зимы, сжигают, помня, что ее уничтожение является залогом рождения нового.

В русских губерниях наши предки всегда широко отмечали недельный праздник Масленицы. Но нигде не встретилось упоминание о кукле. Где берет истоки традиция появления куклы - Масленицы на Кубани? В литературных источниках были найдены следующие сведения: « В некоторых местах Малороссии  был прежде обычай с пением носить по улицам чучело; толпа детей, сопровождая его, бросала снежные комья. В других местах Малороссии возили на санях чучело – Масленицу. Это изображение женщины с распущенными волосами и в пестрой одежде потом бросали в воду или сжигали на костре в воскресенье».

 Автор  данных сведений Александр Васильевич Терещенко – выдающийся знаток русской жизни, автор многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры, жил в  девятнадцатом веке (1806 – 1865). Именно им собранные сведения  (1848 год)  позволяют утверждать, что     всеми  любимую обрядовую  куклу -  Масленицу вместе с первыми переселенцами принесли на Кубань казаки из Малороссии (запорожцы).
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ.

Многие тряпичные куклы несли двойное, иногда тройное назначение. Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок, названия которых очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление  характерно для людей древней славянской культуры.

Практически у всех народов мира детей в старину приучали к правилам обращения с куклами, что вызвано поверьями о связи куклы с душой двойника – человека, которого она изображает. Разные виды кукол использовались для детских игр. Все они «пришли» на Кубань с переселенцами из разных земель и губерний России.  Часто девочки играли в кукурузные куклы. Большую часть тёплого времени года девочки-казачки со своими матерями проводили на больших огородах. В жаркие часы, когда женщины отдыхали, девочки прятались в кукурузной тени и из початков кукурузы делали себе кукол-красавиц с длинными волосами (белыми, жёлтыми, коричневыми). Такими куклами долго и с удовольствием  играли (см. Приложение 8). А зимними вечерами пожилые казачки мяли кукурузу для домашней  птицы, а девочкам, которые вертелись вокруг них, давали белые, жёлтые, коричневые  кочаны кукурузы. Девчата, сделав из шелухи незамысловатые причёски, превращали их в игровых кукол. Неверным является утверждение, что кукурузными куклами играли только на Кубани. В книге «Куклы мира» рассказывается, что такими куклами играли девочки Кавказа, Испании, Португалии, Мексики.

«Куклы - игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте. Потом эти куклы переходили к детям».

Игрушки в казачьей семье покупали редко, по большей части старались делать своими руками. И изготавливали их чаще всего два человека: дедушка и няня. У казаков всячески поощрялось изготовление кукол и игры с ними (см. Приложение 8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Кукла это замечательное средство эстетического воспитания. Впрочем, у народа это средство всегда было в ходу. Просто мы о нем крепко подзабыли, а ведь и сегодня есть люди, которые помнят традиционных кукол, что делали их бабушки и прабабушки. Они могут восполнить наши знания об этой, почти утраченной культуре.

Почему же так крепко мы забыли старинное искусство, согревающее человеческие души? Да, изменился уклад нашей жизни, изменились мы сами. Но ведь мы прямые наследники того народа, что умел и хлеб растить и песни складывать, и рукотворную красоту создавать, в том числе замечательные игрушки из лоскутков. Неужели сегодня им нет места в нашей жизни? Не хотелось бы в это верить!

Пусть разодетые пластмассовые и фарфоровые красавицы останутся в детских уголках, но рядом с ними на свое законное место сядет простая тряпичная куколка, сшитая из нескольких цветных лоскутков. Если на уроках мы сможем возродить интерес к забытому рукоделию, и в результате семье свернут всего одну, лишь куклу, как знать, не оживим ли мы древнее и прекрасное искусство?

А что я делаю для того, чтобы оживить это искусство? На уроках и во внеурочной деятельности рассказываю и учу младших школьников делать игровых кукол, Берегинь дома, со старшеклассницами смастерим казачьих куколок - Обережек и вызывающих большой интерес – свадебных кукол… (см. Приложение 9).

Подобрать материал для изготовления кукол помогают мамы, они находят нужные ткани, приобретают нитки, тесьму. В весенний период помогали в заготовке и сушке трав. В августе работа находится и папам, они помогают в заготовке листьев початков кукурузы.

Народная кукла является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Народные куклы яркие, привлекающие внимание ребенка, создающие ему хорошее настроение. Эти куклы небольшого размера и разных цветов, что развивает зрение ребенка. Отмечу, что в народной традиционной кукле не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло. Народная кукла изначально была напитана энергией семьи, рода, а, следовательно, полностью безопасна. Как медитативный предмет она придает уверенность, равновесие, чувство защищенности. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.

Самое главное нужно заинтересовать, показать и научить своих воспитанников этому удивительному виду искусства. И тогда никакой обряд, ни какая традиция не пропадёт бесследно из нашей жизни.

recovered_jpeg digital camera_18.jpgrecovered_jpeg digital camera_12.jpg

Дорогу осилит идущий!


страница 1


скачать

Другие похожие работы: