NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Утверждена Президиумом Федерации спортивного ориентирования России. Предлагаемая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Камчатского края
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КГОУ ДОД

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»

__________________________

М.В. Костыря

«____» ____________ 2011 г.



СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ


Программа дополнительного образования

Авторы: Ю.В. Лукашов


В.А.Ченцов
Адаптировал: Б.А. Безруких

г. Петропавловск-Камчатский

2011 г.
Программа является лауреатом IV Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей и рекомендована для использования в системе дополнительного образования.

Утверждена Президиумом Федерации спортивного ориентирования России.
Предлагаемая программа объединения дополнительного образования по спортивному ориентированию содержит научно обоснованные рекомендации по построению учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки.

Программа предусматривает возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики образовательного учреждения.
Авторы:

Лукашов Юрий Владимирович, мастер спорта СССР, педагог Белгородского центра детско-юношеского туризма;

Ченцов Виктор Анатольевич, заслуж. работник физической культуры РФ, к.п.н., директор Белгородского центра детско-юношеского туризма.

Научные редакторы:

В.Л. Елизаров — вице-президент Федерации спортивного ориентирования России, к.п.н.;

Ю.С. Константинов — вице-президент Федерации спортивного ориентирования России, к.п.н., директор Центра детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России.

© Лукашов Ю.В., Ченцов В.А., 2001 © ЦДЮТиК МО РФ, 2001
Пояснительная записка

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.

Ориентирование в форме спортивных соревнований имеет довольно продолжительные традиции. Сначала этим видом увлекались почти исключительно как соревновательным спортом, но в последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению «Спорт для каждого».

В нашей стране этот вид спорта получает все большее признание. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах, от 10 лет до 70 и старше, среди инвалидов), захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции, - все это способствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.

Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Наряду с оздоровительным и спортивным ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.

При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях больших физических нагрузок.

Спортсмен-ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, геометрии, физкультуры.

Для плодотворной и успешной работы тренер и его ученики должны видеть итоги своего труда. Тренер - для определения эффективности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для дальнейшего продвижения вперед.

Поводом для создания авторской программы послужил накопленный опыт работы, который опирается на достаточно высокий уровень подготовленности занимающихся.

Программа рассчитана на 4 года и предусматривает обучение кружковцев, занимающихся в объединении спортивного ориентирования 2 года. Возраст занимающихся - 12-17 лет. Начальное обучение проходит по программе Министерства образования и науки РФ, автор - Тыкул В.И., 1990 г.

В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества. Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.

Цель программы - достижение высоких результатов на областном уровне и участие сильнейших кружковцев во Всероссийских соревнованиях.

Также программа решает ряд образовательных и воспитательных задач: охрана окружающей среды; соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу; укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки, четкая организация врачебного контроля; повышение уровня общей и специальной физической подготовки; совершенствование технической и тактической подготовки занимающихся; пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства активного отдыха; профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту; формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология; совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях и соревнованиях, в учебно-тренировочных лагерях и походах.

Комплексность программы основывается на цикличности и круглогодичности учебно-тренировочного процесса. В образовательно-воспитательном процессе с участием педагога - ребенка - родителей - общеобразовательного учреждения особое место занимает деятельность педагога и воспитанника. Большое значение имеет принцип индивидуализации и дифференциации в подборе соответствующих методов и приемов дополнительного образования и воспитания для каждого обучающегося.

Весь материал программы разделен на три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых решаются свои задачи.

Первый этап - информационно-познавательный. Воспитанники на этом этапе повторяют основы ориентирования и начинают познавать новую для них информацию по психологии, физиологии, краеведению.

Второй этап - операционно-деятельностный. На этом этапе формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания педагога: планирование дистанций для младших возрастных групп, их постановка, подготовка и ремонт снаряжения, разбивка бивака, приготовление пищи в полевых лагерях и на соревнованиях.

Третий этап - практико-ориентационный. Результатом его является овладение спецификой работы и практическая деятельность, которая выражается в подготовке судей по спорту, профессиональной ориентации по выбранному виду деятельности (тренер, картограф, учитель).

Структура программы. Программа состоит из объяснительной записки, четырёх годичных циклов дополнительного образования, методических рекомендаций, списка необходимого оборудования и снаряжения, списка литературы.

Годовой цикл дополнительного образования состоит из взаимосвязанных частей:

- тематического учебного плана занятий объединения (с наименованием тем занятий и распределением часов на изучение теоретического и практического материала);

- рабочей учебной программы занятий объединения дополнительного образования;

- предполагаемых педагогических результатов — знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть обучающийся к концу каждого года занятий.

В методических рекомендациях даются практические советы по использованию программы, как строить учебный процесс, какие средства лучше использовать.

Список оборудования включает в себя перечень снаряжения, необходимого для проведения занятий объединения дополнительного образования.

Представлен список литературы, использованной для написания программы.

Учебно-тренировочный процесс рассчитан программой на 36 учебных недель в течение учебного года с общим объемом нагрузки 216 часов, по 6 часов в неделю.
Тематический учебный план занятий объединения

дополнительного образования по спортивному ориентированию

1-й год обучения


№п/п

Наименование темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Техника безопасности

4

2

2

3.

История спортивного ориентирования

4

2

2

4.

Гигиена спортсмена

6

6

-

5.

Правила соревнований по спортивному ориентированию

4

2

2

6.

Снаряжение ориентировщика

4

2

2

7.

Судейская практика

4

2

2

8.

Общая физическая подготовка

20

6

14

9.

Специальная физическая подготовка

20

2

18

10.

Техническая подготовка

30

4

26

11.

Тактическая подготовка

34

4

30

12.

Контрольные нормативы

2

-

2

13.

Участие в соревнованиях

14

2

12

14.

Краеведение

16

4

12

15

Психологическая и морально-волевая подготовка

10

4

6

16.

Охрана природы, памятников истории и культуры

6

4

2

17.

Основы туристской подготовки

10

4

6

18.

Медико-санитарная подготовка, врачебный контроль

8

6

2

19.

Топография

18

4

14

20.

Походы, лагеря, учебные сборы, экскурсии вне сетки часов




ВСЕГО ЧАСОВ

216

62

154


Объём учебно-тренировочной нагрузки - 216 часа, по 6 часов в неделю (36 учебных недель в год). На теоретические занятия программа отводит 62 часов, на практические - 154. Учебный материал рассчитан на повышение уровня физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей и специальной выносливости, ловкости и координации движений; овладение основными приемами ориентирования на местности и приобретение опыта участия в соревнованиях. В течение первого года обучения воспитанники должны выполнить норматив II юношеского разряда по спортивному ориентированию.
Рабочая учебная программа занятий объединения

дополнительного образования по спортивному ориентированию

1-й год обучения.
Введение — 2 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Организационное занятие объединения. Планирование деятельности объединения в учебном году. Ориентирование — средство физического воспитания, оздоровления, закаливания. Эмоциональность, связь с природой.

Техника безопасности — 4 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности. Правила дорожного движения. Меры личной безопасности в криминальной ситуации.

Практические занятия (2 часа)

Выработка навыков и умений предотвращения криминальных ситуаций. Моделирование нестандартных ситуаций на дистанции по спортивному ориентированию. Поиск условно заблудившихся по карте.

История спортивного ориентирования — 4 часа

Теоретические занятия (2 часа)

Обзор развития ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом. Виды спортивного ориентирования.

Практические занятия (2 часа)

Встреча с ведущими спортсменами-ориентировщиками города.

Гигиена спортсмена — 6 часов

Теоретические занятия (6 часов)

Гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Режим дня. Гигиена тела, одежды и обуви.

Правила соревнований по спортивному ориентированию — 4 часа

Теоретические занятия (2 часа)

Агитационное значение соревнований. Права и обязанности участников. Виды и способы проведения соревнований, характер соревнований.

Практические занятия (2 часа)

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша, при опоздании на старт.

Снаряжение ориентировщика — 4 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Компас, планшет, лыжное снаряжение, одежда, обувь. Вспомогательное снаряжение. Правила эксплуатации и хранения.

Практические занятия (2 часов)

Устройство, изготовление, подборка и установка снаряжения.

Судейская практика — 4 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Судейская коллегия соревнований, судейские бригады, судья — контролер КП, обязанности судьи — контролера КП. Оборудование старта и финиша.

Практические занятия (2 часа)

Протоколы, работа с протоколами. Протоколы старта, результатов. Подсчет результатов по ориентированию.

Общая физическая подготовка — 20 часов

Теоретические занятия (6 часов)

Задачи ОФП. Систематизация круглогодичного тренировочного процесса. Взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок. Разминка, заминка, их значение и содержание.

Практические занятия (14 часа)

Ходьба (на пятках, носках, спортивная, на внешней и внутренней стороне стопы, высоко поднимая колени). Бег (вперед, назад, галопом влево, вправо, на носках, с изменением направления движения). Упражнения для рук и плечевого пояса (сгибание, разгибание, вращения, махи, отведение и привидение, рывки, движение рук в сочетании с ходьбой и бегом). Упражнения для мышц ног (приседания, махи, прыжки, выпады). Упражнения для шеи и туловища (наклоны головы, туловища). Гимнастические упражнения с предметами: скакалками, набивными мячами, палками, обручами, гантелями. Акробатика (стойки, кувырки, перекаты, перевороты). Упражнения на гимнастических снарядах: канат, скамейка, бревно, перекладина, конь, гимнастическая стенка. Легкая атлетика (бег на короткие, средние дистанции, из различных исходных положений, бег по пересеченной местности). Плавание. Лыжная подготовка: изучение попеременных, одновременных ходов, техники поворотов на месте и в движении, спуски, торможения. Спортивные и подвижные игры: игры на внимание, сообразительность, координацию. Туризм: походы выходного дня, туристская полоса препятствий.

Специальная физическая подготовка — 20 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства ориентировщиков. Характер и методика развития физических и специальных качеств, необходимых спортсмену-ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Практические занятия (18 часов)

Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая, субмаксимальная, максимальная. Фартлек — игра скоростей. Развитие специальных качеств, необходимых ориентировщику.

Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, открытой, закрытой, заболоченной, бег в гору, специальные беговые упражнения.

Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе.

Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.

Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки (в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.

Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивными мячами, амортизаторами).

Техническая подготовка — 30 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Понятие о технике ориентирования, ее значение для достижения высоких результатов. Особенности топографической подготовки ориентировщика. Разновидности карт: топографические, спортивные. Их общие черты и отличия. Изучение технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование.

Практические занятия (26 часов)

Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Развитие глазомера. Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных объектов и углу схода с них.

Тактическая подготовка — 34 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Понятие о тактике. Взаимосвязь тактики и техники в обучении и тренировке ориентировщиков. Значение тактики для достижения наилучших результатов.

Практические занятия (30 часов)

Тактические действия на соревнованиях с большим количеством групп, с ограниченным количеством групп, действия в стартовом городке. Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие ориентиры, линейные ориентиры. Подход и уход с контрольного пункта. Раскладка сил на дистанцию.

Контрольные нормативы — 2 часов

Практические занятия (2 часа)

Сдача теоретических и практических умений и навыков по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам. Сдача нормативов по общей и специальной физической подготовке.

Участие в соревнованиях — 14 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Положение о соревнованиях. Условия проведения. Действия участников в аварийной ситуации. Основы безопасности.

Практические занятия (12 часов)

Участие в соревнованиях согласно календарному плану. Первенства города, области. Соревнования среди кружковцев ЦДЮТур, школ, клубов.

Краеведение — 16 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Значение и место краеведческой подготовки в общей системе обучения. История города и области. Край в годы Великой Отечественной войны. Замечательные земляки. Музеи и экскурсионные объекты города и области.

Практические занятия (12 часов)

Посещение экскурсионных объектов города и области, музеев. Просмотр фото- и видеоматериалов. Встреча с ветеранами войны. Участие в краеведческих викторинах.

Психологическая и морально-волевая подготовка — 10 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Задачи и средства морально-волевой подготовки. Психологическая подготовка — одно из средств повышения спортивного мастерства. Участие в соревнованиях — необходимое условие для совершенствования и проверки моральных качеств и умения управлять эмоциональной настройкой.

Практические занятия (6 часов)

Воспитание целеустремленности, самостоятельности, решительности и смелости, выдержки, настойчивости в достижении цели. Предстартовое состояние: боевая готовность, предстартовое волнение, предстартовая апатия.

Охрана природы и памятников культуры — 6 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Важность охраны природы, памятников истории и культуры. Физико-географическая характеристика родного края. ее особенности: климат, растительность, реки, озера, животный мир. Памятные исторические места.

Практические занятия (2 часа)

Охрана природы: маркировка и оборудование маршрутов походов выходного дня, совершенствование снаряжения, использование которого не причиняет вреда окружающей природе. Охрана памятников.

Основы туристской подготовки — 10 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Туризм как средство общефизической подготовки спортсмена-ориентировщика. Туризм — один из видов активного отдыха. Виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и др.

Практические занятия (6 часов)

Туристское снаряжение: групповое и личное. Требования к снаряжению: легкость, удобство, практичность, целесообразность. Туристские палатки: устройство, уход и ремонт. Рюкзаки: виды рюкзаков, основные требования к ним, укладка рюкзака. Бивак: требования к месту бивака, снятие бивака, уборка территории, противопожарные меры. Узлы: назначение и применение.

Медико-санитарная подготовка — 8 часов

Теоретические занятия (6 часов)

Значение медико-санитарной подготовки, врачебного контроля и самоконтроля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Медицинская аптечка. Спортивные травмы и их предупреждение.

Практические занятия (2 часа)

Оказание первой доврачебной помощи: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий, кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное), вывихи, переломы, ожог, солнечный удар, тепловой удар, озноб, обморожение. Способы остановки кровотечений, перевязки, наложение первичной шины. Приемы искусственного дыхания. Способы транспортировки пострадавшего.

Топографическая подготовка — 18 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Основы топографии. Способы изображения земной поверхности. Топографические карты. Масштаб карты.

Практические занятия (14 часов)

Условные знаки топографических карт. Рисовка топознаков. Виды масштабов, упражнения с масштабами топокарт. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояний до недоступных предметов.

Предполагаемые педагогические результаты первого года обучения
Введение

Должны знать: значение ориентирования в системе физического воспитания, оздоровления, закаливания; место и время проведения занятий объединения дополнительного образования.

Должны уметь: коллективно участвовать в планировании деятельности объединения дополнительного образования в учебном году.

Техника безопасности

Должны знать: основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности; правила дорожного движения; меры личной безопасности в криминальной ситуации.

Должны уметь: находить выход из аварийных, криминальных ситуаций; искать условно заблудившихся в лесу.

История спортивного ориентирования

Должны знать: развитие ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом; виды ориентирования; прикладное значение ориентирования.

Должны уметь: давать характеристику современного состояния ориентирования.

Гигиена спортсмена

Должны знать: строение организма человека; влияние физических нагрузок на развитие организма; гигиена физических упражнений; гигиена тела, одежды, обуви.

Должны уметь: соблюдать меры личной гигиены; составлять и соблюдать режим дня.

Правила соревнований

Должны знать: агитационное значение соревнований; права и обязанности участников соревнований; виды соревнований; способы проведения соревнований; действия участника на старте, при опоздании на старт, на КП, в финишном коридоре, после финиширования. Должны уметь: соблюдать права и обязанности участников соревнований; коллективно составлять программу проведения соревнований.

Снаряжение ориентировщика

Должны знать: вспомогательное снаряжение; лыжное снаряжение; правила эксплуатации снаряжения; правила хранения снаряжения; компас и его устройство; планшет и его устройство.

Должны уметь: правильно эксплуатировать личное, групповое, вспомогательное снаряжение; хранить снаряжение; подбирать, изготавливать и производить установку снаряжения.

Судейская практика

Должны знать: судейскую коллегию соревнований; судейские бригады; обязанности судьи; оборудование старта и финиша; виды протоколов.

Должны уметь: работать с протоколами старта, протоколами результатов соревнований по ориентированию, протоколами пункта контроля, пункта оценки; производить подсчет личных результатов по ориентированию.

Общая физическая подготовка

Должны знать: задачи общей физической подготовки; взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок; значение систематизации круглогодичного тренировочного процесса; обоснование принципов постепенности, повторности, разносторонности, индивидуализации в процессе тренировки; технику лыжных ходов; специфические особенности бега ориентировщика.

Должны уметь: выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, живота, ног; передвигаться на лыжах, выполняя технические приемы: попеременный ход, одновременный ход, повороты, подъемы, спуски, торможения; удерживаться на плаву, плавать.

Специальная физическая подготовка

Должны знать: роль и значение специальной физической подготовке для роста мастерства ориентировщиков; методика развития специальных качеств, необходимых спортсмену-ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Должны уметь: выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсивности тренировочных нагрузок; выполнять бег с учетом характера местности (открытая, закрытая, горная, заболоченная); выполнять специальные беговые упражнения; выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из различных стартовых положений на короткие и средние дистанции, упражнения с партнером активные и пассивные, упражнения с предметами); выполнять упражнения на развитие ловкости и прыгучести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие; выполнять упражнения на развитие силы (сгибание и разгибание рук в упоре, растягивание, приседания на двух и одной ногах, приседания с отягощениями, упражнения с предметами: набивными мячами, амортизаторами).

Техническая подготовка

Должны знать: понятие о технике ориентирования; значение техники для достижения высоких результатов; разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема); общие черты и отличия карт; преимущества каждого из видов карт; понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование; компас и его устройство.

Должны уметь: правильно пользоваться компасом; ориентировать карту; определять расстояние на карте; измерять расстояние на местности (шагами, по времени, визуально); определять стороны горизонта по компасу; определять точку стояния; двигаться по азимуту; определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ориентиров и углу схода с них; восстанавливать ориентировку после ее потери; выполнять простейшую маршрутную топографическую съемку местности вдоль линейных ориентиров.

Тактическая подготовка

Должны знать: понятие о тактике; взаимосвязь техники и тактики в обучении и тренировке ориентировщиков; значение тактики для достижения наилучших результатов; понятия: опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.

Должны уметь: правильно распределять силы на дистанции; выполнять действия по подходу и уходу с контрольного пункта; выполнять действия по выбору пути движения; из нескольких вариантов выбирать лучший; последовательно осуществлять выбранный путь движения; правильно использовать опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.

Контрольные нормативы

Должны знать: методы проведения (зачет, соревнования); нормативные требования. Должны уметь: выполнять нормативы по общей и специальной физической подготовке; выполнять теоретические и практические навыки по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам.

Участие в соревнованиях

Должны знать: положение о соревнованиях; условия проведения соревнований по спортивному ориентированию в заданном направлении; действия участников в аварийной ситуации; основы безопасности при участии в соревнованиях.

Должны уметь: закончить дистанцию I-II уровня.

Краеведение

Должны знать: значение краеведческой подготовки и общей системе обучения; историю города и области; историю края и годы Великой Отечественной войны; музеи, экскурсионные объекты города и области.

Должны уметь: рассказать об истории родного края.

Психологическая и морально волевая подготовка

Должны знать: значение психологической подготовки для повышения спортивного мастерства; методы и средства развития волевых качеств; особенности проявления волевых качеств у ориентировщиков в связи с индивидуальным характером прохождения тренировочных и соревновательных трасс на незнакомой местности.

Охрана природы и памятников культуры

Должны знать: важность охраны природы, памятников истории и культуры; место охраны природы в системе образовательного процесса; взаимосвязь с тренировочным процессом; памятные и исторические места.

Должны уметь: участвовать в маркировке и оборудовании маршрутов выходного дня; коллективно участвовать в разработке походов выходного дня; принимать участие в изготовлении снаряжения, не причиняющего вреда окружающей природе; участвовать в акциях по охране природы и памятников.

Основы туристской подготовки

Должны знать: туризм - одно из средств общефизической подготовки; виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и др.; основные туристские узлы (прямой, булинь, проводники, схватывающий, стремя, встречный, удавка и др.), их применение и назначение; основное групповое и личное снаряжение; виды рюкзаков, основные требования к ним; туристские палатки, устройство и назначение; требования к выбору места для организации бивака группы; противопожарные меры в туристском путешествии.

Должны уметь: укладывать рюкзак; составлять список личного и группового снаряжения в зависимости от сезона; осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения; устанавливать основные типы палаток; убирать место привалов и биваков; разжигать костры (по назначению) в зависимости от погодных условий.

Медико-санитарная подготовка

Должны знать: значение медико-санитарной подготовки; характерные спортивные травмы и их предупреждение; состав медицинской аптечки группы; основы первой доврачебной помощи пострадавшему; способы и приемы первой помощи при переломах костей (открытых и закрытых), кровотечениях (артериальном, венозном, капиллярном); методику и правила наложения простых повязок, наложение шин; правила промывания желудка; правила транспортировки пострадавшего и требования к носилкам.

Должны уметь: оказывать доврачебную помощь пострадавшему; транспортировать пострадавшего по пересеченной местности; пользоваться групповой мед.аптечкой; изготавливать носилки; осуществлять промывание желудка; производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки; обрабатывать различные типы ран; распознавать признаки заболеваний и травм.

Топографическая подготовка

Должны знать: основы топографии; способы изображения земной поверхности; понятие «топографическая карта»; понятие «масштаб»; масштаб и его виды; основные типы топознаков; понятие «горизонталь»; понятие «крутизна склона».

Должны уметь: читать масштаб карт; читать и расшифровывать основные топознаки; определять крутизну и высоту склона; осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности.

Походы, лагеря

Должны знать: маршрут туристского путешествия; цели и задачи учебно-тренировочного мероприятия; правила поведения и техника безопасности; контрольные сроки проведения путешествия; границы полигона.

Должны уметь: передвигаться в составе группы.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: