NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Успешная адаптация будущих первоклассников как условие качества обучения в школе. Советы родителям


Успешная адаптация будущих первоклассников

как условие качества обучения в школе.

Советы родителям.

Вот и вырос ваш малыш. Первого сентября он идет первый раз в первый класс.

У родителей будущих первоклассников перед столь знаменательным событием множество забот. Нужно подготовиться к школе, купить детскую обувь, школьную форму, ранец, канцелярские принадлежности.

Но наряду с этими бытовыми заботами, встает еще вопрос: "Как быстро и успешно ребенок адаптируется к школе?"

  Для многих детей и их родителей начало школьной жизни превращается в серьезное испытание. От того, как пройдет адаптация ребенка к школе, зависит его последующий интерес к учебе и успеваемость.

Насколько простым  и естественным будет переход из детского сада в школу, зависит, конечно,  в первую очередь от подготовленности ребенка, его интеллектуального и эмоционального развития, навыков общения, особенностей характера. Несомненно, играет роль и обстановка в семье:  как общаются взрослые с ребенком и сколько уделяют ему внимания.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

Свое новое положение ребёнок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".

Где-то за год до поступления в школу перед родителями встают несколько проблем:

  • Какую школу выбрать?

  • По какой программе мой ребёнок будет наиболее успешным?

  • Стоит ли заняться дополнительной подготовкой к школе? Где заниматься – в садике или в школе?

  • Как выбрать учителя?

  • Как помочь адаптироваться в школе?

Попробуем ответить на эти вопросы.

На сегодняшний момент нет особых проблем в подборе учебного заведения. Наверное, многие из вас уже задолго до поступления пытались найти как можно больше информации о той или иной школе. Часто мы пользуемся информацией родительской общественности. Но эта информация носит необъективный характер, например: в этой школе трудно учиться, много задают, в эту школу трудно попасть - там сдают тестирование, идет сильный отбор, в другую школу тестирование не сдают – значит, там берут всех подряд, надо подумать, стоит ли туда идти, а в третьей, говорят, какие – то дополнительные уроки, зачем они нужны.

На мой взгляд, каждый должен найти ту школу, в которой ему будет комфортно. Не забывайте, что учиться не вам, а вашим детям! Соизмеряйте их способности и умерьте свои амбиции. Задумайтесь о нагрузке, свалившейся на детей, сможет ли он вынести её на своих хрупких детских плечах. Не будем ли мы потом обвинять школу в том, что ребёнок начал часто болеть, сильно устает? Всякий ли сможет всё это вынести с достоинством? Ведь это мы выбирали этот путь! Так как же найти нужную школу?

Школа должна быть недалеко от дома. Вы ведь не сможете всё время сопровождать ребёнка. Зачем каждое утро вставать за 2-2,5 часа до уроков и ругать детей: «Быстрей просыпайся, на дороге пробки, опять опоздаем». Нервничаете сами и доводите до неврозов собственное чадо.

Но до того как найти «достойную вас» школу мы задаёмся вопросом: стоит ли готовиться к поступлению? А что, по-вашему, готовиться к школе? Разве это сиюминутное, одномоментное занятие? Конечно же, нет, подготовка к школе начинается с момента рождения. Если не развивать ребёнка в течение первых 6 лет, сможет ли он успешно учиться. Ведь научит читать, считать - это не самое первостепенное. Самое важное научить, хотеть познавать что-то новое, пытаться учить учиться, слушать, говорить, наблюдать.

Прежде всего надо обратить внимание на умение будущего школьника общаться со сверстниками и взрослыми, ведь 10 лет ему придётся не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Встречаются семьи, где ребёнку многое позволено. Он привыкает руководить родственниками, которые потакают ему во всём, считая исключительным созданием природы. Такому ребёнку будет очень тяжело адаптироваться к новым условиям. И учителю будет непросто найти общий язык с его родителями – зачастую они сначала не понимают сложности ситуации, а затем долго не признают своих ошибок. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи и учебные принадлежности. Дайте возможность ему немного повзрослеть. Часто в школах мы наблюдаем такую картину, бабушка или мама завязывают шнурки, застёгивают на все пуговички курточку, а ребёнок сидит, кушает бутерброд или яблочко и подаёт няне то одну ногу, то другую. Этого делать нельзя - так ребёнок еще долго не приучится одеваться и ухаживать за собой. Чем раньше вы «отпустите» своего ребёнка, тем быстрее он станет самостоятельным.

Группы подготовки, существующие при многих школах, занимаются прежде всего не натаскиванием на программу, а психологической подготовкой к школе. Дети, которые приходят к нам за год обучения, учатся слышать учителя, выполняют поставленные задачи. А ведь слушать и слышать, совершенно, разные вещи. В нашей школе уже несколько лет существуют подобные подготовительные курсы. И мы на сегодняшний момент имеем некоторый положительный опыт.

Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети, имеющие особенности речевого развития, с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию — не стоит их подгонять! Навык чтения и письма у детей с речевыми недостатками должен формироваться по специальным методикам.

Так называемая «техника чтения» (скорость, количество слов в минуту) не является показателем сформированности читательских умений. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста (герои, предметы и их характеристики, действия героев, причинно-следственные отношения в тексте), анализ описанной ситуации, ответы на вопросы по содержанию прочитанного или самостоятельный пересказ сюжета.

Хорошо, если до школы и в 1 классе, вы будете читать вместе с ребёнком (а не за него), помогать ему разбираться в содержании текста, объяснять непонятные слова. Читайте побольше старых добрых сказок и историй, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного человека.

Разрешайте на первых порах обучения загибать пальчики при счёте: таким образом, он пересчитывает элементы множества, в данном случае - своих пальцев. Можно пересчитывать любые однородные предметы - карандаши, линейки и т. д. В дальнейшем следите за тем, чтобы число элементов в каждой группе ребёнок обозначал цифрой (знаком на письме) и не путал понятия «число» и «цифра»! К сожалению, взрослые сами часто путают понятия «число», «цифра», «звук», «буква». К сожалению, манипулируя этими понятиями неправильно, мы потом получаем проблемы в школе. Множества можно сравнивать: больше или меньше и уравнивать: добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10. Если ваш ребёнок называет числительные до 100, это ещё не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.

Еще один момент, над которым необходимо задуматься: в детских садах воспитатели часто, а некоторые родители сами по собственной необходимости, покупают прописи для обучения письму письменными буквами. Учителя настаивают не учить детей писать письменными буквами. В разных программах существует разное начертание букв. И опять в школе учитель начнёт пытаться переучивать письму. Уж если ребёнок изъявляет желание учиться писать так только печатными буквами. А лучше всего заниматься общим развитие мелкой моторики руки.

Если вы уже прошли подготовку в какой- либо школе, то уже имеете представление об учреждении, о работающих учителях. И в принципе, полдела сделано. Часто родители на этом этапе и определяются с первым учителем. Здорово, если вы сможете, подобрать учителя с наиболее подходящим темпераментом. Мы тоже все разные. У нас тоже у всех разный подход. Теперь осталось подобрать программу. Вот здесь интернетные родительские форумы вам не помощники. Лучше почитать литературу, написанную авторами учебно–методических комплектов. Но это всё - таки специальная литература, людям, не имеющим педагогического образования, трудно разобраться. Самый лучший вариант - обратиться опять же к специалистам за разъяснениями - к учителю, к завучу в школе. Они профессионалы своего дела и максимально доступно объяснят все достоинства и недостатки. Да ещё и подскажут, какая программа подойдет вашему ребёнку.

И вот « все круги» вами пройдены! Ура! Кажется всё! Вы зачислены в 1 класс и начали учиться. И тут начинается самое интересное.

Адаптация в школе. Что же это такое? Как быстрее пройти этот нелегкий путь? Психологи много об этом говорили. Но психология и педагогика решают общие проблемы. Я дам лишь советы учителя – практика:

1) Не надо начинать совмещать учёбу в школе с занятиями в кружке или секции по вечерам, или бегом из школы, если до этого вы нигде не занимались. У первоклашек и так стрессом являются сами уроки, а тут ещё и дополнительная нагрузка. Малышу необходимо дать возможность гулять, отдыхать и делать уроки без спешки. Иначе может возникнуть невроз. Поэтому психологи рекомендуют начать дополнительные занятия спортом либо до начала первого учебного года, либо уже начиная со второго класса.

2) Ограничьте время, проведённое у компьютера и телевизора. Общее время - не более часа в день! Так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

3) Многие детки постоянно теряют свои вещи, не успевают доставать тетрадки и ручки, страдают из-за упрямых пуговиц или сложных застёжек на пеналах и портфелях. Проверьте, чтобы ваш ребёнок без труда одевался и раздевался сам - пусть штаны и юбки будут на резинках, куртки на кнопках, чтобы пеналы были простые. Проверьте, чтобы ручки и карандаши не рвали и не царапали бумагу, чтобы в пенале всегда были запасные письменные принадлежности. В 1 классе происходят просто волшебство, ручки, ластики, карандаши исчезают сами собой несколько раз на день.

4) Именно сейчас у ребёнка формируется вера в себя. Хвалите его больше, не смотря на грязь в тетради и даже двойки! Именно сейчас складывается общение со сверстниками и, что самое главное, свой взгляд на себя. Уверенность в себе, которая передаётся от родителей, поможет ему вырасти спокойным и уверенным в себе человеком. Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

5) Когда ребёнок приходит из школы, не спрашивайте его о поведении, обидах и неудачах. Вопросы «Как ты себя вел? Никого не обижал?»- оставьте при себе, иначе мысли малыша направятся в ненужное русло. Лучше узнайте: «Что нового ты узнал? Что было интересного в школе? Что понравилось?» Удивляйтесь, радуйтесь и восхищайтесь, когда малыш что-то вам рассказывает: «Ты, правда, это знаешь? Ну, надо же! А я не знал. Ты просто молодец!» Вспомните себя, как порой раздражал вопрос: «Какую оценку ты сегодня получил?», особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей. ("Им нужны мои оценки, а не я",- думали вы.) Не повторяйте ошибок своих родителей.

6) Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком, учите его свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь, его успехами и знаниями. При этом признавайте права ребёнка на ошибки. И хоть иногда ставьте себя на его место, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

7) Не отказывайтесь от проводов первоклашки в школу, даже в том случае, если не надо переходить улицу. Несколько содержательных!!! минут рядом с родным человеком - и ребёнок чувствует значительность события, которое произошло в его жизни: он стал школьником. Вскоре малыш поймёт, что эта дорога не прогулка, а начало трудового дня. Стремитесь максимально использовать утреннее время для полезного взаимного общения. Пусть оно станет для ребёнка желанным. Поднимите настроение первоклашки, если он "встал не с той ноги", ободрите, если чем-то недоволен. Многое можно успеть по пути: повторить уроки, прочесть выученное вчера наизусть стихотворение, определить главную цель дня. Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шатайся, сразу домой".

8) У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место - письменный стол, где он будет заниматься своим серьёзным делом - учиться.

9) Отдельного внимания заслуживает режим дня. Важно правильно распределить время учёбы и отдыха, поскольку главной причиной проблем с учёбой и поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания. Не переусердствуйте в выполнении домашних заданий.

10) Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

11) Родители должны быть в курсе всего, что происходит в школе. Особенно это касается сущности предметов и домашних заданий. Будьте рядом с ребёнком. Но осуществляйте не давящий, а дружеский контроль. « Ну-ка поделись со мной, что тебе задали? Как ты понял, в чем заключается задание? Как ты планируешь задание выполнить? Нужна ли тебе моя помощь?»

12) В первые школьные дни лучше всего садиться за уроки вместе с ребёнком, рядом, так, чтобы, при необходимости, быстро остановить его руку: "Подожди, давай вместе подумаем!". Но проходит время, и взрослый отодвигается подальше. Он всё еще следит за каждым действием малыша, стараясь направлять и поправлять его, но уже не протягивает руку, а останавливает словом: "Подожди, подумай". Через 3-4 недели, если всё идёт благополучно, взрослый отодвигается еще дальше, в другой конец комнаты, и "занимается своим делом" (читает книжку, вяжет, шьет), однако неуклонно продолжает наблюдать за поступками ребёнка, давая точные задания и, проверяя результаты его работы через определенные промежутки времени. Спустя некоторое время ребёнка можно оставлять одного, не забывая про контроль результатов его деятельности. Так вы приучите ребёнка к вдумчивой самостоятельности.

13) На первых порах, пока вы не убедитесь, что в ребёнке выработалась ответственность в выполнении заданного, контроль должен быть ежедневным.

14) Не раздражайтесь и не считайте потерянным то время, которое вы проведёте, сидя рядом с ребёнком за письменным столом.

15) Ни в коем случае ничего нельзя делать за юного ученика. Встречаются в практике случаи, когда родители пишут вместо ребёнка, выполняют его задания.

16) Сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценён искренне и без иронии родителями.

17) Постарайтесь внушить ребёнку, что уроки - это его дело, ибо учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой. Родителям обычно кажется, что если детям по сто раз не напоминать про уроки, они всё на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов ещё очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой.

18) Исключите из своего общения с ребёнком оскорбления типа "бестолочь". А то ведь он вам может поверить.

19) Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребёнка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе, при помощи хорошего детского аудио. Дети не могут сами по себе научиться грамотно говорить, они говорят как говорят дома. Они наше зеркало. Помните об этом!

20) С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге. Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребёнка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к её требованиям только затруднит ребёнку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на своё требование услышите: "А Софья Петровна сказала, что так нельзя". Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: "Много знает твоя Софья Петровна..." или тому подобной - запрещённый приём. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря, потому что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьёзно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слёзы. Вы же сами требуете серьёзного отношения к школе, и ребёнок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо всё: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.

21) Очень важно, чтобы ребёнок продолжал выполнять какие-то поручения по дому: нельзя освобождать его от дополнительных обязанностей.

Безусловно, принимать ребёнка - значит любить его не за то, что

он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее,

а просто так, просто за то, что он есть!

Я от души желаю, чтобы ваши дети были успешными. Школа - это трудная пора, но самая лучшая, самая радостная пора в жизни. Пора, в которую так хочется вернуться во взрослой жизни.

Запомните, уважаемые родители, ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему первокласснику.

Лапченко Наталья Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ «школа № 4»

страница 1


скачать

Другие похожие работы: