NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Уроки жизни» в номинации «Развитие толерантности в молодёжной среде»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Грузино

Чудовского района Новгородской области

Тема проекта: «УРОКИ ЖИЗНИ»

в номинации «Развитие толерантности в молодёжной среде»

Автор проекта:

Кузнецова Наталья,

ученица 11 класса,

17 лет

Руководитель проекта:

Скрипко

Татьяна Анатольевна

2013 – 2014 учебный год

Цель проекта

Распространение информации о толерантности, развитие основных черт толерантной личности; развитие способности познавать себя и других людей, формирование умений предупреждать конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса (учениками, учителями и родителями).

Задачи проекта
1. Организация системной работы в ОУ по формированию позитивного отношения к окружающим людям и культуре не только своего народа, но и народов других республик РФ;

2. Выбор эффективных форм взаимодействия ОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры детей;

3. Приобщение школьников к музейной культуре, знакомство с историей, обычаями, достопримечательностями родного края, посредством посещения школьных музеев ОУ района и исторических музеев Новгородской области;

4. Создание условий в ОУ для формирования толерантности среди детей, педагогов и родителей;

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантного поведения;

6. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

Краткая аннотация проекта, специфика содержания проекта

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. 

 Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимодействия между социальными группами, во имя взаимодействия с людьми другой культуры, национальности. Одна из задач педагогов при организации деятельности учащихся – регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная и внешкольная воспитательная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются её границы и учащиеся могут проявить своё личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы в большей степени виды внеурочной деятельности, содержание которой способствует формированию нравственных, бесконфликтных взаимоотношений между людьми.

Актуальность проекта

Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки школьников, становится актуальной задачей современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективна эта работа будет, только тогда, когда будет вестись с раннего детства.
Основная идея проекта по формированию толерантных качеств образовательной среды заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций.

Эффективность проекта

В настоящее время человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается.

Так, толерантность определяется как «терпимость к чужим мнения, верованиям и формам поведения»; как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам»; «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям»; «искусство жить с непохожими людьми… норма ценности отличий другого человека и поддержка этих отличий… норма, которая позволяет не только понять другого человека, но и принять его, что намного сложнее». Реализация данного проекта предполагает, что он будет способствовать воспитанию и развитию толерантного отношения  не только у учащихся нашей школы, но и у их родителей и педагогов.
Мы надеемся, что расширится круг людей, активно содействующих превращению толерантности в норму жизни для граждан нашего посёлка, района, как части России, мечтающих о культуре понимания, уважения и достоинства.

Понятие «толерантность» в последние годы становится популярным в нашей стране. Без него не обходится ни одно обсуждение проблем, связанных с самыми различными сторонами человеческих взаимоотношений.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к другим  взглядам и традициям. 

Проект должен помочь сформировать основы толерантного сознания и поведения. Воспитать такие качества, как чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение слушать, способность к сопереживанию, чувство юмора, любознательность. Эта проблема актуальна ещё и потому, что воспитание толерантности через школу – это одновременно работа и с родителями, а значит, существенное расширение поля толерантного сознания у значительной части населения. Реализация данного проекта, направленного на формирование толератного сознания и поведения, позволит не только школьникам, но и их родителям и педагогам сформировать определённые личностные качества. Речь идёт о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других.

Перспектива реализации проекта

Проект реализуется в течение 1 года. Проект может использоваться в любом общеобразовательном учреждении. Возраст школьников, участвующих в проекте, от 7 до 17 лет. По завершении проекта каждый его участник выразит своё отношение к этой проблеме в виде творческой работы ( рисунок, сочинение, презентации, эссе).

Место проведения

МАОУ «СОШ» с. Грузино

География участников

МАОУ «СОШ» с. Грузино, посёлок Грузино

Количество участников проекта – 150 человек

Учащиеся школы, их родители, педагоги школы, социум села.

Кадровые ресурсы

  • педагоги школы;

  • работники Грузинского Центра Досуга;

  • работники социальных служб района (опеки и попечительства).


Механизмы реализации проекта
Проект будет реализоваться через внеурочную деятельность, классные часы, общешкольные воспитательные мероприятия, конкурсы, опросы, анкетирование.


Сроки и этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап сентябрь – октябрь 2013 года.

  • Изучение литературы по данной теме;

  • Анкетирование участников проекта с целью выявления уровня толерантности школьников, педагогов, родителей;

  • Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей учеников.


2. Основной этап ноябрь 2013 – сентябрь 2014 года

  • Проведение тематических мероприятий по толерантности в школе;

  • Творческие работы учащихся  по созданию эмблемы толерантности;

  • Создание презентаций по толератности.


3. Заключительный этап сентябрь – ноябрь 2014 года

  • Проведение социологического опроса среди участников проекта по формированию толерантного поведения;

  • Проведение фестиваля «В СЛОВЕ МЫ СТО ТЫСЯЧ Я» (театральное или музыкальное представление жизни разных народов, национальностей).


Ожидаемые конечные результаты


  • Толерантная личность, уважающая интересы, особенности, мнение другого человека;

  • Владение способами, приёмами для уклонения от конфликтов и поддержания дружеских межличностных отношений;

  • Отсутствие межличностных конфликтов;

  • Отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися школы;

  • Нравственно воспитанная личность выпускника.


Тематический план мероприятий основного этапа реализации проекта

«Уроки жизни»

№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Контингент участников

1.

Классные часы, посвящённых Всемирному Дню Доброты (20 октября)

20 октября

1 – 11 класс

2.

Конкурс рисунков «Спеши делать добро»

10 – 20 октября

1 – 5 класс

3.

Конкурс сочинений «Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится…»

10 – 20 октября

6 – 9 класс

4.

Конкурс эссе «Все народы хороши…»

10 – 20 октября

10 – 11 класс

5.

Неделя толерантности:

Конкурс презентаций по толерантности

Конкурс рисунков «Мы такие разные…»

Фестиваль «В слове МЫ сто тысяч Я»

Конкурс фотографий «Мы - ЗА толерантность»

1.11.14 – 16.11.14

8 – 11 кл.

1 – 7 кл.

1 – 11 кл.

1 – 6 кл.

6.

Выпуск школьной газеты по теме толератности

до 1.11.14

Творческое объединение «С компьютером по жизни»

7.

Посещение музеев Трегубовской школы

школы № 1 им. Н.А. Некрасова

Апрель 2013 г.

1 – 11 кл.

8.

Спортивный праздник «Народные игры»


Май 2013г.

1 – 8 кл.

9.

Приглашение отца Сергия для беседы по теме «Толератность – что это такое?»

Март 2013

1 – 4 кл.

10.

Акция «Рождественский подарок» помощь малообеспеченным семьям, социальная помощь пенсионерам и ветеранам ВО войны

20.12.13 – 25.01.14

1 – 11 кл.

11.

Дебаты «Толерантность помогает преодолеть конфликты и войны?»

Январь 2014г.

10-11 кл.

12.

Конкурс сказок «Цветок толерантности»


1 – 10.09.14

5 – 9 кл.

Информационная карта проекта

1.

Полное название проекта

«Уроки жизни»

2.

Цель проекта

Распространение информации о толерантности, развитие основных черт толерантной личности; развитие способности познавать себя и других людей, формирование умений предупреждать конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса (учениками, учителями и родителями).

3.

Задачи проекта

1. Организация системной работы в ОУ по формированию позитивного отношения к окружающим людям и культуре не только своего народа, но и народов других республик РФ;

2. Выбор эффективных форм взаимодействия ОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры детей;

3. Приобщение школьников к музейной культуре, знакомство с историей, обычаями, достопримечательностями родного края, посредством посещения школьных музеев ОУ района и исторических музеев Новгородской области;

4. Создание условий в ОУ для формирования толерантности среди детей, педагогов и родителей;

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантного поведения;

6. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

4.

Краткая аннотация проекта, специфика содержания проекта

Основная идея проекта по формированию толерантных качеств образовательной среды заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций.

5.

Актуальность проекта

Рост конфликтов, нарастание межнациональной напряжённости – характерные черты наступившего XXI века. Поэтому одной из первоочередных задач российской школы должно стать формирование установок толерантного самосознания учащихся.

6.

Эффективность проекта

Реализация данного проекта предполагает, что он будет способствовать воспитанию и развитию толерантного отношения  не только у учащихся нашей школы, но и у их родителей и педагогов.
Мы надеемся, что расширится круг людей, активно содействующих превращению толерантности в норму жизни для граждан нашего посёлка, района, как части России, мечтающих о культуре понимания, уважения и достоинства.

8.

Перспектива реализации проекта

Проект реализуется в течение 1 года. Проект может использоваться в любом общеобразовательном учреждении. Возраст школьников, участвующих в проекте, от 7 до 17 лет. По завершении проекта каждый его участник выразит своё отношение к этой проблеме в виде творческой работы ( рисунок, сочинение, презентации, эссе)

9.

Место проведения

Село Грузино

10.

География участников

МАОУ «СОШ» с. Грузино, село Грузино

11.

Количество участников проекта

Все школьники и их родители, педагоги, работники социума посёлка (150 человек)

12.

Кадровые ресурсы

Педагоги школы, работники клуба, работники социальных служб района

13.

Механизмы реализации проекта

Проект будет реализоваться через внеурочную деятельность, классные часы, общешкольные воспитательные мероприятия, конкурсы, опросы, анкетирование.

14.

Сроки и этапы реализации проекта

Ноябрь 2013 – Ноябрь 2014

Подготовительный этап сентябрь – октябрь 2013 года.

Основной этап ноябрь 2013 – сентябрь 2014 года

Заключительный этап сентябрь – ноябрь 2014 года

15.

Ожидаемые конечные результаты

Толерантная личность, уважающая интересы, особенности, мнение другого человека;

Владение способами, приёмами для уклонения от конфликтов и поддержания дружеских межличностных отношений;

Отсутствие межличностных конфликтов;

Отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися школы;

Нравственно воспитанная личность выпускника.

16.

Методы решения поставленной проблемы

Коллективные Творческие Дела, просветительская работа,

групповые занятия, проведение тренингов, игровых занятий,

проведение акций, социологических опросов, анкетирования, конкурсов, фестиваля

17.

Степень достижения целевых показателей

По окончании реализации проекта предполагается овладение школьниками и взрослыми способами, приёмами уклонения от конфликтов и поддержания дружеских межличностных отношений.


Используемая литература:


  1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

  2. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001


Приложение 1.

Анкета для учеников

  1. Когда твои одноклассники обижают кого-нибудь в твоем присутствии, что делаешь ты?

А) стоишь в стороне и наблюдаешь

Б) встаешь на сторону обидчиков

В) защищаешь жертву

Г) что-то еще (напиши)___________________________

  1. Что чаще всего делает тот, кого обижают? (напиши)___________________________

  2. Помогает ли это остановить обидчиков?

  3. Кто, по-твоему, виновен

А) те, кто обижает, дразнит

Б) тот, кого обижают, дразнят

В) кто-то еще (напиши)________________________________________

  1. Можете ли вы ( ты сам и твои одноклассники) остановить обидчиков без посторонней помощи?

  2. Если нет, то кто мог бы вам помочь? (напиши)_______________________________

  3. Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают, дразнят?

  4. Как ты думаешь, что могут сделать ребята ( ты сам и твои одноклассники) , чтобы улучшить взаимоотношения в классе?(напиши)________________________________________.

Спасибо!
Анкета для родителей

Агрессивное поведение – взаимодействие, при котором одним человеком умышленно наносится вред другому человеку.

Уважаемые родители! Предлагаем Вам обсудить с ребенком данную проблему. Просим высказать ваше мнение по проблеме агрессивного поведения (нужное подчеркнуть).

  1. Существует ли проблема детской агрессии в классе, где учится ваш ребенок?

Да Нет

2. Оцените значимость решения данной проблемы.

Крайне важна Важна Не важна Совсем не важна

  1. С какими видами агрессии чаще всего сталкивается ребенок?

Словесная Физическая Материальная Косвенная

  1. В каком возрасте, на ваш взгляд, чаще всего проявляется детская агрессия?

7-9 лет 10-12 лет 13-15 лет

5. Сообщает ли ребенок об агрессии, направленной на него?

Всегда Иногда Никогда

  1. Кому сообщает?

Вам Кл. руководителю Др. учителям Одноклассникам Кому-либо еще

  1. В каком возрасте сообщают чаще?

7-9 лет 10-12 лет 13-15 лет

8. Как вы считаете, станут ли одноклассники защищать жертву?

Да Нет В зависимости от обстоятельств Затрудняюсь ответить

9. Кто чаще готов защищать жертву?

Одноклассники Друзья Родители Кл. руководитель Др. учителя Кто-либо еще

10. Часто ли жертва провоцирует агрессию?

Всегда Иногда Часто Никогда

11. Какие по вашему мнению. Причины проявления детской агрессии?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 Что для решения этой проблемы могут сделать:

Родители: _________________________________________________________

Педагоги: ___________________________________________________________

Спасибо!
Приложение 2.

Дружный класс. Без агрессии

6 класс

Цели:

  1. улучшение психологического климата в классе;

  2. профилактика возникновения социально-эмоциональных проблем у учащихся;

  3. повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

  4. формирование принципов доброго отношения друг к другу и негативного отношения к всякого рода проявлениям агрессии.

План

1 Введение

2 Обобщение результатов анкетирования учеников и родителей

3 Обсуждение проявления агрессии в фильме «Чучело»

4 Как не позволять себя обижать

5 Правила класса

6 Рассказ «Рыцарь» В. Железникова

7 Солнце человечности

8 Кто он – настоящий друг?

9 Подведение итогов

Ресурсы:

  1. Этикет. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений./ Сост. Л. Пегеева/. Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003.

  2. Классные часы. Копилка классного руководителя. Методическое пособие/ Н. И. Еременко. – 2-е изд., дополненное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

  3. Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Журнал «Справочник классного руководителя» №0/август/2006.

5) Диск DVD, художественный фильм «Чучело».


№ слайда

Содержание

Сл 1


Сл 2

Сл 3

Сл 4

Сл 5-25

Сл 26

Сл 27

Сл 28

Сл 29

Сл 30

Сл 31

Сл 32


    1. Введение


Тема классного часа – «Дружный класс. Без агрессии»
Эпиграф «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» - «золотое» правило нравственности.
Цели:

  1. улучшение психологического климата в классе;

  2. профилактика возникновения социально-эмоциональных проблем у учащихся;

  3. повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;

  4. формирование принципов доброго отношения друг к другу и негативного отношения к всякого рода проявлениям агрессии.


О чем наш классный час?

  • о добрых взаимоотношениях в классе;

  • о том, как важно уважать себя и других;

  • о том, как не позволять обижать себя и других.


Подростковая агрессия за последние годы превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему. В Санкт-Петербурге в состав банды, которая

метро «Пушкинская» ударом ножа был убит 17-летний студент. В ростовском зоопарке дети 11-12 лет до смерти забили палками кенгуру.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинения вреда другому живому существу; явно злонамеренное.
2. Обобщение результатов анкетирования учеников и родителей
Имеет ли место агрессивное поведение в нашем классе? Чтобы ответить на этот вопрос полнее, я провела с учениками и родителями анкетирование по следующим вопросам

Анкета для учеников

  1. Когда твои одноклассники обижают кого-нибудь в твоем присутствии, что делаешь ты?

А) стоишь в стороне и наблюдаешь

Б) встаешь на сторону обидчиков

В) защищаешь жертву

Г) что-то еще (напиши)

  1. Что чаще всего делает тот, кого обижают? (напиши)

  2. Помогает ли это остановить обидчиков?

  3. Кто, по-твоему, виновен

А) те, кто обижает, дразнит

Б) тот, кого обижают, дразнят

В) кто-то еще (напиши)

  1. Можете ли вы ( ты сам и твои одноклассники) остановить обидчиков без посторонней помощи?

  2. Если нет, то кто мог бы вам помочь? (напиши)

  3. Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают, дразнят?

  4. Как ты думаешь, что могут сделать ребята ( ты сам и твои одноклассники) , чтобы улучшить взаимоотношения в классе?(напиши).

Спасибо!
Анкета для родителей

Агрессивное поведение – взаимодействие, при котором одним человеком умышленно наносится вред другому человеку.

Уважаемые родители! Предлагаем Вам обсудить с ребенком данную проблему. Просим высказать ваше мнение по проблеме агрессивного поведения (нужное подчеркнуть).

  1. Существует ли проблема детской агрессии в классе, где учится ваш ребенок?

Да Нет

2. Оцените значимость решения данной проблемы.

Крайне важна Важна Не важна Совсем не важна

  1. С какими видами агрессии чаще всего сталкивается ребенок?

Словесная Физическая Материальная Косвенная

  1. В каком возрасте, на ваш взгляд, чаще всего проявляется детская агрессия?

7-9 лет 10-12 лет 13-15 лет

5. Сообщает ли ребенок об агрессии, направленной на него?

Всегда Иногда Никогда

  1. Кому сообщает?

Вам Кл. руководителю Др. учителям Одноклассникам Кому-либо еще

  1. В каком возрасте сообщают чаще?

7-9 лет 10-12 лет 13-15 лет

8. Как вы считаете, станут ли одноклассники защищать жертву?

Да Нет В зависимости от обстоятельств Затрудняюсь ответить

9. Кто чаще готов защищать жертву?

Одноклассники Друзья Родители Кл. руководитель Др. учителя Кто-либо еще

10. Часто ли жертва провоцирует агрессию?

Всегда Иногда Часто Никогда

11. Какие по вашему мнению. Причины проявления детской агрессии?_____________________________________________________________________________________________________________

12 Что для решения этой проблемы могут сделать:

Родители: _________________________________________________________

Педагоги: ___________________________________________________________

Спасибо!

Выводы:

Проявления агрессии в нашем классе есть. Больше – словесная. Большинство учеников готовы защищать жертву. Но без помощи взрослых не обойтись. Приведем ответы учеников на вопрос №8:

8. Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?

- организовать совместный праздник;

- здороваться;

- не дразниться, не драться;

- извиниться за неправильное поведение;

- не делать из мухи слона;

- войти в положение другого человека и не обижать его;

- объяснить, почему ты не доволен кем-то;

- попросить прощения у тех, кого обижал;

- быть дружными, держаться вместе;

- помогать друг-другу;

- относиться ко всем хорошо.
3. Обсуждение проявления агрессии в фильме «Чучело»
Фильм «Чучело» снят Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова. В главных ролях: Кристина Орбакайте и Юрий Никулин.

Лена Бессольцева попадает в новую школу. Но класс сразу же не принимает наивную, добродушную, честную девочку. Будучи настоящим другом, Лена принимает на себя чужую вину. Подвергшись жестокому бойкоту со стороны одноклассников, она будет вынуждена уехать из города.

Просмотр эпизода из фильма с поджегом чучела.

Вы посмотрели самый жестокий эпизод фильма. Девочку оскорбили, унизили и «сожгли». И ни один одноклассник не заступился за нее. Даже человек, которого она считала лучшим другом.

- Что вы можете сказать о поступке Лены Бессольцевой?

- Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?

- В чем Дима Сомов поступил неправильно?

- Как бы вы поступили на месте Лены Бессольцевой? А на месте Димы Сомова?

- Как должен был бы поступить Сомов? Если бы он признался, то агрессия класса была бы направлена на него! Как быть?

- Может быть, детям нужна была бы помощь со стороны взрослых?

- Что заставило ребят задуматься в конце фильма?

- Не встретили ли вы в фильме благородных людей?


  1. Как не позволять себя обижать


Давайте подумаем, каких принципов должен придерживаться человек, чтобы не стать жертвой агрессии?

Не позволяй себя обижать!

  • 1. Не бойся агрессора, держись уверенно.

  • 2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо.

  • 3. Не груби в ответ и не дерись.

  • 4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения:

  • твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;

  • пошути в ответ;

  • спокойно уйди (не убегай);

  • обратись за помощью к друзьям или старшим, если не сможешь справиться сам.




  1. Правила класса


Давайте придумаем правила класса, чтобы агрессии не было места среди нас.


      • Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.

      • Не поддерживаем агрессора (обидчика). Когда говорят: «Давай подразним вместе!» - каждый из нас отвечает: «Нет!»

      • Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло.

      • Каждый ставит себя на место жертвы.

      • Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать.

      • Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают.

      • Игра должна быть честной: все соблюдают правила (только тогда нет беспорядка).

      • Мы не исключаем из игры никого, и это здорово!

      • Мы называем друг друга по имени.

      • Мы здороваемся при встрече с каждым.

      • Мы уважаем друг друга!




  1. Рассказ «Рыцарь» В. Железникова


- Понравился ли вам рассказ?

- Что вы можете сказать о Саше? Вот он – настоящий друг бабушки!

- Произведение заканчивается со словами «жив человечек». Что хотел сказать этим автор?

- Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, то он состоялся как человек.


  1. Солнце человечности


Класс разбивается на 4 группы. Вспомните, кто для вас когда-либо сделал добро, или вы сами совершили добрый поступок. Сейчас каждая группа нарисует свое «Солнце человечности». А добрые поступки будут подписаны на лучах этого солнышка.

(Группам раздаются листы ватмана, работаем под фонограмму песни «Прекрасное далеко»)

- Кто хочет прочитать классу свой добрый поступок?

Ученики зачитывают свои записи. Рисунки размещаются на доске.

- 2008 год объявлен Годом Добрых дел. Вспомните, какие добрые поступки мы совершили с классом?

- Всем классом поздравили ветеранов ВОВ нашего микрорайона с праздниками 23 февраля и 9 мая нынешнего года.

- Наши мальчики сделали лопатки для садика.

- Будущим первоклассникам мы подарили книжки.


  1. Кто он – настоящий друг?


Стихотворение «Знай, мой друг…» Р. Гамзатова читает ученица:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился,

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился.

Ты ему греха не поминай.



Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.
Исполнение классом песни «Настоящий друг».
- А что для вас «настоящий друг»? Какой он?


  1. Подведение итогов


- Какое чувство вы испытываете сейчас?

- Было ли, на ваш взгляд, в сегодняшнем классном часе для вас полезное, нужное?

- О чем наш классный час?

- Что вам запомнилось больше всего?

- С чем вы уходите с занятия?
Желаю, чтобы у вас были самые верные друзья, самая крепкая дружба, самый замечательный класс! И никакой агрессии


Приложение 3.

Интерактивный классный час для 5-го класса «Спешите делать добро».
Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия;

выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах вообще.
Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца со словами В.Гюго «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце», высказывания русских писателей о доброте.
1.Вступительное слово учителя.

Начать классный час хочу со слов «Делать людям хорошо – хорошеть самому».

Как вы понимаете слова «хорошеть самому»?

Значит ли это , что надо быть хорошим человеком, делать то , что нравится людям?

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова о доброте (читает ученица или учитель) Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечным небом

Давайте верить в доброту!
2. Подбор синонимов к слову добрый:

Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к слову добрый – милосердный, великодушный, благородный, отзывчивый, вежливый, честный, весёлый и т.д.
3.Приветствие в круге.

Одним из синонимов добрый вы назвали вежливый: в чём заключается вежливость? (В приветствии.)

Давайте поприветствуем друг друга. Игра « Клубочек»
Дети в кругу по очереди обращаются друг к другу со словами: «Я рад, что ты, …(имя), рядом со мной…». Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдаёт клубок тому, к кому обращается . Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдаёт ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднимают руки вверх, затем опускают их на колени. Очень важно всё делать одновременно , чтобы не разрушить общий круг. Затем клубок сматывается в обр. направлении. При этом каждый ребёнок наматывает свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами.
Анализ упражнения

  • Легко ли тебе говорить приятные вещи своему соседу?

  • Кто-то тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное?

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?

  • Что на твоё настроение повлияло?


4. Работа в группах.

Деление на 2 группы: солнце и ветер(карточки со словами солнце и ветер). Чем похожи солнце и ветер ? Чем отличаются? О чём они могут поспорить?

Притча «Солнце и ветер»

«Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым сильным из нас». Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ».

Анализ упражнения

  • О чём эта притча?

  • Какой вывод можно сделать?


5. Пословицы о доброте. Ребята, а вы знаете. Что доброта и милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем людям было жить легче, общаться друг с другом , чтобы это общение приносило радость. А какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

  • Доброе слово лечит, злое калечит.

  • Злой не верит, что есть добрый.

  • Добрая слава лежит, а худая бежит.

  • Доброго чтут, а злого жалуют.

  • Доброта без разума пуста.

  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  • Делай другим добро - будешь и сам без беды.

  • Доброе дело питает и душу и тело.

  • Добрый человек в добре живёт век.

  • Худо тому, кто добра не творит никому.

  • Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.

  • За доброго человека сто рук.

  • Добрые умирают, а дела их живут.

А сейчас я проверю знаете ли вы мои пословицы. Я буду читать начало, а вы продолжайте.

Нет друга - ищи, (а нашёл – береги).

Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).

Один за всех- (все за одного.)

Человек без друзей, (что дерево без корней)

Дружба – как стеклоразобьёшь – не сложишь).
6.Упражнение «Нарисуй доброго человека» (фоном звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты»)

Деление на 3 команды­: (собрать квадрат из 3-х частей определённого цвета синий, зелёный, красный)

А сейчас. Ребята, вам предстоит изобразить доброго человека в виде любого предмета (солнце, цветок, сердце).

Анализ упражнения

Почему вы доброго человека изобразили именно так?


  1. Работа с плакатом «Солнце» (обратить внимание на высказывание В.Гюго) Назовите качества доброго человека. Прикрепите названные качества на лучики


8. Инсценировка «Рукавички я забыла» А Барто. А сейчас вам предстоит побыть в роли актёров.(3 чел.) Действующие лица: 1-рассеянная девочка

2-жадная девочка

3-добрая девочка

1. – На бульваре – снежный бой.

Здесь и я - само собой.

Ой, что было, ой, что было!

Сколько было хохота!

Рукавички я забыла,

Вот что было плохо-то!

Попросила я у Лёли

Запасные варежки, говорит:

2. – Смеётесь, что ли,

Надо мной, товарищи?

Берегу их три недели,

Чтоб другие их надели?

  1. – Вдруг девчонка лет восьми говорит:

3. – Возьми, возьми!

  1. – И снимает варежку

С вырезкой по краешку.

3. – Буду левой бить пока?

1. – Мне кричит издалека,-

Я в блаженстве плаваю,

Грею руку правую.

Снежный бой, снежный бой.

Здесь и я, само собой.

Все в атаку напролом!

Из снежков метелица.

Хорошо, когда теплом

Кто-нибудь поделится.

Анализ упражнения.

Какая девочка поступила как добрый человек? Чем она поделилась? Что у неё в душе находится?
8. Поэтическая минутка.(А сейчас вам предстоит побывать в роли поэтов). Задача состоит в том, чтобы разрезанное на строчки стихотворение собрать в целое. (текст стихотворения: Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле. А. Лесных.)

(фоном звучит музыка песни «Дорогою добра»)

А теперь вспомните и расскажите каждый об одном добром деле, которое вы сделали кому – нибудь ( животным, родным, одноклассникам, пожилым).

9. Сценка в автобусе.

МИНИАТЮРА. На школьной сцене 6 стульев в ряд условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать её в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит её и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встаёт, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».

Анализ миниатюры.

    • Какие ошибки допустили дети?

    • Встречали ли вы таких детей?

    • Как нужно поступать в таких ситуациях?

10.Вспомните произведения, в которых добро побеждает зло.

А я хочу вас познакомить с высказываниями известных во всём мире писателей о доброте.

Высказывания писателей (написаны на доске)

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.

( Жан Жак Руссо )

Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе.

( Вильям Шекспир )

Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.

( Лев Толстой )

10. Мозговой штурм в группах «Правила доброй жизни» .(придумывание правил доброй жизни)

Правила, по которым должен жить добрый человек прописываются на доске.
11. Заключительный «Клубочек». Дети повторяют слова благодарности друг другу ( «Спасибо,…. (имя), что ты была рядом со мной и помогала мне»)
Учитель дарит детям сувениры (солнышко)

- Я хочу подарить вам частичку нашего солнышка, чтобы в каждом из вас горело добро.

Дети дарят солнышки гостям, делая доброе дело.

Игры народов России. Приложение 4.

«Колышки» (марийская народная  игра)


Перед началом игры все игроки должны запастись деревянными колышками длиной около одного метра и воткнуть их в землю вокруг водящего так, чтобы об­разовался круг радиусом 3—5 м. Водящий должен сначала попросить у каждого ребенка колышек, но дети могут не отдавать свой колышек, потому что в этом случае им придется становиться на место водящего.

Если все дети водящему отказали, то он начинает сердиться и пытается захватить любой колышек. Для этого он должен положить руку на выбранный колы­шек и громко посчитать до трех. На счет «три» водя­щий выбегает из круга и бежит вокруг. Хозяин круга одновременно бросается в противоположную сторону, стараясь обогнать водящего и добежать до своего ко­лышка первым.

Тот, кто первым добежит до колышка, становится его хозяином, а проигравший становится в круг и дол­жен водить снова. Правила:

    1. Нельзя бежать раньше слова «три», иначе старт будет повторен.
      2.  Нельзя сокращать круг, срезая его наискосок.

«Казаки-разбойники» (русская народная игра)


Игра проводится на улице. Все игроки делятся на две команды. Бросают жребий: игроки одной команды становятся «разбойниками», а другой — «казаками». У «казаков» есть «стан»: его охраняет один из «каза­ков». «Казаки» дают «разбойникам» некоторое время, чтобы они могли спрятаться, а затем отправляются на их ловлю. Если обнаруженный «разбойник» успеет добежать до казачьего «стана», он не считается пойман­ным, а сам становится «казаком». Игра заканчивается, когда «казаки» поймают всех «разбойников». Правила:

1.  Необходимо ограничить место, где должны пря­таться разбойники.
2.  Пойманные «разбойники» отводятся в «стан», где их до конца игры будет охранять один «казак».

«Ястреб и утки» (бурятская  народная  игра)


Игра проводится на улице. Необходимо разделить участок на несколько зон: «камыши», «озеро». «Озе­ро» — это очерченная зона произвольной формы на од­ном из противоположных концов поля. На другом конце поля располагается «ястреб» — это ведущий, который будет ловить «уток». «Утки» должны по команде убе­гать от «ястреба», по дороге к «озеру» прячась в «ка­мышах». «Камыши» — это несколько игроков, кото­рые располагаются в произвольном порядке на рассто­янии 1—1,5 м друг от друга на пути «уток» к «озе­ру». «Утки» спасаются сначала среди «камышей», а потом — в «озере», где «ястреб» уже не может их ло­вить. Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля. «Ястреб» продолжает ловить уже мень­шее количество «уток». «Ястреб» побеждает, если су­мел поймать всех «уток».  Правила:

1.  «Камыши» не должны сходить с места или ло­вить кого-нибудь из игроков руками.

2.  «Камыши» могут раскачиваться, стоя на месте, и таким образом мешать «ястребу» ловить «уток».

3.  Каждая «утка» обязана поплутать в «камышах», а не сразу бежать к «озеру», где она будет в полной безо­пасности.

«Слепой медведь» (осетинская народная  игра)


Традиционно в этой игре внимание «слепого медве­дя» игроки привлекали с помощью трещоток: две де­ревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно ис­пользовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.

По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.

Остальные дети приближаются к медведю и начи­нают трещать деревянными палочками. «Слепой мед­ведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.

Пойманный игрок сам становится «слепым медве­дем». Правила:

1.  Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.
2.  Игрок, приблизившийся к медведю, должен обя­зательно трещать трещотками.

«Маляр и краски» (татарская  народная  игра)


Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «крас­ками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия.

Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» — «У меня красок много, — отвечает «хозяйка красок», — какую тебе?»

Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, ка­кой цвет назовет «маляр». Названная «краска» долж­на вскочить с лавки и успеть добежать до противопо­ложного конца комнаты или площадки, где можно бу­дет укрыться за специально начерченной линией.

«Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убе­гающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова. Правила:

1.  Маляр не должен ловить «краску», когда она еще только поднимается со стула.
2.  Нельзя двум игрокам выбирать название одной «краски».

«Бег с палкой в руке» (ингушская  народная  игра)


Известно много традиционных приемов этой игры, популярной у народов Северного Кавказа: держать пал­ку на ладони, на пальце, на кулаке, локте и т.п.

Рассмотрим, как можно устроить целое соревнова­ние в беге, держа палку на ладони. Для этого надо зара­нее определить расстояние от старта до финиша и от­метить его. Оно может быть 50—100 м, но маленькие дети могут бежать и на меньшую дистанцию. Также надо подготовить деревянные палки, с которыми участ­ники будут соревноваться в беге. Они должны быть при­мерно одинакового веса и размера, чтобы все участни­ки испытывали одинаковые трудности в удержании своих палок в равновесии. Если соревнуются школьни­ки, то палки могут быть длиной до 1 м, если игра про­водится со старшими дошкольниками, то длина палки не должна быть больше 50 см. Участники одного забе­га также не должны очень сильно отличаться между собой по росту.

Дети должны пробежать от старта до финиша, дер­жа перед собой палку на ладони вытянутой вперед руки. Если ребенок во время бега уронил палку, то он выбы­вает из игры.

Побеждает тот, кто сумел первым добежать до фи­ниша и не уронить палку. Правила:

1.  Если во время бега участник поддержал покач­нувшуюся палку другой рукой, то он считается проиг­равшим и должен выбыть из игры.
2.  При «фальстарте» игроку его результат не засчитывается.

Приложение 5.
Презентация по теме толерантности.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.