NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

Тема 8. Педагогические условия экологического образования дошкольников

Основные подходы к определению педагогических условий экологического образования дошкольников.

Характеристика условий и методов, раскрывающих возможности освоения дошкольниками системы природоведческих знаний различного характера (освоение знаний о «живом», единство организма и среды, установление связей в природе, понимание целостности живого и др.).

Наблюдение как основной метод познания природы. Методика организации и проведению наблюдений в разных возрастных группах детского сада. Понятие метода наблюдения, его сущность и значение в ознакомлении детей с природой. Виды наблюдений в зависимости от поставленных целей и количества детей, их содержание. Особенности подготовки воспитателя к организации наблюдения. Методика проведения наблюдений в разных возрастных группах.

Развитие наблюдательности и формирование знаний дошкольников в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами природы, особенности организации наблюдений с использованием элементарных опытов.

Сущность, значение и содержание труда детей в природе. Характеристика форм труда дошкольников в природе, педагогические и гигиенические требования к его организации.

Сущность, виды и воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

Методика организации экологических экскурсий в разных возрастных группах детского сада.

Сущность, значение, характеристика и особенности проведения экологических праздников, досугов и природоохранных акций в дошкольных учреждениях.

Литература основная:

1. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.

2. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей посредством эстетического восприятия природы // Начальная школа До и После. – 2011.- № 3. – С. 27-31.

3. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. - 2011. № 9. – С. 114.

4. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование дошкольном возрасте. – М., 2008.

Литература дополнительная:

1. Запахалова С. Формирование навыков прогнозирования погоды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 36-39.

2. Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в подготовительной к школе группе детского сада: для работы с детьми 6-7 лет. – М., 2010. –166 с.

3. Сулейманова Ф.А., Воробьева А.П. Практика организации исследовательской деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 3. – С. 94.

4. Тюмасева З.И., Кушнина Е.Г. Комплексная эколого-валеологическая программа для дошкольников «Дорога в страну чудес» [реализация образовательной области «Здоровье» и «Безопасность»] // Начальная школа До и После. – 2012.- № 6. – С. 33-38.

Тема 9. Критерии сформированности экологической воспитанности
Понятие экологической воспитанности дошкольников. Диагностика экологической воспитанности дошкольников, критерии ее сформированности.

Задачи диагностики экологической воспитанности детей, ее основные компоненты (степень освоения экологических знаний, трудовых умений, сформированности отношения к природе и др.).

Основные понятия ―метод‖, ―методика‖, ―исследование‖. Спектр методов диагностики: наблюдение, беседа, эксперимент и др.

Подбор диагностических методик в соответствии с целями обследования. Основные требования к организации и проведению диагностики экологических представлений, умений и уровня сформированности экологического сознания дошкольников.

Критерии уровней освоения экологических знаний, трудовых умений, отношения к природе.

Требования к фиксации и оформлению результатов обследования. Этические принципы деятельности диагноста.

Корректировка воспитательно-образовательной деятельности на основе результатов диагностики.

Литература основная:

1. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 4. С.9.

2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.

3. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. - 2011. №9. – С. 114.

4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование дошкольном возрасте. – М., 2008.

5. Чепеленков И.Н. Выявление и формирование позитивного образа животного в сознанииребенка // Детский сад от А до Я. – 2009.- № 3. – С. 128.

6. Чехонина О.И. Реализации приоритета познавательного развития в детском саду общеразвивающего вида с использованием детского экспериментирования // Детский садот А до Я. – 2009. № 1. – С. 128.

Литература дополнительная:

1. Гостевская Т., Иванова Е., Жукова В. Исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. – С. 31-33.

2. Запахалова С. Формирование навыков прогнозирования погоды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 36-39.

3. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей посредством эстетического восприятия природы // Начальная школа До и После. – 2011.- № 3. – С. 27-31.


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Тема 1. Задачи речевого развития, их психолого-лингвистическое обоснование.

Понятие «речь», «язык». Различие и взаимосвязь между ними. Природа речи. Форма речи (устная, письменная), общее и различие между ними. Функции речи (коммуникативная, номинативная, познавательная, егулирующая). Развитие устной речи как основы развития письменной.

Основные задачи и направления речевого развития дошкольников. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развитие их коммуникативных способностей.

Задачи развития речи (воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте).

Основная литература:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М: Творческий центр, 2010.- 240 с.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е. Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

Тема 2. Формы организации работы по развитию речи в детском саду

Методы и приемы развития речи детей в дошкольном учреждении. Наглядные, словесные и практические методы, их характеристика. Моделирование как метод развития речи. Словесные, наглядные, игровые приемы. Разнообразие методов и приемов, используемых в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в детском саду.

Формы обучения детей родному языку. Проблема занятий по методике развития речи на современном этапе. Анализ разных точек зрения по данной проблеме. Новые подходы к обучению родному языку. Нетрадиционные формы обучения, их специфика, методика проведения.

Формы организации работы по развитию речи в повседневной жизни. Самостоятельная деятельность детей. Игры, развлечения, бытовая деятельность, разговоры.

Основная литература:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е.Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

Тема 3. Задачи, содержание и принципы словарной работы. Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возрастов

Слово, отношение к понятию. Семантика детской речи. Особенности развития словаря детьми раннего и дошкольного возраста. Общеупотребительная лексика. Активный и пассивный словарь, характеристика развития словаря на разных возрастных этапах (объем, особенности овладением значением слов, смысловыми оттенками значений, образными

выражениями, фразеологизмами). Причины ограниченности словаря на разных возрастных этапах. Лексико-семантическое поле. Системные отношения между словами. Основные этапы и направления педагогических исследований по развитию словаря детей (Г.Н. Бавыкина, В.И. Логинова, К.Т. Патрина, В.И.Яшина, Н.П. Иванова, Е.М. Струнина, А.А. Смага, Л.А. Колунова). Методика развития словаря на специальных занятиях. Виды занятий по развитию словаря и ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни. Первичное ознакомление с предметами и явлениями. Содержание занятий, отбор и организация наглядности. Развитие словаря на занятиях по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов и материалов. Развитие словаря на занятиях по сравнению предметов. Занятия по формированию понятий (родовых, видовых). Подведение детей к понятиям на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений.

Организация, структура и методика занятий.

Загадка народная и литературная. Педагогические возможности загадки. Загадки для детей. Методика обучения отгадыванию и загадыванию загадок.

Методика использования картин разных видов в возрастных группах. Дидактические игры и лексические упражнения, их использование для решения задач словарной работы. Приемы активизации словаря (В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, В.В. Гербова, Е.М. Струнина, В.И. Яшина, О.С. Ушакова). Содержание словарной работы в процессе экскурсий и наблюдений за трудом взрослых. Тематика экскурсий в разных возрастных группах.

Методика проведения экскурсий и наблюдений за трудом взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова, Л.А. Мишарина, Н.Ф. Виноградова, Е.И. Радина, В.И. Яшина). Подготовка воспитателя и детей к экскурсии.

Основная литература:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с. 2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр,

2010.- 240 с.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е.Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

Тема 4. Литературное образование детей дошкольного возраста

Роль детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Особенности восприятия и понимания детьми литературные произведений разных жанров. Единство чувства и мысли при восприятии. Активность детского восприятия, его наивность Понимание дошкольниками основного замысла произведения. Особенности восприятия образов героев, мотивов их поведения, сопереживания героям. Восприятие

языковых особенностей литературного произведения.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Принципы отбора литературных произведений. Репертуар для чтения и рассказывания детям в современных программах. Методы ознакомления с художественной литературой. Знакомство с жанрами прозы и поэзии. Характеристика предварительных и

заключительных бесед с детьми по содержанию произведения. Требования к вопросам. Значение повторного чтения литературных произведений. Особенности чтения книг с познавательным содержанием и на моральные темы. «Веселая» книга в детском саду. Роль иллюстрации в понимании детьми литературного произведения, ее влияние

на отношение дошкольников к литературным героям. Эстетические и педагогические требования к иллюстрации. Зависимость методики использования книжной иллюстрации от возраста детей и характера произведения.

Особенности методики ознакомления с художественной литературой на разных возрастных этапах.

Заучивание стихотворений. Требования к отбору поэтических произведений для детей. Приемы, способствующие запоминанию стихов: обогащение детского опыта (предварительные наблюдения, обогащение словаря); выразительное исполнение; анализ содержания и формы произведения; договаривание детьми рифмующих слов и др.

Приемы обучения детей выразительному исполнению стихов: эмоциональное исполнение произведения взрослыми; упражнение в выразительном чтении фрагментов стихов; обоснование выбора средств выразительного чтения детьми; чтение по ролям; игровые приемы заучивания; своеобразие использования хоровой декламации стихов.

Основная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников. – М.: Академия, 2010.-400с.

2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М.: Академия, 2009.-

256с. 3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.:

ВЛАДОС, 2003.- 288с.

4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр,

2010.- 240 с.

Дополнительная литература

1. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.;

Воронеж, 2002.- 224с.

2. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост.

Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Тема 5. Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного

возраста.

Характеристика состава детского фольклора; особенности восприятия детьми

произведений малых фольклорных форм (загадок, пословиц и поговорок, песенок, потешек,

небылиц, перевертышей). Методика использования их в работе с детьми. Народные сказки,

их роль в общем и речевом развитии детей.

Использование художественной литературы в совместной деятельности с детьми, в

самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная художественно-речевая деятельность

детей, игры-драматизации по литературным произведениям; театрализованные игры,

вечера досуга, КВН. просмотр телепередач и др.

Воспитание читательских интересов у дошкольников. Уголок книги, его значение в

развитии читательских интересов; требования к оформлению; отбор книг; иллюстративного

материала в зависимости от возраста детей.

Содержание и формы работы в уголке книги. Углубленное знакомство с жизнью и

творчеством писателя. Знакомство с художниками-иллюстраторами детских книг. Выставки

детских книг.

Основная литература:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.:

ВЛАДОС, 2003.- 288с.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр,

2010.- 240 с.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост.

Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992.

- 62 с.

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.:

Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е.Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение,

1984. - 223 с.

Тема 6. Воспитание звуковой культуры речи.

Понятие звуковая культура речи, ее значение для развития речевого общения ребенка

с окружающим, для интеллектуального развития детей и подготовки их к школе.

Особенности познания дошкольниками фонем речи, трудности в осознании детьми

фонемного состава слова, их причины. Современные исследования по проблеме овладения дошкольниками звуковой стороны речи (А.И.Максаков, В.В. Гербова, Г.С. Швайко, М.Ф.

Фомичева, В.И. Селивѐрстов, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева). Задачи по воспитанию

звуковой культуры речи. Работа по развитию речевого слуха. Работа по формированию

произносительной стороны речи. Работа над интонационной выразительностью речи. Работа

по совершенствованию норм литературного произношения. Работа над речевым дыханием,

темпом, ритмом, силой голоса, закреплением звуков. Содержание и методика упражнений.

Создание условий в детском саду для работы по звуковой культуре речи.

Основная литература:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.:

ВЛАДОС, 2003.- 288с.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр,

2010.- 240 с.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост.

Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992.

- 62 с.

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.:

Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е.Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение,

1984. - 223 с.

Тема 7. Лексическое развитие дошкольников.

Слово, отношение к понятию. Семантика детской речи. Особенности овладения

словарем детьми раннего и дошкольного возраста. Общеупотребительная лексика. Активный

и пассивный словарь, характеристика развития словаря на разных возрастных этапах (объем,

особенности овладением значением слов, смысловыми оттенками значений, образными

выражениями, фразеологизмами). Причины ограниченности словаря на разных возрастных

этапах. Лексико-семантическое поле. Системные отношения между словами.

Основные этапы и направления педагогических исследований по развитию словаря

детей (Г.Н. Бавыкина, В.И. Логинова, К.Т. Патрина, В.И.Яшина, Н.П. Иванова, Е.М.

Струнина, А.А. Смага, Л.А. Колунова).

Методика развития словаря на специальных занятиях. Виды занятий по развитию

словаря и ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни. Первичное

ознакомление с предметами и явлениями. Содержание занятий, отбор и организация

наглядности. Развитие словаря на занятиях по ознакомлению детей с качествами и

свойствами предметов и материалов. Развитие словаря на занятиях по сравнению

предметов. Занятия по формированию понятий (родовых, видовых). Подведение детей к

понятиям на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений.

Организация, структура и методика занятий.

Загадка народная и литературная. Педагогические возможности загадки. Загадки для

детей. Методика обучения отгадыванию и загадыванию загадок.

Методика использования картин разных видов в возрастных группах. Дидактические игры и лексические упражнения, их использование для решения задач

словарной работы. Приемы активизации словаря (В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, В.В.

Гербова, Е.М. Струнина, В.И. Яшина, О.С. Ушакова).

Организация и проведение экскурсий для знакомства с трудом взрослых.

Особенности знаний детей дошкольного возраста о труде взрослых и отражении их в

детском словаре. Содержание словарной работы в процессе экскурсий и наблюдений за

трудом взрослых. Тематика экскурсий в разных возрастных группах. Методика проведения

экскурсий и наблюдений за трудом взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова, Л.А.

Мишарина, Н.Ф. Виноградова, Е.И. Радина, В.И. Яшина). Подготовка воспитателя и детей к

экскурсии.

Основная литература:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.:

ВЛАДОС, 2003.- 288с.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр,

2010.- 240 с.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост.

Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992.

- 62 с.

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.:

Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е.Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение,

1984. - 223 с.

Тема 8. Формирование связной речи.

Современные требования к развитию связной речи дошкольников. Понятие связной

речи. Психологическая природа связной речи, ее механизмы. Ситуативная и контекстная

речь Виды связной речи (диалогическая и монологическая).

Диалогическая речь. Факторы, порождающие диалог. Типы речевых ситуаций.

Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Основные пути

обучения детей диалогу.

Беседа как метод диалогической речи.

Значение беседы в развитии диалогической речи. Виды бесед и их цель. Тематика

бесед. Требования к организации и проведению беседы. Методические приемы.

Использование наглядных приемов. Подбор разных типов вопросов (репродуктивные,

поисковые, обобщающие), их соотношение. Требования к вопросам. Этическая беседа, ее

роль в воспитании детей и развитии речи (Л.П. Князева, Н.М. Крылова, Э.П. Короткова, Н.Ф.

Виноградова, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др.)

Обучение рассказыванию как средство формирования монологической речи

(описание, повествование, рассуждение). Рассказ и пересказ. Рассказы на наглядной основе

(картинка, игрушка, реальные предметы, наблюдение), рассказы на словесной основе

(пересказ, рассказы из опыта, творческие рассказы), их своеобразие. Приемы обучения

рассказов, направленные на освоение формы рассказа, на самостоятельное определение

содержания рассказа, развитие творческой инициативы, самостоятельности. Усложнение

требований к рассказам детей в разных возрастных группах. Основная литература:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.:

ВЛАДОС, 2003.- 288с.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр,

2010.- 240 с.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост.

Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992.

- 62 с.

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.:

Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е.Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение,

1984. - 223 с.

Тема 9. Методика обучения рассказыванию по картине.

Типы и виды картин (предметные, сюжетные, пейзаж, натюрморт, портрет).

Особенности восприятия и понимания детьми сюжетных картин. Требования к отбору

картин для рассказывания. Необходимость предварительного рассматривания картин с

детьми. Вопросы, направленные на понимание содержания картины и установление связей,

на поиск лучших форм для выражения содержания, наиболее точных, выразительных слов.

Приемы обучения рассказыванию (логико-синтаксические схемы, оценка, указания и др.).

Структура занятий. Рассказывание по серии сюжетных картин. Варианты

предъявления картин для составления детских рассказов (В.В. Гербова, Э.П. Короткова, О.С.

Ушакова, Е.А. Смирнова, Е.В. Савушкина.

Обучение детей составлению творческих рассказов.

Виды творческих рассказов на наглядной и словесной основе. Программные

требования к творческому рассказыванию дошкольников. Творческое рассказывание и

словесное творчество. Показатели (критерии) творческого рассказывания. Опора на

разнообразный опыт детей и навыки рассказывания. Развитие самостоятельности и

творческого воображения детей в ходе рассказа. Приемы, направленные на самостоятельное

определение содержания рассказа, на освоение его формы, средства художественной

выразительности. Структура занятий. Усиление творческих элементов в рассказах детей

старшего дошкольного возраста. Влияние фольклора на сочинение сказок детьми (Л.В.

Ворошнина, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Е.Л. Пороцкая).

Основная литература:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.:

ВЛАДОС, 2003.- 288с.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр,

2010.- 240 с.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост.

Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с. 2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992.

- 62 с.

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.:

Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е. Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение,

1984. - 223 с.

Тема 10. Подготовка детей к усвоению грамоты.

Речевая подготовка детей к школе. Показатели речевой готовности детей к школе.

Формирование у старших дошкольников оценочно-контрольных действий к речевой

деятельности, их влияние на интеллектуальное развитие детей и подготовку к обучению

родному языку в школе. Цели и задачи подготовки к обучению грамоте в системе работы

детского сада по развитию речи детей. Анализ программ («Развитие», Детство», «Радуга»,

«Детский сад-дом радости») по разделу «Подготовка к усвоению грамоты».

Ознакомление дошкольников с термином «слово», «слог», «предложение». Важность

понимания детьми терминов. Слово – звучащее явление. Методика обучения

«вслушиванию» в слово. Игры со словом. Знакомство с значением слов. Методика работы.

Обучение слоговому анализу и синтезу слова. Установление последовательности слогов.

Упражнения в членении слова на слоги и составление из слогов слов. Ознакомление с

ударением в слове. Обучение элементарным формам вычленени ударного слога.

Слова, сходные и различные по звучанию. Ознакомление детей с особенностями

звучания слов (длительность звучания, последовательность звуков).

Обучение детей выделению звуков в словах. Звуковой анализ слов. Звуковые игры и

упражнения со словом в общеречевой работе. Формы взаимодействия наглядных и

словесных средств обучения. Приемы обучения, повышающие умственную активность

детей. Наглядные пособия, знакомящие детей со словом, его звуковой стороной и ударением

(звуковые линейки, звуковые часы, картинки-схемы, модели, фишки).

Ознакомление детей с предложением. Задачи, содержание и методика обучения

членению (анализу) предложений на слова и составлению (синтезу) предложений из слов.

Составление предложений об игрушке, по картинке, «живые слова».

Основная литература:

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е. Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема 1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников

Формирование элементарных математических представлений как научная область, расширение кругозора детей. Предмет и теоретическая база методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Образовательная область «Похнание». Влияние психолого-педагогических исследований на развитие методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

(К.Ф. Лебединцев, И.А.Френкель, Л.А. Яблоков, Н.А. Менчинская, З.С. Пигулевская, А.М. Леушина, В.В.Давыдов, Л.С. Метлина, А.А. Столяр, Р.Л. Непомнящая и др.).

Современные исследования в области формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (А.В. Белошистая, Т.И. Ерофеева, З.А.Михайлова, Т.Д. Рихтерман, Т.В. Тарунтаева, Е.А. Тарханова, Е.И.Щербакова и др.)

Основные задачи и содержание методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как самостоятельной области педагогики.

Литература основная:

1. Белошистая А.В. Диагностика математического развития дошкольников. М.: Дрофа, - 2008. – 72 с.

2. Белошистая А.В. Математическое развитие и математическое образование дошкольников // Современный детский сад. – 2008. - № 3. – С. 16-26.

3. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс. – 2008. -184 с.

4. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития детей. – Воронеж:МОДЭК, - 2009. – 392 с.
Литература дополнительная:

1. Белошистая А.В. Синонимичны ли понятия «математическое развитие» и «математическое образование» в дошкольном и младшем школьном возрасте // Психология обучения. – 2008. № 1. – С. 47-59.

2. Мындыкану Л.А., Цупикова Е.В. Сенсомоторное математическое развитие детей раннего возраста. - М.: Белый ветер, - 2011. -72 с.

Тема 2. Содержание математического развития ребенка

Особенности предматематической подготовки дошкольников в ДОУ. Генезис математических представлений у детей. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познание».

Дидактические принципы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Средства, методы и приемы формирования элементарных математических представлений у детей в условиях ДОУ. Педагогические условия освоения математических представлений детьми

дошкольного возраста.

Литература основная:

1. Белошистая А.В. Диагностика математического развития дошкольников. М.: Дрофа, - 2008. – 72 с.

2. Белошистая А.В. Математика перед школой. М.: Владос. - 2008.- 68 с.

3. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс. – 2008. -184 с.

4. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития детей. – Воронеж: МОДЭК. - 2009. – 392 с.

Литература дополнительная:

1. Белошистая А.В.Синонимичны ли понятия «математическое развитие» и «математическое образование» в дошкольном и младшем школьном возрасте // Психология обучения. – 2008. № 1. – С. 47-59.

2. Белошистая А.В. Математическое развитие и математическое образование дошкольников // Современный детский сад. – 2008. - № 3. – С. 16-26.

3. Мындыкану Л.А., Цупикова Е.В. Сенсомоторное-математическое развитие детей раннего возраста. - М.: Белый ветер, - 2011. -72 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Тема 1. Понятие детского изобразительного творчества

Современные концепции творчества. Взгляды на детское изобразительное творчество в отечественной и зарубежной педагогике (Е.А. Флерина, Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, К. Риччи, Г. Кершенштейнер и др.).

Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества.

Преемственность в развитии творческих основ личности: развитие творческого воображения, развитие творческого мышления, развитие творческих способностей.

Изобразительная деятельность как важнейшее средство эстетического воспитания, развития чувства формы, цвета, ритма, воображения, восприятия и понимания произведений искусства, средство выражения своего отношения к миру, нравственного воспитания, познания действительности. Изобразительная деятельность как основа художественной культуры.

Развитие у детей способности творческого самовыражения. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании, художественном труде.

Литература основная:

1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности.- М.: Мозаика- Синтез - 2009. – 96 с.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез.- 2009. – 208 с.

3. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность у дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, - 2010. -95 с.

Литература дополнительная:

1. Ривина Е.К. Взаимосвязь ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие детского изобразительного творчества // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 1. С. 113-115.

2. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, - 2008.- 160 с.
Тема 2. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства

Специфика изобразительного искусства как зрительно воспринимаемого искусства, создающего изображение реального и нереального мира на плоскости и в пространстве. Восприятие детьми произведений изобразительного искусства. Значение развития восприятия детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства. Программные задачи по ознакомлению детей с изобразительным искусством.

Принципы и требования к отбору произведений изобразительного искусства.

Этапы ознакомления с произведениями искусства. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному

искусству. Содержание образовательной области «Художественное творчество».

Планирование и организация деятельности по ознакомлению дошкольников произведениями изобразительного искусства в условиях ДОУ.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства с учетом ФГТ к программам.

Литература основная:

1.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности.- М.: Мозаика- Синтез - 2009. – 96 с.

2.Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез.- 2009. – 208 с.

3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолѐте и в машине времени: конспекты занятий в ИЗОстудии / Лыкова И. А. - М.: Карапуз, 2008; Сфера. - 192 с.

4. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность у дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, - 2010. -95 с.

Литература дополнительная:

1. Ривина Е.К. Взаимосвязь ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие детского изобразительного творчества // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 1. С. 113-115.

2. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, - 2008.- 160 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема 1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития

Значение, задачи и предмет теории и методики музыкального воспитания. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоничное развитие ребенка. Значение музыкального искусства в развитии личности ребенка-дошкольника.

Психолого-педагогические исследования проблемы музыкального воспитания и развития (Б.М. Теплов, М.М. Рубинштейн, В.Н. Шацкая, В.Н. Ветлугина, А.Н. Зимина и др.). Эмоциональное, нравственное, физическое и интеллектуальное развитие ребенка средствами музыки.

Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Характеристика условий музыкального воспитания и развития детей.

Литература основная:

1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: ТЦ Сфера. – 2011.- 225 с.

2. Зимина А.Н. Праздники детства. – Мурманск: МГПУ, - 2008. – 129 с.

3. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера. – 2010.- 320 с.

4. Куликова О.Л. Развитие коммуникативных умений дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник, - 2011. - № 1. – Том 1. – С. 251-254.

Литература дополнительная:

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студ.вузов / Зимина А. Н. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 302 с.

2. Соколова В.Н. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства. – Детский сад от А до Я.- 2011. - № 3. – С.30 -35.

3. Когут А.А. Развитие общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности // Актуальные проблемы образования (теория и практика) / Сборник научных трудов / Сост. Брожик Л.В., Рычкова Н.А., Щеголькова А.А. – СПб: «Издательство Инфо-да», 2012, - С. 109-117.

4. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / [Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г.Е. Пентелеева и др.]; под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. - 77 с.

Тема 2. Виды музыкальной деятельности детей

Роль музыкального и жизненного опыта в восприятии музыки. Целостное и дифференцированное восприятие музыки. Эмоциональность и осмысленность восприятия.

Развитие музыкальной деятельности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через содержание образовательной области «Музыка».

Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия. Педагогические условия по развитию музыкального восприятия детей.

Виды музыкальной деятельности, их характеристика. Детское музыкальное исполнительство.

Роль пения в музыкальном и личностном развитии дошкольников. Виды певческой деятельности детей, ее цели и задачи. Взаимосвязь пения с другими видами музыкальной деятельности.

Ритмика (музыкально-ритмические движения), ее виды, цели и задачи. Музыкально-ритмические упражнения и их разновидности. Методы и приемы музыкально-ритмического развития детей. Игра на детских музыкальных инструментах. Характеристика и классификация музыкальных инструментов. Методы и приемы, этапы обучения детей на детских музыкальных инструментах, игре в ансамбле, оркестре. Творческие проявления детей в различных видах музыкальной деятельности.

Литература основная:

1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: ТЦ Сфера. – 2011.- 225 с.

2. Зимина А.Н. Праздники детства. – Мурманск: МГПУ, - 2008. – 129 с.

3. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера. – 2010.- 320 с.

4. Куликова О.Л. Развитие коммуникативных умений дошкольников в условиях музыкально-

игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник, - 2011. - № 1. – Том 1. – С.

251-254. Литература дополнительная:

1. Зимина А.Н. Музыкальное воспитание детей в России. - М. : Пед. о-во России, 2007. - 80 с.

2. Соколова В.Н. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства. – Детский сад от А до Я.- 2011. - № 3. – С.30 -35.

3. Когут А.А. Развитие общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности // Актуальные проблемы образования (теория и практика) / Сборник научных трудов / Сост. Брожик Л.В., Рычкова Н.А., Щеголькова А.А. – СПб: «Издательство Инфо-да», 2012, - С. 109-117.


страница 1 ... страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16


скачать

Другие похожие работы: