Ведущий На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гений русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие. Слай ведущий 2
СЛАЙД 2
Ведущий 1. На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гений русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие.
СЛАЙД3.
Ведущий 2.Это имя — как гром и как град:
Петербург, Петроград, Ленинград.
СЛАЙД 4.
Ведущий 1.Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей. Дворцовая площадь, Таврический дворец и Смольный, легендарная «Аврора», прославленная Выборгская сторона, Нарвская, Московская и Невская заставы. Город больших просторов, устремленный к морю, вольно раскинувшийся над Невой, взметнувший в небо шпили своих замечательных зданий. Многим гордится Ленинград: своей трудовой и боевой славой, великими делами великих сыновей и дочерей.
СЛАЙД 5,6
Ведущий 2. А помнишь...
(Рев самолетов, с бомб, звучит финал 9-й симфонии Бетховена.)
Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...
Звучит музыка Д. Шостаковича из кинофильма «5 дней — 5 ночей».
Ведущий 1. Одной из самых страшных войн XX столетия была Великая Отечественная.
Много боли и страданий вынес русский человек за эти 4 года, за 1417 дней и ночей.
Из них 871 день длилась ленинградская блокада.
Ведущий 2.. 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания...
Ведущий 1. Фашисты решили стереть с лица земли, уничтожить город; уничтожить ленинградцев. За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб.
На начало блокады в городе было около 2.500 миллионов человек из них 400 миллионов дети.
Ведущий 2. Самым страшным бедствием для города стала зима 41-42 годов (особенно 20 ноября по 25 декабря), когда норма выдачи хлеба населению была снижена до 250 грамм – работающему и 125 грамм – всем остальным, в Ленинграде начался голод.
ЧТЕЦ.И взбежал лейтенант
По знакомым ступеням.
И вошел...
И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки...
Бледные губки...
Старичок семилетний
В потрепанной шубке.
- Как живешь, мальчуган?
Отвечай без обмана!.. -
И достал лейтенант
Свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок
Дал он сыну: - Пожуй-ка, -
И шагнул он туда,
Где дымила буржуйка.
Там, поверх одеяла -
Распухшие руки.
Там жену он увидел
После долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться,
Взял за бедные плечи
И в глаза заглянул,
Что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант
Семилетнего сына:
Был мальчишка в отца -
Настоящий мужчина!
И когда замигал
Догоревший огарок,
Маме в руку вложил он
Отцовский подарок.
А когда лейтенант
Вновь садился в трехтонку,
- Приезжай! -
Закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, -
Плавно, медленно, сыто...
Грузовик отмахал уже
Многие версты.
Освещали ракеты
Неба черного купол.
Тот же самый кусок -
Ненадкушенный,
Черствый -
Лейтенант
В том же самом кармане
Нащупал.
Потому что жена
Не могла быть иною
И кусок этот снова
Ему подложила.
Потому, что была
Настоящей женою,
Потому, что ждала,
Потому, что любила.
Ведущий 1:Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.
Чтец (на фоне композиции Иоганна Баха «Духовная музыка»):
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола ...
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось - умерла.
Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья -
После похорон.
Ведущий 2.Не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. За водой с ведрами, кастрюлями на санках ходили на Неву.
Чтец (на фоне звуков вьюги):
Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
Ведущий 2:Но не только голод и жуткий холод выпали на долю детям блокадного города, многим из них пришлось пережить утрату самых близких и родных людей.
Чтец (на фоне композиции Иоганна Баха «Духовная музыка»):
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
а Митька под ступенькою порога
нашёл конфету, кто-то потерял.
Стоит и смотрит он на счастье,
забыл уже и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрёнке ведь поменьше лет.
Зажав конфету в кулаке, домой
летел пацан к малой сестрёнке.
Вдвоём остались лютою зимой,
пусть будет радость у девчонки.
Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
туда, где был когда-то магазин...
но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один...Один...
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал...
Ведущий 1.Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. Перенося нечеловеческие лишения, матери делились последней корочкой со своими детьми, а вернее, отдавали детям свою корочку, а сами умирали от голода
«вид на Петропавловскую крепость во время блокады Ленинграда»)
В ушах все время словно щебет птичий,
Как будто ропот льющейся воды,
От слабости. Ведь голод. Нет еды.
Который час? Не знаю. Жалко спички,
Чтобы взглянуть. Я с вечера легла,
И длится ночь без света и тепла.
На мне перчатки, валенки, две шубы
(Одна в ногах). На голове платок,
Я из него устроила щиток,
Укрыла подбородок, нос и губы.
Зарылась в одеяло, как в сугроб.
Тепло, отлично. Только стынет лоб.
Лежу и думаю. О чем? О хлебе.
О корочке, обсыпанной мукой.
Вся комната полна им. Даже мебель
Он вытеснил. Он близкий, и такой
Далёкий, точно край обетованный.
И самый лучший – это пеклеванный.
Он с детством сопрягается моим.
Он круглый, как земное полушарье.
Он тёплый. В нем благоухает тмин.
Он рядом. Здесь. И, кажется, пошарь я
Рукой, перчатку лишь сними, -
И ешь сама. И мужа накорми.
А там, по Северной, сюда идут,
Идут составы, - каждый бесконечен.
Не счесть вагонов. Ни один диспетчер
Не посягает на его маршрут.
Он знает: это посланный страной,
Особо важный. Внеочередной.
Ведущий 2.И все же никакие муки и лишения не смогли сломить мужество и стойкость защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом.
(12 слайд « Полуторки, доставляющие по Дороге Жизни продовольствие и боеприпасы»)
Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 6-7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.
В течение 152 дней работала ледовая ладожская трасса.
НАДПИСЬ НА ЭКРАНЕ:
«Водитель, помни! Мешок ржаной муки — это паек для тысячи жителей Ленинграда!»
(13 слайд «Передвижение санного обоза с продовольствием по ледовой трассе»)
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.
О. Бергольц
Ведущий 1.По дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
ЧТЕЦ.
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба.
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
«Ну, так и есть — мотор заело».
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора —
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне — до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
«Песня о Ладоге» (исполняет хор детей)
(14 слайд «Подход корабля к причалу станции Осиновец и погрузка людей для эвакуации на Большую землю»)
ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ
Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,
Родней дороги не найти!
Припев
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метели, штормы, грозная волна…
Недаром Ладога родная
Дорогой жизни названа.
(15 слайд «Движение грузовиков по ледовой трассе «Дорога жизни» в конце марта 1942 года)
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Припев
Зимой машины мчались вереницей,
И лёд на Ладоге трещал,-
Возили хлеб для северной столицы,
И радостно нас Ленинград встречал.
Припев.
Ведущий 2. В период блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7,5 миллиона артиллерийских снарядов и мин.
Ведущий 1.Разве это не торжество жизни? Единственный в Ленинграде симфонический оркестр радиокомитета дал за годы блокады 160 концертов. Не стоит прикидывать в уме, много это или мало: каждый явился подвигом. Ленинградцы жили, творили, дерзали, то есть дрались за жизнь на всех ее рубежах. Разве это не торжество жизни?
Многие с 12-14 лет уже работали наряду с взрослыми.
(Звучит песня «Ленинградские мальчишки»)
Я помню хлеб. Он чёрен был и липок
Ржаной муки был грубоват помол
Но расплывались лица от улыбок,
Когда паёк я приносил домой.
Блокадный хлеб. Кусочек малый.
Он к щам годился постным,
Раскрошенный, не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,
Его мы отдирали языком.
Он кислый был, ведь был он с отрубями,
Не поручусь, что был без лебеды.
И всё ж с ладони влажными губами
Я крошки подбирал после еды.
Ведущий 2.18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду!
ДИКТОР. Говорит ЛЕНИНГРАД! Говорит ЛЕНИНГРАД! БЛОКАДА ПРОРВАНА!!!!!
Звучит победная увертюра в записи.
Ведущий.1. Тем, кто пережил ужасы блокады, вспоминать нелегко. Большая часть из них в то время были детьми. «Дети блокадного Ленинграда», как сейчас их называют, вместе с взрослыми испытали на себе и голод, и бомбёжки, и артобстрелы, долгие месяцы жили в городе без тепла, без воды, без электроэнергии, в промёрзших до инея квартирах.
За это страшное время погибло и похоронено на Пискарёвском кладбище 470 тыс. человек.
Ведущий 2. Прошли годы, много лет, и еще пройдет время, но героические дни ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени, оно не померкнет, не потускнеет, не исчезнет, не забудется никогда.
.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: