NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



В. А. Коротоножкин, педагог-психолог


Психолого-педагогическое сопровождение здоровье сбережения школьников.

В. А. Коротоножкин,

педагог-психолог,

МОУ «Красненская средняя

общеобразовательная школа

имени М. И. Светличной»


Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов в январе 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев, касаясь национальной инициативы “Наша новая школа”, обратил особое внимание к здоровому образу жизни детей и подростков. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, общая заболеваемость детей до 14 лет в период с 1998 по 2010 год выросла на 9,3%, а более 20% школьников имеют хронические заболевания.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: “Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс”.

В Концепции модернизации Российского образования отмечено: “...необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся”. В Законе РФ “Об образовании” сказано:

– статья 2: “Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...”

– статья 51: “Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников”.

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие западные ученые, психологи XX века, изучавшие теорию личности в русле психоаналитического и гуманистического направлений. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о “психологическом здоровье”.

Говоря о психологическом здоровье личности школьника, психологи выделяют психическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста. Относится психологическое здоровье к социально-психологическим характеристикам человека, его личности, социальной и психологической адаптации.

Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Психологическая служба участвует в сохранении психологического здоровья участников образовательного процесса, актуализации ресурсов самого процесса и личностных ресурсов его участников. Ответственность за поддержание психологического здоровья в школе несёт весь педагогический коллектив, каждый учитель, администрация школы, школьный психолог.

Деятельность педагога-психолога в школе, осуществляемая через взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями, основана на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода. Для того, чтобы работа педагога-психолога была наиболее эффективной, необходимо определить цели и задачи по сохранению психологического здоровья учеников.

Цель: Создание условий для гармоничного развития школьников в процессе обучения и формирование навыков организации здорового образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1.  Систематическое отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения, формирование банка данных.

2.  Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку в процессе обучения и воспитания. Организация работы с различными категориями учащихся: одаренными детьми; детьми, имеющими трудности в обучении и общении, «группой риска», «трудными», опекаемыми, детьми-сиротами и др.) и их семьями.

3.  Оказание психологической помощи педагогам и родителям в вопросах обучения, воспитания и развития детей.

4.  Изучение психологических особенностей личности педагогов, классных коллективов.

5.  Содействие в повышении психолого-педагогической грамотности учителей и родителей.

6.  Создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов, учащихся, поддержка и защита прав и здоровья учащихся, педагогов.

Исходя из вышеизложенного, хочу отметить актуальность на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

Одним из важных компонентов психологического сопровождения является диагностика учащихся различных возрастов. Для диагностики я подобрал методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:

1. Тест цветового выбора М. Люшер;

2. Методика А. М. Прихожан;

3. Проективные методики: «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «несуществующее животное».

4. Методика А.П. Венгера;

5. Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой;

5. Тест школьной тревожности Филлипса;

6.  Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;

7.   «Карта наблюдений», предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой.

Представленные методики позволяют проводить диагностику как в групповой форме, так и индивидуально. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей.

Результаты диагностики, проводимой с разными категориями детей, также заставляют задуматься.

Наиболее стабильными показателем остается «преобладание отрицательных эмоций». Фактор «хроническое переутомление» имеет тенденцию к снижению. А по фактору «перевозбуждение» показатели не стабильны и зависят от года набора (возможные причины – стиль общения педагога).

Все эти выводы привели меня к мысли, что психологическое сопровождение учащихся ради сохранения их психологического здоровья должно строиться по принципам:

1. Есть множество факторов, влияющих на формирование высокой тревожности у ребенка. Из них есть те, которые мы изменить не в силах, например, состояние развития общества, экологическая обстановка и т.д., а есть такие, как семейные отношения, стиль педагогического общения, эмоциональное развитие ребенка, оказывая влияние на которые, при определенных стечениях обстоятельств мы можем изменять общую картину.

2. На психодиагностическом этапе необходимо не только выявлять детей, для которых характерна повышенная тревожность, но и проводить исследования стиля семейного воспитания.

3. По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся «группы риска», с которыми должны проводиться индивидуальные занятия по определенной для каждого программе.

4. С учащимися, не попавшими в «группу риска», следует проводить

психолого-профилактические мероприятия.

5. Для родителей необходимо разработать систему работы, направленную на просвещение и психопрофилактику тревожности у детей.

6.   Проводить психопрофилактические мероприятия с педагогами.

Строя систему психолого-педагогического сопровождения здоровьесбнрежения школьников по этим принципам я смог сравнить:

у большего количества учащихся наблюдается улучшение эмоционального состояния. Снижается количество учащихся, у которых преобладают отрицательные эмоции.

Таким образом, диагностическое отслеживание уровня эмоционального развития показало эффективность проводимой работы по психологическому сопровождению школьников как фактора сохранения психологического здоровья.

Развивающая деятельность педагога - психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников. Развивающая работа в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи.

Коррекционная форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на индивидуальную работу педагога-психолога с ребенком.

Коррекционно-развивающая работа рассматривается мною как одно из основных направлений работы школьного психолога с детьми. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.

Итак, подводя итог всему выше сказанному, я могу с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в настроении, доминирующем у личности. Именно для школьного возраста очень значимы факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Литература.

1. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф. – М., 2000.

2.Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М., 1986.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.

4. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. — Ярославль, 2001.

5. Психолого-педагогический мониторинг развития учащихся в адаптивной школе здоровья: Методические рекомендации / Под. ред. Л. В. Годовниковой. – Белгород: Изд-во «Политерра», 2008.

Интернет-ресурсы.

1. http://festival.1september.ru/articles/579832/pril3.doc

страница 1


скачать

Другие похожие работы: