NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Устный журнал: «час земли» Проводится к празднику «День Земли»



Устный журнал: «ЧАС ЗЕМЛИ»  

Проводится к празднику « День Земли»» 22 апреля.

 

Цель мероприятия:      

1. Установить межпредметную связь биология – химия;

2. Познакомить учащихся с влиянием вредных веществ на жизнь растений,

животных и человека, проблемой охраны окружающей среды.

  1. Воспитывать чувство ответственности каждого человека перед будущим

Планеты.

Задачи мероприятия:

Обратить внимание учащихся на:

  1. Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблема отходов, энергетические и сельскохозяйственные)

  2. Проблемы России это проблемы всего мира

3. Экологические последствия антропогенного фактора 

Оборудование: мультимедийное оборудование, плакаты на экологическую тему, реактивы для опытов ( концентрированная серная кислота, этиловый спирт, перманганат калия, силикат натрия, соли никеля, железа, пробирки, мерный цилиндр, рисунки на экологическую тему.

Участники : учащиеся 7-11 классов,

подготовили мероприятие: ученики 7- 9 классов.
Учитель химии:

Вступительное слово. ( слайд 1)
Добрый день всем участникам и присутствующим гостям на мероприятии, посвященном « Дню Земли». Защита окружающей среды – приоритетное направление развития современного общества. Праздник « День Земли» направлен на объединение усилий людей в общем для всех деле – защита нашей планеты, лесов, полей, водных объектов, растительного и животного мира

Всемирная акция «День Земли» началась в США 22 апреля 1970 года.

Оглянитесь вокруг – сколько дворов и улиц абсолютно «голые», им не помешает зеленое одеяло, посадите дерево - отметьте « День Земли» правильно.

«День Земли - это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые ее поселяют, перед самой природой, частью которой мы являемся» ( С. П. Капица)

Ученица:

( Звучит мелодия « Вальс цветов» из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь»)

на фоне музыки читает стихотворение « Боль земли»
Земля моя, планета – мать родная,

Изрытая, избитая, больная….

Ты то горишь, то в грохоте разрывов,

Ты содрогаешься от нарывов.
Сады твои и дым, и пепел давит

Цветы твои кислотный дождик травит,

Вода твоя уже смертельной стала

И очищать себя как должно перестала.
Горят, гниют и вырубаются леса,

В дыму пожарищ меркнут небеса.

Могильники и свалки лик твой ясный,

Как оспой увенчали черно- красной.
О, мать моя родная! В струпьях века

Ты кормишь, поишь все же человека.

В тревожном напряженном ожиданье

Того, что натворит твое созданье.
Сегодня тем, кто сеет зло упрямо,

Все заявить должны решительно и прямо

- Мы жить хотим и наши дети тоже,

И на планете этой, если ей поможем.
Как к матери лицом к ней повернемся.

К травинке каждой нежно прикоснемся,

Сады посадим, рвы и ямы сгладим

И ласково рукой ее погладим.
Живи родная и кружи в пространстве,

И на груди своей жизнь бесконечно грей,

С Вселенной в непрерывном постоянстве,

В семье планет и Солнца вечно рей.

Звучит песня « Прости земля» и идут слайды презентации

(Слайды 4-18)


Ученица 2

Давным-давно, около 5 миллиардов лет назад у матери Вселенной родилась дочь — назвали ее Земля. Ее отец — Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все Галактики и созвездия. Каждый, кто приходил, приносил ей разные подарки. Отец подарил ёй Солнце. Фея Аква подарила ей чистую, прохладную воду. Фея Аэра невесомое бледно-голубое покрывало с тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. Фея Нейча по­дарила Земле растения и животных, украсила ее наряд цветами и бабочками. И только злая колдунья

Вирулина, которую которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Не один миллион лет прошел, и, наконец, она придумала. Поселила на 3емле человека

Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», — думала она,- Много у меня богатства на всех хватит». А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась.

Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Bce тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти всё вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губитель­ные ультрафиолётовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная, срочно вызвала трех фей и приказала им" выяснить: можно ли спасти Землю? Как живется человеку на Земле? Слайд № 2
Ученик: Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».


В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».


Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».


И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».


Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу
»

Ученица 3 ( Слайд 19)

Что показано на карте? Красные, оранжевые цвета – сигнал тревоги, сигнал неблагополучной экологической обстановки.

Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на планете станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть.

 Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Экологическая проблема номер один - загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности.

Давайте попробуем разобраться, как различные вещества, действуют на все живое: растительность, животных и человека. А начнем мы с вот этой фотографии. Как, одним словом назвать одну из достопримечательностей Англии? ( Слайд 20)

   Смог – от английских слов «смоук» – дым и «фог» – туман, что в переводе на русский язык означает пелена дыма, тумана и пыли. Он образуется в результате загрязнения воздуха дымом, газообразными отходами производства. Смог – частый гость крупных промышленных городов. Смог сравнивают с действующими вулканами. И днем и ночью выбрасывается в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов, пыли, сажи, копоти и золы

( слайд 21)

С начала августа 2010 года в Москве сложилась чрезвычайная экологическая ситуация — в городе наблюдался сильнейший смог, разовые концентрации загрязняющих веществ на территории Москвы превышали предельно допустимые концентрации (ПДК) в несколько раз: по угарному газу — почти до 7 раз, по взвешенным веществам — до 16 раз, по диоксиду азота — более чем в 2 раза.

В этот период в Москве число смертей увеличилось в два раза. Смог проник в метро, нарушил работу московских аэропортов, отменена церемония развода конных и пеших караулов в Кремле. Была отмечена массовая гибель диких животных в московских парках и подмосковных лесах, а также ажиотажный спрос на марлевые повязки и респираторы.

Причиной смога являлись природные пожары в России 2010 года.

Задымления происходили в Москве и в прежние годы, но в 2010 таковое было наиболее сильным

  В воздухе содержатся частицы пыли и сажи, возникающей в результате выветривания горных пород, вулканических извержений, пожаров, ветровой эрозии пахотных земель, производственной деятельности человека. Пыль влияет на тепловой режим планеты.

Постоянные источники повышенной запыленности – отрасли металлургического, химического и текстильного производства, строительство, многие транспортные средства. Концентрация сажевых частиц над океанами составляет 0,5 мкг/м3, а в приземном слое промышленно развитых районов она достигает 30 мкг/м3. ( слайд 22)

  1 квадратный километр территории крупного города собирает за месяц 25 тонн сажи.

 Внешний облик растений отражает особенности среды их обитания. У деревьев и кустарников, растущих в условиях сильной загазованности много сухих и усыхающих ветвей. В результате наблюдения за деревьями на пришкольном участке установили, что все растущие здесь деревья 3-его-4 классов жизненного состояния по 6-ти бальной шкале.

Продолжительность жизни деревьев в городах сокращена по сравнению с теми, которые растут в естественных условиях. Так, например, липа в парках живет 125-150 лет, на улице 50-80 лет, а в естественных условиях 300-400 лет.

    Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей окружающей среды. Один бензиновый двигатель на 1000 литров сожженного топлива выбрасывает в атмосферу 200 кг оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), 25 кг углеводородов, 20 кг оксидов азота, 1 кг сажи, 1 кг сернистых соединений.

    Авиационный транспорт сильно воздействует на атмосферу. За 1 час современный самолет сжигает около 15 тонн топлива, потребляя при этом 625 тонн воздуха и выбрасывая 66 тонн продуктов горения. Последние сохраняются в атмосфере 2 года.

Травы, растущие вблизи оживленной автострады, непригодны в корм скоту, так как накапливают ядовитые соединения свинца, которые отравляют молоко и мясо животных. Сбор лекарственных трав и грибов вблизи дорог запрещается.

Особенно много свинца в почвах крупных автострад. Вблизи крупнейших центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. Во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.

    Это отражается на облике растений. В основном у них разрушена крона, имеется большое количество сухих и усыхающих ветвей. Листья с признаками хлороза и некроза, желтоватые с белесыми или коричневыми пятнами.
Ученик 4 ( слайд 23-29)

Большое влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широко используя удобрения и различные химические вещества для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе сельскохозяйственной деятельности, примерно такое же, что и в процессе промышленного производства.

  Сажа, оксид углерода (II), оксиды тяжелых металлов – вредные вещества не только для растений, но и для человека.

Какое действие на окружающую среду оказывает сернистый газ SO2 – оксид серы (IV)? Скажите, к какому классу неорганических соединений его можно отнести?

  Сернистый газ SO2 – относится к классу оксидов и является кислотным оксидом, ему соответствует сернистая кислота. Он образуется при сжигании серы                    

    Исследования показали, что зеленые растения более чувствительны к действию сернистого газа, чем животные и человек. Допустимая максимально- разовая концентрация SO2 для растений оказалось равной 0.02 мг/м3 (для животных и человека 0.05 мг/м3). Большая чувствительность растений связана с большей скоростью проникновения газа.  Под действи­ем сернистого газа фиалка мо­ментально обесцвечивается. Вследствие высокой химической активности сернистый газ обесцвечивает большую часть цветов, напри­мер розы, барвинки и т. п.

Оксид серы (IV) SO2 хорошо растворим в воде. В 1 объеме воды растворяется 39,4 объемов SO2.

Следовательно, сернистый газ во влажном воздухе образует сернистую кислоту. А что происходит в природе? Как вы думаете?

  Так как сернистый газ во влажном воздухе образует сернистую кислоту, то она, выпадая с дождем, действует на сооружения, сделанные из металла, на краски и даже камни, скульптуры, которые делаются из мрамора и известняка.

 Совсем недавно в Италии скульптурное изображение коней, украшавшее площадь Святого Марка, пришлось заменить копией, потому, что сернистая кислота разъела камень скульптур, простоявших века.

 ТЭЦ средней мощности за сутки выбрасывает в атмосферу 120 тонн сернистого газа и 400 тонн золы. Вследствие этого, запыленный воздух плохо пропускает ультрафиолетовые лучи, что является причиной заболевания детей рахитом, в результате которого ненормально формируется скелет.
Ученик 5. ( слайды 30-32)

Кислотные дожди – одна из наиболее опасных болезней биосферы. Она превращает озера, реки и пруды в «мёртвые водоёмы», уничтожая все живое от рыб до микроорганизмов и растительности. Наносится ущерб садам, лесам, огородам.

Обычный дождь обладает слабой кислотностью, его рН равно 6. У кислотного дождя рН может составлять до 2,8.

Сера (1) по большей части выбрасывается из заводских дымовых труб в виде газообразного диоксида серы, а азот — в форме оксидов азота (N0 или N02 ) также газообразных. Газы могут быть поглощены непосредственно почвой, озерами или поверхностной растительностью Если же они какое-то время находятся в атмосфере, газы гидратируются (приобретают атом кислорода) и превращаются в растворы кислот (4). Оксиды серы дают серную кислоту (H2S04), а оксиды азота — азотную (НМ03). Кислоты обычно растворяются в каплях дождя и могут перемещаться на большие расстояния, прежде чем выпадут в виде кислотного дождя. При выпадении на почву кислотный дождь вызывает растворение и высвобождение тяжелых металлов и алюминия (10). Когда он попадает в озера, это вызывает накожное раздражение у многих рыб. Леса страдают от кислотных дождей, потому что повреждаются листья, корни и погибают содержащиеся и почве микроорганизмы.

ТЭЦ, так же как и современная промышленность выбрасывает в воздух миллионы тонн оксидов азота. Оксиды азота так же образуются в атмосфере под действием электрических разрядов во время грозы. Оксиды азота соединяются с парами воды и вместе с дождем выпадают на Землю в виде разбавленной азотной кислоты (HNO3).

   Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, ещё полвека назад академик В.И. Вернадский писал «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Это предупреждение пророчески оправдалось. Планета гибнет потому, что мы нарушаем экологические законы. Багри Комоннера, который говорил, что всё связанно со всем и всё надо куда-то девать, что за всё надо платить и что, самое главное, природа лучше знает. Но если погибнет наша планета, погибнет и всё человечество, погибнем все мы. Поэтому сейчас, в начале третьего тысячелетия, стоит задуматься о будущем и объявить XXI век веком защиты нашей планеты, веком защиты природы.

Учитель химии Для этого нам потребуется немало средств и усилий. Но главное, необходимо, чтобы каждый человек задумался над тем, что мы стоим на пороге экологической катастрофы, и внёс посильный вклад в защиту природы. И сейчас хочется вспомнить слова А. Экзюпери: «Если же у человечества не найдётся средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скромной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, всё уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем мы здесь себя прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Я не хочу такого мира.

Идут слайды и звучит песня « Под небом голубым»
Вывод учитель химии.

1. Строить газоочистительные установки и установки по утилизации газообразных отходов.

2. Создание замкнутых производственных циклов с эффективными внутренними очистными сооружениями.

3. Все должны помнить законы Коммонера.

4. Чтобы решить эти экологические проблемы, нужны не только экологические знания, но и экологическая культура, знание основ биологии, экологии и химии.

Заключение:

И пусть краски матушки земли будут только яркими, чистыми и светлыми, такими как у водорослей, выращенных учениками 7 класса.

Демонстрация красивых водорослей

Завершим праздник – праздничным салютом.

выполняем опыт: (« Искры внутри цилиндра»)

В это время учащиеся 7 класса демонстрируют свои рисунки на экологическую тему.

Благодарим всех за участие

Описание , проводимых опытов.

Опыт 1. «Химические водоросли»
Реактивы: раствор силиката натрия, хлорид кальция, хлорид кобальта, хлорида никеля. В стакан налить раствор силиката натрия, на дно стакана бросить кристаллы хлоридов кальция, кобальта, никеля. Через несколько секунд в стакане начинают расти кристаллы соответствующих нерастворимых силикатов, напоминающие водоросли.

Опыт 2. «Искры внутри жидкости»
Реактивы: Конц. серная кислота, этиловый спирт, перманганат калия. В мерный цилиндр наливают 5-6мл. концентрированной серной кислоты. Затем очень осторожно и медленно приливают такое же количество этилового спирта так, чтобы жидкости не перемешивались. Осторожно насыпают в цилиндр небольшие порции перманганата калия. На границе между серной кислотой, находящейся снизу, и слоем спирта, находящимся сверху, появляются искорки горящего спирта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа

с. Рекорд Краснокутского района Саратовской области



УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

« ЧАС ЗЕМЛИ»

Подготовила и провела:

Шаломанова Наталья Владимировна

учитель химии МОУ – сош с. Рекорд

Дата проведения: 20 апреля 2013 года.

2012 – 2013 учебный год.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: