NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Уроки жизни Храм Всех Святых, что в Красном Селе Москва Артос «Серебряные нити» 2007


Протоиерей Артемий Владимиров

Уроки жизни
Храм Всех Святых, что в Красном Селе
Москва


Артос
«Серебряные нити»
2007

Эта книга необычного жанра – она собрана из открытых уроков протоиерея Артемия Владимирова со школьниками разных возрастов.Читатель может почерпнуть из нее редкое в наше время искусство общения с детьми, цель которого – нравственное раскрытие личности и утверждение в добре. «Уроки жизни» предназначены для родителей и детей, учителей и учеников, а также для всех тех, кто желает заглянуть в глубины собственной бессмертной души...

«Мама» – слово дорогое...

Почти исповедальное…Два года назад ко мне, директору одной из московских школ, обратился сотрудник с настойчивой просьбой – пригласить в школу для беседы с детьми священника, протоиерея Артемия Владимирова. Человек, далекий в то время от церковного мира, я с полным недоумением отнеслась к предложению: что делать священнику в неправославной школе? о чем можно беседовать с детьми, далекими от веры? Но уступила. И вот актовый зал, весь заполненный детьми начальной школы… Отец Артемий необыкновенно сердечно, порою шутливо, часто переходя то на английский, то на французский языки, а то и на латынь, заговорил… о маме. К горлу подкатил комок. Вспомнилась моя мама, уже ушедшая в мир иной; испытала чувство вины перед ней; потом подумала о своих взаимоотношениях с собственными детьми… Сколько мы в жизни наломали дров… Неужели и эти дети, сидящие в зале, не сумеют избежать горьких, а то и непоправимых ошибок?! Почувствовала себя ответственной за отношение моих учеников к собственным родителям…Беседа потрясла. Впервые я увидела, что так можно говорить о жизни с детьми – так просто и так глубоко, так сердечно и так строго в нравственном смысле одновременно… А потом были средние классы, старшие. И каждый раз приводил в изумление тот результат, который был налицо уже в конце беседы: теплели детские глаза, светлее становились лица школьников, доверием наполнялась душа ребенка. И сама я словно погружалась в давно забытый мир – очень добрый, очень светлый и радостный. Мир, в котором жила только Любовь… И так захотелось, чтобы это никогда не уходило из моей жизни, из жизни моих питомцев, из жизни коллег…С тех пор отец Артемий неразлучно с нами…Школа изменилась… Изменились дети… Изменились педагоги, словно заново открывшие для себя многие на время забытые, ушедшие на какое-то время в пассив души истины… Изменилась и моя жизнь… Главное, что мы в нашей школе стали сильней, потому что очень четко обозначались профессиональные ориентиры: мы здесь для того, чтобы образовывать личность ребенка не по западной, американизированной модели образования, а по нашей – отечественной (а Отечество наше десять веков прожило в рамках православных ценностей, и это осталось в нашей генетической памяти), для того чтобы снова открыть детям России их страну – в которой можно не только жить, но которой должно служить; чтобы взрастить их в идеалах добра и жертвенной любви к людям и к своей Родине…Низкий поклон Вам, дорогой Батюшка, от педагогов и учащихся школы…Директор одной из Ваших многочисленных школ.
ПредисловиеЗдравствуйте, мои милые друзья! Судя по вашим улыбкам и по лучистому выражению глаз, вы весьма рады, что, наконец-то, прозвенел звонок и начинается урок с батюшкой… А может быть, я не прав?..»Так или примерно так приступает священник в школе к педагогическим трудам, которые являются неотъемлемой частью его пастырского служения…Что же приношу я с собой на встречу с детьми, с чем переступаю порог классной комнаты?Конечно, с подарками, конфетами, сладостями – ведь они так поднимают настроение школьников, когда одариваешь их от чистого сердца… Но это далеко не главное. Нам, воспитателям и учителям, потребно нечто иное, о чем, собственно, мне и хочется рассказать в предисловии к этой необычной книге…Помню я свои первые дни в качестве учителя-словесника, когда в ушах еще не успел смолкнуть оживленный гул университетских коридоров, а во снах мне часто приходилось сдавать давно сданные экзаменационные сессии. Уже тогда мне стало ясно, что при подготовке к школьным урокам и встрече с подростками мне не обойтись без… молитвы. Действительно, как слаб и зачастую беспомощен начинающий педагог, брошенный на произвол судьбы своими старшими коллегами! Где взять ему силы к свершению подвига? Как обрести спокойствие, если почва уходит из-под ног? Каким способом преодолеть неуверенность в себе? Кто избавит его от дрожания пальцев, держащих мел, и сбивчивости интонации при объяснении нового материала?Безусловно, жизненный, педагогический опыт и множественные неудачи, срывы, ошибки, без которых не обойтись ни одному учителю. Но пока-то взойдешь к высотам, сколько должно утечь воды… А ведь каждый школьный день – это новое сражение, в котором необходимо одержать победу! Вот почему я и начал прибегать к молитве, обращенной к единому истинному Учителю – Господу нашему Иисусу Христу. Как сегодня помню: золотая осень, здание школы, окруженное кленами, которые, в точном соответствии с учебной программой по литературе, рдели и сияли своим золотисто-багряным убором. Со смешанным чувством нетерпения и страха я встал в отдалении, вглядываясь в школьные окна, в которых отражались осеннее небо и верхушки деревьев. Умом и сердцем вникая в слова любимой мною молитвы, шепчу, переводя взор в поднебесье: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози мне, грешному, сие дело, мною начинаемо, о Тебе Самем совершити, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».И вот с молитвой в сердце и улыбкой на устах, с верой в чудесную помощь, которая приходит свыше и осеняет всякого труждающегося христианина, я вхожу в класс для общения с детьми…Пусть же Господь всегда дает мне крылья вдохновенья, чтобы душа ощущала себя невесомой птицей, подымающейся все выше и выше в небесные просторы! Верю, что сердце, напитанное благодатью, станет для детей источником живительного тепла, ощутив которое, они мало-помалу и сами оттают и раскроют нежные полупрозрачные лепестки своих душ навстречу духовному Солнцу – Живому Богу… Хочу делиться с моими милыми чадами той таинственной радостью, которая, словно источник родниковой воды, исходит и бьет ключом из глубины очищенной покаянием совести… Знаю, что Отчее Слово даст мне, по Своей милости, слово ясное, простое и прекрасное, которое, как небесная манна, напитает жаждущие истины сердца… От широты русских бескрайних полей и желтеющих нив я возьму щедрость и великодушие, от горных вершин, спящих «во тьме ночной», – мощь и величие. Прозрачные, как слеза, девственные озера поделятся со мной чистотой и целомудрием, без благоуханной красоты которых чахнет и гибнет детская душа… Святые Русской земли, великие князья и подвижники, спасавшиеся в удаленных от городов пустынях и скитах, святые воины, живот свой за Отечество положившие, и богомудрые святители поделятся со мной толикой своих добродетелей, дабы слово, исходящее из уст учителя, стало делом в жизни его воспитанников… Пусть мое общение с учениками станет для них желанным и радостным, послужит во смирение дерзким и развязным, умягчит ожесточившихся и, главное, ободрит и утешит тех, кто, еще не вкусив полноты бытия, уже отведал скорбей, не будучи согрет любовию своих родителей… Во всем буду полагаться на помощь Создателя, не забывая и мудрой русской поговорки: «На Бога надейся, а сам не плошай»…И дай, Боже, чтобы встреча со священником стала для детей тихим веянием ветерка из Эдема сладости – Церкви Христовой, дала им почувствовать благость Отчего дома – храма Божия, двери которого всегда открыты для ищущих Истину… Пусть же наши уроки просвещают, но не опаляют; влекут к добру, но не приневоливают; пробуждают мысль и усыпляют греховные движения гордости, злобы и похоти... И если кто-нибудь, читая эти строки, скажет, что написавший их явно завышает планку, то я отвечу ему: «Все лучшее будем отдавать детям, ведь они достойны того, чтобы в их будничной школьной жизни происходили чудеса»… И еще прибавлю, что Бог весьма и весьма любит их, и от нас, взрослых, во многом зависит, почувствуют, узнают и встретят ли дети в своей жизни эту великую, неземную и ни с чем не сравнимую Божественную Любовь…

Протоиерей Артемий Владимиров
«Мама» – слово дорогое…

Нулевой и 1 классы (5-7 лет)

Отец Артемий. …Когда мы были маленькими, у нас был такой рефлекс: как только входит взрослый, сразу попка отрывается и человек взлетает, а вас надо уговаривать! Стойте, стойте. Сейчас я посмотрю, какая у вас выправка, как мальчики стоят, как девочки, кто похож на балерину, кто – на гвардейца. Прекрасная осанка! (Обращается к одному из мальчиков). Не жеманьтесь, дорогой, это неприлично. У некоторых мальчиков видна ненужная им женственность. Ну-ка, встаньте, как солдаты. Здравствуйте.Дети. Здравствуйте.Отец Артемий. А кто я?Дети. Батюшка.Отец Артемий. А вы кто?Дети. Дети. Школьники. Детский сад.Отец Артемий. А теперь садитесь. Мне очень приятно попасть к вам в гости, дорогие друзья. Сегодня у нас с вами чрезвычайно ответственный урок. Для того чтобы вы поняли, что батюшка не шутит с вами, я сейчас поставлю мини-компьютер американского производства, и он запишет все, что мы с вами будем обсуждать. «Внимание, прием! Компьютер настроен на восприятие детских ответов! Связь с Кремлем. Владимир Владимирович, Вы меня слышите?» Кто это – Владимир Владимирович?Дети. Путин.Отец Артемий (делает вид, что говорит с Кремлем). «Да, да, в саду. Да, началось общение. Дети ведут себя прекрасно, никаких замечаний! Не обращать больше внимания на компьютер? Да, постараюсь сделать вид, что вы нас не видите и не слышите. Еще подключить связь с Америкой? Президент Соединенных Штатов? Минуточку. Подключаю». А вы не обращайте внимания на эти игрушки, это как бы не для вас, это для мировой прогрессивной общественности. Мы с вами продолжаем наши занятия. И сегодня побеседуем о том, как правильно говорить на русском языке. Да, действительно, хотя все мы к двум годам научились говорить, однако и сегодня есть над чем поработать в этом отношении. Как вы думаете – кто знает, руку поднимайте, – какое первое слово произносит ребенок, едва только начинает воспринимать мир?Дети. Мама и папа.Отец Артемий. Да, действительно, кто ближе к ребенку, нежели его родители? «Мама» – слово дорогое. А можно ли маму назвать как-то иначе?Дети. Мамуля. Любимая.Отец Артемий. Любимая мама. Очень хорошо.Дети. Красивая. Хорошая.Отец Артемий. Сейчас, подождите, я все буду у себя отмечать. Любимая мама – кто сказал?Егор. Я.Отец Артемий. Егор. Мама у него любимая.Даниил. Красивая мама.Отец Артемий. Даниил. Мама у него красивая.Дети. Хорошая мама.Отец Артемий. Мама во всех отношениях хорошая.Дети. Нежная мама.Отец Артемий. Очень хорошо.Кто-то из детей. Красивая. Другие Дети. Было уже «мама красивая».Отец Артемий. Ничего, нам не жалко.Дети. Ласковая мама.Отец Артемий. Замечательно. Еще.Дети. Мама отличная.Отец Артемий. Мама отличная… от всех прочих мам. Отлично.Дети. Мама добрая, мама любимая.Отец Артемий. Все понял: исчерпали запас эпитетов, то есть ласковых наименований. А можно ли маму назвать еще каким-то словом, совсем другим?Дети. Мамочка.Отец Артемий. Мамочка, мамулечка, мамусенька – это все производные от слова «мама». А если поискать образы в мире природы? Посмотрите на небо, на солнце, на речку… Можно ли найти какие-нибудь такие имена для мамы, чтобы она, услышав их, улыбнулась? Мы с вами сказали: «Мама хорошая, добрая, красивая». А что вокруг нас есть такое же прекрасное, как мама, чтобы ее назвать этим словом и согреть мамину душу? Ну, например, я смотрю на свою мамочку, у меня она самая лучшая в мире! У кого лучшая в мире мама? Поднимите руки... У большинства собравшихся!Дети (дети тянут руки). У всех.Отец Артемий. Я смотрю на свою маму. У моей мамы… Сейчас-ка я вам нарисую… (Рисует на доске). Посмотрите, что это?Дети. Коса.Отец Артемий. Коса. Говорят, коса – девичья краса. К сожалению, нынче не многие мамы могут похвалиться такой косой, потому что чуть ли не с детского сада они эту косу…Дети. Обрезают.Отец Артемий. Почему? Зачем?Дети (вразнобой). Чтобы было красиво. Чтобы волосы не мешали ногам. Чтобы волосы не мешали письму. Чтобы, когда человек ест, они не лезли в суп.Отец Артемий. А знаете ли вы, что наши прабабушки писали красивее, чем современные дети, которые пишут как курица лапой. Правда, кое-где еще пишут по прописям, а так – печатными буквами. Вот наши прабабушки писали почерком таким красивым, что ни в сказке сказать…Дети. Ни пером описать.Отец Артемий. Но при этом у них были длинные волосы. А ну-ка, посмотрите на батюшку. Это, конечно, не мамина коса, но видно, что батюшка произошел от своей…Дети. Мамы.Отец Артемий. Яблочко, говорят, падает недалеко от…Дети. Дерева.Отец Артемий. А дерево именуется как? Если яблочко?Дети. Яблоня.Отец Артемий. Да. Итак, батюшка, когда смотрит на свою маму, говорит: «Мама моя дорогая, косонька прекрасная». «Косонька» – это уменьшительное от слова «коса». Ну а вы, например, когда мама улыбается… Хотя постойте, ведь мама может и нахмуриться… Когда мама смотрит на нас нахмурившись? Когда у мамы брови сдвигаются к переносице, а глаза становятся как у орлицы? Почему мама так может на нас смотреть? По какой причине?Дети. Если она рассердилась.Отец Артемий. А почему рассердилась?Дети. Потому что ребенок, может быть, сделал что-то плохое.Отец Артемий. Какие проступки могут свершать дети, отчего у мамы портится настроение?Дети. Может быть, он бабушку обидел или разбил что-нибудь.Отец Артемий. Не дай Бог, испортил что-нибудь по небрежности, сломал…Дети. Может, игрушки не собирает.Отец Артемий. Игрушки разбросал, да не собрал. Тихо, тихо, тихо! Дети, привыкайте, у нас здесь с вами не демократия. А что у нас здесь?Дети. Урок.Отец Артемий. У нас здесь порядок. Батюшка спрашивает, дети отвечают. Итак, когда мама хмурится, тогда, действительно, как бы погода портится, облачка появляются, дождик накрапывает. А если мы с вами ведем себя прилично, благородно, ничего без спросу не берем; поиграв в детской, после себя игрушки соберем; утром быстренько встаем, после себя постель убираем, то мама выходит к нам и лицо ее сияет, как вот это осеннее…Дети. Солнце.Отец Артемий. Солнышко. Мамочка смотрит на нас с улыбкой. А когда мы видим мамину улыбку, у нас просто за спиной раскрываются… Посмотрите, что я такое нарисовал за спиной?..Дети. Шторы.Отец Артемий. Как?Дети. Сердце.Отец Артемий. Помилуйте, сердце – это вот здесь… А одно и другое, да за спиной?..Дети. Крылья?Отец Артемий. Крылья. Еще раз: когда мы видим маму светлой и радостной, мы уже зовем ее не просто мамочкой, а говорим ей: «Светлое ты мое…»Дети. Солнце.Отец Артемий. Солнышко. Поднимите руку, кто за свою долгую жизнь хоть раз мамочку назвал «солнышком»?Мальчик. Я целых пятнадцать раз так называл.Отец Артемий. Ну что ж, нежный мальчик... Опустили руки. А кто – поднимите руку – сегодня вечером свою маму назовет «солнышком»? (Дети тянут руки). Большинство собравшихся. Посмотрите, пока мы с вами говорили, солнышко выглянуло. Чувствуете, оно нас слышит? Мне кажется, солнышко нас одобряет! Правда?Дети. Да.Отец Артемий. Чувствуете, как оно светит?Дети. Мне даже в глаза светит.Отец Артемий. Итак, дорогие друзья, очень важно, общаясь с мамой, утешать ее таким добрым русским словом «солнышко». Почему мы любим солнышко, чем оно приятно? Кто знает – руку поднять, а батюшка спросит.Дети. Тепло.Отец Артемий. Только дикари отвечают односложно: «тепло». У меня ведь вопрос был какой? Почему мы любим солнышко, за что?Дети. Потому что оно светит.Отец Артемий. Со слов «потому что» приличные дети не начинают свой ответ. Нужно давать полный ответ. Как? Я бы начал речь так: «Дорогой батюшка, – это я к себе обращаюсь, – я очень люблю солнышко, во-первых… а там уже идет «потому что». Братцы, кто мне расскажет, за что мы любим солнышко?Один из мальчиков. Потому что оно красивое.Отец Артемий. Ах, это «потому что»! Встань-ка, дружок. Иди сюда, к батюшке. Подобные словечки словно какая-то плесень, грибок в старинном здании. Представься, как тебя зовут?Мальчик. Сережа.Отец Артемий. Сережа. «Дорогой батюшка», – вы начинаете свою речь…Сережа. Дорогой батюшка!Отец Артемий. «Дорогой батюшка, я люблю солнышко по многим причинам. Во-первых…»Сережа. Дорогой батюшка, я люблю солнце по многим причинам.Отец Артемий. Чувствуете, мальчик размышляет? Да… По каким же причинам?Сережа. Потому что оно дает нам свет.Отец Артемий. Солнышко дает нам свет. И когда солнышко встает, своими лучами оно освещает…Дети. Весь город. Землю. Весь свет.Отец Артемий. Весь Божий мир. И эти лучи проникают везде и всюду. В частности, они проникают и в мою комнату. Я просыпаюсь, и солнечный лучик золотой падает на мой нос, и мне становится…Дети. Жарко.Отец Артемий. Так. Во-вторых… Кто еще найдет причину? Только не с «потому что». «Солнышко меня очень радует…»Дети. Солнышко меня очень радует и дает мне тепло.Отец Артемий. Тепло. Я не только светолюбивое существо, но и теплолюбивое. А ведь без тепла на руках могут появиться цыпки. Мурашки, или цыпки, как говорили в старину. Без тепла у нас здесь (батюшка показывает на горло), в горле, может…Дети. Пересохнуть.Отец Артемий. Ну, не столько пересохнуть, сколько может появиться какой-то…Дети. Кашель.Отец Артемий. Какой-то кашель, простуда. Без тепла не раскроются по весне лепесточки цветов. Без тепла на дереве не поспеет ни одно…Дети. Яблоко. Ни одно яблоко и ни один плод.Отец Артемий. Тепло – это сама жизнь. «И поэтому, батюшка, – говорите мне вы, – я так люблю солнышко: оно и светит, оно и греет». Прекрасно. Может быть, еще солнышко любимо нами за то, что, когда оно является на горизонте, на душе становится весело? Итак, дорогие друзья, зная о том, как солнышко милостиво посылает нам свет и тепло, мы и мамочку свою…Дети. Называем солнышком.Отец Артемий. Ведь мамочка действительно солнышко. Когда в первый раз она меня, синенького младенчика, прижала к своей груди, я почувствовал, что рядом со мною – самое дорогое существо. Когда это произошло?Дети. Когда мы только родились.Отец Артемий. Когда мы только появились на свет Божий. А когда мамочка нам улыбается, действительно, на душе становится светло и не хочется ни шалить, ни грешить, но хочется только…Дети. Спать.Отец Артемий. Спать, либо…Дети. Улыбаться, делать добрые дела… А можно еще что-то сказать?Отец Артемий. Можно. Вы знаете, что вы хотите сказать?Дети. И благодаря солнечным вспышкам на Северном и на Южном полюсах происходит северное сияние.Отец Артемий. Вот это да! Кто знает, что такое северное сияние?Учительница. Все. Они вчера в планетарии были.Отец Артемий. В планетарии?! А почему меня не взяли? В следующий раз прошу известить меня. Вы видели, как прекрасно северное сияние?Дети. Да. Мы звезды смотрели там.Отец Артемий. Прекрасно, милые Дети. Теперь я понимаю, откуда в ваших душах столько романтики, столько изобретательности, наблюдательности, умения воспринимать красоту природы… А теперь у меня очень неожиданный к вам вопрос. После того как мы выяснили, что солнышко – это действительно дар Божий… Кстати, солнышко само появилось?Дети. Само. Взрыв. Было сначала облако такое, как бы туманность, а потом из него родилась звезда, а потом за ней появились планеты из пылевого облака.Отец Артемий. Взрыв. Очень интересно. А скажите, дорогие дети, если я сейчас что-нибудь тут взорву, из этого взрыва может родиться что-то хорошее?Дети. Нет.Отец Артемий. Уж вы-то смотрите, наверное, телевидение, знаете последние события, знаете, сколько трагедий в этом мире происходит. Мне кажется, что от взрыва могут произойти только разрушение и смерть. Есть ведь и другие теории. И не просто теории. Я, например, читал такую толстую книгу, которая называется Библия. И в ней сказано, что солнышко не само собою появилось. Сами собою, дорогие, только капризы из нас выскакивают. Но такое светлое, теплое и ласковое солнышко на небе появилось потому, что его сотворил Сам…Дети. Бог. Всю жизнь Бог сотворил. Я еще смотрел в «Новостях», что звезда взорвалась, и появилась черная дыра.Отец Артемий. Дыры… квазары… Давайте мы ограничим наши астрономические высказывания. А теперь у меня следующий вопрос. После того как мы с вами выяснили, что мамочку всего лучше, всего радостнее называть «солнышком», по крайней мере, вечером, когда солнышко зайдет, многие из вас, вернувшись домой, сами вызвались назвать маму «мое ласковое, теплое солнышко»… Может ли кто-нибудь в доказательство того, что он маму любит, а не просто ждет от нее вкусненького – мороженого или какой-нибудь жвачки, какой-нибудь подачки – может ли кто-нибудь в знак того, что он действительно любит маму и она ему не менее дорога, чем солнышко, прочитать маленькое стихотворение или песенку спеть? Есть ли такой ребенок – смелый, решительный? Прошу. Как тебя зовут?Девочка. Настя.Отец Артемий. Настенька, как твою маму зовут?Настя. Катерина, Катенька.Отец Артемий. Катерина. А уменьшительное – Катя. Ты одна у мамочки?Настя. Нет. Сестра есть.Отец Артемий. А сестричку как зовут?Настя. Маша.Отец Артемий. А в какой вы живете стране с Машенькой?Настя. В Москве.Отец Артемий. Москва – это город. А страна?Настя. Россия.Отец Артемий. Хорошо. Что же ты про мамочку хотела спеть? Я могу помочь. Это песенка будет?Настя. Нет.Отец Артемий. А что? Стихотворение?Настя. Да.Отец Артемий. Значит, не спеть, а рассказать? Продекламировать. Дети, мы послушаем со вниманием?Дети. Да.Отец Артемий. Так. А песенка у кого есть? Как зовут тебя?Мальчик. Иосиф.Отец Артемий. Иосиф, ты нам сможешь спеть?Иосиф. Да.Отец Артемий. Готовься, милый… А теперь послушаем Настю. Пожалуйста, Настя. Но мы попросим тебя так громко, с таким выражением прочитать стихотворение, чтобы даже мама услышала. Слушаем. С напряженным вниманием и интересом.Настя. Мама, ты очень радостная, потому что ты очень хорошая.Отец Артемий. Белый стих. Экспромт. Продолжай, ребенок. Мама, ты очень радостная…Настя. Потому что ты….Отец Артемий. Похожа на это ласковое…Настя. Солнце.Отец Артемий. Солнышко. Когда я тебя вижу, то на сердце у меня становится светло. Мое сердце тотчас согревается твоей лю…Настя. ...бовью.Отец Артемий. И я хотела бы вырасти такой дочкой, которая бы не доставляла тебе никаких…Настя. Осложнений.Отец Артемий. Никаких огор…Настя. ...чений.Отец Артемий. И я постараюсь, мамочка, когда ты будешь слабенькая и у тебя появится клюшеч…Настя. Клюшечка.Отец Артемий. Не только у хоккеистов есть клюшечка, но и у старенькой мамочки. Я постараюсь, мама, почаще приходить к тебе в гости и приносить тебе всякие вкусненькие…Настя. Сладости.Отец Артемий. Я знаю, что ты очень любишь… А что именно мама любит?Настя. Мама любит шоколадки «Мишки».Отец Артемий. А главное, мамочка моя дорогая, что, кроме сладостей, «Мишек», крендельков и всяких печений, я принесу тебе любовь моего… Что здесь у меня? Серд…Настя. Сердца.Отец Артемий. Постараюсь, мама дорогая, утешать тебя своим сло…Настя. Словом.Отец Артемий. Так, чтобы ты, достигнув преклонных лет, говорила: «Господи, слава Тебе за то, что Ты мне дал такую дочь Настень…Настя. ...ку.Отец Артемий. Мамочка, я еще хотела бы сказать, что без твоего позволения я не выйду за…Настя. ...муж.Отец Артемий. Но если и найдется претендент на мою руку и сердце, я обязательно приведу его домой и тебе его пока…Настя. ...жу.Отец Артемий. И спрошу твоего совета – выходить за него замуж или…Настя. Выходить замуж или нет.Отец Артемий. И если мамочка скажет, что он какой-то ненадежный и непроверенный, старый, из уха сыпется песочек, из носа капает вода, то я, конечно, за него замуж не…Настя. Не выйду.Отец Артемий. А если мамочка скажет: «Дорогая Настенька, это просто какой-то ангел. Благословляю тебя на счастливое супружество», – то тогда, конечно, я отвечу этому принцу: «Я согласна». Наметили жизненную программу? Дети. Да.Отец Артемий. Я даже разволновался и растрогался. А теперь послушаем песенку? Иосиф, иди сюда. Такое красивое имя. Кто дал нашему Иосифу такое имя красивое?Иосиф. Папа или мама.Отец Артемий. У тебя в роду еще был кто-то по имени Иосиф?Иосиф. Да. Дедушка.Отец Артемий. А дети знают, имеет ли Иосиф святого небесного покровителя с этим именем?Дети. Да.Отец Артемий. Замечательно! Дорогой Иосиф, что же ты хотел нам спеть сегодня?Иосиф. Я хочу спеть про маму.Отец Артемий. Это песенка твоего собственного сочинения? Как стихотворение, которое Настенька сочинила? Твоя собственная песенка?Иосиф. Я ее только что придумал.Отец Артемий. Так. (Делает вид, что общается через импровизированный компьютер с президентом). «Владимир Владимирович, подключите микрофоны, идет трансляция на Кремль». Пожалуйста. А мы будем подпевать, да? Иосиф, начинай.Иосиф. Моя дорогая мамочка.Отец Артемий. Подожди, подожди, надо, чтобы было немножко нараспев, ведь это не стихотворение, а песенка. (Поет). Моя дорогая ма-амочка-а… Очень хорошо. Дальше.Иосиф. (Поет). Я тебя очень люблю.Отец Артемий. Я тебя очень люблю-ю. Любишь ли ты…Иосиф. Меня.Отец Артемий. Меня, как я тебя.Иосиф. Тебя. Какая ты красивая.Отец Артемий (поет). Какая ты краси-ивая-я. Па-па-па-ра-ра, па-пам.Иосиф. Я очень-очень люблю тебя.Отец Артемий (поет). Я очень-очень люблю тебя-я. Твой маленьки-ий…Иосиф. Сыночек.Отец Артемий. По имени-и…Иосиф. Иосиф.Отец Артемий. Иосиф. Твой золотой звоно…Иосиф. ...чик.Отец Артемий. ...-чик или -чек?Иосиф. ...-чек.Отец Артемий. Дети, я приятно поражен вашей готовностью на ходу не только сочинять стихотворения, но и петь. А знаете ли вы, например, такую песенку? Когда я был маленьким, мы пели ее маме: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама…»Дети. «Пусть всегда буду я».Отец Артемий. «Пусть всегда будет папа». Слава Богу, еще не забыты слова для распева. Что же, дорогие друзья (показывает на импровизированный компьютер), помните ли вы, что это такое?Дети. Компьютер.Отец Артемий. И куда он направлен сейчас?Дети. На нас.Отец Артемий. А другим концом куда?Дети. На Кремль. На Путина.Отец Артемий. Так почему же вы, милые друзья, сидите так, как будто вас кашей не кормили? Давайте-ка выпрямимся. Все-таки президент из военного ведомства. Давайте мы под занавес помолимся с вами о здоровье наших родителей. Поднимите руку честно, кто хоть раз молился за своих родителей? Большинство. А кто хочет помолиться с батюшкой за своих родителей? Подавляющее большинство. Как вы думаете, будем молиться лежа?Дети. Сидя. Лежа. Стоя.Отец Артемий. Я думаю, что лежа люди спят. Сидя они…Дети. Едят.Отец Артемий. А стоя они….Дети. Говорят.Отец Артемий. Молятся. Ну-ка, встанем. Равнение на батюшку. Если вы действительно хотите пожелать здоровья вашим родителям, то всего лучше испросить этого у Господа Бога, Который нас сейчас и видит, и слышит, и любит. Мне, наверное, не нужно вам рассказывать, Кто изображен у батюшки на кресте?Дети. Иисус Христос.Отец Артемий. Сам Бог, Господь Иисус Христос. Посмотрите, Он простирает Свои объятия, как бы желает обнять каждого ребеночка, потому что Он очень добрый, и не просто очень добрый, Он есть сама Любовь. Ему-то мы помолимся. И попросим у Господа Бога, чтобы Он ниспослал нашим родителям здоровье. Батюшка сейчас начнет, а вы продолжите: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй. А мы с вами подпоем: Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! Почему три раза мы сказали?Дети. Потому что три семьи.Отец Артемий. Здесь у нас больше семей, чем три. Почему три раза сказали «Господи, помилуй»?Дети. Потому что Троица. Чтобы Бог нас слышал. Потому что Господь любит Троицу.Отец Артемий. Конечно, Он Сам и есть Троица! Дальше. Еще молимся о наших мамах и папах, дабы они были здравы, целы, невредимы и нас любили. Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! Чтобы мы были детьми послушными и родителей никогда не огорчали. Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! А это что такое батюшка делает?Дети. Крестится.Отец Артемий. Чтобы правильно осенить себя крестом, сколько пальчиков складываем?Дети. Три.Отец Артемий. Три. На лобик. Потом?Дети. На пупочек.Отец Артемий. А потом напра….Дети. ...во.Отец Артемий. А потом налево. И в заключение: Еще молимся, чтобы у нас в доме все было мирно и тихо. И взрослые не ссорились между собою. Но мы бы радовали их добрым поведением и прилежанием. Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!Кто-то из детей. А папа уже завтра увольняется с работы.Отец Артемий. Помолимся, чтобы его перевели с худшей работы на лучшую. Бывает и такое...Дети. А мои мама и папа никогда не ссорятся… А у меня всегда ссорятся…Отец Артемий. Я чувствую, многое из того, о чем вы говорите, батюшке нужно слушать на исповеди. Давайте же мы сегодня победоносно закончим наш урок. И я хотел бы, во-первых, поблагодарить вас за то, что вы встретили меня очень приветливо, вели себя на четыре с плюсом…Дети. На пять с плюсом.Отец Артемий. На четыре с плюсом. А главное, за то, что активно вместе с батюшкой мыслили, пели, на ходу сочиняли стихотворения и обещали, что сегодня вечером вы встретите маму не обычным: «Мама, дай мне, пожалуйста…», а скажете ей: «Мамочка моя дорогая, ты сегодня светла, как…»Дети. Солнце.Отец Артемий. Солнышко. Я тебя очень…Дети. Люблю!..

7 октября 2004 года.

Поговорим о душе

1 класс (6-7 лет)

страница 1страница 2 ... страница 15страница 16


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.