Утверждаю Директор маоу сош №43 г. Челябинска
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
__________ Г.В.Валова
Положение
о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ СОШ № 43 г.Челябинска
I. Общие положения
1.1. В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).
1.2. Основной целью системы оценивания достижений планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска является обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление качеством образовательного процесса в начальной школе.
1.3. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения ООП НОО структура оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ № 43 Г. Челябинска включает в себя:
• оценку личностных результатов освоения ООП НОО;
• оценку метапредметных результатов освоения ООП НОО;
• оценку предметных результатов ООП НОО.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО включает в себя согласованные между собой внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами, и внутреннюю оценку, осуществляемую самой школой.
1.5. Внешняя оценка проводится в рамках следующих регламентированных процедур:
независимая экспертиза выпускников начальной школы;
аккредитация образовательного учреждения;
аттестация педагогических работников школы;
мониторинговые исследования качества образования обучающихся начальной школы.
1.6. Внутренняя оценка включает в себя:
накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, их продвижение в освоении планируемых результатов;
оценки за стандартизированные промежуточные и итоговые работы, характеризующие уровень присвоения обучающимися основных формируемых способов действий.
1.7. Внутренняя и внешняя оценки построены на одной и той же критериальной основе.
2. Оценка личностных результатов освоения ООП НОО
МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
2.1 Объектом оценки личностных результатов освоения ООП НОО являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия (далее – УУД), включаемые в три основных блока:
самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2.2 Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
2.3. Методом оценки личностных результатов обучающихся являются диагностики:
2.3.1. Диагностика сформированности целеполагания обучающихся
Уровень | Показатель сформированности | Поведенческие индикаторы сформированности |
Отсутствие цели | Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования) | Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал |
Принятие практической задачи | Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется | Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий |
Переопределение познавательной задачи в практическую | Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется | Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий |
Принятие познавательной цели | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи | Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения |
Переопределение практической задачи в теоретическую | Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней | Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа |
Самостоятельная постановка учебных целей | Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы | Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия |
2.3.2. Диагностика уровня развития контроля
Уровень | Показатель сформированности | Дополнительный диагностический признак |
Отсутствие контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников |
Контроль на уровне непроизвольного внимания | Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых |
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания | Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет | В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает |
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания | В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям |
Потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы | Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям |
Актуальный рефлексивный контроль | Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения |
2.3.3. Диагностика уровня развития оценки
Уровень | Показатель | Поведенческий индикатор |
Отсутствие оценки | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи |
Адекватная ретроспективная оценка | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия | Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников |
Неадекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи |
Потенциально адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий | Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом |
Актуально адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия | Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения |
2.5.. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке.
3. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО
МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
3.1. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
3.2. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы обучающимися.
3.3. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале в виде отметок, за исключением обучающихся первых классов, для которых введено безотметочное обучение, регламентация которого закреплена в школьном локальном акте «Положение об оценке результатов обучения и развития учащихся первых классов».
3.4. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
3.5. Содержательный контроль и оценка предметных достижений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.6. Циклограмма видов и форм контрольно-оценочных действий:
№ | Вид контрольно-оценочной деятельности | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
1. | Стартовая работа | Начало сентября | Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний | Фиксируются учителем в журнале и в дневнике обучающегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развитии. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. |
2. | Диагностическая работа | Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач | Направлено на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. |
3. | Самостоятельная работа | Не более одной в месяц (5-6 работ в год) | Направлено, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (повышенный) по основным предметным содержательным линиям. | Обучающийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно оценивает уровень выполненной работы. Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе. |
4. | Решение проектной задачи | Проводится 2-3 раза в год | Направлено на выявление уровня освоения универсальных учебных действий | Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл |
5. | Итоговая проверочная работа | Апрель-май | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня сложности (базовый, повышенный). | Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. |
6. | Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. | Май | Каждый обучающийся в конце года должен продемонстрировать Портфолио | Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку |
3.7. Характеристика цифровой оценки (отметки):
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного (базового): отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
В специальных (коррекционных) классах VII вида текущие отметки выставляются по 10-балльной шкале с целью более точной градации степени усвоения знаний и умений, что позволяет реализовать разноуровневый подход при оценке степени обученности обучающихся. Итоговые оценки выставляются по пятибалльной системе.
Шкала перевода отметок
Предлагаемая шкала | Суррогатная шкала | Существующая шкала |
1 балл – очень слабо | «2» | 2 балла (неудовлетворительно) |
2 балла-слабо | «3-» | 3 балла (удовлетворительно) |
3 балла-посредственно | «3» | |
4 балла- удовлетворительно | «3+» | |
5 баллов-недостаточнохорошо | «4-» | 4 балла (хорошо) |
6 баллов-хорошо | «4» | |
7 баллов-очень хорошо | «4+» | |
8 баллов-отлично | «5-» | 5 баллов (отлично) |
9 баллов - великолепно | «5» | |
10 баллов-прекрасно | «5+» |
3.8. По результатам диагностики и мониторинга заполняются листок достижений учащегося и технологическая карта
4. Оценка метапредметных результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
4.1. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся – регулятивных, коммуникативных, познавательных.
4.2. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться – таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
4.3. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
итоговые проверочные работы;
комплексные работы на межпредметной основе;
мониторинг сформированности основных УУД.
5. Итоговое оценивание планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося
5.1. Итоговая оценка освоения ООП НОО включает в себя три составляющие:
результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
внеучебные достижения младших школьников.
5.2. Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся используются:
общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс) – как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) – как форма сохранения результатов работы отдельных обучающихся или группы обучающихся.
5.3. Для сохранения результатов практических работ обучающихся используются:
творческие работы (графические, живописные, литературные, описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, журналов, литературных сборников (цифровые и печатные формы);
презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и другие знаковые формы, полученные обучающимся в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);
выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков обучающегося – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).
5.4. Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме накопительной папки, регламентация ведения которой закреплена в школьном локальном акте «Положение о портфолио учащегося начальной школы».
6. Формы представления образовательных результатов:
табель успеваемости по предметам;
тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
портфолио ученика;
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, динамику формирования УУД.
7. Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО к результатам освоения образовательной программы начального общего образования;
динамика результатов предметной обученности;
динамика результатов формирования УУД.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: