NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Уроков литературы в 10 классе по теме: «А. Н. Островский. Гроза. Чтение и анализ 2 действия драмы»



Г.А.ИОФФЕ, учитель русского языка и литературы гимназии № 293, заслуженный учитель РФ

Тема инновационного опыта: «Системный подход в преподавании литературы в старших классах» (на примере методической разработки сдвоенных уроков литературы в 10 классе по теме: «А.Н.Островский. Гроза. Чтение и анализ 2 действия драмы» - уроки 3-4)

В связи с тем, что изучение драмы А.Н.Островского в 10 классе – явление сугубо традиционное, но при этом закладывающее основы литературного образования на 3-й ступени обучения, автор разработки пытается преодолеть расхожие штампы не только в интерпретации произведения, но и в методике его изучения. Инновационным является подход, при котором цели и задачи ставятся не к отдельным урокам, а ко всей системе уроков по теме, что приводит к усилению системности изучения и ослаблению исключительной значимости каждого отдельного урока.

Данные два урока вырваны из контекста общей системы, однако в них отражаются те элементы инновационных технологий, которые характерны для всей системы, а именно:

  • Использование тестовых форм диагностики обученности, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий;

  • Применение групповой, парной и вариативной методик, в том числе с работой творческих групп учащихся постоянного состава;

  • Развитие аналитических способностей и навыков исследовательской работы учащихся в отношении литературного текста и – шире – нравственно-эстетических и философских проблем, сопряжённых с литературным первоисточником.

Основополагающим для автора разработки является принцип, органично соединяющий в методике преподавания литературы в старших классах лучшие достижения традиционных технологий с результативно обоснованными инновациями, при этом использование инновационных технологий рассматривается не в качестве непременной дани модным требованиям, а в качестве инструмента, способного реально повысить эффективность литературного образования, обеспечивая гармонию технологий.

Особенности уроков и целеполагание.

Данные уроки, проводимые в 1 четверти 10 класса, нацелены на выработку у учащихся следующих умений:

  • Внимательного чтения литературного текста;

  • Развития логического мышления;

  • Практического освоения литературоведческой терминологии и её применения;

  • Композиционного анализа драматического произведения;

  • Выразительного чтения;

  • Выработки и формулирования нравственно-этических оценок на основе литературного текста.

Ход уроков

Комментарий

В начале 1-го урока в течение 5-7 минут проведем экс­пресс-тест на знание текста произведения, которое должно было быть прочитано учащимися до конца.

Содержание экспресс-теста (он может быть проведён по раздаточному материалу или на компьютерах)

/ вариант

1.В каком действии «Грозы» Катерина встречается с Борисом:

а) в 1-м; б) в 4-м; в) в 5-м; г) в 3-м.

2. Чьи это слова: «Живем в одном городе, почти ря­дом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви, либо на дороге, вот и все!»:

а) Кудряша; б) Кулигина;

в) Бориса; г) Тихона.

3. Какие слова принадлежат Варваре:

а) «Лезет мне в голову мечта какая-то...»;

б) «Вот красота-то куда ведет»;

в) «Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!»;

г) «Я уйду, да и была такова».

4. Кто произносит последнюю реплику в пьесе:

а) Кабанова; б) Кулигин;

в) Шапкин; г) Тихон.

5. В какой сцене — завязка действия:

а) разговор Кулигина, Кудряша и Шапкина в на­чале 1-го действия;

6) признание Катерины Варваре в 1-м действии;

в) монолог Кулигина о «жестоких нравах»;

г) слова Феклуши о «бла-алепии».

Ключ к проверке: 1 — г; 2 — в; 3 — в; 4 — г; 5 — б»

2 вариант

1. В каком действии «Грозы» — сцена признания Ка­терины в совершенном грехе:

а) в 4-м; б) в 5-м; в) в 3-м; г) во 2-м.

2. О ком из героев говорят: «…прежде наломается над нами, надругается всячески, как… душе угодно...»:

а) о Кудряше; б) о Кабановой;

в) о Тихоне; г) о Диком.

3» Какая реплика принадлежит Борису:

а) «Вы ее погубили! Вы!»;

б) «А между собой»то, сударь, как живут…»;

в) «Эх, кабы сила!»;

г) «Где уж мне своей волей жить».

4. Кто произносит первую реплику в «Грозе»:

а) Кулигин; б) Шапкин;

в) Кудряш; г) Борис.

5. Ремарка — это:

а) разговор двух действующих лиц;

б) речь одного из героев;

в) авторское замечание;

г) начало развития действия.

Ключ к проверке: 1 — а; 2 — г; 3 — в; 4 — а; 5 — в.

Комментарий

После экспресс-теста, который оценивается очень просто — в баллах по количеству правильных ответов,— целесообразно побеседовать по вопросам домашнего задания, попутно дав учащимся целевую установку (см. выше).

Один из вопросов д/з (о завязке действия) вошел в I тест. Прежде чем верно определить завязку, нужно понять суть конфликта или конфликтов. Ученикам это сложно. На данном этапе литературного образования учи­тель должен взять на себя задачу учить ребят опреде­лять и формулировать суть конфликта. Во-первых, со­держание конфликта обычно формулируется с помощью предлога «между». Во-вторых, конфликт бывает между кем-то и кем-то, кем-то и чем-то и даже между чем-то и чем-то. В-третьих, конфликт может быть явным, внеш­ним и глубинным, внутренним, что как раз актуально для драмы «Гроза».

ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯ. После этого «инструктажа», опираясь на прочитанный текст всей драмы, попробуйте с помощью учителя сформулировать два основных конфликта «Грозы».

Гипотеза ответа:

1. Внешний, явный конфликт — между Катериной и Кабанихой, Катериной и окружающей ее жизнью, которую Н.Добролюбов назвал «тёмным царством».

2. Внутренний, глубинный конфликт — в душе Катерины меж­ду супружеским долгом, религиозными убеждениями и желанием воли и свободного чувства.

Слово учителя

В связи с этим и завязка у каждого из этих сюжет­ных действий своя. Внутренний конфликт, конечно, более важный, значимый, обнаруживается уже в 1-м действии, в 7-м явлении, когда Катерина исповедуется перед Варварой, а та, в свою очередь, предлагает про­стой и доступный способ разрешения проблемы.

Если же говорить о «внешнем» действии, то завязку его можно увидеть лишь в сцене прощания с Тихоном (3-е явление 2-го действия).

ВОПРОС. Теперь «домашний» вопрос о концовке 1-го действия (см. домашнее задание к данному уроку).

Гипотеза ответа. К концу первого действия стра­сти нагнетаются. Своей настойчивостью Варвара начи­нает смущать Катерину. А в ней борются желание встречи с Борисом и страх. Если Варвара действует на усиление желания, то очередной эпизодический, но важный для драматурга персонаж - полубезумная барыня - своими пророчествами усиливает страх. Гро­за пока еще не разразилась. Это лишь первый гром — предвестие беды. Во втором действии муж уедет и Ка­терина окажется перед жестоким выбором.

Слово учителя

Выделим во 2-м действии три центральных узла раз­вития действия:

  • второй диалог Катерины и Варвары (2-е явление);

  • прощание Катерины с Тихоном (4-е явление);

  • внутренний монолог Катерины с ключом от калитки в руках.

Комментарий.

Диалог Катерины и Варвары чи­тается в классе.

ВОПРОС (перед чтением). Найти ключевые фразы Катерины, свидетельствующие о ее постоянной внутрен­ней борьбе, и ключевые фразы Варвары, выражающие её жизненные устои.

Гипотеза ответа (после чтения)

Катерина:

1) «Такая уж я зародилась горячая!» (в рассказе о том, как в детстве ушла из дома);

  1. «Нет, как не любить! Мне жалко его очень!»
    (о Тихоне);

  2. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не
    могу»;

  3. «Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь»
    (о встрече с Борисом);

  4. «И хочу себя переломить, да не могу никак»
    (о крепнущем чувстве);

  5. «Уж я лучше буду терпеть, пока терпится»;

  6. «Я уйду, да и была такова»;

  7. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня
    режь!»

Слово учителя

Нетрудно убедиться, что на протяжении одной бесе­ды настроения и намерения героини меняются несколько раз, что говорит об усиливающейся внутренней борьбе. Но особенно важно зафиксировать следующее:

  • несмотря на душевное смятение и сомнения, по­беждает в Катерине решительность и бесстрашие;

  • Тихона Катерина жалеет, и хотя в народе считается «жалеет — значит, любит», — это не любовь женщины к мужчине, а скорее любовь сестры к брату;

  • чувство к Борису в Катерине растет;

  • Катерина — цельная натура, ей претит всякое лицемерие.

Гипотеза ответа учеников (продолжение). Варвара произносит, пожалуй, две ключевые фразы:

  1. «...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на
    том держится» (об умении обманывать);

  2. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито
    да крыто было» (жизненная позиция среды).

Слово учителя

Отдадим должное точности оценок и проницательно­сти Варвары, в отличие от Катерины, которая, нахо­дясь во власти противоречивых чувств, не в силах аде­кватно оценивать людей и ситуацию.

ВОПРОС. Кто, по-вашему, прав в оценке Тихона в конце диалога: Катерина, говорящая «и на воле-то он словно связанный»,— или Варвара, отвечающая: «Да, как же, связанный!.. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»?

Гипотеза ответа. Каждая из девушек права по-сво­ему, потому что у них, выросших в принципиально разных условиях, разные понятия о воле. Кроме того, Катерина принимает покорное поведение Тихона за чис­тую монету, так как вообще не понимает притворства, а Варвара верно оценивает умышленное притворство брата.

ВОПРОСЫ к эпизоду прощания Катерины с Тихоном (явле­ние 4):

  • За что просит прощения Тихон в начале эпизода?

  • Почему Катерина так настойчиво уговаривает мужа
    не уезжать или взять ее с собой?

  • В каком значении употребляет Тихон слово
    «гроза»?

  • В чем окончательно убеждается Катерина?

Гипотеза ответов. Тихон просит прощения за уни­зительную сцену, когда попугаем повторял все указа­ния маменьки, стремящейся к соблюдению видимости порядка. Этим прощением он возвращает Катерине на­дежду. Именно в надежде увидеть мужа в другой об­становке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы попробовать уважать его, Катерина и уговаривает Тихона взять ее с собой.

Слово «гроза» Тихон употребляет в значении «ма­менькина опека, маменькино руководство, кабала».

К концу сцены Катерина окончательно убеждается в том, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.

ВОПРОС. Наконец, третья сцена — с ключом от ка­литки. Почему столь диаметрально противоположны ре­шения Катерины в 8-м и 10-м явлениях? В каких сло­вах Катерины заметно влияние Варвары? Чей подход к жизни побеждает в итоге: Катеринин или Варварин?

Гипотеза ответа. Вначале Катерина решает отвлечь­ся шитьем и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки, предложенный Варварой, становится важной, символической деталью — словно ключом от клетки, в которой бьется вольная птица. Не случай­но мотив воли и неволи становится главным во внут­реннем монологе Катерины. Желание воли оказывает­ся сильнее терпения неволи.

Влияние Варвары сказывается в словах Катерины: «Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не уме­ла воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» —побеждает стремление не изменять душе, следовать своей натуре. Как-то будет дальше?..

Домашнее задание

Подготовить наблюдения за речью одного из персо­нажей драмы А. Н. Островского «Гроза».

Примерный план речевой характеристики персонажа

  1. Общая характеристика героя.

  2. Объем речи героя (много или мало говорит и почему).

  3. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.).

  4. Лексические особенности.

  5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь.

  6. Взаимосвязь характера и поступков героя с его
    речью.

Герои предлагаются по вариантам: Катерина, Дикой, Тихон, Варвара, Кулигин, Кабаниха.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.