NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАЗДЕЛ 3. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ



Ситуационная задача № 1.

Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Оиа пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды.
Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички»... И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:
— Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!
Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.
— Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!
— Кто посмел?
— Может быть, это малыши?
Дети наперебой высказывали свои предположения.
Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.
— Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.
Воцарилась тишина.
— Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей?
...Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:
— Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко... Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно... А потом... Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!

1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт?
2. Какие чувства испытывала девочка?
3. Сравните избранный вами прием воздействия с воздействием воспитательницы, описанным в книге Л. Ф. Островской «Надо ли наказывать детей» (М., «Просвещение», 1967, стр. 89—90). 

Ситуационная задача № 2.

Мальчик старшего дошкольного возраста — Валерик — принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга сбыла в красивой обложке и со множеством цветных картинок.
Ребята сразу окружили Валерика, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Валерика, и порвал ее.
Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:
— Я не виноват! Не надо было Валерику так крепко ее держать, она и не порвалась бы...
— По-твоему, значит, виноват Валерик? А как вы, ребята, считаете? — обращается воспитательница ко всем ребятам.
Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:
— Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!
— Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так...
Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.
Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Валерику, взял за руку и сказал:
— Не сердись на меня... Я ведь не хотел, чтобы так случилось...
(Л. Ф. Островская. Надо ли наказывать детей. М., «Просвещение», 1967, стр. 69—70.)

1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.

2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации? 
Ситуационная задача № 3.
Как-то несколько ребят (4—6 лет), которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:
— А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)
— Зачем? — заинтересовался Вова. — Она и так воспитательница.— И после небольшого раздумья:— Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?
(Б. Леонидова. Зову в страну Детства. «Известия» от 20 октября 1966 г.)

        1. О чем свидетельствует этот разговор малышей?

        2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении? 


Ситуационная задача № 4.
Перед самым отъездом на дачу в старшую группу пришла шестилетняя Иринка. Она была общительна, охотно включалась в коллективные игры. Во время первых прогулок в лес Иринка начала уединяться. Оказалось, что она подолгу могла любоваться найденным цветком, жучком, бабочкой.
Воспитательница начала обращать внимание детей на красивые деревья, цветы, листья, пролетавших бабочек.
Девочка не отходила от воспитательницы и поминутно обращалась к ней, показывая ей что-то необыкновенно красивое, спрашивала о животных и птицах, которые живут в этом лесу, чем они питаются, что делают белочки летом, есть ли здесь ежи и т. д.
Когда дети усаживались послушать новый рассказ, Иринка всегда просила воспитательницу прочитать что-либо о животных или птицах. После возвращения с дачи девочка охотно трудилась в живом уголке детсада.
Однажды в беседе с детьми она высказала большое желание иметь дома свой аквариум и ухаживать за разными рыбками. Услышав это, воспитательница не замедлила рассказать маме о мечте дочери. Она посоветовала поддерживать возникший у девочки интерес к природе.
Через некоторое время Иринка с сияющими глазами сообщила:
— А у меня дома тоже есть аквариум.
Когда она пошла в школу, то с большим увлечением читала книги о животном и растительном мире, проявляла повышенный интерес к ботанике и зоологии, стала самым активным юннатом.

1. Что помогло развить возникший у Иринки интерес к природе?
2. Как бы вы строили работу с детьми, проявляющими интерес к природе (в условиях сельской и городской местности)? 

Ситуационная задача № 5.

Застенчивая Юля Г., в отличие от других детей, долго не могла привыкнуть к коллективу, ие принимала участия в занятиях, играх и других видах деятельности.
После приезда детсада с дачи все стали замечать много нового в ее поведении: исчезли робость и застенчивость, девочка стала участвовать в играх. Но на занятиях она по-прежнему была пассивной: никогда не выступала сама и не отвечала по вызову воспитателя.
В дальнейшем выяснилось, что ее пассивность является только внешней. На занятиях она довольно внимательна, но никак не решается выступить. Возникающие у нее интересные и содержательные вопросы задавала сидящая рядом Алла.
Для привлечения Юли к участию в занятиях воспитательница использовала замеченную ею общительность девочки в обыденной жизни, в быту. Увидев, что Юля пришла в детский сад раньше других, она попросила ее помочь наклеить картину на картон. Когда все было готово, воспитательница задала Юле несколько вопросов по содержанию картины.
Ответы были обстоятельные и интересные. Воспитательница выразила одобрение и сказала, что о картине девочка расскажет всем на занятиях.
Это было первое выступление Юли, подготовленное заранее. Дети выслушали его с большим интересом. Во время рассказа Юля волновалась, краснела, сбивалась, но рассказ довела до конца.

(Я. И. Ковальчук. Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста. Минск, 1962, стр. 20.)

1. Как был осуществлен воспитательницей индивидуальный подход к Юле? Укажите все приемы.
2. Какое влияние на Юлю мог оказать такой подход воспитательницы? 

Ситуационная задача № 6.
Вова (3 года 6 мес.) охотно ходит в детский сад. Но однажды он закапризничал. Бабушка раздевает его в вестибюле, а он нричит, топает ногами.
Воспитательница попробовала заговорить с мальчиком, но он даже не посмотрел в ее сторону. Она попросила бабушку уйти домой. Бабушка ушла, а Вова продолжал кричать. Тем, кто был в вестибюле, воспитательница сказала:
— Как это случилось, что вместо Вовы бабушка привела к нам другого мальчика? Вова так никогда не плакал и не кричал.
Тут Вова перестал плакать, посмотрел на всех и авторитетно заявил:
— Нет, я Вова.
— Если ты Вова,— сказала воспитательница,— то сейчас разденешься и придешь в группу.
Минут через десять он вошел в группу, и воспитательница послала его умываться.
— А теперь я Вова? — спросил мальчик.

Дайте определение и обоснование использованных воспитателем приемов воздействия на мальчика. 
Ситуационная задача № 7.
Бабушка консервировала ягоды, а шестилетний Вася не отходил от стола, где она работала. Его интересовала и машинка, и отвертка, и сам процесс укупорки, который у нее плохо получался: горячие банки обжигали ей руки, машинка не всегда срабатывала.
Но когда удавалось сразу закрыть банку, они вместе радовались. Вася бурно приплясывал, хлопал в ладоши и пел «тра-та-та, тра-та-та».
Вдруг куда-то исчезла отвертка — маленький металлический треугольник, которым бабушка все время пользовалась. Минуту назад она видела ее у Васи в руках и решила, что затерял ее он. Вася отрицал это, но бабушка, продолжая искать отвертку, обрушилась на него с упреками.
Безуспешно пошарив с ней под столом, Вася как-то сник, замолчал и вдруг исчез. А бабушка вскоре нашла отвертку в кармане своего фартука. Ей стало не до банок...
«Где Вася? Что он сейчас чувствует?» — подумала она и пошла в дом искать его.
Еще с порога бабушка увидела Васю, стоящего у окна. Он водил пальцем по стеклу и, хотя слышал, как она вошла, не оглянулся. Ей стало понятно, что он обижен, огорчен.
— Вася,— позвала она.
Мальчик оглянулся и снова отвернулся к окну. В его глазах были слезы.
— Прости меня, мой голубчик,— сказала бабушка, подойдя ближе,— я сердилась, не верила тебе, а ведь ты совсем не виноват! Отвертка оказалась в моем кармане... Как нехорошо это у меня получилось!
Она положила руку на его плечо, а он порывисто повернулся к ней, и в его глазах, еще блестевших от слез, были удивление, радость и благодарность.
— Ничего, бабушка,— сказал он, прильнув к ней.
(Е. Ф. Шершенева. Об уважении. «Дошкольное воспитание», 1968, № 2, стр. 60—62.)

1. Укажите, какие ошибки совершила бабушка и какие последствия могли они вызвать.
2. Что помогло бабушке исправить эти ошибки?
3. Какие чувства переживал Вася? Почему он плакал?
Ситуационная задача № 8.

Дети приехали на дачу. Сколько интересного вокруг! Все, что зимой видели на картинках, теперь можно потрогать руками. Можно сорвать ромашку, покормить и погладить кроликов, найти в траве божью коровку и даже посадить ее на руку.
Дети весело отдыхают, бегают, резвятся. А от внимательного взгляда воспитательницы ничто не ускользает.
Юра что-то невесел. Насуплены брови. Он не замечает окружающего.
— Юрочка, иди-ка сюда! — говорит воспитательница. Глядя себе под ноги, мальчик подходит к Ирине Васильевне.
— Что случилось? Обидел тебя кто-нибудь? Юра молчит.
Ирина Васильевна нежно привлекает мальчика к себе.
— Ты мне все-таки скажешь, что случилось?
— Соскучился... по маме.
Мальчик доверчиво смотрит темными глазами и добавляет тише, почти шепотом:
— Я очень хочу увидеть маму и бабушку.
— Вот что, Юрик, сегодня после работы я поеду в город и привезу тебе от мамы письмо. Согласен?
Юра кивает головой.
— А теперь иди и поищи в траве кузнечика. Вечером воспитательница выбрала самую красивую открытку и написала на ней: «Дорогой Юрочка! Ты, пожалуйста, не скучай без нас. Загорай и отдыхай хорошенько. Мы скоро приедем к тебе в гости. Крепко целуем. Мама и бабушка».
Утром Юра долго рассматривал открытку и улыбался. Он спрятал ее под подушку и перед сном «прочитал» еще раз. (С. Емельяненко. Открытка. «Дошкольное воспитание», 1965, № 7, стр. 106.)

Дайте оценку воспитательным приемам Ирины Васильевны. 
Ситуационная задача № 9.

— Коля, Коленька! Не бегай так быстро, упадешь,— кричала молодая женщина, по-видимому, мать.
Запыхавшись, Коля присаживался на скамейку, но через несколько минут снова вскакивал, бегал по аллее, прыгал, пытаясь дотянуться рукой до ветки молодого деревца, схватил катившийся мимо чужой мяч и ударил по нему ногой так, что мяч полетел в дальний конец аллейки. За это мальчику попало от владельца мяча. Коля громко заревел. Впрочем, через две минуты слезы высохли, и он вместе с обидевшим его мальчиком играл в футбол.
— Вот беда-то. Замаешься с таким,— сочувственно заметила женщина. Отложив вязание, она тоже наблюдала за Колей.— Нет, я бы такого и нянчить не стала. То ли дело мой птенчик: сидит спокойненько с бабушкой, голубчик мой ненаглядный. Любишь бабушку, Сашенька?
Саша сидел, прислонившись к бабушке, и наблюдал за бегавшими ребятишками.
— Иди и ты поиграй с ними, Саша!
Саша ничего не ответил и не сделал никакой попытки слезть со скамейки.
— Ну их, озорников, пускай бегают,— говорит бабушка, а Сашенька у меня золотой ребенок. Я с ним и обед успеваю приготовить, и в комнате убрать. Дам ему кубики или катушки, он и сидит тихонько. Да, спокойный мальчик, не то что этот озорник.
(Л. В. Писарева. Подвижные и «заторможенные» дети. Сб. «Поговорим о иаших детях», под ред. Е. И. Волковой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959, стр. 47—48.)

1. Права ли бабушка в оценке поведения Саши?
2. Как следует воспитывать подвижных и малоподвижных детей? 

Ситуационная задача № 10.

«Есть дети,— жалуются воспитатели,— которые спокойно не могут пройти по комнате. То у них стул перевернется, то они сдвинут стол или зацепят кого-нибудь».
(А. Ф. Колесникова. О воспитании привычек. «Дошкольное воспитание», 1958, № 1, стр. 47.)

1. В чем причина таких движений малыша?
2. Какой совет по этому поводу дает А. С. Макаренко? 
Ситуационная задача № 11.

Среди взрослых распространено мнение, что не только купания в водоемах, но и частые ванны пагубно отражаются на организме ребенка, ослабляют его, особенно замедляют прибавку в весе.
(И. Ю. Давыдов. Физическое воспитание дошкольника. М., «Советская Россия», 1959, стр. 72—76.)

1. Согласны ли вы с таким мнением?
2. Какие цели преследует купание в открытом водоеме?
3. Как подготовить детей к купанию?
4. Когда и как следует проводить купание детей?
5. Как и какие другие средства закаливания в повседневной жизни можно использовать? 
Ситуационная задача № 12.
Во время обеда воспитательница делает замечания детям, чтобы они не ставили локти на стол, а сама, не замечая этого за собой, делает то же.
Мальчик говорит тихонько соседу: «А Анна Ивановна сама локти поставила на стол».
(А. Кириллова. К вам обращаюсь я, молодые работники. «Дошкольное воспитание», 1960, № 6, стр. 76—77.)

Какие педагогические выводы вы можете сделать? 

Ситуационная задача № 13.

Воспитательница, уложив детей в кроватки во время дневного отдыха, пошла поговорить с приятельницей. Шалуны, воспользовавшись этим, разбудили почти всех детей. Поднялся шум, беспорядок. Пришла воспитательница и в наказание за нарушение порядка заставила детей лежать в постели дольше обычного.
Утром, во время сбора, дети остались в группе одни, и заняться им было нечем: настольные игры и игрушки с вечера были убраны в шкаф. Дети шумели, шалили. Гена и Олег подрались. Воспитательница старалась разобраться, кто виноват, и, не выяснив, наказала обоих.

1. Проанализируйте поведение воспитательницы и детей.
2. Как следует организовать дневной отдых детей и утренний сбор? 
Ситуационная задача № 14.

Многие родители полагают, что, чем упитаннее ребенок, тем он здоровее. Пухлое лицо, круглый животик и толстые ручки — таким мечтают видеть своих детей многие матери.
Иные родители все свои заботы и волнения по поводу здоровья детей часто проявляют и высказывают в присутствии детей и в разговоре об этом с ними. Дети то и дело слышат от любящих матерей такого рода предостережения: «Закутайся лучше, а то простудишься», «Не стой у окна, еще продует тебя», «Если дождик пойдет, беги домой, а то промочишь ножки и заболеешь» и т. д.
Или же засыпают ребенка чуть ли не ежедневно тревожными вопросами: «Не болит ли у тебя головка, животик? Почему ты сегодня плохо спал? Нет ли у тебя жара?»
(Е. А. Аркин. Воспитание ребенка-дошкольника в семье. М., Учпедгиз, 1947, стр. 25—26.)

1. Как сказывается такое отношение родителей к детям на их поведении и здоровье?
2. Составьте рекомендацию для родителей о том, какие средства они должны использовать для укрепления здоровья детей? 

Ситуационная задача № 15.

Воспитательница, которая впервые вела группу маленьких детей, хотела сразу добиться многого в воспитании культурных привычек. Она делала бесконечные замечания: «Не так держишь ложку! Ешь аккуратно, опять пролил на скатерть!», «Съешь все, иначе не выпущу тебя из-за стода!», «Облил кофточку, вот будешь ходить так весь день, и все будут видеть, что ты грязнуля!».
(А. Яковлева. Воспитание у детей навыков и привычек культуры еды. «Дошкольное воспитание», 1958, № 8, стр. 27—28.)

1. Какие навыки культурного поведения за столом следует воспитывать у малышей?
2. Дайте анализ приемов воспитательницы. 

Ситуационная задача № 16.

В начале года, когда маленькие дети приходят в детский сад, воспитательница показывает, как одевать и раздевать куклу, вешать ее вещи на место.
(Л. Г. Пивнева. О культуре поведения детей младшей группы. «Дошкольное воспитание», 1958, № 8, стр. 18.)

1. С какой целью воспитательница демонстрирует одевание и раздевание куклы?
2. В чем заключается педагогическая ценность данного приема? 

Ситуационная задача № 17.

В старшей группе было проведено экспериментальное занятие по обучению детей прыжкам. В зал по одному приглашали ребят и предлагали им выполнить прыжок в длину с места, а предварительно рассказать, как это делать. После прыжка ребенок оставался для наблюдения за выполнением прыжка следующим товарищем. На этом задание кончалось.
Анализ выполнения прыжков детьми показал, что движение им знакомо, но они не владеют правильным навыком прыжка в длину с места, хотя в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» начали учиться этому на пятом году.
У детей имелись расплывчатые представления о движении, они не могли дать четкий анализ движения с помощью слова. Например, они говорили, что нужно приготовиться, оттолкнуться, приземлиться, а как приготовиться, как оттолкнуться, они не могли ни объяснить, ни показать.
(«Дошкольная педагогика». «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 319, 1967, стр. 77—88.)

1. Объясните причину плохой координации и неточности движений детей.
2. Какой показ и объяснение воспитателя создадут у детей наиболее осознанные двигательные представления?
3. В какой последовательности нужно планировать материал, для того чтобы воспитатель на каждом занятии мог давать краткий, но четкий анализ движений?
4. Как добиться максимальной связи между мышечным чувством и словом? 

Ситуационная задача № 18.

В первом варианте от детей требовалось вместе перебраться на другой берег, не намочив ног, т. е. только по дощечкам. Игра была организована следующим образом.
Дети уселись на скамье с одной стороны комнаты. На полу было отмечено чертой болото шириной 4—5 м. Двум детям педагог давал по две дощечки (40X25 см). Им надо по этим дощечкам-мостикам обоим перейти на другой берег (воспитатель объяснил и показал, как выполнять движения).
Каждый ребенок клал одну доску на землю, осторожно переступал по ней, а другую держал в руке. Затем клал вторую в направлении движения, шел дальше и т. д. Когда дети подходили примерно к середине болота, создавалась ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплывает (педагог в это время палочкой подтягивал ее к берегу).
Таким образом, один мог продолжать двигаться вперед, а другой, если его не выручал из беды товарищ, должен был остаться один на болоте. Детям еще раз напоминалось о поставленной задаче: им вместе нужно перебраться на другой берег, не намочив ног, т. е. только по дощечкам.
Играющим предоставлялась возможность принимать решение и действовать самостоятельно. Из 28 детей только трое, заметив беду сверстника, остановились, стали оглядываться на него и принимать решение. Двое, перебравшись на другой берег, стали подталкивать дощечку стоящему на болоте. Третий придумал остроумный способ: отдал свою вторую доску товарищу, и так, передавая друг другу доску, они оба добрались до противоположного берега, не намочив ног. Остальные дети спокойно переходили на другой берег, не обращая внимания на товарища, попавшего в беду.
Во втором варианте задание было то же, но оно усложнялось — вносился элемент соревнования: кто быстрее переберется через болото, не намочив ног? При этом каждому из играющих давалось три доски, длина болота несколько увеличивалась.
Во втором варианте дети проделывали то же. Каждый спешил первым перебраться на другой берег. Лишь отдельные дети, как бы подбадривая товарища, попавшего в беду, говорили: «Сейчас перейду и дам». Перебравшись на другой берег, подталкивали дощечку ожидающему.
(В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1968, стр. 80— 82.)

1. Почему так мало детей обратили внимание на товарища, попавшего в беду, почему не были активны их мысли, чувства и действия?
2. С какой целью взрослый не подсказывал детям верный путь решения задачи в игре?
3. Как организовать жизнь детей указанной группы с целью формирования у них дружеской взаимопомощи? 

Ситуационная задача № 19.

Вова — мальчик семи лет, высокий, худенький, ловкий, быстрый, с довольно хорошим умственным развитием, но чрезвычайно нервный (неблагополучные взаимоотношения в семье).
Вова любит играть с детьми, но не всегда ладит с ними: то ссорится, выражая недовольство чем-то, то обижается и выходит из игры. Довольно трудолюбив, но у него не всегда хватает терпения довести работу до конца. Дети относятся к Володе все же хорошо за его умение рассказывать сказки и рассказы, за увелеченность игрой, за то, что он хорошо лепит.
(В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1968, стр. 117— 122.)

Как организовать положительные взаимоотношения ребенка с товарищами, упражнять его в нравственных поступках, опираясь на сильные стороны ребенка, на его умения? 

Ситуационная задача № 20.

Опытная воспитательница оценивает поведение детей во время одевания, после дневного сна и в полдник. Примеры оценок даны в том порядке, как они были сделаны воспитательницей по ходу действий детей.
— Вова, тебе помочь? Ты одеваешься медленно.
— Костя, а почему ты маму так грубо называешь — мамка? У тебя такая хорошая мама, она столько для тебя хорошего делает.— Мальчик краснеет.
— Васенька, ты медленно одеваешься, ты ведь можешь побыстрее руками работать. Ты же можешь все быстро делать, ты — ловкий. Я видела, как ты вчера на физкультурных занятиях все делал.— Мальчик смущается и начинает одеваться быстрее.
Митя подходит к воспитательнице и жалуется на мальчиков.
— А что нужно делать? Ты это мне должен говорить или детям? — спокойно спрашивает у него воспитательница.
— Детям,— отвечает Митя и идет к мальчикам договариваться.
Коля пытается пройти в дверь, а там стоит наблюдатель (экспериментатор).
— Коля, что ты должен сказать, когда тебе нужно пройти?
— Разрешите, пожалуйста,— говорит Коля и проходит.
— Сережа, ты разве не знаешь правила, если один рассказывает, его не перебивают, а слушают,— говорит воспитательница.
К полднику накрыт стол. Все дети спокойно и тихо садятся за столы. Воспитательница видит неубранные шашки.
— Дети, кто играл в шашки?
— Я,— отвечает Саша.
— Саша? Поиграл — убери,— строго говорит воспитательница.
Саша убирает шашки и идет к столу.
— Саша, тебя следует вернуть. У тебя не в порядке костюм, и ты потерял платок.
Саша кладет в карман платок, поправляет рубашку и садится за стол.
— Боря, ты совсем некрасиво сидишь. Боря садится прямо.
Большинство детей вышло из-за стола. Воспитательница обращается к оставшимся:
— Некоторые дети много времени теряют, сидят и не едят. Я буду ждать вас еще минуточку. Пора, пора кончать.
Воспитательница разговаривает с детьми негромко, спокойно, неторопливо, без раздражения. Речь хорошо интонирована (передаются удивление, укоризна, строгость).
Неопытная воспитательница оценивает поведение детей во время подготовки к утренней гимнастике, проведения завтрака. Предлагает детям собираться на утреннюю гимнастику. Часть детей уже встала в колонну, а шестеро продолжают убирать игрушки (времени на уборку было мало, и они не успели все убрать).
— Адик, я жду. Тоню тоже жду,— с раздражением говорит воспитательница, идет к детям и сама убирает игрушки.
Дети вошли в зал. Саша проходит в зал последним и хочет встать на свое место в колонне. По установленному в группе порядку опоздавший должен встать в конце. За нарушение этого правила воспитательница наказывает Сашу: предлагает ему сесть на стул.
Все дети делают упражнения, кроме Адика. Адик худенький, болезненный мальчик, с плохой координацией движений, с рассеянным вниманием. Он не успевает вместе с детьми делать упражнения.
— Адик, делай вместе со всеми, а то вот сюда придешь,— громко, с раздражением говорит воспитательница, указывая место, где сидит наказанный Саша.
Адик пытается делать упражнения, но у него все выходит не так, как у всех детей.
— Все равно ноги неправильно,— говорит воспитательница.
Адик перестает делать упражнение.
— Делай вместе со всеми, а то отдельно будешь делать,— угрожает она.
Все дети выполняют последние упражнения неорганизованно.
— Вот у Вовы не получается, у Ларисы не получается, у Коли не получается,— констатирует воспитательница.
Гимнастика закончена. Дети идут в умывальную комнату.
— А вы двое сядьте здесь,— обращается воспитательница к ранее наказанному Саше и Адику.
— Все будут есть, а я с вами буду заниматься. Мальчики остаются сидеть в зале, а воспитательница уходит с детьми в умывальную комнату. Дети сели завтракать.
— Я сейчас у всех проверю, где стоят ноги,— с угрозой в тоне говорит воспитательница.
— Где ноги? Где твои ноги? — резким голосом спрашивает она у детей и сама подвигает к столу стулья, на которых сидят дети. Громко и раздраженно она обращается к детям:
— Локти со стола убрать! Каждый день об одном и том же! Локти на столе держать некрасиво! Чтобы у меня с кашей никто не сидел. Скорее, Вова! Большие дети, a сидят с этой кашей, как младенцы. Чтобы сейчас у тебя каши не было!
Входит опоздавшая девочка.
— Чтобы в следующий раз у тебя опозданий не было.
Через 5—7 минут после начала завтрака Адик получает разрешение сесть за стол. Воспитательница обращается к Адику:
— Хотела тебя без завтрака оставить, да уж ладно. Адик что-то шепчет соседу.
— Это кто, Адик? Адик, ты как ешь! Придется брать кашу и идти к малышам учиться кашу есть. Убери локти со стола! Свои грязные локти на чистую скатерть ставит,— подходит и резким движением снимает его локти со стола.
Иногда воспитательница громко и с раздражением называет фамилии детей: «Петров! Чижов!» В такой форме ею высказывается порицание. Дети шумят. Воспитательница кричит, но на ее замечания никто не реагирует.
(«Дошкольная педагогика». «Ученые записки ЛГПИ нм. А. И. Герцена», т. 270, 1964, стр. 56—69.)

1. Сравните методику использования отрицательных оценок двумя воспитательницами.
2. Чем объясняется меньшее применение отрицательных оценок опытными воспитателями по сравнению с неопытными?
3. В каких случаях опытные воспитатели пользуются отрицательной оценкой, как они поступают, если дети нарушают правила поведения? 

Ситуационная задача № 21.

Нина (3 года 3 мес.) пятый день в детском саду. Войдя в группу, девочка облюбовала себе куклу. Девочка села на ковер, нежно взяла куклу на руки, смотрит ей в глаза, мило улыбается.
Нине не понравилось, что кукла небрежно одета. Она переодевает куклу, приглаживает косички, с трудом натягивает на ножки куклы тапочки.
В это время подошла Зина и стала отбирать куклу. Нина не дает, говорит с негодованием:
— Я сама хочу, я еще не одела ее.
Зина вырывает куклу. Воспитательница, желая наладить отношения между двумя девочками, предлагает Нине отдать куклу Зине:
— Отдай, Ниночка, куклу Зине, ведь ты ее уже держала.
Нина послушная девочка, для нее воспитательница — авторитет, поэтому она отдала куклу.
Воспитательница довольна и записывает, что дети уже научились друг другу уступать, и т. д. Однако передача куклы Зине вызвала у Нины чувство недовольства и неприязни. Оставшись на своем месте на ковре без куклы, она с завистью смотрит на Зину, а потом, когда воспитательница отошла, громко говорит:
— Какая ты плохая, противная,— и отворачивается от нее. Спустя некоторое время Нина спросила у воспитательницы:
— Моя мама скоро придет?
(«Дошкольная педагогика». «Ученые записки. ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 270, 1964, стр. 13—18.)

1. Дайте оценку действиям воспитательницы и детей.
2. Нужно ли с первых дней пребывания детей в младшей группе предъявлять к ним требования самоограничения? Дайте обоснование.
3. Как следует воспитывать у малышей добровольную уступчивость, соблюдая при этом определенную последовательность. 
Ситуационная задача № 22.

Мама заметила, что посаженные на балконе цветы кем-то оборваны. Кем, догадаться было нетрудно: у кукол на столе стоял букетик цветов. Мама сделала строгое замечание дочери Симе.
Через несколько дней, как только на балконе стали распускаться новые цветы, все повторилось снова: опять у кукол на столе стоял букетик цветов. Мама рассказала об этом воспитательнице старшей группы детского сада. Вечером, когда ребята выходили из-за стола после ужина, она сказала:
— Завтра мы будем собирать на нашем участке цветочные семена, у нас большой урожай в этом году. А ранней весной мы посеем их, и у нас вновь будет много цветов.
Потом воспитательница пообещала, что тем ребятам, которые хорошо ухаживают за цветами дома, она даст немного семян, чтобы посеять их у себя на окне или на балконе.
Послышались детские голоса: «Я хорошо ухаживаю», «Дадите мне?», «А мне?» Только Сима молчала, опустив голову.
Когда мама пришла за Симой, девочка бросилась ей навстречу.
— Мамочка, пожалуйста, не говори, что я обрываю цветы на балконе. Я так не буду больше делать!
(Л. Ф. Островская. Надо ли наказывать детей. М., «Просвещение», 1967, стр. 83—84.)

1. Дайте оценку педагогических приемов матери и воспитательницы.
2. Какими еще методами можно воспитывать у ребенка ответственность за свои поступки?
3. Приведите примеры эффективных методов и приемов воспитания ответственности у детей. 

Ситуационная задача № 23.

Мать сняла с девочки пальто, шапочку, шарфик, внесла ее в комнату и осторожно опустила на пол, а она вдруг — бряк!— и улеглась. Мать испугалась.
— Доченька, что это ты? Упала? Ну, встань скорее.
Девочка лежит.
— Миленькая, что с тобой? Подымайся!
Девочка лежит и смотрит на мать. Мать пытается ее поднять — дочка начинает брыкаться. Мать настаивает — она в слезы. Прикрикнула — еще хуже.
Все советуют, суетятся, уговаривают. Одна только девочка невозмутимо лежит на полу, барабанит ногами.
(Л. Л. Додон. Сборник задач и упражнений по педагогике. М., Учпедгиз, 1959, стр. 98—99.)

1. Объясните мотивы такого поведения девочки.
2. Как следует реагировать на это взрослым? 

Ситуационная задача № 24.

«Однажды возвращались мы с прогулки поздно вечером, — вспоминает Тимур Гайдар, сын замечательного советского писателя Аркадия Гайдара.— Было темно, и маленький пролесок, что стоял на дороге к дому, казался дремучим лесом. Совсем страшно стало мне, и я взял отца за руку.
— Э-ге, Тимурик! Да ты, кажется, перетрусил? — опросил он.
— Нет, папка, я не перетрусил. Мне только чуточку страшно.
— Ну, тогда иди один вот до того поворота. Стой там и жди меня, не оглядываясь.
Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и пошел вперед по белевшей в темноте дороге. Подошел к повороту, остановился, жду. Темно кругом. Где-то лягушка у ручья квакает. В кустах что-то, хрустнуло, но я стою твердо. Вот позади раздаются шаги, и отец, подойдя ко мне, сажает меня на плечо!»
(Н. И. Болдырев. О роли примера в воспитании детей. М., Учпедгиз, 1951, стр. 79—80.)

1. Какую цель преследовал отец?
2. Приведите примеры удачных приемов преодоления у детей чувства страха. 

Ситуационная задача № 25.

В уголке природы старшей группы детского сада у попугаев вывелись птенцы. Много радости было у детей, когда птенцы вылетели из гнездышка. Дети заботливо ухаживали за ними. Но когда дежурными по уголку были Сережа и Петя, попугаи нередко оставались голодными. Придя утром, ни тот, ни другой не вспоминали, что надо кормить птиц.
Как-то воспитательница сама убрала клетку и накормила попугаев, а после завтрака рассказала о поведении Пети и Сережи всем детям. Дети возмутились:
— Попугаи же могут умереть с голоду! Сереже и Пете было очень стыдно.
В последующие свои дежурства они приходили в детский сад рано и тщательно делали все, что нужно. Однажды они подошли к воспитательнице и смущенно попросили:
— Александра Ильинична, расскажите ребятам, что мы сегодня хорошо работали.
(«О воспитания дошкольников в семье». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963, стр. 70.)

1. Что побудило Сережу и Петю просить воспитательницу рассказать в группе об их хорошей работе?
2. Приведите примеры удачного использования взрослыми общественного мнения в формировании моральных чувств и поступков детей. 

Ситуационная задача № 26.

«Однажды возвращались мы с прогулки поздно вечером, — вспоминает Тимур Гайдар, сын замечательного советского писателя Аркадия Гайдара.— Было темно, и маленький пролесок, что стоял на дороге к дому, казался дремучим лесом. Совсем страшно стало мне, и я взял отца за руку.
— Э-ге, Тимурик! Да ты, кажется, перетрусил? — опросил он.
— Нет, папка, я не перетрусил. Мне только чуточку страшно.
— Ну, тогда иди один вот до того поворота. Стой там и жди меня, не оглядываясь.
Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и пошел вперед по белевшей в темноте дороге. Подошел к повороту, остановился, жду. Темно кругом. Где-то лягушка у ручья квакает. В кустах что-то, хрустнуло, но я стою твердо. Вот позади раздаются шаги, и отец, подойдя ко мне, сажает меня на плечо!»
(Н. И. Болдырев. О роли примера в воспитании детей. М., Учпедгиз, 1951, стр. 79—80.)

1. Какую цель преследовал отец?
2. Приведите примеры удачных приемов преодоления у детей чувства страха. 

Ситуационная задача № 27.

Одни воспитатели считают, что нельзя оставлять без внимания малыша и в том случае, если он обращается к вам во время вашего разговора со взрослыми.
Другие возражают, считая, что надо приучать детей относиться к взрослым вежливо, не перебивать их разговора.

А как вы думаете? Выскажите свои доводы за и против. 

Ситуационная задача № 28.

«Однажды возвращались мы с прогулки поздно вечером, — вспоминает Тимур Гайдар, сын замечательного советского писателя Аркадия Гайдара.— Было темно, и маленький пролесок, что стоял на дороге к дому, казался дремучим лесом. Совсем страшно стало мне, и я взял отца за руку.
— Э-ге, Тимурик! Да ты, кажется, перетрусил? — опросил он.
— Нет, папка, я не перетрусил. Мне только чуточку страшно.
— Ну, тогда иди один вот до того поворота. Стой там и жди меня, не оглядываясь.
Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и пошел вперед по белевшей в темноте дороге. Подошел к повороту, остановился, жду. Темно кругом. Где-то лягушка у ручья квакает. В кустах что-то, хрустнуло, но я стою твердо. Вот позади раздаются шаги, и отец, подойдя ко мне, сажает меня на плечо!»
(Н. И. Болдырев. О роли примера в воспитании детей. М., Учпедгиз, 1951, стр. 79—80.)

1. Какую цель преследовал отец?
2. Приведите примеры удачных приемов преодоления у детей чувства страха. 

Ситуационная задача № 29.

Однажды воспитанница старшей группы Тома, которую провожала мать, одетая в спецодежду и с кистью в руках (она маляр), увидев педагога, стала торопливо прощаться с матерью у подъезда. Воспитательница спросила девочку, почему мама не проводила ее в группу. Тома смутилась, а затем сказала: «Она грязная, дети будут смеяться».
По просьбе воспитательницы мать Томы пришла в детский сад. На ней было нарядное платье. Она рассказала детям, как красила комнаты в их детском саду, показала расписные потолки и спросила: нравится ли детям ее работа.
После одобрительного отзыва детей она спросила, надевают ли они фартуки или халаты, когда дежурят, лепят из глины или рисуют красками. Объяснила, почему маляры во время работы надевают специальную одежду.
(Е. И. Папковская. Общее дело. «Дошкольное воспитание», 1960, № 6, стр. 67.)

1. С какой целью воспитательница пригласила в группу мать Томы?
2. Какие чувства могут возникнуть у Томы в результате разговора ее мамы с детьми? 

Ситуационная задача № 30.

Мать пятилетней Наташи говорит: «Наташа у меня трудолюбивая. За какую работу бы я ни взялась по дому, она всегда тут как тут: старается мне помочь. Но какая от нее помощь? Вместо помощи — одна лишь помеха. А если и сделает что, так все равна приходится переделывать. Она же малышка и ничегг не умеет делать как следует. Вот и выставляю ее к подругам, на улицу, чтобы не мешала быстрее управиться по хозяйству»
(И. Ю. Давыдов Физическое воспитание дошкольника М., «Советская Россия», 1959, стр. 49.)

1. Права ли мать Наташи?
2. Дайте совет матери, как правильно организовать трудовое воспитание ребенка в семье. 

Ситуационная задача № 31.

Большинство детей подготовительной группы находилось в детском саду четыре года. Они были достаточно подготовлены к тому, чтобы изображать в рисунках многообразные предметы, о которых раньше им рассказывали.
На одном занятии воспитательница предложила детям рисовать на темы песен, которые они поют на музыкальных занятиях. Для своих рисунков дети остановились на песнях: «Гуси», «На мосточке», музыка А. Филиппенко, «Бабочка», музыка Е. Тиличеевой.
Перед занятием музыкальный руководитель сыграл две песни, выбранные детьми для рисования. Каждый рассказал о песне, намеченной им для рисования.
— Я буду рисовать большое окно, а над ним гнездо и птичку, которая соломинку в гнездышко несет, — говорит Ира.
— А я буду рисовать песню «То березка, то рябина». На одной стороне рябину, потом речку и возле нее куст ракиты.
Во время занятия воспитательница открыла в зал двери, где стоит инструмент, и музыкальный руководитель потихоньку наигрывал мелодии песен, на темы которых рисовали дети. Музыка не отвлекала детей, наоборот, каждый что-то вспоминал о своей песне, дорисовывал какие-то детали, подробности пейзажа.
После занятия воспитательница пригласила в группу музыкального руководителя и предложила узнать по рисункам детей, кто по мотивам какой песни рисовал. Как радовались дети, когда Евгения Михайловна узнавала.
Особенно понравившиеся рисунки она попросила подарить ей на память. Эта просьба вызвала восторг у детей.
(А. Кириллова. Занятия рисованием. «Дошкольное воспитание», 1964, № 1, стр 64—65.)

1. Как сливается на данном занятии обучение и воспитание в единый процесс?
2. Проанализируйте процесс формирования эстетических чувств у детей.
3. Дайте психологическое обоснование влияния средств искусства на восприятие и изображение окружающей действительности. 

Ситуационная задача № 32.

В группе появилась новая игрушка - большая движущаяся ракета. Все обступили ее, рассматривали.
Марина. Посмотрите, зеленая, как свежая трава.
Ира. Гладкая-гладкая.
Тима. Блестящая (поглаживает).
Валерик. Как стекло. 
Света. Ровная и ни одного пятнышка.
Лара. Ой, даже дотронуться страшно, вдруг испачкаю (посмотрела на руки. Вслед за ней и остальные взглянули на свои пальцы).
Валя. А мы замарах не примем. У меня спрашивайтесь играть, я принимать буду.
Игра началась. Дети решили полететь на Луну. Любопытно, как бойкая Валя отбирала пассажиров:
— Куда же ты, Рая, в незастегнутом фартуке. А ты, Вася, прежде чем лезть в ракету, надень тапочки как следует, а то весь задник помял.
Наташа. А мне можно?
Валя. Тебе можно, ты аккуратная. И тебе, Игорек, можно, у тебя руки чистые, лунатикам понравишься. Тоже залезай.
И вот ракета в воздухе. Оставшиеся на земле ребята терпеливо ждут следующей посадки. Воспитательница наблюдает, как будет решена судьба пассажира Сережи, не умеющего следить за своим носом. Как-то к нему отнесутся?
Наконец, подошла его очередь. Марина смотрит на его нос и не пускает в ракету. Сережа смущенно шарит по карманам, но они пусты, платка нет. Тогда Марина протягивает ему свой чистый, выглаженный платок:
— На, вытирай скорее.
Сережа торопливо приводит нос в порядок, и только тогда ему разрешается сесть в ракету. Воспитательница хвалит Марину:
— Молодец, Мариночка, помогла товарищу. Видишь, как он рад, как ему приятно.
Урок не прошел даром. Сережа сам стал следить за собою и за товарищами и в следующий полет не пропустил растрепанную Лену:
— У нее косы лохматые и ленты болтаются. 
(«Эстетическое воспитание детей в игре». М., Учпедгиз, 1963, стр. 28— 29.)

1. Какое влияние на эстетическое воспитание детей оказывает красивая обстановка в группе, в игровом уголке, красивые игрушки, которыми дети пользуются, и порядок во всем?
2. Какие требования предъявляются к эстетическому оформлению групповой комнаты?
3. При каких условиях порядок и красота во всем оказывают действенное влияние на поведение детей? 

Ситуационная задача № 33.

Воспитательница младшей группы провела с детьми ряд игр с дидактической игрушкой матрешка.
В самом начале игра заключалась в том, что воспитательница предложила детям полюбоваться матрешками, расцветками их костюмов, побуждала рассмотреть, какой у каждой матрешки платочек, передничек, а затем дала задание: подобрать одинаковых по цвету матрешек.
В следующей игре «Что там?» воспитательница показала игрушку, привлекла к ней внимание детей и, наконец, раскрыла ее. Появление второй матрешки вызвало радость у ребят. Интригующее предположение воспитательницы: «Там что-то еще есть» — усилило внимание детей.
Последовательно появившихся пять—семь матрешек дети сравнивают. Педагог предлагает ребятам собрать игрушку, помогает им выполнить это задание.
Игра «Где же матрешка?» вновь вызвала у детей радость. Воспитательница взяла большую матрешку и разъединила ее на половинки. Так, последовательно она разъединяла всех матрешек. Получилось много новых игрушек. Воспитательница предложила детям присмотреться к половинкам, а потом подобрать к каждой вторую половинку. Воспитательница вместе с детьми собирает игрушки.
(А. И. Сорокина. Игры с народными дидактическими игрушками. М., Учпедгиз, 1950, стр. 42—43.)

1. Какие дидактические задачи решались воспитателем? Как они постепенно усложнялись?
2. Какие приемы воспитателя вьтывали у детей интерес к игре?
3. Какие вы знаете народные дидактические игрушки? 
Ситуационная задача № 34.

Во время прогулки несколько мальчиков присели возле деревянного ящика. Когда к ним подошла воспитательница, Саша заявил:
— Мы играем в кочегарку!
Вова и Юра собирали уголь, нагружали в машину и подвозили. Потом сгружали и лопаткой бросали уголь в ящик.
Воспитательница обеспокоилась, что дети выпачкаются, но, подумав минуту, сказала:
— Не забудьте после работы вымыть хорошо руки и лицо с мылом, так делают все рабочие.
(З. Д. Ромашкова. Влияние трудовых навыков на поведение детей. «Дошкольное воспитание», 1960, № 1, стр. 27.)

1. Почему воспитательница не нарушила игры?
2. Какое влияние оказывают трудовые навыки на формирование поведения детей в игре? 

Ситуационная задача № 35.

За столом сидит Галя (6 лет) и механически надевает на палочку колеса. Мысль ее в работе не участвует, она находится как бы в дремотном состоянии, и все действия Гали бесцельны, лишены смысла.
— Что ты хочешь сделать? — опрашивает воспитательница.
— Не знаю,— вяло отвечает Галя,— чего-нибудь.
— Как же так? — с удивлением говорит воспитательница.— Когда твоя мама шьет, она знает — платье ей нужно сшить.
Воспитательница знает робость и неумелость Гали, она присаживается к ней, незаметно и постепенно вовлекает ее в обсуждение вопроса: что бы такое сделать для игры? Вместе обдумывают и останавливаются на грузовике для куклы. Галя проявляет большой интерес — оживилась ее мысль, пробудилось желание действовать.
(Е. А. Аркин. Воспитание ребенка-дошкольника в семье. М., Учпедгиз, 1947, стр. 98.)

1. Что помогло опытной воспитательнице пробудить у Гали интерес, оживить ее мысль, желание действовать?
2. В каком направлении следует развивать игровую фантазию ребенка и как это делать? 

Ситуационная задача № 36.

Воспитательница средней группы решила создать условия для игры в «магазин». Дети очень любят эту игру. Они изготовили из пластилина фрукты, овощи, добавили деревянные плоскостные изображения рыб, конфет, и игра началась.
Около продав ца установилась очередь. Интересно было наблюдать, кто как ведет себя в очереди.
Тамаре почему-то захотелось быть старушкой. Прежде чем встать со всеми, девочка надела платок, взяла палочку в одну руку, сгорбилась и заявила:
— Я бабушка.
Вова, не хотевший никого пропускать, спросил:
— Старенькая, да?
— Конечно, бабушки всегда старенькие, — сказала Тома.
— Ну, тогда иди, становись впереди меня. Бабушек надо пропускать, я знаю, — сказал Андрей.
Воспитательница похвалила мальчика:
— Умница, Андрюша, очень хорошо поступил.
(«Эстетическое воспитание детей в игре». М., Учпедгиз, 1963, стр, 25.)

1. В каких поступках и чувствах упражнялись дети в игре?
2. Дайте анализ места и роли воспитателя в руководстве игрой. 

Ситуационная задача № 37.

Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Соблюдение учащимися определенных правил поведения — необходимое условие для успешного обучения на уроках.
Некоторые учителя отмечают хорошую дисциплину выпускников детских садов. Они указывают, что эти дети проявляют организованность и дисциплинированность на уроках, что работу с ними в этом отношении остается только продолжать, но не начинать и устойчивые навыки культурного поведения этих детей помогают постепенно поднять культуру всего класса.
Однако часть воспитанников детских садов ведет себя в школе недисциплинированно. Учителя указывают, что эти дети недостаточно подготовлены к тем требованиям, которые предъявляет школа, они неусидчивы, внимание их неустойчиво, не умеют сосредоточиться, болтливы, излишне импульсивны, настаивают, чтобы их чаще спрашивали, обижаются, что их не вызывают.
(«Дошкольная педагогика», под ред. А. В. Суровцевой. М, Учпедгиз, 1962, стр. 336—337.)

1. Объясните возможные причины этих недостатков в подготовке детей к обучению в школе.
2. Какие выводы следует сделать воспитателям детских садов? 
Ситуационная задача № 38.

Витя и Сережа еще задолго до 1 сентября мечтали о дне, когда они пойдут, наконец, в школу. Много радости и восторга было у мальчиков с приобретением новой школьной формы, портфеля, букваря с красивыми картинками.
У Вити его дошкольное детство не было в полном смысле беззаботным. Его мать одна воспитывала дзоих детей, причем Витя был старшим.
Мальчик как мог помогал матери: мыл посуду, убирал в комнате, нянчил младшего братишку. Мать Вити делилась со старшим сыном всеми своими радостями и горестями, рассказывала ему о своих успехах на работе. Сама малограмотная женщина, она сумела воспитать в сыне большое уважение к книге, учению.
В школе Витя по своему развитию оказался ниже многих сверстников — он не знал ни стихов, ни сказок, плохо рисовал. Но среди первоклассников он выделялся необыкновенно развитым чувством ответственности. И хотя на первых порах мальчик встретился с большими трудностями, но он с большим упорством и старанием преодолевал эти трудности.
Вскоре в клаосе он заслужил любовь и уважение не только своей добротой и отзывчивостью, но и необычайным трудолюбием. Витя стал одним из лучших учеников класса.
Родители Сережи — культурные и образованные люди, но, ссылаясь на занятость, целиком передоверила воспитание сына бабушке, которая не чаяла души в своем единственном внуке. Считая Сережу еще маленьким, она всячески оберегала его от каких-либо обязанностей и поручений.
Сережа довольно развитой мальчик. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. И хотя мальчик пошел в школу с большим интересом и радостью, тем не менее с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Пока домашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он их хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял. Но как только в учебном труде Сережа стал обнаруживать трудности, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.
Родители Сережи были этим очень обеспокоены и стали наказывать сына. В результате мальчик возненавидел школу и отправлялся туда со слезами.
(Т. А. Репина. Готовность ребенка к школе. Сб. «От ноля до семи». М., «Знание», 1966, стр. 254—255)

1. Чем можно объяснить успехи Вити в учебе?
2. Каковы причины неудач Сережи?
3. Что можно сказать о развитии чувства долга и ответственности у одного и другого мальчика?
4. Какова роль чувства долга в учении?
5. Дайте мотивированную оценку подготовки мальчиков к школе со стороны родителей. 

Ситуационная задача № 39.

Некоторые отцы и матери считают, что при подготовке к школе самое главное — это научить ребенка читать.
Вот письмо одной матери.
«Помогите мне, пожалуйста,— пишет она,— посоветуйте, как заставить моего пятилетнего сына научиться читать. Вначале он с охотой взялся за букварь и даже начал быстро складывать слова, а потом вдруг изменил свое отношение.
Я его уговаривала, внушала, сердилась — ничего не помогло. Тогда попробовала наказать. Поставила в угол, а результат все тот же — учиться не хочет, даже плачет. Как тут быть?»
(«Поговорим о наших детях», под ред. Е. И. Волковой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959, стр. 90.)

1. Права ли мать?
2. Посоветуйте матери, когда и как готовить ребенка к поступлению в школу. 
Ситуационная задача № 40.
Четырехлетний малыш приходит утром в детский сад и говорит, что мама читала ему книгу о Ленине. Вечером воспитатель беседует с мамой, спрашивает, какая это книга, просит принести ее в детский сад. На следующий день мальчик принес книгу Н. Богданова «Улыбка Ильича». Рассказы интересные, но для четырехлетнего малыша многое непонятно.
(«Книга —друг ребенка». М., «Просвещение», 1964, стр. 198.)

1. Как тактично объяснить матери, что книга недоступна малышу?
2. Что сделать с книгой, которую мальчик с таким теплым чувством принес в детский сад? 

РАЗДЕЛ 4.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОТВЕТА БАКАЛАВРА НА ИТОГОВОМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЭКЗАМЕНЕ



При оценке качества ответа бакалавра на государственном экзамене учитываются умение выпускником четко и логично излагать ответ, отвечать на вопросы.
Отметка «отлично» ставится, если:

  • Знания бакалавра отличаются глубиной и содержательностью, им дается полный исчерпывающий ответ, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;

  • Бакалавр свободно владеет научными понятиями;

  • Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;

  • Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью бакалавра;

  • Ответ иллюстрируется примерами;

  • Бакалавр демонстрирует умение вести научную дискуссию.

Отметка «хорошо» ставится, если:

  • Знания бакалавра имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; содержание билета раскрывается студентом, однако имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы;

  • В ответе имеют место несущественные фактические ошибки, которые бакалавр способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

  • Недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;

  • Недостаточно логично построено изложение вопроса;

  • Ответ прозвучал недостаточно уверенно, бакалавр не свободно владеет материалом.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если:

  • Знания бакалавра имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью; содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета:

  • Программный материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;

  • Бакалавр не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

  • Нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность представляемого материала;

  • Не отвечает или отвечает неправильно на дополнительный вопрос;

  • Не знает ответа на один из вопросов билета.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:

  • Обнаружено незнание или непонимание бакалавром сущностной части сдаваемой дисциплины;

  • Допускаются существенные фактические ошибки, которые бакалавр не может исправить самостоятельно;

  • На большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена бакалавр затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

  • Не знает ответ на основной вопрос билета.




страница 1 ... страница 13страница 14страница 15страница 16


скачать

Другие похожие работы: