NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Утверждаю Директор маоу сош №43 г. Челябинска

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска

__________ Г.В.Валова

Положение

о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

МАОУ СОШ № 43 г.Челябинска


I. Общие положения

1.1. В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).

1.2. Основной целью системы оценивания достижений планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска является обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление качеством образовательного процесса в начальной школе.

1.3. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения ООП НОО структура оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ № 43 Г. Челябинска включает в себя:

• оценку личностных результатов освоения ООП НОО;

• оценку метапредметных результатов освоения ООП НОО;

• оценку предметных результатов ООП НОО.

1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО включает в себя согласованные между собой внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами, и внутреннюю оценку, осуществляемую самой школой.

1.5. Внешняя оценка проводится в рамках следующих регламентированных процедур:

  • независимая экспертиза выпускников начальной школы;

  • аккредитация образовательного учреждения;

  • аттестация педагогических работников школы;

  • мониторинговые исследования качества образования обучающихся начальной школы.

1.6. Внутренняя оценка включает в себя:

  • накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, их продвижение в освоении планируемых результатов;

  • оценки за стандартизированные промежуточные и итоговые работы, характеризующие уровень присвоения обучающимися основных формируемых способов действий.

1.7. Внутренняя и внешняя оценки построены на одной и той же критериальной основе.

2. Оценка личностных результатов освоения ООП НОО

МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска

2.1 Объектом оценки личностных результатов освоения ООП НОО являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия (далее – УУД), включаемые в три основных блока:

  • самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

2.2 Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

2.3. Методом оценки личностных результатов обучающихся являются диагностики:

2.3.1. Диагностика сформированности целеполагания обучающихся

Уровень

Показатель сформированности

Поведенческие индикаторы сформированности

Отсутствие цели

Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования)

Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал

Принятие практической задачи

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

Переопределение познавательной задачи в практическую

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

Принятие познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

Переопределение практической задачи в теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа

Самостоятельная постановка учебных целей

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

2.3.2. Диагностика уровня развития контроля

Уровень

Показатель сформированности

Дополнительный диагностический признак

Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

Контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям

Потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы

Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

Актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

2.3.3. Диагностика уровня развития оценки

Уровень

Показатель

Поведенческий индикатор

Отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

Адекватная ретроспективная оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников

Неадекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи

Потенциально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий

Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

Актуально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

2.5.. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке.

3. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО

МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска

3.1. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

3.2. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы обучающимися.

3.3. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале в виде отметок, за исключением обучающихся первых классов, для которых введено безотметочное обучение, регламентация которого закреплена в школьном локальном акте «Положение об оценке результатов обучения и развития учащихся первых классов».

3.4. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

3.5. Содержательный контроль и оценка предметных достижений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

3.6. Циклограмма видов и форм контрольно-оценочных действий:




Вид контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1.

Стартовая работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируются учителем в журнале и в дневнике обучающегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развитии. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

2.

Диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач

Направлено на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

3.

Самостоятельная работа

Не более одной в месяц (5-6 работ в год)

Направлено, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (повышенный) по основным предметным содержательным линиям.

Обучающийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно оценивает уровень выполненной работы. Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе.

4.

Решение проектной задачи

Проводится 2-3 раза в год

Направлено на выявление уровня освоения универсальных учебных действий

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл

5.

Итоговая проверочная работа

Апрель-май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня сложности (базовый, повышенный).

Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.

6.

Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

Май

Каждый обучающийся в конце года должен продемонстрировать Портфолио

Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку


3.7. Характеристика цифровой оценки (отметки):

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного (базового): отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

В специальных (коррекционных) классах VII вида текущие отметки выставляются по 10-балльной шкале с целью более точной градации степени усвоения знаний и умений, что позволяет реализовать разноуровневый подход при оценке степени обученности обучающихся. Итоговые оценки выставляются по пятибалльной системе.

Шкала перевода отметок

Предлагаемая шкала

Суррогатная шкала

Существующая шкала

1 балл – очень слабо

«2»

2 балла (неудовлетворительно)

2 балла-слабо

«3-»


3 балла (удовлетворительно)

3 балла-посредственно

«3»

4 балла- удовлетворительно

«3+»

5 баллов-недостаточнохорошо

«4-»


4 балла (хорошо)

6 баллов-хорошо

«4»

7 баллов-очень хорошо

«4+»

8 баллов-отлично

«5-»


5 баллов (отлично)

9 баллов - великолепно

«5»

10 баллов-прекрасно

«5+»


3.8. По результатам диагностики и мониторинга заполняются листок достижений учащегося и технологическая карта

4. Оценка метапредметных результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска

4.1. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся – регулятивных, коммуникативных, познавательных.

4.2. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться – таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

4.3. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур:

  • решение задач творческого и поискового характера;

  • учебное проектирование;

  • итоговые проверочные работы;

  • комплексные работы на межпредметной основе;

  • мониторинг сформированности основных УУД.

5. Итоговое оценивание планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося

5.1. Итоговая оценка освоения ООП НОО включает в себя три составляющие:

  • результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;

  • внеучебные достижения младших школьников.

5.2. Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся используются:

  • общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс) – как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;

  • презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) – как форма сохранения результатов работы отдельных обучающихся или группы обучающихся.

5.3. Для сохранения результатов практических работ обучающихся используются:

  • творческие работы (графические, живописные, литературные, описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, журналов, литературных сборников (цифровые и печатные формы);

  • презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и другие знаковые формы, полученные обучающимся в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

  • выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков обучающегося – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

5.4. Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме накопительной папки, регламентация ведения которой закреплена в школьном локальном акте «Положение о портфолио учащегося начальной школы».

6. Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам;

  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;

  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • портфолио ученика;

  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, динамику формирования УУД.

7. Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО к результатам освоения образовательной программы начального общего образования;

  • динамика результатов предметной обученности;

  • динамика результатов формирования УУД.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: