NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Утверждаю» Зав кафедрой «Экономика предприятий»


«Утверждаю»

Зав. кафедрой «Экономика предприятий»

Дубровский В.Ж.

_______________________________________

12 февраля 2010 г.

Вопросы государственного квалификационного экзамена

по специальности «Национальная экономика»

специализация «Экономика фирмы»


  1. Национальная экономика

    1. Внешние и внутренние факторы функционирования национальной экономики.

    2. Экономические системы: виды и особенности. Модели национальных хозяйственных систем.

    3. Структура национальной экономики: понятие, виды. Отраслевая структура национальной экономики. Виды макроэкономических пропорций.

    4. Макроэкономические показатели. ВВП как основной показатель, характеризующий состояние национальной экономики. Методы расчета ВВП.

    5. Классификация нефинансовых и финансовых активов, входящих в состав национального богатства. Элементы национального богатства по традиционной методологии и их характеристика.

    6. Совокупный экономический потенциал: понятие, сущность, виды ресурсов.

    7. Основные черты системы государственных прогнозов социально-экономического развития, основные характеристики долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования.

    8. Структура среднесрочной программы социально-экономического развития, основные показатели развития экономики, используемые в процессе прогнозирования.

    9. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны и определяющие степень доминирования национальной экономики. Формы доминирования национальной экономики.

    10. Платежный и торговый баланс: элементы и статьи.

    11. Показатели внешнеэкономических связей и пропорций. Экономическая интеграция национальных хозяйственных систем: предпосылки, формы и типы.

    12. Экономический рост национальных хозяйственных систем: понятие и факторы. Макромодели экономического роста и развития национальной экономики.

    13. Экономическая безопасность: определение, критерии, показатели.



  1. Государственное регулирование национальной экономики

  1. Субъекты государственного регулирования национальной экономики. Методы государственного регулирования экономики.

  2. Программирование – как основная форма государственного регулирования национальной экономики.

  3. Цели социальной политики и стратегические задачи государственного регулирования социальной сферы.




  1. Институциональная экономика

18.Сущность институтов, воздействие определенных норм, правил, условий на результаты функционирования и траекторию развития экономики.

    1. Контрактная экономика, типы контрактов, постконтрактный оппортунизм и причины его возникновения. Проблемы оппортунизма, связанные с поведением наемного работника и управляющего в фирме.

    2. Неоклассический подход к рассмотрению сущности фирмы. Контрактная теория фирмы.




  1. Экономика отраслевых рынков

21.Фирма как субъект отраслевых рынков. Типология рыночных структур на отраслевых рынках: основные классификационные признаки и характеристики.

22.Барьеры входа и выхода фирм на отраслевой рынок: понятие, виды и характеристики.

23.Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в отраслевой организации рынков: цели, формы, инструменты и эффекты.


  1. Экономика фирмы

24.Институциональная среда деятельности экономической организации: внутренняя и внешняя (микросреда и макросреда). Параметры ее характеризующие. Методы анализа внутренней и внешней среды.

25.Организационная структура управления фирмой: сущность, типы, принципы построения, области применения, критерии оценки.

26.Основной капитал: понятие, классификация, оценка наличия и движения, показатели и условия повышения эффективности использования.

27.Износ и амортизация основного капитала. Методы начисления амортизации. Факторы, влияющие на формирование амортизационной политики предприятия. Формы возмещения и прироста основного капитала.

28.Лизинг: понятие, значение, виды, расчет лизинговых платежей. Оценка эффективности применения лизинговых сделок. Современные тенденции развития лизингового бизнеса.

29.Оборотный капитал: понятие, структура, показатели и условия повышения эффективности использования.

30.Нематериальные активы фирмы: понятие, состав, оценка состояния, амортизация, оценка эффективности использования.

  1. Управление затратами


31.Затраты на производство и реализацию продукции: понятие и значение разных способов их классификации. Направления анализа текущих затрат предприятия. Пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

32.Анализ взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли: значение и методы. Графический и аналитический методы определения точки безубыточности. Интерпретация результатов анализа.

33.Косвенные налоги: сущность, налогоплательщики, объекты, налоговая база, ставки, льготы.

34.Прямые налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг): сущность, налогоплательщики, объекты, налоговые ставки, льготы.
7. Корпоративное управление

35.Понятие корпоративного управления. Модели корпоративного управления и контроля. Российские особенности.

36.Агентская проблема, причины ее возникновения в современных корпорациях. Поиск путей минимизации агентских издержек.
8. Внутрифирменное планирование

37.Понятие системы планирования. Характеристика систем планирования по признакам иерархии планирования, степени определенности объектов планирования, целевой направленности и функциональному назначению.

38.Классификация методов прогнозирования. Характеристика фактографических и экспертных методов прогнозирования, их особенности, области применения.

39.Процесс планирования, его основные этапы. Планирование как информационный процесс. Структура цикла подготовки плановых решений.

40.Бизнес - план предприятия (мероприятия), его роль, место и задачи во внутрифирменном планировании. Этапы разработки, структура и содержание основных разделов бизнес-плана.

41.Планирование материально-технического снабжения фирмы: сущность, методика планирования, содержание плана.
9. Управление маркетингом

42.Конкурентоспособность фирмы: понятие, параметры и методы оценки. Проблемы управления конкурентоспособностью фирмы.

43.Сегментирование рынка: понятие, значение, методы, этапы, стратегии охвата рынка деятельностью предприятия.

44.Факторы, влияющие на процесс ценообразования: внутренние и внешние. Методы формирования исходной цены товара. Стратегии ценообразования. Адаптация цены к условиям внешней среды (тактика)

45.Каналы сбыта товаров: сущность, виды, проблемы формирования и организации функционирования.

46.Товарная политика предприятия: понятие товара, мультиатрибутивная модель товара, конкурентоспособность товара, элементы товарной политики.

47.Маркетинговые коммуникации: сущность и цели. Факторы формирования коммуникационных программ. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций.

10. Кадровая политика

48.Политика фирмы в области занятости: подбор, отбор и прием работников. Источники обеспечения потребности в персонале.

49.Управление развитием персонала предприятия: обучение и деловая карьера работников.

50.Трудовая мотивация персонала: понятие и концепции. Политика фирмы в области материального стимулирования.
11. Управление качеством

51.Управление качеством: цели, задачи, принципы, функции, методы и их характеристика. Модель «петля качества». Политика в области управления качеством.

52.Стандартизация как инструмент обеспечения качества продукции (работ, услуг): цели, задачи, принципы, категории, виды и их характеристика. Роль стандартов ISO-9000:2000 в деятельности организаций.
12. Управление нововведениями

53.Нововведения: сущность, признаки, свойства, виды и их характеристика. Инновационный процесс: сущность и характеристика этапов.

54.Инновационный менеджмент: цели, задачи, функции, субъекты, объекты. Государственное регулирование инновационной деятельности.
13. Антикризисное управление

55.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства). Принципы неоплатности и неплатежеспособности.

56.Государственные органы управления, их функции и задачи в регулировании кризисного состояния организации.

57.Содержание плана финансового оздоровления на этапе внешнего управления организацией.
14. Оценка бизнеса

58.Доходный подход к оценке бизнеса: сущность, методы, технология и сфера применения.

59.Сравнительный подход к оценке бизнеса: сущность, этапы реализации, принципы отбора предприятий – аналогов, механизм и сфера применения.

60.Затратный (имущественный) подход к оценке стоимости предприятия (фирмы), механизм оценки, сфера применения, ограничения.
15. Стратегическое планирование

61.Стратегическое планирование на макроуровне: цель, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты. Инструменты стратегического планирования на макроуровне и их характеристика.

62.Стратегическое планирование на микроуровне: цель, задачи, функции, этапы и их характеристика.

63.Стратегический анализ деятельности фирмы: сущность, цель, задачи, методы и их характеристика.

64.Определение стратегических альтернатив. Классификация внутрифирменных стратегий. Критерии выбора стратегий.
16. Управление инвестициями

65.Инвестиции фирмы: сущность и типология. Особенности инвестиционной деятельности фирмы. Цель, задачи и функции управления инвестициями фирмы.

66.Сравнительная характеристика источников и способов финансирования инвестиций фирмы. Структура финансирования и определение стоимости капитала.

67.Инвестиционное проектирование: сущность, принципы и этапы оценки экономической эффективности.
17. Логистика

68.Транспортная логистика: цели, задачи, примеры совместного планирования транспортного и складского процесса.

69.Логистика запасов: классификация запасов, системы управления запасами (с фиксированным размером запасов, с фиксированным периодом контроля запасов, с фиксированным периодом пополнения запасов до постоянного уровня).
18. Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы

70.Система экономических показателей анализа ФХД. Современные методы контроля и управления затратами и результатами хозяйственной деятельности фирмы.

Расчетные задания

  1. Задание по оценке эффективности использования основного капитала.

  2. Задание на определение потребности в оборотных средствах.

  3. Задание на определение точки безубыточности и плановой прибыли.

  4. Задание на оценку прибыли от реализации.

  5. Задание на определение объема реализации товара, выручки от реализации; рентабельности продаж.

  6. Задание на оценку эффективности использования оборотного капитала.

  7. Задание на определение изменения прибыли при изменении цены и объема продаж.

  8. Задание на расчет объема продаж для получения целевого размера прибыли.

  9. Задание на планирование себестоимость продукции.

  10. Задание на планирование материальных затрат.

  11. Задание на определение объема реализуемой и валовой продукции в плановом году.

  12. Задание на анализ использования производственной мощности предприятия

  13. Задание на оценку эффективности использования материальных ресурсов.

  14. Задание на факторный анализ себестоимости единицы продукции.

  15. Задание на факторный анализ рентабельности предприятия.

  16. Задание на факторный анализ объема производства продукции.

  17. Задание на расчет заработной платы при сдельно-премиальной форме оплаты труда.

  18. Задание на оценку динамики производительности труда и численности

  19. Задание на расчет плановой численности работников.

  20. Задание на расчет плановой численности персонала.

  21. Задание на оценку и анализ производительности труда.

  22. Задание на оценку динамики трудовых показателей (заработной платы и производительности труда)

  23. Задание по проектированию системы с фиксированным периодом пополнения запасов до постоянного уровня.

  24. Задание на проектирование системы с фиксированным размером запасов

  25. Задание на проектирование системы с фиксированным периодом контроля запасов.

  26. Задание на определение максимальной производительности транспортной системы.

  27. Задание на оценку финансовой реализуемости инвестиционного проекта.

  28. Задание на расчет и интерпретацию простых (статических) показателей эффективности инвестиционного проекта.

  29. Задание на расчет и интерпретацию дисконтированных (динамических) показателей эффективности инвестиционного проекта.

  30. Задание на определение и интерпретацию показателя внутренней нормы доходности инвестиционного проекта.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: