NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Ведь можно душу загубить на всю жизнь…»


Урок – диалог.
Тема: «Ведь можно душу загубить на всю жизнь…»
Цель: показать развитие образов Челкаша и Гаврилы; поразмышлять над позицией автора о том, что деньги – проверка нравственной стойкости человека. Развитие навыков выразительного чтения.

(учить высказывать свои суждения по предложенным вопросам)
Оборудование: портрет Горького М., карточки для записей.
1.На фоне моря. Диалог Челкаша и Гаврила. (Первый разговор Челкаша и Гаврила)

-На чьей стороне симпатии? (высказывание).
2. Каково отношение героев к морю? Символом чего традиционного является море? (символ свободы).

Гаврила о море с.89-90 (выразительное чтение)

Челкаш о море.
3. Какие проблемы автор поднимает в рассказе? Самостоятельная постановка целей урока.
4.-Проверка д/з выписать слова и выражения из этой сцены, которые характеризуют чувства и ощущения героев.

1 вариант-Челкаш. 2 вариант-Гаврила.

Если сразу понравился этот недоумевающее восхищение…

здоровый и добродушный чувствовал в нем хозяина.

парень… Малого было жалко

(нечто отеческое) и малой был

нужен (хозяйское).

Работа с таблицей.

знаю

Хочу знать

узнал

Грязная рубаха, хищная худоба, босяк, свобода.

Бедный крестьянин, нужны деньги.

Причины поступков героев, отношение друг к другу, свободны и счастливы ли главные герои?

Страшен мир с волчьими законами, свобода дикая, необузданная, деньги-проверка нравственности человека.

Работа по карточкам.

5. С помощью, каких изобразительных средств горький помогает нам понять героев, раскрыть их характер?

а) Обратить внимание на вступительный пейзаж. Какими деталями подчеркнуты в нем: бездушие, враждебность человеку, окружающей обстановки?

б) Сравните портреты Челкаша и Гаврилы. Какой элемент проходит через описание внешности Челкаша в эпизоде первого появления героя и позднее, после удачного хищения груза? В чем смысл этого эпитета?

в) Сравнить идеалы Челкаша и Гаврилы. Почему, как пишет Горький, «Челкаш завидовал Гавриле и в тоже время сожалел об этой молодой жизни?». Внимательно прочитайте страницу,где писатель раскрывает мечты Челкаша, о чем они. Можно ли на этом основании говорить о внутренней близости Челкаша и Гаврилы?

г) Чем Гаврила привлек внимание Челкаша? Чем вызвал досаду при первой встрече?

д) Отношение Челкаша и Гаврилы к красоте морской стихии? В чем разница?

е) Почему, дав деньги Гавриле, оскарбленный Челкаш потребовал их назад? Что оскорбило Челкаша?

ж) Какой абзац в первой главе служит ключевым для характеристики Челкаша? С.88.первой главе служит ключевым для характеристики Челкаша?

ам понять героев, раскрыть их арактер,

6. Самостоятельная работа. Чтение про себя с.102-103, анализ «вслед за автором». Свободная дискуссия «Можно ли назвать Челкаша и Гаврилу свободными людьми»?

(чтение диалога с. 102). Что значит для Гаврилы «душа».
Зарядка для глаз.
-Как развиваются в Гавриле противоречивые чувства? (вот Гаврила увидел пестрые бумажки и т/д…)

-Чего же пугается Гаврила, что страшит его (нестерпимое желание обладать остальными людьми).

-Какой вывод сделал Челкаш, дав деньги Гавриле? (испытывал его).

-Мог ли сделать Гаврилу Челкаш счастливым? Каким образом?

-Можем ли назвать Челкаша истинно – свободным?

-Каковы, по вашему мнению, позиции автора?

(Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора, Челкаша, увидев в его душе цветы бескорыстия, свобода от власти денег).

-Что вы можете сказать, о главных героях.( таблица, графа узнал).


Д/З: учебник с.112-115;статья Лихачёва; стихи Блока А.
7. Мини-сочинение:

1. Какую проблему я считаю главной в рассказе М,Горького «Челкаш».

2. Что значит быть счасливым?

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Цели, условия и содержание

Программа: 6 стр.